алгоритм изучения материала с последовательным развитием скорочтения в процессе познавательной деятельности

АЛГОРИТМ ИЗУЧЕНИЯ МАТЕРИАЛА С ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНЫМ РАЗВИТИЕМ СКОРОЧТЕНИЯ В ПРОЦЕССЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

АЛГОРИТМ ИЗУЧЕНИЯ МАТЕРИАЛА С ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНЫМ РАЗВИТИЕМ СКОРОЧТЕНИЯ В ПРОЦЕССЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
(0)

С целью саморазвития профессионально значимых свойств личности студентов можно предложить студентам развивать скорочтение в процессе повседневного чтения. Если человек сможет прочитывать за то время, которое ему необходимо на изучение учебного материала, значительно больше по объему литературы на изучаемую тему, то уровень знания может быть не меньше, а при увеличении скорости чтения такой способ изучения может значительно превзойти по объему изученного и усвоенного материала результаты других способов запоминания материала на определенную тему. Анализ литературы [82 и др.], опыт собственной педагогической деятельности позволяют сделать вывод, что такой способ  изучения может дать достаточно высокие результаты при работе с материалом, не требующим глубокого анализа, материала, суть которого можно уловить на лету.

Можно предложить развивать скорочтение по ходу чтения учебного материала. Чтобы каждое чтение было по сути тренировкой по развитию скорочтения. Ввиду ограниченности временных ресурсов продуктивному развитию может помочь такой алгоритм  развития навыков скорочтения, который не будет требовать больших временных затрат и отнимать время от изучения необходимого человеку материала.

Для решения этой задачи можно предложить использовать следующий алгоритм развития навыков скорочтения:

1. Студент работает с упражнениями, направленными на увеличение скорости и качества чтения.

2. Студент читает необходимую ему для самообразования литературу.

3. Контролирует и корректирует психологические процессы, влияющие на качество и скорость чтения, находит ошибки в своих действиях и исправляет их (регулярно с любой выбранной периодичностью в зависимости от числа прочитанных страниц или времени). Например, каждые 2-50 страниц или каждые 3-15 минут студент делает остановки для проведения самоконтроля и самокоррекции.

Для примера можно привести следующий алгоритм:

1) студент 10 минут упражняется по книге или компьютерной программе, с целью развития навыков скорочтения;

2) 3) 30 минут студент читает литературу, останавливая процесс чтения каждые 9 минут с целью самоконтроля и самокоррекции, затрачивая по 1 минуте на каждую остановку.

При использовании описанного алгоритма развития скорочтения можно предложить соблюдать следующие рекомендации:

1. Развитие скорочтения проводится во время повседневной работы с литературой (художественной, научной и др.), не отрывая от изучения необходимого человеку материала. 

2. Развитие скорочтения должно происходить постоянно в течение всего периода самообразования посредством чтения с целью увеличения времени, задействованного для развития навыков скорочтения. При использовании описанного алгоритма, чтение любой литературы по сути должно стать тренировкой по развитию навыков скорочтения.

3. Во втором пункте алгоритма можно использовать упражнения по развитию скорочтения, требующие непосредственного чтения и не наносящие большого ущерба качеству запоминания материала. При этом использование специальных упражнений и средств в процессе чтения должно чередоваться с обычным чтением без использования специальных программ и упражнений, чтобы исключить привыкание только к определенному виду чтения посредством использования определенного конкретного упражнения.

Например, для расширения поля зрения при чтении можно использовать следующий способ чтения. Чтение с экрана монитора. Посредством сужения и расширения окна программы, выводящей текст до ширины чуть большей комфортного чтения (с постепенным увеличением ширины окна в долговременном периоде) посредством одного взгляда на строчку и чтения по линии сверху вниз можно добиться расширении поля зрения при чтении, что может являться одним из способов увеличения скорости чтения. Благодаря тому, что при чтении в таком случае человек избавляется от необходимости водить глазами от начала строки до ее конца, скорость чтения увеличивается и чтение становится более комфортным. Заметив данные преимущества человек может отказаться от других видов чтения, что может привести к привыканию именно к такому типу комфортного чтения, что может привести к снижению скорости и качества обычного чтения при использовании печатных источников. Поэтому данный вид чтения желательно чередовать с другими видами чтения.

4. Время, затрачиваемое на тот или иной пункт алгоритма, выбирается индивидуально каждым пользователем алгоритма, исходя из временных возможностей и процента сиюминутного увеличения скорости чтения посредством использования упражнений, самоконтроля и самокоррекции. При этом время, затрачиваемое непосредственно на развитие навыков скорочтения, можно выбирать исходя из индивидуальных особенностей так, чтобы полностью окупался сиюминутным увеличением скорости чтения посредством самокоррекции и упражнений, если студент не имеет дополнительных временных ресурсов для проведения дополнительного саморазвития (не дающего сиюминутного увеличения работоспособности, а действующее в долговременном периоде). Если же у студента имеются дополнительные временные ресурсы, то процент времени затрачиваемого на упражнения, может быть увеличен.

5. Для временного контроля в процессе чтения можно использовать секундомеры со звонком, компьютерные программы, подающие звуковой сигнал и засекающие время, звуковые записи (то есть записи, подающие периодический сигнал в виде повышения громкости звука или другого сигнала, сигнализирующего о необходимости сменить тип деятельности или перейти к следующему пункту алгоритма).

При такой работе можно использовать современные информационные технологии, например, специально написанное программное обеспечение. Работа такой программы может быть следующей.

1. После щелчка по клавише начинается отсчет времени в течение которого человек читает. Когда наступает определенный момент времени, заданный заранее, программа подает звуковой сигнал.

2. После истечения определенного времени программа подает сигнал о начале работы с упражнениями по развитию скорочтения и окончании данной работы. После чего работа программы останавливается.

Для самоконтроля с целью четкого отслеживания времени, затрачиваемого на чтение одной страницы, можно использовать записи, предназначенные для  цикличного воспроизведения, подающие громкий, привлекающий внимание, звуковой сигнал по истечении определенного промежутка времени. При этом до сигнала и после него может играть приятная, настраивающая на работу музыка. Между звуковыми сигналами можно использовать изменения звучания, сигнализирующие об определенной степени истечения, выделенного на чтение страницы промежутка времени. Сигнализировать могут: постепенное увеличение громкости, скорости музыки или звуков.

Записи могут компоноваться в структурированные занятия, учитывающие период начала и завершения работы с дальнейшим прерыванием на отдых.

В качестве звукового сигнала можно предложить использовать слово или фразу, настраивающее на продуктивную работу и дающее положительный внушающий эффект, повышающий качество или скорость работы. Например слова: «запоминать навсегда», «помнить», «сохранить».

7. При развитии навыков скорочтения желательно использовать некоторое количество различных источников упражнений по развитию скорочтения и специальных компьютерных программ, сборников упражнений, работающих по различным методикам (см. приложение 5).

8. Также можно использовать скоростное чтение (тренировочное чтение во много раз превышающее реальную скорость чтения) во время повторения уже изученного материала. Это может быть удобно, так как на каждое повторение может отводиться значительно меньше времени, чем на изучение материала.

Автор: магистр психологии, к.п.н. Румянцев С.А. (Сергей Александрович)


ЛИТЕРАТУРА ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ПРИ ОБОСНОВАНИИ АЛГОРИТМОВ

 

Рейтинг@Mail.ru