Условия эффективного обучения связанные с применением компьютерных технологий. Саморазвитие качеств, свойств личности, а также навыков самостоятельного изучения, сохранения и переработки информации с привязкой к познавательной деятельности.

Условия эффективного обучения связанные с применением компьютерных технологий. Саморазвитие качеств, свойств личности, а также навыков самостоятельного изучения, сохранения и переработки информации с привязкой к познавательной деятельности.
12 июля 2018

Развивать профессионально значимые свойства личности можно с привязкой к познавательной деятельности: «Обучение, по Л.С. Выготскому, ведет за собой развитие» [28,127].

В соответствии с тенденциями развития высшего образования у студентов увеличивается нагрузка на самостоятельную познавательную деятельность: «в период перестройки высшей школы были выбраны следующие пути: … увеличение роли СРС. Был взят курс на некоторое сокращение в вузе лекций и увеличение часов на СРС» [6,225] (СРС – самостоятельная работа студентов). Следовательно, познавательная деятельность занимает достаточно много времени, это может привести к тому, что на целенаправленные тренировки по саморазвитию студентам может быть не достаточно ни мотивации, ни времени.

В то же время развитие профессионально значимых свойств личности на современном этапе развития человечества является важнейшей задачей педагогической психологии [17,97], педагогики, профессионального образования и образования в целом: «Цель образования – воспитание творческой личности, активно познающей, создающей и развивающей себя во имя жизненного самоопределения» [23,5].

Поэтому достаточно эффективным может оказаться развитие профессионально–значимых свойств личности как непосредственно в процессе познавательной деятельности (самообразования и самостоятельного изучения материала), так и отдельно от нее, но сопровождая познавательную деятельность: «обучение является не только усло­вием, но и основой и средством психического и в целом личнос­тного развития человека» [17,97].

Развитие некоторых профессионально значимых свойств личности может иметь своей направленностью именно ускорение и повышение качества работы с информацией, улучшение работы памяти, скорости чтения, сенсорных регистров. Например, в педагогических профессиях, работе психолога, программиста и т.п.

Следовательно, одним из вариантов развития свойств личности, необходимых для качественной познавательной деятельности, является развитие этих свойств личности именно во время познавательной деятельности [17,97]. Это следует из закономерности в соответствии с которой те свойства личности, которые мы используем в конечном счете и будут наиболее интенсивно развиваться: «чем больше работает человек в определенной области, тем выше уровень его развития в этой области» [46,91-92]. Например, учась запоминать стихи, и запоминая каждый день по некоторому количеству стихов, мы научимся прекрасно запоминать стихи и разовьем свойства личности необходимые для ускорения и повышения качества запоминания стихов, но этим мы (вопреки многочисленным заблуждениям некоторых педагогов) в достаточной мере не ускорим и не улучшим качества запоминания, например, технической информации. То есть мы научимся в основном только запоминать стихи и разовьем свойства личности необходимые для этого и ничего больше в необходимой достаточно мере. Следовательно, для какой деятельности готовится специалист, в процессе той деятельности и будет эффективным саморазвитие профессионально значимых свойств личности. Так как высшее образование предполагает в дальнейшем интеллектуальную работу, которая непосредственно связана с познавательной деятельностью, следовательно, наиболее предпочтительным можно считать развитие профессионально значимых свойств личности именно в процессе познавательной деятельности или с привязкой к ней с прямой направленностью на повышение ее качества и скорости [17,236].

К тому же в связи с «разбавлением» задач саморазвития задачами самообразования в данном случае будет повышаться качество использования временных ресурсов и работы в связи с растяжением во времени достижения задач саморазвития и самообразования и, как следствие, снижения нагрузки и повышения работоспособности: «Говоря о важности распределения упражнений во времени, К. Ховланд подчеркивает зависимость их концентрации или распределения от самого материала» [17,244].

Из вышесказанного следует: то, что будет способствовать повышению качества и скорости познавательной деятельности будет способствовать и повышению качества и скорости развития профессионально значимых свойств личности. Поэтому в дальнейшем условия эффективного саморазвития профессионально значимых свойств личности будут выделяться из расчета: 1) повышения качества и скорости саморазвития профессионально-значимых свойств личности; 2) повышение качества и скорости познавательной деятельности (навыков переработки, запоминания, хранения информации и др.): «важно, чтобы студенты не просто приобретали знания, но и овладевали способами их добывания, т.е. необходимо научить студентов учиться, что часто бывает важнее, чем вооружить их конкретными определенными знаниями» [6,224]. То есть условия эффективного саморазвития и самообразования студентов будут рассмотрены в едином списке.

Саморазвитию в процессе самообразования может способствовать использование компьютерных технологий. Например, развивать скорочтения в процессе чтения теста с использованием программы тренажера скорочтения и т.п.


Автор: к.п.н.,  Румянцев Сергей Александрович

Короткая ссылка на новость: https://psyholo.ru/~y1e61

Рейтинг@Mail.ru