С.В. Трушнина (студент), Т.А. Трушнина (учитель), С.А. Румянцев (к.п.н.)
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ СЕМЬИ И ШКОЛЫ В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ
г. Пенза, ФГБОУ ВО МГУТУ им. К. Г. Разумовского (ПКУ)
Данная проблема актуальна, потому что проблема взаимодействие семьи и школы является одной из важных в современном обществе. Очевидно, что государство нуждается в творческих, активных, работоспособных гражданах.
В настоящее время существует мнение, что у современных детей наметилась тенденция к снижению мотивации в учёбе. Есть мнение, что школьники стали более агрессивными, менее открытыми, конфликтными, злопамятными, реже идут на компромиссы со старшими людьми.
В наше время наблюдается дефицит профессиональных педагогов в школе: молодые специалисты достаточно редко после окончания ВУЗа спешат работать в школе.
Изменения, происходящие в системе образования, могут достаточно сильно влиять на брак и семью. Воспитание в школе может иметь дифференцированный подход к каждой семье, при этом школа может улучшить качество воспитания.
Для повышения качества сотрудничества семьи и школы можно предложить:
- проводить коллективные классные собрания и дни открытых дверей;
- как можно больше проводить внеклассных мероприятий, с участием родителей (концерты, школьные ярмарки, выставки творческих работ, конкурсы);
- проводить родительские вечера, решать организационные и учебные вопросы и делать встречи родителей с администрацией школы, где будут выслушиваться пожелания родителей;
- проводить индивидуальную работу с родителями, особенно, у кого «трудные» дети;
- классному руководителю можно рекомендовать хотя бы раз в два месяца посещать семьи, а администрации школы необходимо доплачивать ему за это.
Сегодня в России уделяется достаточно большое внимание улучшению качества обучения и воспитания подрастающего поколения. Но при этом в средствах массовой информации высказывается мнение о том, что современный ребёнок развивается только как потребитель, что бездуховность и безнравственность - удел будущего поколения.
С целью определения качества обучения нами было проведено исследование в форме анкетирования среди родителей и учащихся среднего звена школы. В анкетах предлагалось ответить на следующие вопросы среди родителей и учащихся среднего звена школы:
1. Удовлетворены ли Вы качеством знаний, полученных в начальной школе.
2. Вспоминаете ли Вы своего первого учителя с чувством благодарности и любви.
3. Считаете Вы роль первого учителя неоценимой в своей жизни.
4. Довольны ли Вы качеством образования, которые дает средняя школа.
5. Довольны ли Вы качеством воспитания, которые дает средняя школа.
Анкетирование было проведено среди родителей и учеников девятого класса. В анкетировании родителям и детям предлагалось ответить на 5 вопросов «Да» или «Нет». В анкетировании участвовало 46 человек, из них 23 родителей и 23 учащихся. Анализ результатов анкетирования показал следующее, что обе опрошенные стороны удовлетворенны в полной мере качеством образования.
70% родителей и 50% детей удовлетворены качеством знаний, полученных в начальной школе. 15% родителей и 62% детей с чувством благодарности и любви вспоминает первого учителя. 53% детей и родителей, считают его роль неоценимой в своей жизни. 70% родителей и 90% детей довольны качеством образования, которые дает средняя школа. Лишь 12% родителей и 40% детей – довольны качеством воспитания в средней школе. Анкетирование позволяет сделать выводы, что школа ждёт от родителей помощи и содействия в воспитание детей.
В «Кодексе РФ об административных правонарушениях» в статье 5.35, «За неисполнение родителями или другими законными представителями несовершеннолетних обязанностей по содержанию и воспитанию несовершеннолетних» влечет за собой предупреждение или наложение административного штрафа в размере от ста до пятисот рублей.
Статья 156 Уголовного Кодекса Российской Федерации за подобное неисполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего предусматривает более серьёзное наказание, в том числе ограничение свободы на срок до трех лет. Это доказывает и позволяет нам утверждать, что в первую очередь родители в ответе за те поступки, которые совершают их дети. В свою очередь дети также имеют свои права на образование, отдых, труд, половую неприкосновенность. Несут ответственность за насилие и преступления [1].
Педагоги несут за несовершеннолетнего учащегося ту же ответственность, но спрос с них наблюдается более высокий.
Можно выделить и перечислить следующие социальные роли у современного классного руководителя в школе:
учитель-предметник. Достаточно редко в современных образовательных учреждениях можно встретить освобождённого от дополнительной нагрузки классного руководителя.
Психолог и социальный работник в одном лице одновременно.
Педагог-организатор (устраивает внеклассные мероприятия).
Человек, которому дети «изливают» свою душу и просят совета в решении каких-либо проблем (примечание: таких педагогов, к сожалению, в школе мало).
Архивариус. По классу ведётся огромное количество документации: журнал, дневник классного руководителя, листы посещения, акты обследования семей.
Воспитатель.
У родителей социальных ролей не меньше, во многих семьях в последнее время первый план заняла позиция «Обеспечь Семью и ребёнка материально»! Многие родители работают на двух - трёх работах. Если вдруг у ребёнка возникают проблемы в учёбе, в поведении, то многие родители возлагают вину на школу.
Отношения внутри семьи могут играть важную роль в развитие личности ребёнка. Оттого, какие моральные нормы донесут родители до ребёнка, зависит напрямую становление личности.
Л.А.Григорович и Т.Д.Марцинковская выделяют следующие «факторы взаимоотношений в семье, которые влияют на развитие и становление личности:
а) Состав семьи, её структура, взаимоотношения между супругами.
б) Скоординированность семейных ролей.
в) Образовательный уровень родителей, общая психологическая атмосфера в семье.
г) Отношения родителей к детям». [2, стр. 156]
Образцами поведения детей могут являться родители, и любая патология внутри семьи может найти своё выражение в школе.
Это позволяет сделать вывод, что грубость по отношению к ребенку со стороны родителей способна развить у детей комплекс неполноценности, сделать его безынициативным, не уверенным в собственных силах, и чрезмерная опека может сформировать личность инфантильную, не приспособленную к жизни. В результате этого педагоги наблюдают снижение успеваемости, агрессию, нарушение психического здоровья ребёнка. Есть мнение, что любой ребенок для нормального развития нуждается в родительской любви, любому ребёнку требуется справедливая оценка его достоинства [3, стр. 181].
Современная педагогическая наука в числе прочих рассматривает обучающегося, как активного субъекта учебного процесса, успешность которого в итоге может, определяться отношением учащегося к учению, его познавательным интересам, степенью осознанности и самостоятельности в приобретение знаний [4, стр.146]. Современная школа выполняет образовательную, воспитательную, развивающую функцию в процессе обучения.
Очевидно, что мотивации у всех детей разные, в силу индивидуальных особенностей. Можно предложить следующие стратегии мотивации для детей:
- за хорошие оценки, примерное поведение и старательно выполненные домашние задания поощрять детей деньгами;
- можно ввести специальные карточки, где за хорошую учебу, будут давать бесплатные завтраки и обеды в школе;
- отличникам выдавать ежемесячно стипендию;
- можно дать детям возможность набирать дополнительные баллы, где 10 баллов – освобождает ребёнка от домашнего задания;
- можно создать доску поощрения, где будут висеть фотографии самых активных детей в учёбе.
Анализ собранный нами по теме, результаты анкетирования детей и родителей позволили разработать и предложить рекомендации мотивации для детей, которые можно привести в виде стратегии полноценного сотрудничества семьи и школы на современном уровне:
1) проводить коллективные классные собрания и мероприятия с участием родителей и администрации;
2) индивидуализация работы с родителями;
3) присутствие в штате работников школы и специалиста по посещению семей.
Список литературы
1. «Об образовании» - Закон Российской Федерации от 10.07.1992 №3266-1 (ред. от 21.07.2007). – М., 2007.
2. Григорович Л.А, Педагогика и психология: Учебное пособие // Л.А. Григорович, Т.Д. Марцинковская. - 2003
3. Овчарова Р.В. Родительство как психологический феномен: учебное пособие // Р.В. Овчарова. - М.: Московский психолого-социальный институт, 2006. - 496 с
4. Зимняя И.А. Педагогическая психология // И.А. Зимняя. - Ростов-на-Дону:Феникс, 1997.- 480с.