долговременный алгоритм самообразования

ДОЛГОВРЕМЕННЫЙ АЛГОРИТМ САМООБРАЗОВАНИЯ

ДОЛГОВРЕМЕННЫЙ АЛГОРИТМ САМООБРАЗОВАНИЯ
Автор
к.п.н., магистр психологии Румянцев Сергей Александрович
(0)

Примером алгоритма изучения учебного материала в долговременном периоде может быть следующий:

1. Знакомство, изучение и закрепление материала.

Изучение можно разделить условно на 4 этапа:

        1.1. Знакомство с материалом.

        1.2. Пропедевтика материала.

        1.3. Усвоение.

        1.4. Закрепление.

2. Сохранение и дополнительное закрепление знаний.

Раскроем эти этапы изучения материала:

1. Восприятие, изучение и закрепление материала: «Согласно С.Л. Рубинштейну, выделяются следующие стадии процесса усвоения: «первичное ознакомление с материалам, или его восприятие в широком смысле слова, его осмысление, специаль­ная работа по его закреплению и, наконец, овладение материа­лом — в смысле возможности оперировать им в различных ус­ловиях, применяя его на практике» » [83,237].

1.1. Знакомство с материалом: лекция, практическое занятие, прочтение параграфа или главы и т.п. Если материал  не очень сложный, этот пункт можно предложить опустить.

1.2. Пропедевтика материала. В качестве пропедевтики материала можно предложить студентам использовать следующие способы:

·               достаточно положительный эффект может дать непроизвольное запоминание: «непроизвольное запоминание может оказаться эффективнее произвольного» [220,152]; [183,274]. Следовательно при предварительном изучении определенный положительный эффект на запоминание изучаемого материала может оказать использование непроизвольного запоминания. Например, при изучении той или иной компьютерной программы, после ознакомления с учебным материалом, можно, например, выбрать себе какой-нибудь учебный проект и выполнить его.

·               предварительное изучение, растянутое во времени: «Материал лучше запоминается в том случае если … при заучивании материала он внимательно прочитывается минимальное количество раз с разбивкой на смысловые фрагменты и затем воспроизводится путем активных повторений, повторений с подглядыванием»; «Рассредоточенное же запоминание способствует переводу знаний в  память долговременную» [220,153].

·               Разметка материала на компьютере в текстовом редакторе с ярким оформлением, выделением главной мысли, систематизацией материала.

1.3. Полноценное усвоение, запоминание изучаемого материала.

Полноценное изучение материала можно предложить проводить по определенному выбранному для этой цели алгоритму, методу, способу или технологии.

В результате этого этапа алгоритма изучения материала изучаемый материал уже должен быть усвоен на необходимом студенту уровне, в частности, легко воспроизводиться, «лучшим средством запоминания изученного материала является его активное воспроизведение» [220,153].

1.4. В случае если материал достаточно сложен, можно предложить студентам проводить дополнительное закрепление материала, при помощи способов, приведенных выше.

2. Сохранение и дополнительное закрепление знаний.

Известно, что материал после изучения, без дальнейшего повторения и использования, может быть забыт: «…. не повторяющиеся эпизоды показывали выраженное забывание в течение четырех лет (забывалось 65 процентов материала)» [44,123]. Следовательно, для достаточного качества сохранения изученного материла необходимо чтобы, либо использование учебного материала должно быть предусмотрено в течение всего периода, когда необходимо его достаточный уровень сохранения  в памяти, либо он должен повторяться: «Припоминание события способствует его повторению и снижает темп забывания» [44,123].

При повторении материала можно предложить использовать студентам воспроизведение материала с последующим исправлением ошибок воспроизведения: «Это активное повторение гораздо действеннее пассивного» [220,152].

Для регулирования правильного и своевременного использования описанного алгоритма  можно предложить разбивать изучаемый материал на смысловые единицы (например 1-4 страницы печатного текста) и записывать время изучения и повторения в специальный бланк, специальную тетрадку или файл на компьютере и регулярно проверять, не подошло ли время повторить материал. Повышению удобства могут помочь специально написанные программные средства, сохраняющие и автоматически рассчитывающие временной промежуток,  и напоминающие о необходимости повторений.

к.п.н., магистр психологии Румянцев Сергей Александрович


автор статьи к.п.н., магистр психологии Румянцев С.А. (Сергей Александрович)

ЛИТЕРАТУРА ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ПРИ ОБОСНОВАНИИ АЛГОРИТМОВ
Автор
к.п.н., магистр психологии Румянцев Сергей Александрович
 

Рейтинг@Mail.ru