саморазвитие качеств, свойств студентов и навыков самостоятельного изучения, сохранения и переработки информации с привязкой к познавательной деятельности.

Саморазвитие качеств, свойств студентов и навыков самостоятельного изучения, сохранения и переработки информации с привязкой к познавательной деятельности.

Саморазвитие качеств, свойств студентов и навыков самостоятельного изучения, сохранения и переработки информации с привязкой к познавательной деятельности.
Автор
к.п.н., магистр психологии Румянцев С.А. (Сергей Александрович)
(0)
Саморазвитие качеств, свойств студентов и навыков самостоятельного изучения, сохранения и переработки информации с привязкой к познавательной деятельности.
Развивать профессионально значимые свойства личности можно с привязкой к познавательной деятельности: «Обучение, по Л.С. Выготскому, ведет за собой развитие» [107,127]; [83,239].
В соответствии с тенденциями развития высшего образования у студентов увеличивается нагрузка на самостоятельную познавательную деятельность: «в период перестройки высшей школы были выбраны следующие пути: … увеличение роли СРС. Был взят курс на некоторое сокращение в вузе лекций и увеличение часов на СРС» [30,225] (СРС – самостоятельная работа студентов). Следовательно, познавательная деятельность занимает достаточно много времени, это может привести к тому, что на целенаправленные тренировки по саморазвитию студентам может быть не достаточно ни мотивации, ни времени.
В то же время развитие профессионально значимых свойств личности на современном этапе развития человечества является важнейшей задачей педагогической психологии [83,97] [147,13], педагогики, профессионального образования и образования в целом: «Цель образования – воспитание творческой личности, активно познающей, создающей и развивающей себя во имя жизненного самоопределения» [99,5]; [99,7]; [205, 43].
Поэтому достаточно эффективным может оказаться развитие профессионально–значимых свойств личности как непосредственно в процессе познавательной деятельности (самообразования и самостоятельного изучения материала), так и отдельно от нее, но сопровождая познавательную деятельность: «обучение является не только усло¬вием, но и основой и средством психического и в целом личностного развития человека» [83,97]; [127,302]; [107,125]. Развитие некоторых профессионально значимых свойств личности может иметь своей направленностью именно ускорение и повышение качества работы с информацией, улучшение работы памяти, скорости чтения, сенсорных регистров. Например в педагогических профессиях, работе психолога, программиста и т.п.
Следовательно, одним из вариантов развития свойств личности, необходимых для качественной познавательной деятельности, является развитие этих свойств личности именно во время познавательной деятельности [83,97] [127,302] [107,125] [30,224]. Это следует из закономерности в соответствии с которой те свойства личности, которые мы используем в конечном счете и будут наиболее интенсивно развиваться: «чем больше работает человек в определенной области, тем выше уровень его развития в этой области» [155,9192]; [169,792] [155,92]. Например, учась запоминать стихи, и запоминая каждый день по некоторому количеству стихов, мы научимся прекрасно запоминать стихи и разовьем свойства личности необходимые для ускорения и повышения качества запоминания стихов, но этим мы (вопреки многочисленным заблуждениям некоторых педагогов) в достаточной мере не ускорим и не улучшим качества запоминания, например, технической информации. То есть мы научимся в основном только запоминать стихи и разовьем свойства личности необходимые для этого и ничего больше в необходимой достаточно мере. Следовательно, для какой деятельности готовится специалист, в процессе той деятельности и будет эффективным саморазвитие профессионально значимых свойств личности. Так как высшее образование предполагает в дальнейшем интеллектуальную работу, которая непосредственно связана с познавательной деятельностью, следовательно, наиболее предпочтительным можно считать развитие профессионально значимых свойств личности именно в процессе познавательной деятельности или с привязкой к ней с прямой направленностью на повышение ее качества и скорости [83,236] [195,177] [30,134].
К тому же в связи с «разбавлением» задач саморазвития задачами самообразования в данном случае будет повышаться качество использования временных ресурсов и работы в связи с растяжением во времени достижения задач саморазвития и самообразования и, как следствие, снижения нагрузки и повышения работоспособности: «Говоря о важности распределения упражнений во времени, К. Ховланд подчеркивает зависимость их концентрации или распределения от самого материала» [83,244]; [83,243].
Из вышесказанного следует: то, что будет способствовать повышению качества и скорости познавательной деятельности будет способствовать и повышению качества и скорости развития профессионально значимых свойств личности. Поэтому в дальнейшем условия эффективного саморазвития профессионально значимых свойств личности будут выделяться из расчета: 1) повышения качества и скорости саморазвития профессиональнозначимых свойств личности; 2) повышение качества и скорости познавательной деятельности (навыков переработки, запоминания, хранения информации и др.): «важно, чтобы студенты не просто приобретали знания, но и овладевали способами их добывания, т.е. необходимо научить студентов учиться, что часто бывает важнее, чем вооружить их конкретными определенными знаниями» [30,224]. То есть условия эффективного саморазвития и самообразования студентов будут рассмотрены в едином списке.

Используемая литератураавтор статьи к.п.н., магистр психологии Румянцев С.А. (Сергей Александрович)
Автор
к.п.н., магистр психологии Румянцев С.А. (Сергей Александрович)
 

Рейтинг@Mail.ru