Условия эффективной работы памяти связанные с возможным применением информационных технологий

Условия эффективной работы памяти связанные с возможным применением информационных технологий
Условия эффективной работы памяти связанные с возможным применением информационных технологий

Достаточно важно как консультантам, так и их клиентам научиться достаточно качественно использовать свою память. Этой задаче может способствовать выполнение условий эффективной работы памяти. Приведем те из них, которые связаны с современными информационными технологиями:
1. Необходимый уровень внимания.
Внимание является необходимым условием запоминания изучаемого материала, повышения качества работы памяти и познавательной деятельности: «Внимание важно и для запоминания других вещей – дат, слов, идей, мест, оно является ключевой стадией процесса запоминания, и если им пренебречь, то и самые лучшие мнемонические приемы не помогут» [67, с. 238], следовательно можно порекомендовать студентам повышать свое внимание к изучаемому материалу в процессе познавательной деятельности настолько, насколько это возможно.
Достаточно эффективным способом достижение этой цели может быть использование компьютерных технологий в процессе обучения. Эффект может достигаться за счет уменьшения отвлекающих факторов при работе за компьютером: небольшие движения в реальном мире (манипуляции с мышкой и клавиатурой) приводят к значительным изменениям в виртуальном мире. Также способствует достижению необходимого уровня внимания достаточная красочность и качество оформления электронных материалов.
2. Сосредоточение на изучаемом материале.
Аналогичным образом использование компьютерных технологий способствует сосредоточению на изучаемом материале.
Для качественного изучения материала необходим достаточный уровень сосредоточения на изучаемом материале: «Психическая деятельность не может протекать целенаправленно и продуктивно, если человек не сосредоточится на том, что он делает» [33, с. 187]. При этом также необходимым условием является сосредоточение только на одном действии: «Эксперименты по аккомодации внимания показали невозможность одновременного достижения сознания двумя конкурирующими возбудителями» [22, с. 60].
3. Активная работа с изучаемым материалом, активная работа по изучению материала.
Наилучшему запоминанию изучаемого материала способствует наибольшая активность при работе с ним, чем активнее протекает работа над материалом, тем лучше будет запоминание: «Даже тогда, когда мы не ставим перед собой специальной цели заучить материал, мы запоминаем его очень хорошо, если нам пришлось выполнять активные действия с ним» [66, с. 11].
Компьютерные средства обработки информации дают богатую почву для осуществления различного вида активных работ над изучаемым материалом.
4. Познавательный интерес.
На эффективность работы памяти в процессе познавательной деятельности достаточно большое влияние оказывает познавательный интерес. Поэтому можно порекомендовать выделять время на самостимуляцию познавательного интереса при помощи методов и средств психологии.
Также познавательному интересу могут способствовать компьютерные технологии при достаточно качественном представлении материала с использованием средств мультимедиа.
5. Использование воображения при запоминании. Использование упражнений на стимуляцию воображения.
За счет возможностей преобразования исходных обучающих материалов в процессе изучения, которые могут предоставлять компьютерные технологии может достигаться активное использование воображения при обучении.
Уровень развития воображения оказывает положительное влияние на улучшение качества работы памяти: «способность что-либо зрительно представить положительно влияет на запоминание» [31, с. 248252], следовательно, воображение можно порекомендовать систематично и регулярно развивать, для чего могут применяться различные упражнения по развитию воображения: «Показано, что воображением можно управлять. При наличии продуманных и систематических упражнений человеку становится легче представлять видимое в своем воображении» [31, с. 248252].
6. Интерес к изучаемому материалу и процессу изучения.
Компьютерные технологии дают широкие возможности по достаточно быстрому созданию учебных материалов в наиболее интересных для пользователя формах.
Достаточно важным фактором эффективной работы памяти является наличие интереса к изучаемому материалу: «То, чем человек особенно интересуется, запоминается без всякого труда» [31, с. 238239]. Чем выше интерес к процессу изучения, тем продуктивнее запоминание: «Психологические закономерности 1. Продуктивность обучения (в известных пределах) прямо пропорциональна интересу обучаемых к учебной деятельности» [46, с. 433]. При этом важно, чтобы интерес был достаточно устойчивым во время всей продолжительности занятия и проявлялся как по отношению к изучаемому материалу, так и к самому занятию в целом: «особенно важно не случайное переживание интереса, вызванное чем-либо, что воспринимается в данный момент, а тесная связь того, что запоминается, с устойчивыми интересами, характерными для нашей личности. Все, что связано с этими прочными интересами, запоминается лучше» [66, с. 7].
7. Сильное впечатление, возникающее при изучении материала.
Качественное оформление материала с использованием компьютерных технологий должно способствовать и достижению достаточно сильного впечатления от изучаемого материала.
События, которые производят на человека сильное впечатление, запоминаются значительно лучше: «Сравнительно простые события в жизни, которые производят особенно сильное впечатление на человека, могут запоминаться сразу прочно и надолго, и по истечении многих лет с момента первой и единственной встречи с ними могут выступать в сознании с отчетливостью и ясностью» [10, с. 238239]. Следовательно, если удастся самостоятельно, используя специальные приемы, настроиться или так подготовить материал, чтобы он производил на изучающего сильное впечатление, то это окажет значительный положительный эффект на эффективность запоминания.
8. Эмоциональное переживание изучаемого материала.
Использование визуальных эффектов, ярких цветов, интерактивных элементов, средств анимации и мультимедиа могут позволить достичь достаточно для качественного запоминания материала эмоционального фона.
Эмоционально переживаемый материал запоминается человеком лучше: «Эмоционально переживаемое запоминается при прочих равных условиях лучше, чем безразличное для нас, не вызывающее у нас никакого чувства» [66, с. 8]. Следовательно, можно порекомендовать усиливать эмоциональную реакцию на материал, что должно способствовать эффективной работе памяти.
9. Наличие положительных эмоций.
Положительные эмоции повышают качество работы памяти: «Положительные эмоции, как правило, способствуют припоминанию» [31, с. 248252]. Следовательно, можно порекомендовать генерировать положительные эмоции, этому могут способствовать средства мультимедиа (музыка, цветовая гамма оформления материала, мягкие визуальные эффекты).
10. Целостность изучаемого материала.
При изучении учебного материала важно, по возможности, соблюдать целостность, завершенность, смысловое единство изучаемого материала.
Представление информации в электронном виде, на достаточно быстром вычислительном устройстве, может позволить быстро и удобно осуществлять навигацию по изучаемому материалу, что может позволить воспринимать материал как единое целое.
11. Эффективное разбиение материала на изучаемые составные части.
При разбиении и подборе учебного материала при изучении конкретного вопроса (например при подготовке к экзаменам) важно найти наиболее эффективный объем, который будет наиболее удобным для эффективной работы памяти, исходя из целей, задач и временных ресурсов студента. При этом эффективность работы памяти изменяется в зависимости от изучаемого объема в связи с тем, что происходит действие сразу двух факторов: повышение объема запоминаемого материала с увеличением объема материала по какому-либо конкретному вопросу и увеличение затрачиваемого времени на изучение этого вопроса (т.е. увеличения времени, необходимого на изучение материала): «С увеличением объема материала, подлежащего запоминанию, абсолютный объем воспроизведенного материала возрастает… При этом увеличивается не только общее время запоминания всего ряда, но и время, затрачиваемое в среднем на один элемент ряда; иначе говоря, сокращается скорость запоминания» [18, с. 118].
Частями материла могут выступать отдельные html страницы, кадры слайдов, изображение с экрана на том или ином этапе работы программы, уровни в игре.
12. Исключение или уменьшение интерференции при изучении учебного материала.
Достаточно важным фактором является уменьшение влияния интерференции, приводящей к понижению качества самообразования: «Эффективность запоминания иногда снижает интерференция … Интерференция нередко имеет место и тогда, когда вместо одного материала заучивается иной, особенно на стадии запоминания, где первый материал еще не забыт, а второй недостаточно хорошо усвоен, например когда запоминаются слова иностранного языка, одни из которых еще не отложились в долговременной памяти, а другие в это же время только начинают изучаться» [31, с. 254]. Следовательно, для снижения интерференции можно предложить делать перерывы между изучениями единиц материала или чередовать изучение единиц материалов, наиболее отдаленных по содержанию, направлению, а также чередовать различные виды работ при изучении (например чтение, припоминание, выполнение лабораторной работы и т.д.).
Компьютерные средства позволяют без достаточно больших затрат обеспечивать смену видов деятельности, например изучение материалов различного смысловой направленности (разных дисциплин), кроме того перерывы в изучении материала можно заполнять упражнениями или возможно развивающими компьютерными играми.
13. Структуризация и систематизация материала и связанность материала с тем, что человек хорошо знает.
Работа по систематизации и структуризации учебного материала положительно влияет на качество познавательной деятельности, также положительное влияние может оказывать и специальное связывание изучаемого материала с уже хорошо изученным, сопоставление, сравнение с ним: «Перевод информации из кратковременной
в долговременную память нередко вызывает затруднения, так как для того, чтобы это наилучшим образом сделать, необходимо сначала осмыслить и определенным образом структурировать материал, связать его с тем, что человек хорошо знает» [31, с. 227].
Структуризацию материала можно осуществлять в текстовых редакторах, например MS Word, при этом можно использовать заголовки различных уровней. По окончании структуризации материала может быть достаточно удобным сохранить документ в формате pdf, это может обеспечить работу с изучаемым текстом, без опасности испортить его, удалив случайно его элементы.
14. Логическая анализ и обработка учебного материала.
Логический анализ изучаемого материала значительно повышает качество запоминания и сохранения материала: «Рациональный метод запоминания есть не что иное, как логический анализ воспринимаемых явлений» [47, с. 211].
Логическому анализу может способствовать оформление материала в виде схем, граф схем, с использованием языка UML, и соответствующих программных средств.
15. Логическая организация учебного материала.
При использовании компьютерных технологий при необходимости можно всегда изменить логическую организацию изучаемых материалов.
Логически организованный материал запоминается лучше: «Для ассоциативной связи впечатлений и их последующего воспроизводства особо важным представляется то, являются ли они разрозненными или составляют логически связанное целое» [31, с. 238239]; сама логическая организация материала способствует запоминанию. Следовательно, при изучении можно предложить логически организовывать материал и подбирать преимущественно наиболее логически организованные источники информации для использования во время познавательной деятельности: «Чем больше умственных усилий мы прилагаем к тому, чтобы организовать информацию, придать ей целостную, осмысленную структуру, тем легче она потом припоминается» [31, с. 248252].
16. Добавление подробностей.
Современные возможности сети Интернет, могут позволить в любой момент уточнить и наполнить изучаемый материал дополнительными подробностями.
Добавление дополнительных подробностей к изучаемому материалу способствует повышению эффективности познавательной деятельности: «В целом, добавление различных подробностей в процессе кодирования ведет к лучшему воспроизведению» [10, с. 180].
17. Использование богатых стимулов.
При выборе и оформлении учебных материалов можно порекомендовать использовать как можно больше мультимедийных возможностей компьютера.
При организации самообразования можно порекомендовать использовать как можно больше стимулов для запоминания: «Чем богаче и разнообразнее стимулы средства, которыми мы располагаем для запоминания, чем более просты и доступны они для нас в нужный момент времени, тем лучше произвольное припоминание» [31, с. 248252].
18. Эффективное распределение повторений и изучения материала во времени.
Распределенное во времени изучение и повторение материала дает более мощный эффект запоминания, чем концентрированное: «Повторение подряд заучиваемого материала менее продуктивно для его запоминания, чем распределение таких повторений в течение определенного периода времени, например в течение нескольких часов или дней» [31, с. 238239].
Отслеживать и рассчитывать временные промежутки необходимы для повторения материала удобно при помощи программных средств Excel, Outlook и специально разработанных для этих целей программ.
19. Использование коротких перерывов. Уменьшение влияния мешающих факторов во время изучения материала.
В процессе работы желательно делать перерывы между усвоениями ключевых частей материала с целью устранения мешающих факторов, для успешного установления смысловых связей, это время равно примерно 30 с: «Успешность установления смысловых связей зависит от ряда сопутствующих процессу запоминания факторов: …от наличия «мешающих» факторов – побочного материала, появляющегося в сознании в пределах 30 с до или после получения материала, предназначенного для запоминания» [51, с. 90]. Такие перерывы можно заполнить, например, просто отдыхом, развивающими компьютерными играми или развивающими упражнениями.
20. Распределение изучения во времени. Инкубация изучаемого материала.
Распределенное изучение материала качественнее и быстрее концентрированного, поэтому можно рекомендовать именно его преимущественное использование, следовательно, можно порекомендовать эффективно распределять изучение материала, разбивая работу над изучением материала на более мелкие составные части: «Сравнение сохранения материала при заучивании путем распределенного во времени и концентрированного повторения показало явные преимущества первого» [66, с. 137]. Компьютерные технологии позволяют более эффективно распределять изучение материала во времени.
21. Использование специальных способов, приемов, алгоритмов эффективного изучения учебного материала.
Повышению эффективности работы памяти может способствовать использование специальных приемов, способов, алгоритмов изучения материала, повышающих эффективность запоминания материала: «Видную роль играет использование специальных приёмов, к которым мы прибегаем при произвольном запоминании и которые значительно облегчают его, увеличивают его продуктивность» [66, с. 9]. Автоматизация алгоритмизации самообразования может позволить значительно сократить организационные временные затраты.
22. Степень организованности и структурированности учеб-ного материала.
Для эффективного запоминания лучше всего подходит материал, имеющий глубокую смысловую организацию. Чем лучше организован материал, тем легче его запомнить. Следовательно, при выборе источников информации для самообразования следует давать предпочтение источникам наиболее организованной информации: «материал, организованный каким-либо способом – визуально, семантически или путем классификации,  запоминается лучше, чем неорга-низованный материал» [67, с. 234]. Для организации материала могут использоваться гиперссылки, область навигации в MS Word и др.
23. Достаточно эффективная избыточность материала.
При изучении материала большего объема, чем требуется, лучше происходит запоминание требуемого объема, однако в связи
с увеличением общего времени на изучение, в связи с увеличением объема понижается рациональность изучения. Следовательно, с целью повышения эффективности познавательной деятельности следует пытаться найти наиболее эффективное соотношение, между избыточным и минимальным объемом материала, выбираемого для изучения, исходя из специфики стоящей задачи перед познавательной деятельностью: «С увеличением объема материала, подлежащего запоминанию, абсолютный объем воспроизведенного материала возрастает» [18, с. 118].
Достижение достаточной избыточности особо трудно запоминаемых частей изучаемого материала может способствовать поиск и изучение информации по изучаемой теме в сети Интернет.
24. Достаточная иллюстрированность подбираемого для изучения материала. А также самостоятельное иллюстрирование материала, составление схем и таблиц.
Эффективности работы памяти может помочь использование наиболее иллюстрированного материала, богатого схемами, таблицами, а также самостоятельная работа по иллюстрированию, составлению схем и таблиц: «Существенной опорой запоминания служат различные зрительные схемы, диаграммы, таблицы, иллюстрирующие то, что надо понять и запомнить. Особенно значительна роль всех таких средств тогда, когда они не даются в готовом виде, а придумываются самостоятельно тем, кто должен запомнить материал» [66, с. 17], следовательно, именно такому материалу следует отдавать предпочтение из ряда подобных.
Для этого могут использоваться MS Word, MS Excel, средства программного моделирования.
25. Максимальная интенсивность восприятия.
С целью обеспечения эффективной работы памяти желательно добиваться максимальной интенсивности познавательной деятельности: «Закон интенсивности: чем интенсивнее тренировка ответа, тем лучше он усваивается и тем дольше остается в памяти» [46,
с. 426]. Интенсифицировать воспринимаемую информацию могут средства мультимедиа.
26. Разнообразие форм представления материала в памяти.
При восприятии материала желательно достигать одновременного или последовательно воздействия разнообразного материала по форме представления по изучаемой теме (визуального, акустического и др.): «Успешность установления смысловых связей зависит … от разнообразия форм представления материала в КВП, т.е. от наличия разнообразных кодов: визуального, акустического и смыслового» [51, с. 90]. Например, изучаемый текстовый материал можно записать с использованием специальных программных средств генерации речи в виде аудиокниги и прослушать в свободное время.


Автор: к.п.н., магистр психологии Румянцев Сергей Александрович

Источник для научных ссылок:
Румянцев, С. А.
Р86 Информационный консалтинг и теория и методика профессионального образования : учеб. пособие / С. А. Румянцев. – Пенза : Пенз. фил. РГУИТП, 2014. – 112 с.

Редактор М. Б. Жучкова Компьютерная верстка Д. Д. Аббясовой Подписано в печать 14.03.2014 г. Формат 60841/16. Усл. п. л. 6.51. Тираж 50. Заказ № 16. Отпечатано в издательском центре УНИВЕРСАЛ Пензенского филиала Российского государственного университета инновационных технологий и предпринимательства 440026, г. Пенза, ул. Володарского, 6. МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Российский государственный университет инновационных технологий и предпринимательства» Пензенский филиал УДК Р86 Р е ц е н з е н т доктор технических наук, профессор кафедры «Управление информационными ресурсами» Российского государственного университета инновационных технологий и предпринимательства (Пензенский филиал) Ю.Н. Слесарев кандидат педагогических наук, доцент кафедры «Педагогики и психологии профессионального образования» Пензенского государственного университета Н. А. Лупанова В пособии рассматриваются базовые аспекты, история появления, цели, задачи, технологии информационного консалтинга. Особенности теории и методики профессионального образования как одного из вида информационного консалтинга. Рассматриваются вопросы использования информационных технологий в процессе преподавания и самообразования. Издание подготовлено на кафедре «Управление информационными ресурсами» пособие предназначено для студентов и бакалавров, обучающихся по профилям подготовки «прикладная информатика» и «бизнес информатика». Также может быть полезна обучающимся по другим профилям подготовки. УДК © Пензенский филиал Российского государственного университета инновационных технологий и предпринимательства, 2014


Список литературы
1. Абрамова, Г. С. Возрастная психология : учеб. пособие для студ. вузов / Г. С. Абрамова. – М. : Академия, 1999. – 672 с.
2. Айсмонтас, Б. Б. Педагогическая психология / Б. Б. Айсмонтас. – М. : Владос, 2002. – 208 с.
3. Акмеология / под ред. А. А. Деркача. – М. : РАГС, 2002. – 650 с.
4. Ахмедов, Т. И. Гипноз: новейший справочник / Т. И. Ахмедов. – М. : Эксмо, 2005. – 608 с.
5. Ахмедова, А. М. Компьютерные технологии в инновацион-ной и педагогической деятельности : учеб.-метод. пособие / А. М. Ахмедова, Г. Р. Юнусова . – Казань, 2012. – 80 с.
6. Басова, Н. В. Педагогика и практическая психология /
Н. В. Басова. – Ростов н/Д : Феникс, 2000. – 416 с.
7. Беспалько, В. П. Образование и обучение с участием компьютеров : педагогика третьего тысячелетия / В. П. Беспалько. – М., 2002. – 352 с.
8. Беспалько, В. П. Программированное обучение. Дидактические основы / В. П. Беспалько. – М. : Высш. шк., 1970. – 300 с.
9. Бордовская, Н. В. Педагогика: учебник для вузов / Н. В. Бордовская, А. А. Реан. – СПб. : Питер, 2001. – 304 с.
10. Бэддели, А. Ваша память. Руководство по тренировке и развитию / А. Бэддели ; пер. с англ. С. А. Могилевского. – М. :
ЭКСМО-Пресс, 2001. – 320 с. (Мир психологии/Мир человека).
11. Вачков, И. В. Основы технологии группового тренинга / И. В. Вачков. – М. : Ось-89, 1999. – 173 с.
12. Выготский, Л. С. Педагогическая психология / Л. С. Выготский. – М. : Педагогика, 1991. – 467 с.
13. Выготский, Л. С. Проблемы развития психики : собр. соч.
в 6 т. Т. 2 : Проблемы общей психологии / Л. С. Выготский ; под ред. В. В. Давыдова. – М. : Педагогика, 1982. – 504 с.
14. Выготский, Л. С. Проблемы развития психики : собр. соч.
в 6 т. / Л. С. Выготский ; под ред. А. М. Матюшкина. – М., 1983. –
Т. 3. – 368 с.
15. Выготский, Л. С. Проблемы развития психики : собр. соч.
в 6 т. Т. 4: Детская психология / Л. С. Выготский ; под ред. Д. Б. Эльконина. – М. : Педагогика., 1984. – 432 с.
16. Зиганов, М. А. Скорочтение: как научиться читать легко, продуктивно, быстро / М. А. Зиганов. – М. : Образование, 2001. – 480 с.
17. Зимняя, И. А. Педагогическая психология: учебник для вузов / И. А. Зимняя. – 2-е изд., доп. испр. и перераб. – М. : Логос,
2001. – 384 с.
18. Зинченко, Т. П. Память в экспериментальной и когнитивной психологии / Т. П. Зинченко. – СПб. : Питер, 2002. – 320 с. – (Мастера психологии).
19. Кваша, Б. Ф. Информационные педагогические технологии / Б. Ф. Кваша, А. Б. Трофимов. – СПб., 1997. – 140 с.
20. Клацки, Р. Память человека: структуры и процессы /
Р. Клацки ; под ред. Е. Соколова, пер. с англ. Т. Сидоровой. – М. : Мир, 1978. – 320 с.
21. Когнитивная психология памяти / под ред. У. Найсера,
А. Хаймен. – 2-е междунар. изд. – СПб. : Прйм-евро-знак, 2005. – 640 с.
22. Когнитивная психология : учеб. для вузов / под ред.
В. Н. Дружинина, Д. В. Ушакова. – М. : ПЕРСЭ, 2002. – 480 с.
23. Кочетов, А. И. Педагогические технологии : учеб. пособие / А. И. Кочетов. – Славянск-на-Кубани, 2000. – 200 с.
24. Краевский, В. В. Общие основы педагогики : учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведении / В.В. Краевский. – 2-е изд., испр. – М. : Академия, 2005. – 256 с.
25. Крайг, Г. Психология развития / Г. Крайг, Д. Бокум. – СПб. : Питер, 2004. – 940 с.
26. Крысько, В. Г. Психология и педагогика в схемах и таблицах / В. Г. Крысько. – Минск : Харвест, М. : АСТ, 2000. – 384 с. –
235 с. (Библиотека практической психологии).
27. Кукушкин, В. С. Дидактика (теория обучения): учебное пособие / В. С. Кукушкин. – М. : МарТ ; Ростов-н/Д : МарТ, 2003. – 368 с. (Педагогическое образование).
28. Кулагина, И. Ю. Возрастная психология: полный жизненный цикл развития человека. Учебное пособие для студентов высших учебных заведений / И. Ю. Кулагина, В. Н. Колюцкий. – М. : ТЦ Сфера, при участии «Юрайт», 2002. – 464 с.
29. Малкина-Пых, И. Г. Психосоматика: справочник практического психолога / И. Г. Малкина-Пых. – М. : Эксмо, 2005. – 992 с.
30. Немов Р. С. Психология: учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений : в 3 кн. Кн. 2 : Психология образования / Р. С. Немов. –
4-е изд. – М. : ВЛАДОС, 2001.– 608 с.
31. Немов, Р. С. Психология: учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений : в 3 кн. Кн. 1 : Общие основы психологии / Р. С. Немов. – 4-е изд. – М. : ВЛАДОС, 2003. – 688 с.
32. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования : учеб. пособие для студентов педагогических вузов и системы повыш. квалиф. пед. кадров / Е. С. Полат, М. Ю. Бухаркина, М. В. Моисеева, А. Е. Петров ; под. ред. Е.С. Полат. – М. : Академия, 2001. – 272 с.
33. Общая психология : курс лекций для первой ступени педагогического образования / сост. Е. И. Рогов. – М. : ВЛАДОС, 2001. – 448 с.
34. Основы психологии : практикум / ред.-сост. Л. Д. Столяренко. – изд. 3-е, доп. и переработ. – Ростов н/Д : Феникс, 2002. – 704 с.
35. Острандер, Ш. Суперобучение 2000 / Ш. Острандер,
Л. Шредер, Н. Острандер ; пер. с англ. Л. И. Катковская ; худ. обл. М. В. Драко. – Минск : ООО «Попурри», 2002. – 528 с. (Живите
с умом).
36. Педагогика : учеб. пособие для студентов педагогических учебных заведений / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, А. И. Мищенко, Е. Н. Шиянов. – 3-е изд. – М. : Школа-Пресс, 2000 – 512 с.
37. Педагогика профессионального образования : учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Е. П. Белозерцев, А. Д. Гонеев, А. Г. Пашков и др. ; под ред. В. А. Сластёнина. – 2-е изд., стер. – М. : Академия, 2006. – 368 с.
38. Педагогика : педагогические теории, системы, технологии / под ред. С. А. Смирнова. – М. : Академия, 1998. – 512 с.
39. Педагогика: учебное пособие для студентов педагогических вузов и педагогических колледжей / под ред. П. И. Пидкасистого. – М. : Педагогическое общество России, 2003. – 608 с.
40. Педагогическая психология : учеб. для студ. высш. учеб. заведений / под ред. Н. В. Клюевой. – М. : ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003. – 400 с.
41. Педагогический энциклопедический словарь / гл. ред.
Б. М. Бим-Бад ; редкол.: М. М. Безруких, В. А. Болотов, Л. С. Глебова и др. – М. : Большая Российская энциклопедия, 2002. – 528 с.
42. Петровский, А. В. Психология : учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений / А. В. Петровский, М. Г. Ярошевский. – 2-е изд., стереотип. – М. : Академия, 2000. – 512 с.
43. Пидкасистый, П. И. Психолого-педагогический справочник преподавателя высшей школы / П. И. Пидкасистый, Л. М. Фридман, М. Г. Гарунов. – М. : Педагогическое общество России, 1999. – 354 с.
44. Пиз, А. Язык телодвижений / Алан Пиз. – М. : ЭКСМО-Пресс, 2002. – 272 с. (Психологический бестселлер).
45. Подласый, И. П. Педагогика : новый курс : учеб. для студ. высш. учеб. заведений: в 2 кн. Кн. 2 : Общие основы. Процесс обучения. / И. П. Подласый. – М. : ВЛАДОС, 2003. – 256 с.
46. Подласый, И. П. Педагогика: новый курс : учеб. для студ. высш. учеб. заведений : в 2 кн. Кн. 1 : Общие основы. Процесс обучения. / И. П. Подласый. – М. : ВЛАДОС, 2002. – 576 с.
47. Психология памяти / под ред. Ю. Б. Гиппенрейтер, В. Я. Романова. – 3-е изд. – М. : ЧеРо, 2002. – 816 с. (Хрестоматия по психологии).
48. Психология развития / Т. М. Марютина, Т. Г. Стефаненко, К. Н. Поливанова и др. ; под ред. Т. Д. Марцинковской. – М. : Академия, 2001. – 352 с.
49. Психология. Словарь / под общ. ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. – 2-е изд., испр. и доп. – М. : Политиздат, 1990. – 494 с.
50. Реан, А. А. Психология и педагогика / А. А. Реан, Н. В. Бордовская, С. И. Розум. – СПб., Москва, Харьков, Минск : Питер,
2000. – 432 с. (Учебник нового века).
51. Реан, А. А. Психология и педагогика / А. А. Реан, Н. В. Бордовская, С. И. Розум. – СПб. : Питер, 2000. – 432 с. (Учебник нового века).
52. Реан, А. А. Социальная педагогическая психология / А.А. Реан, Я. Л. Коломенский. – СПб. : Питер, 1999. – 416 с.
53. Рогов, Е. И. Настольная книга практического психолога : учеб. пособие : в 2 кн. Кн. 1: Система работы психолога с детьми разного возраста / Е. И. Рогов. – М. : ВЛАДОС-ПРЕСС, 2001. – 384 с.
54. Рогов, Е. И. Настольная книга практического психолога: учеб. пособие : в 2 кн. Кн. 2 : Работа психолога со взрослыми. Коррекционные приемы и упражнения / E. И. Рогов. – М. : ВЛАДОС-ПРЕСС, 2001. – 480 с.
55. Романова, Е. С. Психологические основы профессиографии / Е. С. Романова, Г. А. Суворова и др. – М. : МГПИ, 1990. – 142 с.
56. Российская педагогическая энциклопедия : в 2 т. Т. 1 (А-Л) / предс. науч.-редак. совета изд-ва А. М. Прохоров, гл. ред. А. П. Горкин, ред. коллегия: В. В. Давыдов, Э. Д. Днепров, В. П. Зинченко, И. С. Кон, В. Я. Лакшин и др. – М. : Большая российская энциклопедия, 1993. – 551 с.
57. Российская педагогическая энциклопедия : в 2 т. Т. 2 (М-Я) / предс. науч.-редакц. совета изд-ва А. М. Прохоров, гл. ред. А. П. Горкин, ред. коллегия: В. В. Давыдов, Э. Д. Днепров, В. П. Зинченко, И. С. Кон, В. Я. Лакшин и др. – М. : Большая российская энциклопедия, 1999. – 865 с.
58. Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии / С. Л. Рубинштейн. – СПб. : Питер, 2000 – 712 с. (Мастера психологии).
59. Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии : в 2 т. /
С. Л. Рубинштейн. – М. : Педагогика, 1989. – Т. 2. – 322 с.
60. Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии: в 2 т. /
С. Л. Рубинштейн. – М. : Педагогика, 1989. – Т. 1. – 488 с.
61. Рубинштейн, С. Л. Проблемы общей психологии / С. Л. Рубинштейн. – М., 1973. – 423 с.
62. Сластенин, В. А. Педагогика : учеб. пособие для студентов педагогических учебных заведений / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев,
А. И. Мищенко, Е. Н. Шиянов. – 4-е изд. – М. : Школьная Пресса, 2002. – 512 с.
63. Сластенин, В. А. Педагогика : учеб. пособие для студентов педагогических учебных заведений / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов. – 5-е изд. – М. : Академия, 2006. – 576 с.
64. Сластенин, В. А. Психология и педагогика : учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / В. А. Сластенин, В. П. Каширин. – М. : Академия, 2001. – 480 с.
65. Словарь психолога–практика / сост. С. Ю. Головин. –
2-е изд., перераб. и доп. – Минск : Харвест, 2003. – 976 с. (Библиотека практической психологии).
66. Смирнов, А. Память и ее воспитание : стенограмма публичной лекции, прочитанной в центральном лектории общества в Москве / А. Смирнов. – М. : Правда, 1948 г. – 31 с.
67. Солсо, Р. Когнитивная психология / Р. Солсо. – СПб. : Питер, 2002. – 592 с. (Мастера психологии).
68. Сохранов, В. В. Педагогические теории и системы (общие основы педагогики и теория обучения) : учеб. пособие для студентов физико-математического факультета педагогического университета / В. В. Сохранов, Л. Д. Гошуляк, Н. А. Лупанова. – Пенза : Изд-во ПГПУ им. В. Г. Белинского, 2001. – 54 с.
69. Сохранов, В. В. Социально-педагогические основы становления опыта саморегулирования / В. В. Сохранов ; под ред. Н. Ф. Радионовой. – Пенза : ПГПУ, 1996 г. – 121 с.
70. Сохранов, В. В. Формирование у учащейся молодежи опыта саморегуляции поведения / В. В. Сохранов, А. П. Шумилин,
Н. Н. Коньков ; под ред. В. В. Сохранова. – Пенза, 1991. – 120 с.
71. Столяренко, А. М. Психология и педагогика : учеб. пособие для вузов / А. М. Столяренко. – М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2004. – 423 с.
72. Столяренко, Л. Д. Основы психологии / Л. Д. Столяренко. – Ростов н/Д : Феникс, 1997. – 736 с.
73. Столяренко, Л. Д. Основы психологии : учеб. пособие / Л. Д. Столяренко. – 8-е изд., перераб. и доп. – Ростов н/Д : Феникс, 2003. – 672 с. (Высшее образование).
74. Столяренко, Л. Д. Педагогическая психология / Л. Д. Столяренко. – Ростов н/Д : Феникс, 2000. – 544 с.
75. Харламов, И. Ф. Педагогика : учеб. пособие / И. Ф. Харламов. – 3-е изд., перераб. и доп. – М. : Юристъ, 1997. – 512 с.
76. Хон, Р. Л. Педагогическая психология. Принципы обучения / Р. Л. Хон. – М. : Деловая книга, 2002. – 736 с. (Gaudeamus).




Источник:  Румянцев, С. А. Р86 Информационный консалтинг и теория и методика профессионального образования : учеб. пособие / С. А. Румянцев. – Пенза : Пенз. фил. РГУИТП, 2014. – 112 с. Редактор М. Б. Жучкова Компьютерная верстка Д. Д. Аббясовой Подписано в печать 14.03.2014 г. Формат 60841/16. Усл. п. л. 6.51. Тираж 50. Заказ № 16. Отпечатано в издательском центре УНИВЕРСАЛ Пензенского филиала Российского государственного университета инновационных технологий и предпринимательства 440026, г. Пенза, ул. Володарского, 6. МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Российский государственный университет инновационных технологий и предпринимательства» Пензенский филиал УДК Р86 Р е ц е н з е н т доктор технических наук, профессор кафедры «Управление информационными ресурсами» Российского государственного университета инновационных технологий и предпринимательства (Пензенский филиал) Ю.Н. Слесарев кандидат педагогических наук, доцент кафедры «Педагогики и психологии профессионального образования» Пензенского государственного университета Н. А. Лупанова В пособии рассматриваются базовые аспекты, история появления, цели, задачи, технологии информационного консалтинга. Особенности теории и методики профессионального образования как одного из вида информационного консалтинга. Рассматриваются вопросы использования информационных технологий в процессе преподавания и самообразования. Издание подготовлено на кафедре «Управление информационными ресурсами» пособие предназначено для студентов и бакалавров, обучающихся по профилям подготовки «прикладная информатика» и «бизнес информатика». Также может быть полезна обучающимся по другим профилям подготовки. УДК © Пензенский филиал Российского государственного университета инновационных технологий и предпринимательства, 2014
Короткая ссылка на новость: https://psyholo.ru/~Sg9O0

Рейтинг@Mail.ru