формирование готовности студентов к профессиональному саморазвитию

Формирование готовности студентов к профессиональному саморазвитию

Формирование готовности студентов к профессиональному саморазвитию
Источник
Формирование готовности студентов к профессиональному саморазвитию / Казаков В.А. // Молодежь. Наука. Инновации: Труды VI международной научно-практической интернет-конференции / Под. ред. Г.К. Сафаралиева, А.Н. Андреева, В.А. Казакова — Пенза: Издательство Пензенского филиала ФГБОУ ВПО «РГУИТП», 2013-2013. - 454 с. С. 272-274
Автор
Автор: к.п.н. , магистр психологии Румянцев Сергей Александрович
(0)


Формирование готовности студентов к профессиональному саморазвитию

Эффективное самообразование студентов может позволить достичь положительных результатов в процессе правильно организованной учебной деятельности.

Анализ психолого-педагогических исследований, педагогического опыта преподавателей дисциплин педагогического цикла и собственный опыт деятельности по формированию готовности будущих педагогов к профессиональному саморазвитию позволяет определить этапы, содержание процесса формирования готовности студентов педагогического вуза к профессиональному саморазвитию. К ним были отнесены: побуждение студентов к саморазвитию; предварительная подготовка студентов к саморазвитию (теоретическая и практическая); педагогическое сопровождение саморазвития студентов в процессе обучения дисциплинам педагогического цикла; анализ достигнутого студентами уровня готовности к профессиональному саморазвитию.

Активизация саморазвития способствует побуждению студентов к активному самоизменению в процессе познавательной деятельности и самообразования.

Анализ научной литературы и наши наблюдения позволяют выделить следующие способы побуждения студентов к саморазвитию в процессе самостоятельной познавательной деятельности:

1 способ. Повышение эффективности саморазвития в процессе познавательной деятельности. Для повышения эффективности саморазвития студентов можно предложить основное внимание обратить на качество саморазвития в процессе познавательной деятельности и учитывать этот фактор при планировании и выборе способов изучения материала.

2 способ. Повышение качества самообразования студентов. На основе анализа ряда исследований можно сделать вывод о факторах, которые будут способствовать повышению качества развития студентов и повышению эффективности их самообразования.

Эффективность побуждения студентов к саморазвитию взаимосвязана с активизацией их стремления проявить специальные умения, необходимые для саморазвития (например умение скорочтения, умение использовать самоучители, умение развивать свою память и т.д.).

3 способ. Развитие скорочтения может способствовать повышению эффективности саморазвития. В процессе самообразования студенты активно используют вербальное воспроизведение изучаемого материала. Им необходимо предложить развивать готовность к скорочтению во время чтения в процессе познавательной деятельности. Готовность к скорочтению в процессе воспроизведения разнообразных текстов во время семинарских и практических занятий по дисциплинам педагогического цикла (теория обучения, теория воспитания, педагогические технологии, практика).

Такая работа способствует самоорганизации и самоконтролю учебных действий студентами.

4 способ. Развитию памяти может способствовать грамотно построенная познавательная деятельность, направленная на ее развитие.

5 способ. Использование студентами самоучителей, основной целью которых является саморазвитие будущих педагогов. Самоучители по различным направлениям знания должны использоваться студентами на различных уровнях познавательной деятельности.

Стимуляция студентов к достижению высокого уровня развития личности в процессе их профессиональной подготовки для обеспечения возможности дальнейшего эффективного саморазвития в процессе профессиональной деятельности основывается на рекомендациях к методам реализации условий эффективного саморазвития будущих педагогов.

В соответствии с современными тенденциями развития образования необходим переход на качественное саморазвитие будущих педагогов: «Реформирование – преобразование общественного воспитания на новых

Стимуляция саморазвития личности студентов может проводиться при помощи.

  1. Договоров студентов «сам с собой».

  2. Совершенствования саморегуляции студентов.

  3. Повышения качества управления собой студентами.

  4. Повышения качества самоорганизации в процессе саморазвития студентов.

  5. Организации самоконтроля в процессе саморазвития личности студентов.

Названные выше факторы стимуляции саморазвития будущих педагогов реализуются в учебном действии как совокупность взаимосвязанных и взаимообусловленных компонентов.

В качестве примеров средств самоконтроля могут выступать печатные бланки или электронные таблицы; бланки самоконтроля, бланки самоконтроля, выступающие в виде средства контроля за повторениями изученного материала. Например, в качестве объектов самоконтроля могут выступать:

  1. саморазвитие воли студентов;

  2. побуждение к самодисциплине;

  3. систематическое и целенаправленное самовоспитание;

  4. подготовка и проведение самоинструктажа.

С целью побуждения и подготовки студентов к саморазвитию можно использовать самоинструктажи перед началом их самостоятельной познавательной деятельности.

Анализ опыта деятельности преподавателей дисциплин педагогического цикла и собственный педагогический опыт позволяют сделать вывод о том, что самоинструктаж может включать в себя: инструктаж о последующей деятельности, напоминание о существенных моментах организации учебной деятельности, инструктаж о грамотной организации самостоятельной работы, стимуляцию мотивации, генерацию интереса, настрой на работу, постановку задачи на запоминание, самоприказы, самоубеждение, самовнушение.

Самоинструктаж можно предложить проводить посредством чтения заранее подготовленного для самоинструктажа текста, прослушиванием записей, просмотром специально приготовленных видеороликов. Самоинструктаж может применяться с целью повышения эффективности саморазвития во время познавательной деятельности на основе реализации условий эффективной работы памяти.

  1. Готовности студентов к определению индивидуального временного интервала, в процессе которого они способны осуществлять деятельность по самообразованию, направленную на процесс саморазвития. Чередование разных видов деятельности способствует снижению утомляемости студентов.

С целью снижения утомления во время саморазвития, снижения интерференции изучаемого материала можно предложить чередовать различные виды деятельности. Удобным оказывается использование самостоятельных занятий, имеющих индивидуальную продолжительность в зависимости от уровня развития и состояния студента и деятельности, выполняемой во время конкретного занятия.

При проведении таких занятий с целью снижения утомляемости можно чередовать различные виды деятельности; использовать разнообразные занятия по целенаправленному саморазвитию студентов.

Использование разнообразных по структуре и содержанию занятий в качестве основы целенаправленного саморазвития студентов может способствовать улучшению планирования студентами своей учебной и вне учебной деятельности.

  1. Отдыха. Смены сферы деятельности.

  2. Использования студентами самодиагностики в процессе саморазвития.

Определенную помощь в учете перечисленных факторов и наиболее эффективных компонентов алгоритмов изучения материала и саморазвития, в зависимости от уровня развития, психофизиологического состояния студента, может оказать предварительная самодиагностика состояния студента, наличие у него целей самообучения и саморазвития. Результаты диагностики могут помочь студенту во время дальнейшей познавательной деятельности и саморазвитии.

В процессе диагностики можно предложить использовать тестирование. По результатам тестирования определяется дальнейший план учебных действий студентов по изучению материала и саморазвитию в процессе психологических тренингов, упражнений по саморазвитию.

Диагностика может проводиться с помощью специальных программных средств, самостоятельно подсчитывающих и выдающих результат тестирования.

Широкие возможности для повышения эффективности самодиагностики и соответственно увеличения времени на собственно саморазвитие создает использование компьютера и программного обеспечения.

Следующим этапом формирования готовности студентов педагогического вуза к профессиональному саморазвитию является теоретико-практическая предварительная подготовка студентов к саморазвитию своей личности в процессе учебной деятельности и самообразования.

С целью повышения эффективности действий студентов во время самообразования можно целенаправленно обучать их эффективному осуществлению познавательной деятельности в процессе интегрированных занятий по дисциплинам педагогического цикла (теория обучения, теория воспитания, педагогические технологии, практика) и снабжать их специально для этого предназначенной литературой и средствами.

Частью такого обучения может являться теоретическая подготовка, которая может включать: объяснение условий эффективной работы памяти и их применения в процессе познавательной деятельности; изучение алгоритмов и методов эффективного изучения учебного материала; объяснение и описание технологий развития скорочтения и др.

Другой частью такого обучения может являться практическая подготовка студентов. На таких занятиях студенты могут отрабатывать приемы скоростного чтения, алгоритмы изучения учебного материала, приемы сосредоточения, приемы релаксации и др.

С целью достижения высокого уровня готовности студентов к профессиональному саморазвитию можно использовать: специальные тренинги, совокупность специальных упражнений в процессе занятий по дисциплинам педагогического цикла (теория обучения, теория воспитания, педагогические технологии, практика).

Программа таких занятий может включать.

1. Теоретическую подготовку, содержание которой составляют:

  1. материалы, разработанные и выделенные в ходе исследования;

  2. изучение дополнительной литературы.

2. Практическую подготовку, содержание которой составляют:

1) занятия, на которых практически изучаются различные алгоритмы и методы запоминания;

2) занятия по практической подготовке к реализации условий, способствующих эффективному использованию особенностей своего запоминания и воспроизведения информации.

3. Занятия и тренинги по развитию и приобретению навыков, необходимых для саморазвития студентов. Например: занятия по развитию скорочтения, занятия по развитию памяти, занятия по развитию уверенности в себе, тренинги по развитию интуиции и др.

Повышению эффективности саморазвития способствуют специальные способы сопровождения студентов, которые обоснованы в современном педагогическом и психологическом знании. Способы сопровождения первоначально используются во время занятий и тренингов педагогического и психологического сопровождения саморазвития студентов под руководством педагогов, и только после усвоения и приобретения опыта представленных преподавателем способов, студенты начинают использовать их в процессе саморазвития.

1. Использование тренингов. Тренинг является сильным средством для воздействия на личность студентов, для повышения эффективности их саморазвития. Тренинги могут способствовать определенному повышению работоспособности, качества и скорости запоминания материала, ускорению и повышению эффективности развития, положительному изменению настроения, самочувствия, эмоциональной разгрузке.

В процессе тренинга студенты изучают основы самоприказа, самоубеждения, самовнушения, самопринуждения, релаксации и успокоения, самостимуляции, сосредоточения на изучаемом материале; выхода из стрессовых состояний; стимуляции положительных эмоций, положительного настроения, мотивации, силы воли и т.д.

Проведение регулярных тренингов для студентов под руководством педагога способствует формированию у них необходимых профессиональных умений.

2. Самовнушение, самоубеждение, самоприказ. Можно также предложить применять самовнушения, самоубеждение, самоприказы, способные оказывать влияние на сознание и личность студента. Самовнушение, самоприказ, самоубеждение обладают программирующей способностью. Самовнушение может способствовать приспособлению к ситуации, изучаемым техникам, изучаемому материалу, изменениям личности.

3. Воздействие посредством чтения. Можно также предложить применять специальное чтение, специально подготовленных текстов, оказывающих определенный внушающий эффект. В качестве текстов для такого чтения можно использовать специальные тексты, которые можно найти в работах Г. Сытина.

4. Использование специально подобранной музыки. Определенным образом подобранную музыку саму по себе можно предложить использовать для повышения эффективности саморазвития, например за счет снижения утомления как средства повышения работоспособности.




Автор: к.п.н. , магистр психологии Румянцев Сергей Александрович
Формирование готовности студентов к профессиональному саморазвитию / Казаков В.А. // Молодежь. Наука. Инновации: Труды VI международной научно-практической интернет-конференции / Под. ред. Г.К. Сафаралиева, А.Н. Андреева, В.А. Казакова — Пенза: Издательство Пензенского филиала ФГБОУ ВПО «РГУИТП», 2013-2013. - 454 с. С. 272-274
Источник
Формирование готовности студентов к профессиональному саморазвитию / Казаков В.А. // Молодежь. Наука. Инновации: Труды VI международной научно-практической интернет-конференции / Под. ред. Г.К. Сафаралиева, А.Н. Андреева, В.А. Казакова — Пенза: Издательство Пензенского филиала ФГБОУ ВПО «РГУИТП», 2013-2013. - 454 с. С. 272-274
Автор
Автор: к.п.н. , магистр психологии Румянцев Сергей Александрович
 

Рейтинг@Mail.ru