Патопсихология как область знания
Патопсихология – это раздел клинической психологии (медицинской психологии), изучающий различные психической деятельности, а также свойств личности, как следствие соматических и психических заболеваний.
Таким образом объектом патопсихологии можно считать нарушения свойств личности и психической деятельности.
Предметом можно считать особенности нарушений психики и свойств личности относительно нормы, особенности искажений деятельности мозга относительно нормы.
В качестве предмета можно рассматривать состояние предшествующее психопатологическим новообразованиям.
Как правило психологу приходитеся иметь дело и с уже достаточно развитыми психическими расстройствами.
Реализации изменений психической деятельности изучаются как результат распада.
Таким образом, патопсихология – это прежде всего описание алгоритмов, особенностей, методов исследований системных внутрипсихических изменений относительно нормальной психики, в соотвествии с возрастными стандартами.
2.
Междпредметные связи патопсихологии
Патопсихология пересекается в области знания с психопатологией – раздели психиатрии рассматривающим показатели психических заболеваний, особенности их развития, особенности симтоматики и постановки диагноза.
Эти области знания пересекаются терминологически.
В качестве одной из их задач выступает диагностика. Таким образом патопсихология изучает состояние человека, находящегося между нормой и патологией. То есть уже не нормальный человек, но еще не псих больной, которым должны заниматься психиаторы. При этом диагноз должен ставить врач-специалисть.
В качестве предмета психопатологии могут выступать реальные осознаваемые челвоеком события его психической жизни, т.е. изучение патологических явлений, вместе с психической многообразной реальностью челоека. При этом изучаются в совокупности переживания и обстоятельства их проявления.
Патопсихология включает в себя знания из общей психологии (норма, развитие личности), нейропсихологии (связь психики и поражений мозга), психодиагностика (диагностика психических функций, анализ различных психопатологических состояний), социальная психолгия.
3.
Диганостика в патопсихологии
Основное наблюдение за пациентом осуществляетсяне непосредственно, а через эксперименты, тесты, диагностические методики и т.д. Психопатологические (клинические) исследования находят реализации нарушения психических процессов. Патопсихология же рассматривает особенности психических процессов, которые привели к этим нарушениям.
В психопатологии (так как и в психиатрии) используется клинико-описательный метод. В патопсихологии применяют психологические методы исследования и психодиагностика.
4.
Применяемые в психиатрии методы: изощренное клиническое наблюдение, сбор данных, качественные способы описания измененных психических процессов.
В результате работы патопсихолога получается в этом случае вариации клинико-психических расстройств, причины приведшие к отклонениям и обоснование-объяснение достижения этого состояния.
Опыт человека и индивиуальные особенности могут оказывать влиянеие на нарушения познавательной деятельности, патопсихологические синдромы и эмоционально-волевые характеристики человека. Анализ этого влияния позволяет спрогнозировать коррекционные мероприятия.
Патопсихология может и рассматривать особенности людей оказавшихся в соматических клиниках.
5.
Применение патопсихологии
Патопсихология осуществляет получение данных для постановки диагноза, определение уровня нервно-психических отклонений, определение параметров психического развития, сбор материалов для функционального анализа, отслеживание изменений в уровне нервно-психических нарушениях, оценка эффективности терапии с использованием психологических технологий и фамакологии, получение данных для экспертиз, определение наиболее оптимальных для использования методик психотерапии, создание качественной среды психотерапии, обратную связь при прихокоррекционной работе, реализацию исследований профессиональных заболеваний, а также методы их профелактики.
6.
Детская патопсихология
В качестве одного из разделов можно рассмотреть детскую патопсихологию изучающую нарушения психического развития детей, отклонения развития, отличия психических расстройств в зависимости от возраста, методы диагностики, методы корркции применительно к рассматриваемым возрастам. Психопотология определяет норму для различных возрастных групп. Детская патопсихология рассматривает нарушения в динамике, с учетом развития ребенка в процессе взросления. При этом необходимо одновременно анализировать динамику нарушений и динамику развития ребенка.
Автор статьи: Румянцев С.А. (к.п.н., магистр психологии)