особенности преподавания социально-гуманитарных дисциплин, способствующих профессиональной готовности специалистов в области информатики

Особенности преподавания социально-гуманитарных дисциплин, способствующих профессиональной готовности специалистов в области информатики

Особенности преподавания социально-гуманитарных дисциплин, способствующих профессиональной готовности специалистов в области информатики
Источник
Х Международной научно-методической конференции «Культурное и историческое наследие в образовании и науке»
Автор
Автор: к.п.н. , магистр психологии Румянцев Сергей Александрович
(0)

Румянцев С.А.


Особенности преподавания социально-гуманитарных дисциплин, способствующих профессиональной готовности специалистов в области информатики


Пензенский филиал Российского Государственного Университета Инновационных Технологий и Предпринимательства



Профессиональная готовность специалстов в области информатики требует освоенния дисциплин являющих гуманитарными или находящихся на стыке гуманитарных дисциплин и информатики: информационный менеджмент, информационный консалтинг, социальная информатика, информационное предпринимательство и др. В процессе преподавания этих дисциплин помимо предоставления студентам гуманитарного теоретического материала может возникать потребность (исходя из требований современного рынка труда) преподавания технологий реализации полученых знаний на практике, это как правило различные аспекты и области соврееменных информационных технологий. Однако, частенько можно наблюдать некоторое противоречие между объемами материалов, направлениями, качеством подготовки специалистов и требованиями к специалистам на рынке труда.

Практически каждый год выходят новые версии известных сред программирования, каждый месяц выходят обновления программных продуктов используемых при производстве программного обеспечения, одни языки и технологии выходят на первый план, другие исчезают либо становятся менее используемыми, таким образом, материал преподаваемый студентам должен обновляться, модернизироваться или коренным образом перерабатываться каждый семестр. Инертность же системы высшего образования в области подготовки специалистов в области информатики и программирования, может быть вызвана быстрым снижением актуальности преподаваемого материала, который тем не менее приходится оформлять в соответствии с требованиями к организации труда в системе высшего образования, что может приводить либо к преподаванию устаревшего материала либо к снижению качества документирования прободаемого курса.

Другой проблемой подготовки специалистов может такая ситуация при которой, даже если студенты получают актуальный материал на первом курсе, к пятому курсу он успевает безнадежно устареть. Таким образом, на первый план может выйти помимо актуальности преподаваемого материала, эффективная организация самообразования специалистов, которая должна проводиться с первого курса подготовки и в процессе профессиональной деятельности без перерывов.

Специалист в области программирования, работающий по профессии на конкретном предприятии, как правило, использует один язык программирования, ограниченный набор программного обеспечения, не всегда достаточно распространенный на рынке труда. Кроме того основной используемый язык программирования может устареть или выйти из использования, за годы работы специалиста на одном месте. Таким образом специалист работающий по профессии, по которой проходил подготовку, на конкретном рабочем месте может терять общую квалификацию, превращается в специалиста в ограниченной области редко используемой или устаревшей технологией (язык программирования, среда программирования и др.). Многие же работодатели, не считают нужным выделять время специалисту в рабочее время на повышение квалификации и актуализации знаний.

Таким образом, даже специалисту-профессионалу, необходимо постоянно осуществлять самообразование в области программирования. Однако различные языки программирования, среды производства программного обеспечения и технологии не одинаково распространены на производстве на различных предприятиях.

Одним из показателей востребованности специалистов в области информатики, работающих на том или ином языке программирования, с использованием тех или иных технологий, могут быть данные с сайтов трудоустройства. Целесообразным возможно обучение технологиям исходя из их востребованности, посвящая один или нескольких курсов или дисциплин технологиям из начала списка применяемых при работе информатиков технологий и средств, и однократного освещения на лекциях, рефератов или докладов для технологий из конца списка, то есть по убыванию временных аудиторных затрат от начала к концу списка.

В тех случаях когда преподавание строится без оглядки на рынок труда, то может получится так, что в связи с быстрым устареванием знаний в области компьютерных технологий, такая форма обучения будет не только не помогать специалисту становиться более востребованным на рынке труда, но и вредить, отнимая у обучающихся время от возможного профессионального самообразования на изучение или избыточное штудирование невостребованных или недостаточно востребованных технологий.

При этом некоторые технологии, языки, библиотеки и т.д. необходимо знать на уровне узнавания и умения работать с технической документацией, а некоторые требуют глубокого усвоения.

Например объектно ориентированное программирование на С++, можно считать базовым курсом для усвоения всех остальных технологий и языков, так как большинство языков программирования являются объектно ориентированными и созданы на основе С++ путем его упрощения.

Нельзя забывать и про роль самообразования в профессиональной подготовке.

Задачей подготовки разработчиков можно считать ознакомление обучающихся со всеми технологиями, и глубокое овладение на уровне навыков технологиями, наиболее востребованными на рынке труда.

Однако специалисту можно порекомендовать помимо общих знаний по всем востребованным технологиям, для более эффективного трудоустройства выбрать для себя один наиболее актуальных или подходящих по интересам конкретному студенту для более глубокого изучения и использования. Упор на этот "коронный" язык программирования студентам можно порекомендовать делать при самоподготовке, написании курсовой и дипломной работы.

Однако и при такой организации работы студентам может быть недостаточно полученных знаний для того чтобы составить конкуренцию уже работающим специалистам, для исправлений такой ситуации может помочь эффективно организованное самообразование.

Большое количество технологий и также различная и сложность накладывает особые требования к подготовке. Можно порекомендовать, регулярно и последовательно, растянуто во времени проводить подготовку по каждому из требований работодателей к соискателям. Используя при этом один наиболее актуальный из доступных материал за другим (книгу, видеокурс) по выделенному направлению.

Необходимо также регулярно проводить исследование рынка труда и вносить коррективы в последовательность и объем самоподготовки по тому или иному направлению. При этом необходимой может быть рекомендация использовать достаточно большое количество времени (например, половину от времени, затрачиваемого на самообразование в области информатики) на изучение конкретного выбранного приоритетного языка программирования и технологий используемых при производстве с использованием этого языка программирования.

Такая организация деятельности может позволить обладать достаточным количеством знаний в узкой области и достаточной гибкостью подготовки специалиста, что может позволить ему быстро переориентироваться на другие технологии в случае смены места работы или устаревания используемых технологий.

Ввиду того, что помимо теоретического материала необходима демонстрация использования изучаемых элементов программирования с использованием конкретных технологий, можно предложить делать предпочтение использованию видео лекций с демонстрацией разработки и использования средств производства.

Также для приобретения необходимого кругозора, необходимо использование справочной литературы по выбранным направлениям. В связи с тем что производством подобной литературы являются, как правило, специалисты, хорошо владеющие представляемой технологией и владеющие особым терминологическим аппаратом и особой подготовкой, что делает литературу ими производимую, трудно воспринимаемой. Может быть так, что будущий специалист изучающий книгу по конкретному языку программирования понимает все, что написано вначале книги, а концу книги выходит за пределы понимания изучаемого. Для сглаживания этой ситуации и достижения необходимой широты подготовки можно порекомендовать специалисту изучать последовательно книги, по конкретной технологии начиная с книг меньшего объема, с увеличением объема с каждой следующей книгой. Таким образом, может достигаться необходимое повторение уже изученного материала, прикрытие пробелов знаний, расширение объема приобретаемой подготовки. 




Автор: к.п.н. , магистр психологии Румянцев Сергей Александрович
Источник
Х Международной научно-методической конференции «Культурное и историческое наследие в образовании и науке»
Автор
Автор: к.п.н. , магистр психологии Румянцев Сергей Александрович
 

Рейтинг@Mail.ru