условия эффективной работы памяти и эффективного самообразования и саморазвития

УСЛОВИЯ ЭФФЕКТИВНОЙ РАБОТЫ ПАМЯТИ И ЭФФЕКТИВНОГО САМООБРАЗОВАНИЯ И САМОРАЗВИТИЯ

УСЛОВИЯ ЭФФЕКТИВНОЙ РАБОТЫ ПАМЯТИ И ЭФФЕКТИВНОГО САМООБРАЗОВАНИЯ И САМОРАЗВИТИЯ
Источник
Молодежь. Наука. Инновации (Youth.Science.Innovation): Труды VIII международной научно-практической интернет-конференции/ Под ред. Г.К. Сафаралиева, А.Н. Андреева, В.А. Казакова – Пенза: Издательство Пензенского филиала ФГБОУ ВПО «РГУИТП», 2013-2014. – 486 с.
Автор
Автор: к.п.н. , магистр психологии Румянцев Сергей Александрович
(0)
УСЛОВИЯ ЭФФЕКТИВНОЙ РАБОТЫ ПАМЯТИ И ЭФФЕКТИВНОГО САМООБРАЗОВАНИЯ
И САМОРАЗВИТИЯ
г. Пенза, ПРЦВШ (ф) ФГБОУ ВПО РГУИТП
Анализ достаточно большого объема психолого-педагогической литературы позволил разработать следующие условия эффективной работы памяти человека:
1.Использование такого соотношения произвольного и не произвольного запоминания в процессе познавательной деятельности, которое может способствовать эффективному запоминанию.
2.Необходимый общеобразовательный уровень.
3.Достаточный уровень развития памяти.
4.Необходимый уровень внимания.
5.Сосредоточение на изучаемом материале.
6.Активная работа с изучаемым материалом, активная работа по изучению материала.
7.Осознание и правильная постановка целей работы с материалом (его изучения и запоминания).
8.Намерение запомнить изучаемый материал. Наличие цели запомнить изучаемый материал.
9.Необходимость достаточной значимости поставленной цели.
10.Использование установок на запоминание и эффективность работы.
11.Желание заниматься самообразованием.
12.Достаточный уровень мотивации.
13.Познавательный интерес.
383
14.Потребность в самообразовании и саморазвитии.
15.Использование воображения при запоминании. Использование упражнений на стимуляцию воображения.
16.Интерес к изучаемому материалу и процессу изучения.
17.Сильное впечатление возникающее при изучении материала.
18.Эмоциональное переживание изучаемого материала.
19.Наличие положительных эмоций.
20.Достаточный уровень работоспособности.
21.Волевые усилия.
22.Целостность изучаемого материала.
23.Эффективное разбиение материала на изучаемые составные части.
24.Незавершенность изучения материала.
26.Исключение или уменьшение интерференции при изучении учебного материала.
27.Эффективная работа с кратковременной памятью: не превыше-ние объема кратковременной памяти.
28.Удерживание в кратковременной памяти учебного материала.
29.Понимание изучаемого материала.
30.Осмысленность запоминания.
31.Структуризация и систематизация материала и связанность материала с тем, что человек
хорошо знает.
32.Ориентировка на смысл, содержание учебного материала при структуризации и систематизации изучаемого материала.
33.Вербальное осмысление материала.
34.Активная мыслительная деятельность.
35.Логическая анализ и обработка учебного материала.
36.Логическая организация учебного материала.
37.Предварительная постановка вопросов к изучаемому материалу.
38.Добавление подробностей.
39.Использование богатых стимулов.
40.Глубокий анализ материала. Генерация ассоциаций.
41.Достаточно высокая продолжительность самообучения и достаточно большое время, затраченное на изучение материала.
42.Переживание изучаемого материала, сопоставление переживаний.
43.Достаточно большое количество работы, совершенной с материалом.
44.Повторения во время изучения.
45.Воспроизведение без опоры или с опорой на изучаемый текст.
46.Эффективное распределение повторений и изучения материала во времени.
47.Достаточное количество повторений во время изучения материала.
48.Разнообразие во время повторений.
49.Повторения после изучения.
50.Увеличение временных промежутков между повторениями.
384
51.Постановка целей при повторениях. Разнообразие повторений.
52.Использование коротких перерывов. Уменьшение влияния мешающих факторов во время
изучения материала.
53.Перерывы между изучением частей материала.
54.Достаточно продолжительный отдых перед изучением материала или перед самостоятельным занятием.
55.Изучение материала перед сном.
56.Знакомость изучаемого материала. Связывание изучаемого материала с ранее изученным
материалом.
57.Предварительное ознакомление с материалом.
58.Распределение изучения во времени. Инкубация изучаемого материала.
59.Эффективное распределение составных частей изучаемого материала для эффективного
использования эффекта края.
60.Комбинирование локального и распределенного изучения материала.
61.Использование специальных способов, приемов, алгоритмов эффективного изучения
учебного материала.
62.Навыки по переработке информации (уровень развития метапамяти).
63.Определенный уровень развития навыков самообразования.
64.Использование тренировок по использованию специальных способов, приемов, алгоритмов изучения учебного материала.
65.Небольшое число одновременно охватываемых при изучении элементов материала.
66.Степень организованности и структурированности учебного материала.
67.Использование утверждений в виде правил.
68.Небольшой объем материала.
69.Достаточно эффективная избыточность материала.
70.Достаточная несложность изучаемого материала.
71.Логичность изучаемого материала.
72.Уникальность изучаемого материала.
73.Достаточная иллюстрированность подбираемого для изучения материала. А также самостоятельное иллюстрирование материала, составление схем и таблиц.
74.Выведение изучаемого материала для себя за рамки привычного.
75.Максимальная интенсивность восприятия.
76.Использование визуального восприятия, при восприятии конкретной (неабстрактной) информации.
77.Возникновение и генерация ассоциаций.
78.Разнообразие форм представления материала в памяти.
79.Реальная оценка качества изучения материала.
Также были разработаны следующие условия эффективного самообразования способствующие эффективному саморазвитию человека:
1.Саморазвитие качеств, свойств и навыков самостоятельного изучения, сохранения и переработки информации с привязкой к познавательной деятельности.
2.Эффективная самостоятельная познавательная деятельность.
385
3.Рациональная интенсификация познавательной деятельности.
4.Максимальное и интенсивное использование в ходе познавательной деятельности.
5.Направленность на саморазвитие памяти в ходе познавательной деятельности.
6.Развитие метапамяти в ходе познавательной деятельности (от-слеживание выполнения условий эффективной работы памяти, специальных тренингов и тренировок.
7.Адаптация под себя условий эффективной работы памяти.
8.Использование в процессе познавательной деятельности некоторых приемов запоминания,
логически вытекающих из условий эффективной работы памяти.
9.Подготовка к самостоятельному выполнению условий эффективной работы памяти, условий саморазвития и самообразования.
10.Достижение необходимого уровня развития для возможности достаточно эффективного
самообразования и дальнейшего саморазвития.
11.Использование людями договоров самих с собой.
12.Совершенствование саморегуляции.
13.Повышение качества управления собой.
14.Повышение качества самоорганизации саморазвития и самообразования людей.
15.Достаточное качество самоконтроля саморазвития личности людей. Использование специальных средств самоконтроля.
16.Использование людями бланков общего и ежеминутного самоконтроля.
17.Использование средств самоконтроля за повторениями изученного материала.
18.Саморазвитие воли людей.
19.Побуждение к самодисциплине. Повышение качества самодисциплины людей.
20.Систематическое и целенаправленное самовоспитание студен-тов. Побуждение к самовоспитанию со стороны преподавателей.
21.Подготовка и использование само инструктажей.
22.Использование подвижной временной единицы самообразования и саморазвития. Чередование разных видов деятельности с целью снижения утомляемости при использовании этой временной единицы.
23.Отдых. Циклическая смена сфер деятельности.
24.Использование людями самодиагностики в процессе само-развития и самообразования.
25.Использование занятий и тренировок по саморазвитию людей и самообразованию с целью
повышения эффективности самообразования и саморазвития людей.
26.Сопровождение самостоятельных занятий кратковременными тренировками по целенаправленному саморазвитию людей.
27.Направленное саморазвитие навыков саморазвития и самообразования перед началом самостоятельного занятия.
28.Развитие и саморазвитие людями навыков скорочтения.
29.Саморазвитие памяти.
30.Саморазвитие мыслительной деятельности.
31.Саморазвитие воображения.
32.Повышение эффективности саморазвития в ходе самообразования.
33.Повышение скорости и качества самообразования людей.
386
34.Развитие скорочтения в процессе познавательной деятельности.
35.Развитие памяти во время познавательной деятельности.
36.Использование людями самоучителей, основной целью которых является развитие профессионально значимых свойств личности.
37.Повышение эффективности и интенсивности использования достигнутого уровня развития людей.
38.Достаточная успешность в коммуникациях. Коррекция неуверенности в себе.
39.Создание среды самообразования и саморазвития, способствующей повышению эффективности деятельности людей.
40.Использование компьютера, информационных технологий в процессе самостоятельной
познавательной деятельности людей.
41.Информационное обеспечение самостоятельной познавательной деятельности людей.
42.Качественное представление и оформление учебного материала.
43.Нахождение в физическом состоянии, способствующем повышению эффективности саморазвития и самообразования.
44.Удобное положение тела человека в процессе познавательной деятельности и саморазвития.
45.Принятие в ходе познавательной деятельности и саморазвития поз, способствующих повышению эффективности саморазвития и самообразования.
46.Физические упражнения, изучение боевых искусств, гимнастика, физкультура.
47.Здоровый образ жизни и оздоровление людей.
48.Приведение своего эмоционального состояния в состояние, способствующее эффективному саморазвитию и самообразованию.
49.Генерация достаточной для эффективного саморазвития и самообразования мотивации.
50.Сосредоточение и внимание.
51.Использование специальных способов целенаправленного воздействия на состояние человека.
52.Использование психологических тренингов, аутотренингов, аутогенных тренировок.
53.Самовнушение, самоубеждение, самоприказ.
54.Воздействие посредством чтения.
55.Использование аутогенных тренировок.
56.Использование специально подобранной музыки.
57.Использование самодиагностики человека и диагностики познавательной деятельности.
58.Предварительное ознакомление с изучаемым материалом.
59.Алгоритмизация саморазвития и самообразования людей.
60.Достижение достаточного качества сохранения изученного материала в памяти людей.
61.Достаточный для эффективного саморазвития и самообразования отдых.
62.Объединение способов выполнения условий эффективного саморазвития и самообразования людей, способов выполнения условий эффективной работы памяти людей в рамках единого алгоритма.
63.Реализация способов выполнения условий саморазвития и самообразования людей в рамках самостоятельного занятия.
64.Обучение эффективному саморазвитию и самообразованию, обучение и тренировка само
387
стоятельной работы в рамках единого алгоритма под руководством педагога.
65.Использование информационных технологий при самостоятельной работе в рамках единого алгоритма саморазвития и самообразования.
Выполнение приведенных условий может позволить повысить качество саморазвития и самообразования.



Автор: к.п.н. , магистр психологии Румянцев Сергей Александрович

Источник: 
 Молодежь. Наука. Инновации (Youth.Science.Innovation):
Труды VIII международной научно-практической интернет-конференции/ Под ред. Г.К.
Сафаралиева, А.Н. Андреева, В.А. Казакова – Пенза: Издательство Пензенского филиала ФГБОУ
ВПО «РГУИТП», 2013-2014. – 486 с. 

Страницы 382-387
Источник
Молодежь. Наука. Инновации (Youth.Science.Innovation): Труды VIII международной научно-практической интернет-конференции/ Под ред. Г.К. Сафаралиева, А.Н. Андреева, В.А. Казакова – Пенза: Издательство Пензенского филиала ФГБОУ ВПО «РГУИТП», 2013-2014. – 486 с.
Автор
Автор: к.п.н. , магистр психологии Румянцев Сергей Александрович
 

Рейтинг@Mail.ru