модель формирования готовности к саморазвитию (супер память, самообучение, саморазвитие)

Модель формирования готовности к саморазвитию (Супер память, самообучение, саморазвитие)

Модель формирования готовности к саморазвитию (Супер память, самообучение, саморазвитие)
Автор
Автор: к.п.н. , магистр психологии Румянцев Сергей Александрович
(0)
Модель формирования готовности к саморазвитию (Супер память, самообучение, саморазвитие)
Совершенствование подготовки саморазвитию взаимосвязано с поиском наиболее эффективных форм и методов познавательной деятельности, к которым, в частности, можно отнести процесс самообразования. Именно в этом процессе актуализируются возможности людей по профессиональному саморазвитию [83, 169, 220]. Эффективное самообразование позволяет достичь положительных результатов в процессе правильно организованного самообразования: «Учебная деятельность для учащейся молодёжи выступает как важнейшее средство самообразования, саморазвития способностей, как основа формирования волевых и нравственных качеств...» [204,53].
С целью повышения эффективности саморазвития необходимо иметь доступ к четкой, структуированной, алгоритмической информации по эффективной организации самообразования и саморазвития. Этому способствует использование в учебной деятельности модели формирования их готовности к саморазвитию. Использование модели может способствовать не только ситуативному повышению качества самообразования и саморазвития, но и планомерному развитию их личности на основе осознания своих возможностей.
Для организации такой работы люди должны пройти определенную подготовку: «Максимальная интенсификация учения студента требует также обучения его способам и приемам работы в образовательном учреждении» [205,270]. Такая подготовка возможна без участи преподавателя с использованием материалов приводимых в этой книге.
Дла поддержания качества саморазвития необходим достаточно высокий уровень мотивации (желания саморазвиваться). Если человек видит реальные результаты деятельности (повышение качества саморазвития, скорости и качества самообучения, повышение образовательных возможностей человека, повышение скорости чтения, восприятия и запоминания информации, появление способности эффективно планировать самообразование и т.д.), то у него появляется стимул к дальнейшему саморазвитию. Анализ научной литературы, опыта педагогической деятельности и научные исследования позволяют выделить следующие способы самопобуждения к саморазвитию в процессе самостоятельной познавательной деятельности:
1 способ. Повышение эффективности саморазвития в процессе познавательной деятельности.
Для повышения эффективности саморазвития можно предложить основное внимание обратить на повышение качества саморазвития в процессе именно познавательной деятельности и учитывать этот фактор при планировании и выборе способов изучения материала: «Ученые, придерживающиеся второй точки зрения, сливают обучение и развитие, отождествляют тот и другой процессы (Джеймс, Торндайк)» [147, 113]. Объединение саморазвития и позновательной деятельности, может способствовать и экономии времени. Не все смогут найти достаточно времени на исключительно развитие, а познавательная деятельность между тем может занимать доаточное количество временных ресурсов людей. Таким образом объединение этих направлений деятельности может позволить человеку потратить достаточное количество времени на развитие.
2 способ. Повышение качества самообразования. На основе анализа ряда исследований можно сделать вывод о факторах, которые будут способствовать повышению качества развития и повышению эффективности их самообразования: эффективность самопобуждения к саморазвитию взаимосвязана с активизацией стремления проявить специальные умения, необходимые для саморазвития (например умение скорочтения, умение использовать самоучители, умение развивать свою память и т.д.).
3 способ. Развитие скорочтения может способствовать повышению эффективности саморазвития. В процессе самообразования люди активно используют вербальное воспроизведение изучаемого материала. Им необходимо предложить развивать готовность к скорочтению во время чтения в процессе познавательной деятельности. Такая работа способствует самоорганизации и самоконтролю учебных действий.
Кроме того активное и регуляное чтение достаточно сложного печатного материала, само по себе может способствовать развитию личности, повышению объема знаний. Увеличение объема информации, хранящейся в памяти человека может привести к повышению качества запоминания изучаемого материала, за счет межпредметных и тематических связей в изучаемом материале.
В этой книге приводятся алгоритмы изучения и повторения оригинального материала. Однако, по большинству направлений саммообразования, особенно при их глубоком изучении, имеется проблема повторяемости материала от источника к источнику. Авторы заимствуют друг у друга фактологические материлы или по разному описывают одни и теже явления. Такое положение вещей делает нецелесообразным изучение материала на уровне полного запоминания и дальнейшее его плановое повторение, постольку поскольку в дальнейшем при регулярном изучении других источников информации (книг, сайтов) по этому же направлению знания, изученный материал будет повторяться из за неоригинальности изучаемого материала, что само по себе будет актуализировать ранее изученный материал и приводить к его более полному запоминанию. При достаточно частой повторяемости изучаемого материала от источника к источнику не имеет смысла использованить алгоритмы запоминания и повторения материала, а достаточно просто регулярно читать литературу (или слушать в виде аудиокниг либо смотреть обучающие видео уроки) по определенному направлению знания. Базовые или по крайней мере (при малой повторяемости материала от источника к источнику) фундаментальные основы изучаемой области знания при изучении достаточного количества источников (10 и более) будут усвоены на достаточно высоком уровне. В тоже время рапределенное во времени обращение к одному и томуже по содержанию материалу в различных источниках будет являть собой фактически регулярное повторение.
4 способ. Развитию памяти может способствовать грамотно построенная познавательная деятельность, направленная на ее развитие: «В большой степени процессы памяти зависят от общего умственного кругозора человека, oт знаний; имеющихся у него, от умений и навыков запоминания и припоминания, от привычек, которые выработались у него в этой области» [200,8].
5 способ. Использование людьми самоучителей, основной целью которых является саморазвитие пользвателя самоучителя. Самоучители по различным направлениям знания могут использоваться на различных этапах познавательной деятельности.
Таком как стимуляция к достижению высокого уровня развития личности пользователей в процессе их познавательной подготовки для обеспечения возможности дальнейшего эффективного саморазвития в процессе познавательной деятельности. Он основывается на рекомендациях к методам реализации условий эффективного саморазвития и самообразования.
В соответствии с современными тенденциями развития образования необходим переход на качественное саморазвитие: «Реформирование – преобразование общественного воспитания на новых началах предполагает … направленность усилий … на борьбу, преодоление элементов косности и консерватизма в сфере воспитания и обучения. Это предполагает: … переход образования в самообразование, связь воспитания и самовоспитания» [99,8].
При организации саморазвития необходима четкая постановка целей саморазвития и его коррекция. Для этого необходимо обдумывать и координировать цели и выбирать средства саморазвития, осуществлять самоконтроль за этим процессом: «важно поставить четкую цель и обосновать необходимость ее достижения» [220, 430-431]. Такую работу можно предложить проводить с использованием информационных технологий.
Можно предложить следующие виды работ, которые можно рекомендовать проводить в процессе самопобуждения к саморазвитию:
1. Написание договоров «сам с собой».
2. Совершенствование саморегуляции.
3. Повышение качества управления собой.
4. Повышение качества самоорганизации в процессе саморазвития.
5. Организация самоконтроля в процессе саморазвития.
Названные выше факторы стимуляции саморазвития могут реализовываться в учебном действии как совокупность взаимосвязанных и взаимообусловленных компонентов.
Определяющим моментом в этом процессе, естественно, является содержание целевого компонента. Использование в процессе самоконтроля определенной совокупности его средств, с прописанными в них целями саморазвития. Их составление может способствовать улучшению связи между целями, которые ставит перед собой человек, и теми действиями, которые он предпринимает для достижении этих целей: «важно поставить четкую цель и обосновать необходимость ее дости­жения, иногда даже полезно определить сроки» [155,430], а также осознанию целей саморазвития: «Результаты обучения (в известных пределах) находятся в прямой пропорциональной зависимости от осознания целей обучения обучаемыми» [155,432].
В качестве примеров средств самоконтроля могут выступать печатные бланки или электронные таблицы самоконтроля, процесса самообразования, саморазвития, контроля за повторениями изученного материала.
Например, в качестве объектов самоконтроля могут выступать:
1) саморазвитие воли студентов;
2) побуждение к самодисциплине;
3) систематическое и целенаправленное самовоспитание;
4) подготовка и проведение самоинструктажа.
С целью побуждения и подготовки к саморазвитию можно использовать самоинструктажи перед началом самостоятельной познавательной деятельности.
Самоинструктаж может включать в себя: инструктаж о последующей деятельности, напоминание о существенных моментах организации учебной деятельности, инструктаж о грамотной организации самостоятельной работы, стимуляцию мотивации, генерацию интереса, настрой на работу, постановку задачи на запоминание, самоприказы, самоубеждение, самовнушение.
Самоинструктаж можно предложить проводить посредством чтения заранее подготовленного для самоинструктажа текста, прослушиванием записей, просмотром специально приготовленных видеороликов.
Самоинструктаж может применяться с целью повышения эффективности саморазвития во время познавательной деятельности на основе реализации условий эффективной работы памяти.
6. Формирование готовности к определению индивидуального временного интервала, в процессе которого вы способны осуществлять деятельность по самообразованию, направленную на процесс саморазвития. Чередование разных видов деятельности может способствовать снижению утомляемости и повышению качества запоминания.
Таким образом с целью снижения утомления во время саморазвития, снижения интерференции (ухудшения качества запоминания ввиду наложения в памяти одного материала на другой) изучаемого материала можно предложить чередовать различные виды деятельности.
Удобным в таком случае может оказаться использование самостоятельных занятий, имеющих индивидуальную продолжительность в зависимости от уровня развития и состояния человека и утомительности деятельности, выполняемой во время конкретного занятия.
При проведении таких занятий с целью снижения утомляемости можно чередовать различные виды деятельности; использовать разнообразные занятия по целенаправленному саморазвитию студентов.
Использование разнообразных по структуре и содержанию занятий в качестве основы целенаправленного саморазвития может способствовать также улучшению планирования самообразования и саморазвития.
7. Планирование отдыха и смены сферы деятельности.
8. Использования студентами самодиагностики в процессе саморазвития.
В процессе побуждения студентов к саморазвитию желательно учитывать индивидуальные особенности студента; содержание материала, цели изучения материала: «Новые модели организации учебного процесса требуют более глубокого соотнесения учебно-воспитательного процесса с биоритмами его участников» [202,51].
Определенную помощь в учете перечисленных факторов и наиболее эффективных компонентов алгоритмов изучения материала и саморазвития, в зависимости от уровня развития, психофизиологического состояния человека, может оказать предварительная самодиагностика состояния, наличия целей самообучения и саморазвития. Результаты диагностики могут помочь во время дальнейшей познавательной деятельности и саморазвитии, позволив скорректировать индивидуальную траекторию, а так же повысить мотивацию.
В процессе диагностики можно предложить использовать тестирование. По результатам тестирования определяется дальнейший план учебных действий по изучению материала и саморазвитию в процессе психологических тренингов, упражнений по саморазвитию.
Диагностика может проводиться с помощью специальных программных средств, самостоятельно подсчитывающих и выдающих результат тестирования.
Широкие возможности для повышения эффективности самодиагностики и соответственно увеличения времени на собственно саморазвитие создает использование компьютера и программного обеспечения.
Следующим этапом формирования готовности к саморазвитию является теоретико-практическая предварительная подготовка к саморазвитию своей личности в процессе самообразования.
С целью повышения эффективности действий во время самообразования можно целенаправленно обучаться эффективному осуществлению познавательной деятельности и использовать специально для этого предназначенную литературу и средствами: «Одной из основных задач работы с первокурсниками является ознакомление их с методами рационализации и оптимизации самостоятельной работы» [207,646].
Частью такого обучения может являться теоретическая подготовка, которая может включать: изучение условий эффективной работы памяти и их применения в процессе познавательной деятельности; изучение алгоритмов и методов эффективного изучения учебного материала; применение технологий развития скорочтения и др.
Другой частью такого самообучения может являться практическая самоподготовка. При этом можно отрабатывать приемы скоростного чтения, алгоритмы изучения учебного материала, приемы сосредоточения, приемы релаксации и др.
С целью достижения высокого уровня готовности к профессиональному саморазвитию можно использовать: специальные тренинги, совокупность специальных упражнений в процессе самостоятельных занятий.
Программа таких занятий может включать.
1. Теоретическую подготовку, содержание которой составляют:
1) материалы, приведенные в этой книге;
2) изучение дополнительной литературы (см. список).
2. Практическую подготовку, содержание которой составляют:
1) занятия, на которых практически изучаются различные алгоритмы и методы запоминания;
2) занятия по практической подготовке к реализации условий, способствующих эффективному использованию особенностей своего запоминания и воспроизведения информации.
3. Занятия и тренинги по развитию и приобретению навыков, необходимых для саморазвития. Например: занятия по развитию скорочтения, памяти, уверенности в себе, интуиции и др.
Эффективность перечисленных выше форм организации самообразования основывается на учете следующих особенностей:
1. включение в самостоятельное занятие совокупности специальных упражнений и заданий по саморазвитию личности;
2. учет индивидуального уровня развития, психофизиологического состояния, временных ресурсов и др.;
3. формирование у навыков скорочтения. Эффективным может оказаться развитие скорочтения на специальных тренингах перед началом самостоятельно занятия;
4. саморазвитие памяти. Развивать память можно предложить как во время и познавательной деятельности, так и в специально отведенное для этого время в процессе специальных тренингов и упражнений перед самостоятельным занятием. Для развития памяти можно использовать завершенные системы развития памяти;
5. коррекция развития и саморазвития мыслительной деятельности студентов.
Достижение достаточного уровеня качества саморазвития может требовать от человека, готовности к личностному саморазвитию, уже сформированной на момент начала формирования готовности к профессиональному саморазвитию.
Анализ ряда источников [106, 110, 186, 200, 204, 207] позволил выделить следующие показатели готовности к саморазвитию:
1. Уровни развития (памяти, воли, наблюдательности, логического мышления, интеллекта, самостоятельности, уверенности, воспитанности, скорочтения, метапамяти - знание законов работы памяти, коммуникативного контроля и профессионального интереса).
2. Готовность к сосредоточению и вниманию, самоуправлению, самодисциплине, самоорганизации, самоконтролю, саморегуляц и, саморазвитию, самосовершенствованию, самообразованию, структуризации, систематизации, организации и разбиению по смыслу изучаемого материала, работе за компьютером и информационными технологиями, поиску информации.
Выделенные показатели готовности к саморазвитию, а также умения и навыки, необходимые для саморазвития, соответствуют выделенным компонентам готовности к саморазвитию. Для эффективного саморазвития людям необходим достаточный уровень готовности к саморазвитию для реализации возможности эффективного саморазвития без помощи преподавателя.
С целью формирования готовности к саморазвитию можно использовать следующие формы деятельности:
1. Использование тренингов. Тренинг является сильным средством для воздействия на личность, для повышения эффективности их саморазвития. Тренинги могут способствовать определенному повышению работоспособности, качества и скорости запоминания материала, ускорению и повышению эффективности развития, положительному изменению настроения, самочувствия, эмоциональной разгрузке [127, 205, 133 и др.].
В процессе тренинга можно изучать и тренеровать основы умения самоприказа, самоубеждения, самовнушения, самопринуждения, релаксации и успокоения, самостимуляции, сосредоточения на изучаемом материале; выхода из стрессовых состояний; стимуляции положительных эмоций, положительного настроения, мотивации, силы воли и т.д.
Самостоятельное проведение регулярных тренингов или их посещение способствует формированию необходимых умений.
2. Самовнушение, самоубеждение, самоприказ. Можно также предложить применять самовнушения, самоубеждение, самоприказы, способные оказывать влияние на сознание и личность студента. Самовнушение, самоприказ, самоубеждение обладают программирующей способностью. Самовнушение может способствовать приспособлению к ситуации, изучаемым техникам, изучаемому материалу, изменениям личности: «Самовнушение помогает изменить восприятие ситуации и тем самым приспособиться к ней» [222,95].
3. Воздействие посредством чтения. Можно также предложить применять специальное чтение, специально подготовленных текстов, оказывающих определенный внушающий эффект. В качестве текстов для такого чтения можно использовать специальные тексты, которые можно найти например в работах Г. Сытина.
4. Использование специально подобранной музыки. Определенным образом подобранную музыку саму по себе можно предложить использовать для повышения эффективности саморазвития, например за счет снижения утомления как средства повышения работоспособности [179,456-457].
Анализ научной литературы [83,96,126,169,220] позволил выделить рекомендации по эффективному использованию методов саморазвития:
1. Использование диагностики познавательной деятельности студентов и готовности к самодиагностике. В процессе самостоятельной познавательной деятельности можно предложить следующие направления диагностики: диагностику целей занятия, диагностику необходимого уровня и качества изучения материала, определение временных сроков изучения материала и т.д.
Такую работу можно предложить проводить людям. Они, самостоятельно определяя и отмечая для себя наиболее существенные вопросы, осуществляют поиск ответов на них, который заключается в выборе упражнений, выполнение которых способствует их эффективному саморазвитию. Эффективность этой работы повышается при использовании информационных технологий, специальных программных средств, позволяющих повысить объективность результатов диагностики.
Диагностика должна предшествовать самостоятельной познавательной деятельности, в частности их готовности к самостоятельным занятиям. Результаты диагностики можно предложить использовать для планирования дальнейшей самостоятельной работы по саморазвитию.
2. Предварительное ознакомление с изучаемым материалом.
3. Основой саморазвития может являеться развитие их памяти, в ряде источников [30,44,106,155,220] приводятся основные условия проявления, законы и закономерности памяти. Они приводятся, в большинстве своем, не систематизировано, не взаимосвязано. В результате для выделения и систематизации этих законов необходимо изучить большой объем источников, на что у большинства может не хватить ни времени ни мотивации. В связи с этим, возникает проблема: по использованию этих законов для выявления условий эффективного саморазвития на основе обращения основного внимания на развитие памяти. Это требует определенных навыков и волевых усилий.
Для решения этой проблемы можно предложить использовать четкие структурированные алгоритмы изучения материала. Такие алгоритмы могут иметь в качестве цели - побуждение реализовать в процессе учебного действия условия эффективной работы памяти, условия эффективного самообразования, способствующие эффективному саморазвитию.
Выполнение таких алгоритмов можно предложить чередовать помимо обычного метода выполнения учебного действия и действия по самообразованию и при помощи компьютера со специальным программным обеспечением: «Прежде чем составить обучающую программу, нужно разработать алгоритм выполнения мыслительных действий и учебных операций, по которому ЭВМ будет осуществлять управление учебным процессом» [155,516].
В результате анализа ряда источников [155,44,30,106,220 и др.] и опыта собственной педагогической деятельности удалось составить алгоритмы изучения материала (они описаны в этом издании).
4. Повышение качества сохранения материала в памяти.
Изученная информация без повторения забывается: «не повторяющиеся эпизоды показывали выраженное забывание» [44,118]. Однако повторение может снизить забываемость материала: «материал, который хотят сохранить на длительный период, нуждается в доучивании и повторении. Очевидно, с каждым доучиванием мнемический след становится прочнее» [84,137].
Примером временного распределения повторений с указанием конкретных временных рамок, удовлетворяющих требованиям достаточного повторения, может служить следующая схема повторений, где каждое последующее повторение, начиная с третьего, производится через промежуток времени, в пять раз превышающий предыдущий промежуток времени между повторениями.
Эффективность повторений зависит от психосоматических особенностей студента, уровня развития студента, типа материала, его сложности и знакомости и многих других факторов.
5. Достаточный для эффективной работы отдых.
Условия эффективного самообразования, способствующие эффективному саморазвитию студентов, достаточно обширны, поэтому не просто одновременно их все охватить в процессе познавательной деятельности. Следовательно, для человека может быть удобным объединить их в рамках единого алгоритма: «Технологии обучения должны гармонично сочетаться между со­бой, составлять систему, отвечающую условиям достижения це­лей» [110,245], не требующего одновременного охвата выполнений всех условий и четко направляющего деятельность студентов по саморазвитию, имеющего ссылки на способы, алгоритмы, условия и материалы, которые используются в рамках единого алгоритма, предлагается использовать в определенные периоды времени.
С целью повышения эффективности, снижения утомления во время саморазвития, снижения интерференции предлагается чередование различных видов деятельности в едином алгоритме, что будет способствовать распределению саморазвития во времени: «факторы, благоприятствующие распре­деленному научению: а) своеобразная дополнительная трени­ровка, протекающая в форме фактических или воображаемых по­вторений в течение периода отдыха, б) чередование работы с от­дыхом и возможность исчезновения в течение периода отдыха тех интерферирующих явлений, которые возникают в течение упраж­нений» [83,244].
При использовании единого алгоритма можно чередовать различные виды деятельности, чередуя занятия по целенаправленному саморазвитию во время познавательной деятельности, а также способы познавательной деятельности и изучения материала.
2. Реализация способов выполнения условий саморазвития в рамках самостоятельного занятия. Основные этапы такого алгоритма может быть удобно использовать в рамках такой формы самостоятельной работы, как самостоятельное занятие. Занятие имеет индивидуальную, в зависимости от уровня развития психосоматического состояния человека и вида деятельности, выполняемой во время конкретного занятия, продолжительность и является целенаправленной деятельностью.
Использование таких занятий в качестве основы целенаправленного саморазвития может способствовать облегчению планирования саморазвития, самообразования и других аспектов деятельности и быта человека при условии их готовности к планированию примерной продолжительности занятий: «Надо так спланировать свою учебную и внеучебную деятельность, чтобы оставалось время и для самообразовательной работы, и для культурного отдыха» [196,56].
Такое планирование может способствовать развитию готовности к самостоятельной работе, которая может являться умением, необходимым для эффективного саморазвития: «Овладение умениями и навыками самостоятельной работы начинается с установления гигиенически и педагогически обоснованного режима дня» [196,56].
3. Изучение эффективного саморазвития, обучение навыкам самостоятельной работы в рамках единого алгоритма: «Первый вопрос — умеют ли школьники в своем большинст­ве самостоятельно работать? Как показывают материалы многих исследований, ответ на этот вопрос в целом отрицательный, да­же применительно к студентам» [83, 255].
Приобретение навыков саморазвития, может являться следствием повышения эффективности самообразования. Эффективность самообразования в свою очередь можно поднять посредством использования алгоритма саморазвития. Алгоритм саморазвития, может быть отточен в процессе специальных теоретических и практических занятий.
С целью повышения эффективности саморазвития можно предложить целенаправленно обучаться эффективномой познавательной деятельности: «Одной из основных задач работы с первокурсниками является ознакомление их с методами рационализации и оптимизации самостоятельной работы» [207,646].
Частью такого обучения может являться: инструктаж и теоретическое изучение основных аспектов использования единого алгоритма; условий эффективной работы памяти и способов их выполнения в процессе познавательной деятельности; алгоритмов, способов, методов эффективного изучения материала; технологий развития скорочтения.
На практических занятиях можно формировать: навыки использования алгоритма саморазвития, приемы скоростного чтения, алгоритмы изучения учебного материала, приемы сосредоточения, приемы релаксации и т.д.: «Умственное воспитание обычно связывается с накоплением в сознании личности прочного фонда научных знаний, с владением учебно-познавательными умениями и навыками и их совершенствованием, с проявлением сообразительности, гибкости мысли, хорошей памяти как при усвоении нового материала, так и при его применении в различных жизненных ситуациях» [220,161].
Улучшению качества саморазвития человека может способствовать анализ использования уже достигнутого уровня развития. Такой анализ может позволить на более качественном уровне планировать деятельность по саморазвитию. В процессе анализа уровня готовности к саморазвитию необходимо выделить способы решения этой задачи.
Автор: к.п.н. , магистр психологии Румянцев Сергей Александрович
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Абрамова, Г.С. Возрастная психология: учеб. пособие для студ. ВУЗов / Г.С. Абрамова. – М.: Изд. центр «Академия», 1999. – 672 с.
2. Абульханова-Славская, К.А. Деятельность и психология личности / К.А. Абульханова-Славская. – М., 1980. – 335 с.
3. Аванесов, В.С. Методические и теоретические основы тестового педагогического контроля: автореф. дис. … д-ра пед. наук / В.С. Аванесов. – СПб., 1994. – 32 с.
4. Аванесов, В.С. Основы научной организации контроля в высшей школе / В.С. Аванесов. – М. : МИСиС, 1989. – 167 с.
5. Аванесов, В.С. Методические принципы композиции
тестовых заданий: учеб. пособие для преподавателей гуманитарных
дисциплин / В.С. Аванесов, Г.Е. Гетманенко. – М., 1996. – 52 с.
6. Айсмонтас, Б.Б. Педагогическая психология / Б.Б. Айсмонтас. – М. : Владос, 2002. – 208 с.
7. Акмеология / под ред. А.А. Деркача. – М. : Изд-во РАГС, 2002. – 650 с.
8. Актуальные проблемы развития познавательной активности и самостоятельности студентов / под ред. Л.Г. Вяткина. – Саратов : СГУ, 1987. – 289 с.
9. Александров, Г.Н. Разработка общей концептуальной модели
программированного обучения / Г.Н. Александров : автореф. дис … д-ра пед. наук. – М., 1993. – 34 с.
10. Альбуханова-Славская, К.А. Стратегия жизни / К.А. Альбуханова-Славская. – М. : Мысль, 1991. – 306 с.
11. Амтхауэр, Р. Тест структуры интеллекта : руководство / Р. Амтхауэр ; под ред. В. Грабала – М.: Психодиагностика, 1973. – 46 с.
12. Ананьев, Б.Г. Избранные психологические труды: в 2 т. Т.1 / Б.Г. Ананьев; под ред. А.А. Бодалева, Б.Ф. Ломова. – М.: Педагогика, 1980. – 230 с.
13. Ананьев, Б.Г. Избранные психологические труды: в 2 т. Т.2 / Б.Г. Ананьев; под ред. А.А. Бодалева, Б.Ф. Ломова. – М.: Педагогика, 1980. – 287 с.
14. Ананьев, Б.Г. О проблемах современного человекознания / Б.Г. Ананьев. – М., 1977. – 380 с.
15. Анастази, А. Психологическое тестирование / А. Анастази, С. Урбина. – 7-е изд. – СПб. : Питер, 2003. – 688 с. : ил. – (Мастера психологии).
16. Андреева, Л.А. Дидактические игры как средство развития профессионально-значимых качеств будущего специалиста : дис. … канд. пед. наук / Л.А. Андреева. – Орел, 1999. – 228 с.
17. Анисимов, О.С. Педагогическая акмеология: общая и управленческая / О.С. Анисимов. – М .: УП Технопринт, 2002. – 788 с.
18. Анищенко, В.Г. Пути совершенствования оценивания учебной деятельности студентов высшей школы / В.Г. Анищенко, О.Ю. Лейкина, Ю.Г. Фокин ; под ред. Ю.Г.Фокина. – М., 1994. – 40 с.
19. Анякина, О.В. Дидактические особенности контроля учебной успеваемости в период адаптации студентов к учебному процессу при изучении графических дисциплин: автореф. дис. … канд. пед. наук / О.В. Анякина. – М., 2000. – 17 с.
20. Архангельский, С.И. Лекции по теории обучения в высшей школе / С.И. Архангельский. – М. : Высшая школа, 1974. – 384 с.
21. Архангельский, С.И. Учебный процесс в высшей школе, его закономерные основы и методы / С.И. Архангельский. – М. : Высшая школа, 1980. – 368 с.
22. Асеев, В.Г. Личность и значимость побуждений / В.Г. Асеев; РАН, институт психоло­гии. – М., 1993. – 223 с.
23. Асмолов, А.Г. Психология личности: принципы общепсихологического анализа / А.Г. Асмолов.; ИЦ «Академия». – М.: Смысл, 2002. – 416 с.
24. Асмолов, А.Г. Психология личности: учебник / А.Г. Асмолов. – М.: Изд-во МГУ, 1990. – 367 с.
25. Асмолов, А.Г. Деятельность и установка / А.Г. Асмолов. – М.: МГУ, 1979. – 185 с.
26. Ахмедов, Т.И. Гипноз: новейший справочник / Т.И. Ахмедов. – М.: Изд-во Эксмо, 2005. – 608 с.
27. Аюрзанайн, А.А. Организация профессионально-направленной самостоятельной работы студентов в условиях интенсификации учебной деятельности: дис.… канд. пед. наук / А.А. Аюрзанайн. – Л., 1984. – 196 с.
28. Бабаскин, В.С. Фрагменты дидактики высшей школы: теория, методология, практика: пособие для начинающего аспиранта, преподавателя, слушателя ФПК, преподавателей вузов / В.С. Бабаскин, А.В. Коржуев, П.И. Самойленко; под ред. А.В. Коржуева. – М. : Янус-К, 2000. – 144 с.
29. Бакшаева, Н.А. Психология мотивации студентов: учебное пособие / Н.А. Бакшаева, А.А. Вербицкий. – М.: Логос, 2006. – 184 с.
30. Басова, Н.В. Педагогика и практическая психология / Н.В. Басова. – Ростов Н/Д: Феникс, 2000. – 416 с.
31. Бацын, В.К. Реформа образования в Российской Федерации. 1990-1994. / В.К. Бацын. – М., 1995. – 173 с.
32. Беспалько, В.П. Слагаемые педагогической технологии / В.П. Беспалько. – М. : Педагогика, 1989. – 192 с.
33. Беспалько, В.П. Образование и обучение с участием компьютеров: педагогика третьего тысячелетия / В.П. Беспалько. – М., 2002. – 352 с.
34. Беспалько, В.П. Системно-методическое обеспечение учебно-воспитательного процесса подготовки специалистов / В.П. Беспалько, Ю.Г. Татур. – М.: Высшая школа, 1989. – 144 с.
35. Беспалько, В.П. Программированное обучение. Дидактические основы. / В.П. Беспалько. – М.: Высшая школа, 1970. – 300 с.
36. Беспалько, В.П. Педагогика и прогрессивные технологии обучения / В.П. Беспалько – М., 1995. – 336 с.
37. Бехтерев, В.М. Мозг и его деятельность / В.М. Бехтерев; под ред. А.В. Гервера. – М. – Л. : гос. изд-во, 1928. – 327 с.
38. Блонский, П.Г. Память и мышление / П.Г. Блонский. – СПб: Питер, 2001. – 287 с.
39. Богданов, Е.Н. Введение в акмеологию / Е.Н. Богданов, В.Г. Зазыкин. – Калуга: КГПУ им. К.Э. Циолковского, 2001. – 145 с.
40. Бордовская, Н.В. Педагогика: учебник для вузов / Н.В. Бордовская, А.А. Реан. – СПб: Питер, 2001. – 304 с. – (Учебник нового века).
41. Бордовский, Т.А. Управление качеством образовательного процесса: монография / Т.А. Бордовский, А.А. Нестеров, С.Ю. Трапицын. – СПб : изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2001. – 359 с.
42. Бугаков, П.Г. Воспитание организованности в процессе профессиональной подготовки учителя: дис. …канд. пед. наук / П.Г. Бугаков. – Липецк, 1994. –165 с.
43. Бухарова, Г.Д. Дидактический эксперимент: цели, задачи и методика проведения: учебное пособие / Г.Д. Бухарова. – Екатеринбург, 1995. – 38 с.
44. Бэддели, А. Ваша память. Руководство по тренировке и развитию / А. Бэддели; пер. с англ. С.А. Могилевского. – М.: изд-во ЭКСМО-Пресс, 2001. – 320 с. – (Мир психологии/Мир человека).
45. Вачков, И.В. Основы технологии группового тренинга / И.В. Вачков. – М: Ось-89, 1999. – 173 с.
46. Вербицкий, А.А. Активное обучение в высшей школе: контекстный подход / А.А. Вербицкий. – М., 1991. – 205 с.
47. Вергасов, В.М. Активизация познавательной деятельности студентов в высшей школе / В.М. Вергасов. – Киев, 1985. – 172 с.
48. Вилюнас, В.К. Психологические механизмы мотивации человека / В.К. Вилюнас. – М. : изд-во МГУ, 1990. – 288 с.
49. Вишнякова, С.М. Профессиональное образование. Словарь / С.М. Вишнякова – М. : Новь, 1999. – 535 с.
50. 18 программ тренингов: руководство для профессионалов / под.ред. В.А. Чикер. – СПб,: Речь, 2008. – 368 с.
51. Волков, А.М. Деятельность: структура и регуляция / А.М. Волков, Ю.В. Микадзе, Г.Н. Солнцева. – М. : МГУ, 1987. – 215 с.
52. Выготский, Л.С. Педагогическая психология / Л.С. Выготский. – М.: Педагогика,1991. – 467 с.
53. Выготский, Л.С. Проблемы развития психики. Собр. соч. в 6 т. Т.3. / Л.С. Выготский; под. ред. А.М. Матюшкина. – М., 1983. – 368 с. : ил.
54. Выготский, Л.С. Проблемы развития психики. Собр. соч. в 6 т. Т.2 : Проблемы общей психологии / Л.С. Выготский; под. ред. В.В. Давыдова. – М. : Педагогика, 1982. – 504 с.
55. Выготский, Л.С. Проблемы развития психики. Собр. соч. в 6 т. Т.4: Детская психология / Л.С. Выготский; под ред. Д.Б. Эльконина. – М. : Педагогика., 1984. – 432 с. : ил.
56. Вяткин, Л.Г. Основы педагогики высшей школы: учебное пособие / Л.Г. Вяткин, О.Б. Капичникова, А.В. Дружкин. – Саратов: Изд-во Саратовского ун-та, 1997. – 128 с.
57. Галагузова, Ю.Н. Азбука студента / Ю.Н. Галагузова, Г.Н. Штинова. – М. : Владос, 2000. – 54 с.
58. Гальперин, П.Я. Психолого-педагогические проблемы программированного обучения на современном этапе / П.Я. Гальперин. – М. : МГУ, 1966. – 39 с.
59. Гарунов, М.Г. Самостоятельная работа студентов. Вып. 1 / М.Г. Гарунов, П.И. Пидкасистый. – М. : Знание, 1978. – 44 с.
60. Гершунский, Б.С. Философия образования для века: в поисках практикоориентированной концепции / Б.С. Гершунский; РАО, Институт теории образования и педагогики. – М. : Совершенство, 1998. – 608 с.
61. Гильманов, Р.А. Проблемы дидактометрии трудности учебных упражнений / Р.А. Гильманов. – Казань: Изд-во Казанского ун-та, 1989. – 182 с.
62. Гладкая, И.В. Особенности контроля уровня достижений учащихся в системе развивающего обучения: дис…канд. пед. наук / И.В. Гладкая. – СПб., 1996. – 211 с.
63. Глас, Дж. Статистические методы в педагогике и психологии / Дж. Глас, Дж. Стенли. – М. : Прогресс, 1976. – 495 с.
64. Голубков, Е.П. Основы маркетинга: учебник / Е.П. Голубков. – М. : Финпресс, 1999. – 656 с.
65. Государственный образовательный стандарт высшего профессионельного образования. – М.: 2005. – 22 с.
66. Грановская, Р.М. Элементы практической психологии / Р.М. Грановская. – 2-е изд. – Л.: Изд-во Ленинградского университета, 1988. – 560 с.
67. Горностаева, И.Н. Формирование профессионально-значимых качеств личности будущих менеджеров: дис . … канд. пед. наук / И.Н. Горностаева. – Брянск, 2002. – 244 с.
68. Горовая, В.И. Проектирование и реализация учебной информации в образовательном пространстве современного вуза / В.И. Горовая, О.Г. Зайцева, С.И. Тарасова. – М., 2002. – 136 с.
69. Деркач, А.А. Акмеология : учебное пособие / А.А. Деркач, В.Г. Зазыкин. – СПб.: Питер, 2003. – 256 с.
70. Деркач, А.А. Психология, педагогика и акмеология непрерывного образования / А.А. Деркач. – М. : Изд-во РАГС, 2006. – 249 с.
71. Деркач, А.А. Основы общей и управленческой ак-меологии: учеб. пособие / А.А. Деркач, О.С. Анисимов. – М., 1995. – 274 с.
72. Деркач, А.А. Акмеология: пути достижения вершин профессионализма / А.А. Деркач, Н.В. Кузьмина. – М.: Российская академия управления, 1993 – 23 с.
73. Дорошевич, А.М. Программированное обучение как средство повышения эффективности учебного процесса в высшей школе: автореф. дис. … д-ра пед. наук / А.М. Дорошевич. – М., 1971. – 23 с.
74. Дружинин, В.Н. Экспериментальная психология / В.Н. Дружинин. – СПб: Питер, 2000. – 320 с. : ил. – (Учебник нового века)
75. Дьяченко, М.И. Психология высшей школы: учебное пособие для вузов / М.И. Дьяченко, Л.А. Кандыбович. – 2-е изд., перераб. и доп. – Минск: Изд-во БГУ, 1981. – 383 с.
76. Елканов, С.Б. Профессиональное самовоспитание учителя / С.Б. Елканов. – М. : Просвещение, 1986. – 143 с.
77. Емузова, Н.Г. Педагогические основы формирования отношения личности к себе / Н.Г. Емузова. – Нальчик, 2001. – 158 с.
78. Загвязинский, В.И. Теория обучения: современная интерпретация: учеб. пособие для студентов выс. пед. учеб. заведений / В.И. Загвязинский. – М.: Издательский центр «Академия», 2001. – 192 с.
79. Загвязинский, В.И. Методология и методика дидактического исследования / В.И. Загвязинский. – М.: Педагогика, 1982. – 159 с.
80. Засобина, Г.А. Особенности формирования у студентов профессиональных умений в конструировании учебной работы: автореф. дис. … канд. пед. наук / Г.А. Засобина. – Л., 1971. – 16 с.
81. Зеер, Э.Ф. Психология личностно-ориентированного профессионального образования / Э.Ф. Зеер. – Екатеринбург: Изд-во Уральского гос. проф-пед. ун-та, 2000. – 258 с.
82. Зиганов, М.А. Скорочтение: как научиться читать легко, продуктивно, быстро / М.А. Зиганов. – М. : Образование, 2001. – 480 с. : 169 ил.
83. Зимняя, И.А. Педагогическая психология: учебник для вузов / И.А. Зимняя. – 2-е изд., доп. испр. и перераб. – М. : Логос, 2001. – 384 с.
84. Зинченко, Т.П. Память в экспериментальной и когнитивной психологии / Т.П. Зинченко. – СПб. : Питер, 2002. – 320 с. : ил. – (Мастера психологии).
85. Игры – обучение, тренинг, досуг... / Под. ред. В.В. Петрусинского // В четырех книгах. – М. : Новая школа, 1994. – 368 с.
86. Изард, К.Э. Психология эмоций / К.Э. Изард. – СПб: Пи­тер, 2000. – 464 с.
87. Ильина, Л.Е. Психолого-педагогическое сопровождение саморазвития старшеклассника в профильном обучении: автореф. дис. … канд. пед. наук / Л.Е. Ильина. – Оренбург, 2007. – 26 с.
88. Карева, Д.Ф. Качество знаний при обучении / Д.Ф. Карева. – Хабаровск: Изд-во ХГПУ, 1996. – 26 с.
89. Качалко, В.Б. Методы психолого-педагогических исследований с применением математической статистики / В.Б. Качалко. – Мозырь: МГПИ им. Н.К.Крупской, 2002. – 107 с.
90. Качество знаний учащихся и пути его совершенствования / под ред. М.Н. Скаткина, В.В. Краевского. – М. : Педагогика, 1978. – 208 с.
91. Кваша, Б.Ф. Информационные педагогические технологии / Б.Ф. Кваша, А.Б. Трофимов. – СПб., 1997. – 140 с.
92. Кириченко, А.В. Современные психологические технологии влияния на личность в профессиональных целях / А.В. Кириченко; научн. ред. А.А. Деркач. – Минск : Тесей, 2003. – 224 с.
93. Клацки, Р. Память человека: структуры и процессы / Р. Клацки; под ред. Е. Соколова, пер. с англ. Т. Сидоровой. – М.: Изд-во Мир, 1978. – 320 с.
94. Климов, Е.А. Психология профессионального самоопределения: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Евгений Алек­сандрович Климов. — 2-е изд., испр. – М.: Издательский центр «Академия», 2005. – 304 с.
95. Когнитивная психология памяти / под ред. У. Найсера, А. Хаймен. – 2-е международное издание. – СПб: Прйм-евро-знак, 2005. – 640 с.
96. Когнитивная психология: учебник для вузов / под. ред. В.Н. Дружинина, Д.В. Ушакова. – М.: ПЕРСЭ, 2002. – 480 с. .
97. Коджаспирова, Г.М. Педагогический словарь: для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений / Г.М. Коджаспирова, А.Ю. Коджаспиров. – М.: Издательский центр «Академия», 2001. – 176 с.
98. Кожевникова, Г.И. Формирование познавательной активности студентов в процессе проведения практических занятий в техническом вузе: дис. … канд. пед. наук / Г.И. Кожевникова. – СПб., 1994. – 241 с.
99. Кочетов, А.И. Педагогические технологии: учебное пособие / А.И. Кочетов. – Славянск-на-Кубани, 2000. – 200 с.
100. Краевский, В.В. Общие основы педагогики: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведении / В.В. Краевский. – 2-е изд., испр. – М.: Издательский центр «Академия», 2005. – 256 с.
101. Крайг, Г. Психология развития / Г. Крайг, Д. Бокум. – СПб. : Питер, 2004. – 940 с.
102. Крысько, В.Г. Психология и педагогика в схемах и таблицах / В.Г. Крысько. – Мн.: Харвест, М.: АСТ, 2000. – 384 с. – (Библиотека практической психологии) 235 с.
103. Кудаев, М.Р. Корректирующий контроль в учебном процессе: проблемы и методы построения и реализации его системы / М.Р. Кудаев. – Майкоп: Качество, 1997. – 195 с.
104. Кудаев, М.Р. Методология и методика педагогических исследований: учебное пособие. Ч.1. / М.Р. Кудаев. – Майкоп, 2003. –
168 с.
105. Кузьмина, Н.В. Методы системного педагогического исследования / Н.В. Кузьмина. – Л. : ЛГУ, 1980. – 172 с.
106. Кукушкин, В.С. Дидактика (теория обучения): учебное пособие / В.С. Кукушкин. – Москва: ИКЦ «МарТ», Ростов-н/Д: Издательский центр «МарТ», 2003. – 368 с. (Педагогическое образование).
107. Кулагина, И.Ю. Возрастная психология: полный жизненный цикл развития человека. Учебное пособие для студентов высших учебных заведений / И.Ю. Кулагина, В.Н. Колюцкий. – М.: ТЦ Сфера, при участии «Юрайт», 2002. – 464 с.
108. Куринский, В. Автодидактика / В. Куринский. – изд-во: Автодидакт, 1994 г. – 300 с.
109. Кулюткин, Ю.Н. Развитие творческого мышления школьников / Ю.Н. Кулюткин, Г.С. Сухобская. – Л.: Знание, 1987. – 38 с.
110. Левина, М.М. Технологии профессионального педагогического образо­вания: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / М.М. Левина. – М. : Издательский центр «Академия», 2001. – 272 с.
111. Лернер, И.Я. Дидактические основы методов обучения / И.Я. Лернер. – М. : Педагогика, 1981. – 185 с.
112. Лернер, И.Я. Процесс обучения и его закономерности / И.Я. Лернер. – М. : Знание, 1980. – 96 с.
113. Лизнева, Т.П. Формирование умений и навыков самообразования у студентов в процессе выполнения учебно-творческих заданий: дис. … канд. пед. наук / Т.П. Лизнева. – Минск, 1993. – 176 с.
114. Линькова, В.П. Информационное и информационно-логическое моделирование в курсе информатика / В.П. Линькова ; ПГПУ им. В.Г. Белинского. – М. : Изд-во ИОСО РАО, 1999. – 145 с.
115. Липкина, А.И. Критичность и самооценка в учебной деятельности / А.И. Липкина, Л.А. Рыбак. – М. : Просвещение, 1968. – 142 с.
116. Лихачев, Б.Т. Педагогика: курс лекций. Учеб. пособие для студентов педагог, учеб. заведений и слушателей ИПК и ФПК / Б.Т. Лихачев. – 4-е изд., перераб. и доп. – М. : Юрайт, 2000. – 523 с.
117. Личность: внутренний мир и самореализация. Идеи, концепции, взгляды. / составители Ю.Н. Кулюткин, Г.С. Сухобская. – СПб.: Изд-во Института образования взрослых совместно с изд-вом “Тускарора”, 1996. – 175 с.
118. Малкина-Пых, И.Г. Психосоматика: справочник практического психо­лога / И.Г. Малкина-Пых. – М. : Изд-во Эксмо, 2005. – 992 с.
119. Маралов, В.Г. Основы самопознания и саморазвития: учебное пособие / В.Г. Маралов. – Издательство Академия, 2004. – 256 с.
120. Марченко, С.И. Дидактические условия формирования познавательной самостоятельности студентов пединститута: дис. … канд. пед. наук / С.И. Марченко. – Челябинск : ЧГПИ, 1987. – 189 с.
121. Маслоу, А. Мотивация и личность / А. Маслоу. – СПб. : Евразия, 1999. – 160 с.
122. Матрос, Д.Ш. Управление качеством образования на основе информационных технологий и образовательного мониторинга / Д.Ш. Матрос, Д.М. Полев, Н.Н. Мельникова. – изд. 2-е, испр. и доп. – М. : Педагогическое общество России, 2001. – 128 с.
123. Мелик-Пашаев, А.А. Художественная одаренность детей, ее выявление и развитие / А.А. Мелик-Пашаев. – Ростов: Феникс, 2006. – 112 с.
124. Мелик-Пашаев, А.А. Художественная одаренность детей, ее выявление и развитие: методическое пособие / А.А. Мелик-Пашаев, З.Н. Новлянская, А.А. Адаскина и др. – Феникс, 2006. – 111.
125. Молибог, А.Г. Программированное обучение [Текст] : вопросы научной организации педагогического труда / А.Г. Молибог – М. : Высшая школа, 1967. – 197 с.
126. Немов, Р.С. Психология: учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений: в 3 кн. Кн. 1 : Общие основы психологии / Р.С. Немов. – 4-е изд. – М. : Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. – 688 с.
127. Немов Р.С. Психология: учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений: в 3 кн. Кн. 2 : Психология образования / Р.С. Немов. – 4-е изд. – М. : Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001.– 608 с.
128. Немов, Р.С. Психология: учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений: в 3 кн. Кн. 3 : Психодиагностика. Введение в научное психологическое исследование с элементами математической статистики / Р.С. Немов. – 4-е изд. – М. : Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. – 640 с.
129. Низамов, Р.А. Дидактические основы активизации учебной деятельности студентов / Р.А. Низамов. – Казань: КГУ, 1975. – 302 с.
130. Никандров, Н.Д. Педагогика высшей школы / Н.Д. Никандров. – Л., 1974. – 116 с.
131. Нильсон, О.А. Теория и практика самостоятельной работы учащихся / О.А. Нильсон. – Таллин, 1976. – 150 с.
132. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: учебное пособие для студентов педагогических вузов и системы повыш. квалиф. пед. кадров / Е.С. Полат, М.Ю. Бухаркина, М.В. Моисеева, А.Е. Петров; под. ред. Е.С. Полат. – М.: Издательский центр «Академия», 2001. – 272 с.
133. Общая психология : курс лекций для первой ступени педагогического образования / сост. Е.И. Рогов. – М. : Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. – 448 с.
134. Ольшанский, Д.В. Новая педагогическая психология / Д.В. Ольшанский. – М. : Академический проект, 2002. – 528 с.
135. Организация самостоятельной работы студентов и ее роль в формировании профессиональных умений и навыков : метод. указ. для препод. / сост. Г.Е. Ковалева. – Л.: ЛТИ им. Ленсовета, 1984. – 19 с.
136. Организация тестового контроля: учебно – метод. пособие / авт. – сост. Н.В. Кузьмина, М.С. Иванова, В.В. Зубец. – Тамбов: Изд-во ТГУ им. Г.Р. Державина, 1998. – 42 с.
137. Орлов, Ю.М. Эксперимент в педагогике / Ю.М. Орлов. – М.: Импринт-Гольфстрим, 1998. – 36 с. – (Педагогика).
138. Осницкий, А.К. Психология самостоятельности: методы исследования и диагностики. Вып. 1. / А.К. Осницкий. – Москва : издательский центр «Эль-Фо». – 1996. – 127 с.
139. Основы психологии : практикум / ред.-сост. Л.Д. Столяренко. – изд. 3-е, доп. и переработ. – Ростов н/Д : Феникс, 2002. – 704 с.
140. Острандер, Ш. Суперобучение 2000 / Ш. Острандер, Л. Шредер, Н. Острандер ; пер. с англ. Л.И. Катковская ; худ. обл. М.В. Драко. – Мн.: ООО «Попурри», 2002. – 528 с. – (Живите с умом). .
141. Паврозин, А.В. Профессиональная адаптация преподавателей-служащих российской армии к педагогической деятельности в военном вузе : дис. ... канд. пед. наук / А.В. Паврозин. – Ставрополь, 2003. – 186 с.
142. Педагогика высшей школы / под ред. Н.М. Пейсахова. – Казань: Изд-во Казанского ун-та, 1985. – 192 с.
143. Педагоги а профессионального образования: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Е.П.Белозерцев, А.Д.Гонеев, А. Г. Пашков и др.; под ред. В. А. Сластёнина. – 2-е изд., стер. – М. : Издательский центр «Академия», 2006. – 368 с.
144. Педагогика: учебное пособие для студентов педагогических вузов и педагогических колледжей / под ред. П.И. Пидкасистого. – М. : Педагогическое общество России, 2003. – 608 с.
145. Педагогика: педагогические теории, системы, технологии / под ред. С.А. Смирнова. – М. : Академия, 1998. – 512 с.
146. Педагогика : учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, А.И. Мищенко, Е.Н. Шиянов. – 3-е изд. – М. : Школа-Пресс, 2000 – 512 с.
147. Педагогическая психология : учеб. для студ. высш. учеб. заведений / под ред. Н.В. Клюевой. – М. : Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003. – 400 с.
148. Педагогический энциклопедический словарь / гл. ред. Б.М. Бим-Бад ; Редкол.: М.М. Безруких, В.А. Болотов, Л.С. Глебова и др. – М. : Большая Российская энциклопедия, 2002. – 528 с. : ил.
149. Петин, Б.Ф. Введение в научные основы организации самостоятельной работы студентов в условиях многоступенчатой системы высшего образования / Б.Ф. Петин. – М., 1991. – 22 с.
150. Петрова, В.Н. Дидактические материальны: Тесты, упражнения, творческие задания : учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений / В.Н. Петрова. – М.: Педагогическое общество России, 2005. – 336 с.
151. Петровский, А.В. Психология: учебник для студ. высш. пед. учеб. заведе­ний / А.В. Петровский, М.Г. Ярошевский. – 2-е изд., стереотип. – М. : Издательский центр «Ака­демия», 2000. – 512 с.
152. Пидкасистый, П.И. Психолого-педагогический справочник преподавателя высшей школы / П.И. Пидкасистый, Л.М. Фридман, М.Г. Гарунов. – М. : Педагогическое общество России, 1999. – 354 с.
153. Пиз, А. Язык телодвижений / Алан Пиз. – М.: Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2002. – 272 с. – (Психологический бестселлер).
154. Поварёнков, Ю.П. Психологическое содержание профессионального ста­новления человека / Ю.П. Поварёнков. – М. : Изд-во УРАО, 2002. – 160 с.
155. Подласый, И.П. Педагогика: новый курс : учеб. для студ. высш. учеб. заведений: в 2 кн. Кн. 1: Общие основы. Процесс обучения. / И.П. Подласый. – М. : Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2002. – 576 с. : ил.
156. Подласый, И.П. Педагогика : новый курс : учеб. для студ. высш. учеб. заведений: в 2 кн. Кн. 2: Общие основы. Процесс обучения. / И.П. Подласый. – М. : Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. – 256 с. : ил.
157. Половникова, Н.А. О теоретических основах воспитания познавательной самостоятельности в обучении / Н.А. Половникова. – Казань, 1986. – 203 с.
158. Попков, В.А. Методология педагогического исследования и дидактика высшей школы: книга для начинающего преподавателя вуза, аспиранта, магистранта пед. института, студента классического ун-та / В.А. Попков, А.В. Коржуев. – Изд-во МГУ, 2000. – 184 с.
159. Попков, В.А. Дидактика высшей школы / В.А. Попков, А.В. Коржуев. – М. : Академия, 2001. – 136 с.
160. Приложение к приказу Минобразования России от 11.02.2002 N 393: Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года. .
161. Профессиональная педагогика / под ред. С.Я. Батышева. – изд. 2-е, перераб. и доп. – М., 1999. – 904 с.
162. Процесс учения: контроль, диагностика, коррекция, оценка : учебное пособие / под ред. Е.Д. Божович. – Московский психолого-социальный институт, 1999. – 224 с.
163. Пряжников, Н.С. Психологический смысл труда / Н.С. Пряжников. – М. : МОДЭК, 1997. – 352 с.
164. Психологические тесты : в 2 т. Т. 1. / под. ред. А.А. Карелина. – М. : Гуманит. изд. центр Владос, 2001. – 312 с. : ил.
165. Психологические тесты : в 2 т. Т. 2. / под. ред. А.А. Карелина. – М. : Гуманит. изд. центр Владос, 2000. – 248 с. : ил.
166. Психология личности: словарь-справочник / под ред. П.П. Горностая, Т.М. Титаренко. – К. : Рута, 2001. – 320 с.
167. Реан, А.А. Психология и педагогика / А.А. Реан, Н.В. Бордовская, С.И. Розум. – СПб., Москва, Харьков, Минск: Питер, 2000. – 432 с. : ил. – (Учебник нового века).
168. Психология и педагогика: учебное пособие для вузов / составитель и ответственный редактор А.А. Радугин; научный редактор Е.А. Кроткое. – М. : Центр, 2002. – 256 с.
169. Психология памяти / под. ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, В.Я. Романова. – 3-е изд. – М. : ЧеРо, 2002. – 816 с. : ил. – (Хрестоматия по психологии).
170. Психология развития / Т.М. Марютина, Т.Г. Стефаненко, К.Н. Поливанова и др. ; под ред. Т.Д. Марцинковской. – М. : изд. центр «Академия», 2001. – 352 с.
171. Пряжников, Н.С. Психология труда и человеческого достоинства: учебное пособие / Н.С. Пряжников. – Изд-во Академия, 2005 г. – 480 с.
172. Психология. Словарь / под общ. ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. – 2-е изд., испр. и доп. – М. : Политиздат, 1990. – 494 с.
173. Реан, А.А. Психология и педагогика / А.А. Реан, Н.В. Бордовская, С.И. Розум. – СПб. : Питер, 2000. – 432 с : ил. – (Учебник нового
века).
174. Реан, А.А. Социальная педагогическая психология / А.А. Реан, Я.Л. Коломенский. – СПб : Питер, 1999. – 416 с.
175. Резникова, Ю.Г. Формирование у студентов младших курсов пед. института готовности к самостоятельной работе: дис. ... канд. пед. наук / Ю.Г. Резникова. – Улан-Удэ, 1995. – 187 с.
176. Решетников, П.Е. Нетрадиционная технологическая система подготовки учи­телей: рождение мастера: кн. для преподават. высш. и средн. пед. учеб. заведений / П.Е. Решетников. – М. : Владос, 2000. –
304 с.
177. Роберт, И.В. Перспективные направления использования средств информационных и коммуникационных технологий в целях повышения качества образования: сб. научных трудов «Новые информационные технологии в электротехническом образовании» – 5-я международная научно-методическая конференция, 20-23.09.2000 / И.В. Роберт. – Астрахань, 2000.
178. Рогов, Е.И. Настольная книга практического психолога: учеб. пособие : в 2 кн. Кн. 1: Система работы психолога с детьми разного возраста / Е.И. Рогов. – М. : изд-во Владос-пресс, 2001. – 384 с. : ил.
179. Рогов, Е.И. Настольная книга практического психолога: учеб. пособие: в 2 кн. Кн. 2: Работа психолога со взрослыми. Коррекционные приемы и упражнения / E.И. Рогов. – М. : изд-во Владос-пресс, 2001. – 480 с : ил.
180. Романова, Е.С. Психологические основы профессиографии /
Е.С. Романова, Г.А. Суворова и др. – М. : МГПИ, 1990. – 142 с.
181. Российская педагогическая энциклопедия: в 2 томах. Том 1 (А-Л) / Предс. научно-редакционного соверта издательства А.М. Прохоров, гл. редактор А.П. Горкин, ред. коллегия: В.В. Давыдов, Э.Д. Днепров, В.П. Зинченко, И.С. Кон, В.Я. Лакшин и др. – М. : Научное издательство «Большая российская энциклопедия», 1993. – 551 с.
182. Российская педагогическая энциклопедия: в 2 томах. Том 2 (М-Я) / Предс. научно-редакционного соверта издательства А.М. Прохоров, гл. редактор А.П. Горкин, ред. коллегия: В.В. Давыдов, Э.Д. Днепров, В.П. Зинченко, И.С. Кон, В.Я. Лакшин и др. – М. : Научное издательство «Большая российская энциклопедия», 1999. – 865 с.
183. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии / С.Л. Рубинштейн. – СПб : издательство «Питер», 2000 – 712 с. : ил. – (Мастера психологии).
184. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии: В 2 т. Т. 1 / С.Л. Рубинштейн. – М. : Педагогика, 1989. – 488 с.
185. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии. В 2-х т. Т. 2 / С.Л. Рубинштейн. – М. : Педагогика, 1989. – 322 с.
186. Рубинштейн, С.Л. Проблемы общей психологии / С.Л. Рубинштейн. – М., 1973. – 423 с.
187. Сидоренко, Е.В. Методы математической обработки в психологии / Е.В. Сидоренко. – СПб.: ООО «Речь», 2004. – 350 с. : ил.
188. Рувинский, Л.И. Нравственное воспитание личности / Л.И. Рувинский. – М. : изд-во Московского университета, 1981. – 184 с.
189. Рувинский, Л.И. Психология самовоспитания / Л.И. Рувинский, А.Е. Соколова. – М., 1982. – 286 с.
190. Рувинский, Л.И. Самовоспитание личности / Л.И. Рувинский. – М.: Просвещение, 1984. – 312 с.
191. Самостоятельная работа студентов в вузе / под ред. Я.Ф. Аксина и др. – Саратов : СГУ, 1982. – 227 с.
192. Самостоятельная работа студентов в условиях перестройки учебного процесса: сб. научн. тр. / под ред. А.К. Тащева и др. – Челябинск : ЧПИ, 1988. – 228 с.
193. Сборник тестов по педагогике / сост. А.С. Воронин, Н.Н. Разикова, под. ред. Н.И. Разикова. – Екатеринбург : ГОУ ВПО «Уральский государственный технический университет – УПИ», 2006. – 96 с.
194. Сериков, В.В. Личностный подход в образовании: концепция и технология / В.В. Сериков. – Волгоград, 1994. – 152 с.
195. Сластенин, В.А. Психология и педагогика: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / В.А. Сластенин, В.П. Каширин. – М. : Издательский центр «Академия», 2001. – 480 с.
196. Сластенин, В.А. Педагогика: учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, А.И. Мищенко, Е.Н. Шиянов. – 4-е изд. – М. : Школьная Пресса, 2002. – 512 с.
197. Сластенин, В.А. Педагогика: учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов. – 5-е изд. – М. : издательский центр «Академия», 2006. – 576 с.
198. Слободчиков, В.И. Основы психологической антропологии. Психология человека: введение в психологию субъективности : учебное пособие для вузов / В.И. Слободчиков, Е.И. Исаев. – М. : Школа-Пресс, 1995. – 384 с.
199. Словарь психолога – практика / сост. С.Ю. Головин. – 2-е изд., перераб. и доп. – Мн. : Харвест, 2003. – 976 с. – (библиотека практической психологии).
200. Смирнов, А. Память и ее воспитание: стенограмма публичной лекции, прочитанной в центральном лектории общества в Москве / А. Смирнов. – М. : Изд-во «Правда», 1948 г. – 31 с.
201. Солсо, Р. Когнитивная психология / Р. Солсо. – СПб. : Питер, 2002. – 592 с. : ил. – (Мастера психологии).
202. Сохранов, В.В. Педагогические теории и системы (общие основы педагогики и теория обучения): учебное пособие для студентов физико-математического факультета педагогического университета / В.В. Сохранов, Л.Д. Гошуляк, Н.А. Лупанова. – Пенза : Изд-во ПГПУ им. В.Г. Белинского, 2001. – 54 с.
203. Сохранов, В.В. Социально-педагогические основы становления опыта саморегулирования / В.В. Сохранов; под ред. Н.Ф. Радионовой. – Пенза : ПГПУ, 1996 г. – с. 121.
204. Сохранов, В.В. Формирование у учащейся молодежи опыта саморегуляции поведения / В.В. Сохранов, А.П. Шумилин, Н.Н. Коньков; под ред. В.В. Сохранова. – Пенза, 1991. – 120 с.
205. Столяренко, А.М. Психология и педагогика: учеб. пособие для вузов / А.М. Столяренко. – М. : Юнити-дана, 2004. – 423 с.
206. Столяренко, Л.Д. Основы психологии / Л.Д. Столяренко. – Ростов н/Д : Изд-во «Феникс», 1997 г. – 736 с.
207. Столяренко, Л.Д. Основы психологии. Учебное пособие / Л.Д. Столяренко. – 8-е изд., перераб. и доп. – Ростов н/Д : Феникс, 2003. – 672 с. (Высшее образование).
208. Столяренко, Л.Д. Педагогическая психология / Л.Д. Столяренко. – Ростов н/Д : Феникс, 2000. – 544 с.
209. Стуколова, Л.З. Развитие проблемы познавательной самостоятельности в отечественной и зарубежной педагогике: дис. ... канд. пед. наук / Л.З. Стуколова. – Казань, 1993. – 175 с.
210. Таланов, В.Л. Справочник практического психолога / В.Л. Таланов, И.Г. Малкина-Пых. – СПб. : Сова, М.: ЭКСМО, 2005. – 928 с : ил.
211. Талызина, Н.Ф. Теоретические проблемы программированного обучения / Н.Ф. Талызина. – М. : Изд-во Моск. ун-та, 1969. – 133 с.
212. Талызина, Н.Ф. Теоретические основы контроля в учебном процессе / Н.Ф. Талызина. – М. : Знание, 1983. – 37 с.
213. Талызина, Н.Ф. Управление процессом усвоения знаний : психологическая основа / Н.Ф. Талызина. – М. : МГУ, 1984. – 344 с.
214. Тренинг эмоциональной устойчивости педагога: учебное пособие / автор-составитель Семенова Е.М. – 2-е изд., доп. – М.: Изд-во Института психотерапии, 2005. – 256 с. – (Советы психолога учителю).
215. Туркина, М.А. Развитие познавательной самостоятельности студентов в условиях проблемно-деятельностного обучении в в вузе : дис. ... канд. пед. наук / М.А. Туркина. – Ставрополь, 2000. – 205 с.
216. Узнадзе, Д.Н. Психология установки / Д.Н. Узнадзе. – СПб. : Питер, 2001. – 416 с.
217. Ухтомский, А.А. Доминанта / А.А. Ухтомский. – М. : Наука, 1966. – 273 с.
218. Формирование знаний и умений на основе теории поэтапного усвоения умственных действий / под ред. П.Я. Гальперина. – М. : МГУ, 1968. – 135 с.
219. Фролова, С.В. Единство контроля и самоконтроля в педагогическом менеджменте: дис … канд. пед. наук / С.В. Фролова. – Саратов, 2000. – 258 с.
220. Харламов, И.Ф. Педагогика: учеб. пособие / И.Ф. Харламов. – 3-е изд., перераб. и доп. – М. : Юристъ, 1997. – 512 с.
221. Ховланд, К. Научение и сохранение заученного у человека: экспериментальная психология: в 2 т. Т. 2. / К. Ховланд. – М., 1963.
222. Хон, Р.Л. Педагогическая психология. Принципы обучения / Р.Л. Хон. – М. : Деловая книга, 2002. – 736 с. – (Gaudeamus).
223. Хьелл, Л. Теории личности: основные положения, исследования и применение / Хьелл Л., Зиглер Д. – СПб : Питер Ком, 1999. – 608 с. – (Мастера психологии).
224. Цукерман, Г.А. Совместная учебная деятельность как основа
формирования умения учиться: автореф. дисс. ... д-ра психол. наук / Г.А. Цукерман. – М., 1992. – 44 с.
225. Цукерман, Г.А. Психология саморазвития / Г.А. Цукерман, Б.М. Мастеров. – М. : Интерпракс, 1995. – 288 с.
226. Формирование профессиональной мотивации будущих специалистов (на примере Ассоциации «Университетский учебный комплекс») / Н.А. Шайденко, В.В. Сохранов, Е.М. Каргина, О.В. Варникова. – Тула : Изд-во Тул. гос. пед. ун-та им. Л.Н. Толстого, 2004. – 132 с.
227. Шаламова, Н.А. Дидактические условия активизации познавательной самостоятельности студентов ИФК (при изучении иностранного языка): дис. ... канд. пед. наук / Н.А. Шаламова. – Челябинск, 1995. – 176 с.
228. Шевандрин, Н.И. Психодиагностика, коррекция и развитие личности: учеб. для студ. высш. учеб. заведений / Н.И. Шевандрин. – 2-е изд. – М. : Гуманит. изд. центр Владос, 2001. – 512 с: ил.
229. Шевандрин, Н.И. Психодиагностика, коррекция и развитие личности / Н.И. Шевандрин. – М. : Гуманит. Изд. Центр Владос, 1999. – 512 с. : ил.
230. Этюды дидактики высшей школы / М.Г. Гарунов, Л.Г. Семушкина, Ю.Г. Фокина, А.П. Чернышев. – М., 1994. – 135 с.
231. Эриксон, Э. Детство и общество / Э. Эриксон. – СПб. : Летний сад, 2000. – 416 с.
232. Эриксон, Э. Идентичность: юность и кризис / Э. Эриксон. – М., 1996. – 344 с.
Автор: к.п.н. , магистр психологии Румянцев Сергей Александрович
Автор
Автор: к.п.н. , магистр психологии Румянцев Сергей Александрович

Раздел не найден

 

Рейтинг@Mail.ru