саморазвитие в психологии и практике (супер память, самообучение, саморазвитие)

Саморазвитие в психологии и практике (Супер память, самообучение, саморазвитие)

Саморазвитие в психологии и практике (Супер память, самообучение, саморазвитие)
Автор
Автор: к.п.н. , магистр психологии Румянцев Сергей Александрович
(0)
Саморазвитие в психологии и практике (Супер память, самообучение, саморазвитие)
Проблема саморазвития является одной из важнейших проблем современного научного знания: «Идея саморазвития и самореализа­ции является основной или, по крайней мере, чрезвычайно значимой для многих современных концепций о человеке (А. Маслоу, К. Роджерс, Э. Фромм, А.В. Брушлинский, В.П. Зинченко, К.А. Абульханова-Славская и др.)» [40, с. 181].
Центральное место идея «самости» занимает и в акмеологии [40, с. 181].
«Под «саморазвитием» исследователи понимают становление самосознания (Б.Г. Ананьев, В.А. Петровский, Л.И. Рувинский); способность самостоятельно ставить и решать задачи на самоизменение (В.М. Дубоделова, Б.М. Мастеров, Г.А. Цукерман); самодвижение, приводящее к качественным изменениям системы (А.А. Ухтомский, Э. Эриксон); жизнедеятельность и активность личности (В.М. Маралов)» [87, с. 5].
Идея саморазвития рассматривается и в антропологии: «Идея самосозидающего, трансцендирующего, открытого ко всяким возможностям человека — центральная для философской антропологии… Образование — это, пре­жде всего, развитие и саморазвитие. Педагогическая деятель­ность — это деятельность по созданию условий саморазвития, самообразования людей» [198, с. 26].
Важность саморазвития для определения методологических основ развития личности подчеркивается в современной психологии: «Идея саморазвития … занимает веду­щее место в гуманистической психологии» [40, с. 181].
Саморазвитие рассматривается и в практической психологии. И.В. Вачков отмечает, что целью тренингов личностного роста является активизация деятельности личности, создание благоприятных условий для саморазвития человека. Он пишет: «использования суггестивных (в частности медитативных) техник … эти техники обычно касаются только установок на саморазвитие и самосовершенствование, на веру в свои собственные силы, на осознание цельности и психофизического единства своего Я» [45, с. 40]; «В тренинговых группах, ориентированных на личностный рост, саморазвитие и самопознание, ролевые игры … применяются очень активно» [45, с. 104].
В педагогической психологии рассматривается идея саморазвития не только ученика, но и учителя: «Важная характеристика субъ­екта деятельности, по С.Л. Ру­бинштейну, относительно того, что он и формируется и разви­вается в ней, относится не толь­ко к развитию ученика (как обычно принято полагать), но и к саморазвитию, совершенствованию самого пе­дагога»[83, с. 130].
Проблема саморазвития анализируется в ряде работ, посвященных самосовершенствованию, развитию памяти и скорочтения, развитию тех или иных свойств личности (А. Бэддели, М.А. Зиганов и др. [44, 140, 82 и др.]). Однако недостаточно развита мысль о возможности саморазвития в процессе их самообразования. В то время как, учитывая ограниченность временны ресурсов, было бы рационально объединить эти два вида деятельности в едином направлении работы.
Во многих работах приводится множество различных техник подготовки человека к саморазвитию, однако они предназначены, прежде всего, для коррекции взаимодействия преподавателя и обучаемого. В этом случае речь идет в основном о совершенствовании влияния преподавателя на обучаемого. Для организации самостоятельного саморазвития было бы удобно иметь четкий алгоритм этого процесса.
Проблема саморазвития активно исследуется в современной педагогической науке. Имеются различные концепции и модели анализа структуры и сущности саморазвития человека на различных возрастных этапах и в процессе различных видов его деятельности.
Саморазвитие является одной из целей учебной деятельности, человек во время обучения должен не столько получить знания, сколько научиться самостоятельно их добывать при необходимости в будущем при решении профессиональных и бытовых вопросов: «На протяжении начальных курсов … устанавливается система работы по самообразованию и самовоспитанию профессионально значимых качеств личности» [207, с. 644].
Так, например, саморазвитие рассматривается в качестве одного из основных следствий обучения и познавательной деятельности: «Учебная деятельность для учащейся молодёжи выступает как важнейшее средство самообразования, саморазвития способностей» [204, с. 53].
В педагогическом знании саморазвитие рассматривается как цель воспитания. Н.В. Бордовская, в частности, отмечает, что «в процессе воспитания воспитатель должен приучить воспитанника не к пассивно­му приспособлению к реальным условиям, а к активному поиску путей улучше­ния своего благополучия, вплоть до преобразования условий в желаемом для себя направлении… Содержание воспитания должно ис­ходить из логики самой жизни воспитанника и из его потребностей. То есть явно видна направленность воспитания на индивидуальное саморазвитие воспитанни­ка» [40, с. 54-55].
Саморазвитие является одной из основных целей воспитания: «Вполне понятно, что воспитание играет определяющую роль в развитии личности только при условии, что оно оказывает положительное влияние на внутреннее стимулирование ее активности в работе над собой. Именно эта активность и собственное стремление растущего человека к своему личностному совершенствованию в конечном итоге и определяют его развитие. Получается (и это необходимо подчеркнуть), что процесс этот по существу приобретает характер саморазвития. Так оно и есть на самом деле» [220, с. 74].
Саморазвитие рассматривается в качестве одного из факторов формирования зрелости личности: «Саморазвитие. Потребность в саморазвитии, самоактуализации — осново­полагающая составляющая зрелой личности» [40, с. 181], которая формируется в процессе ее взаимодействия с различными источниками социализации.
В современной педагогике действие педагога рассматривается как побуждение личности к саморазвитию: «деятельность педагога … создает объективную ситуацию, при которой возможны развитие и саморазвитие личности» [143, с. 129]. Исходя из этого, можно предположить, что образование направлено, прежде всего, на формирование готовности к саморазвитию, которая является его конечной целью: «Преподавание создает условия самоорганизации обучающимися собственной образовательной траектории, направленной на саморазвитие субъектности»[143, с. 298].
Решение данной задачи особенно актуально в процессе вузовского образования и в старших классах, так как большая часть обучаемых находится в юношеской возрастной группе. Юношеский возраст, в связи со стремлением к самостоятельности, создает благоприятную почву для побуждения людей к саморазвитию. В соответствии с периодизацией Р. Гаулда, Д. Левинсона, Д. Вейланта, возраст 16-22 года, соответствующий возрасту большинства студентов и старшеклассников, выступает как «Время взросления, стремление к самостоятельности, неопределенность. Уход из родительского дома» [107, с. 140].
Студенты являются наиболее интенсивно развивающейся и повышающей свой уровень образования частью населения. Они составляют благоприятную среду, в которой эффективно осуществляется процесс саморазвития: «Несомненно, в студенческом возрасте имеются наибольшие воз­можности развития; именно в этом возрастном диапазоне расположены сенситивные периоды, которыми еще недостаточ­но воспользовались при обучении» [83,346].
В юношеском возрасте происходит заметное развитие психики и профессиональных возможностей человека. Активизации этих процессов способствует работа по изучению и выполнению алгоритмов саморазвития, в частности алгоритмов рационального запоминания: «Студенческий возраст, по утверждению Б. Г. Ананьева, является сенситивным периодом для развития основных социогенных потенций человека … За время обучения в вузе при наличии благоприятных условий у студентов происходит развитие всех уровней психики … Для успешного обучения в вузе необходим довольно высокий уровень общего интеллектуального развития, в частности восприятия, представлений, памяти, мышления, внимания, эрудированности, широты познавательных интересов, уровня владения определенным кругом логических операций и т. д.» [207, с. 642].
Несмотря на это, студенты, в большинстве своем, не умеют рационально организовать свое саморазвитие и самообучение: «по обобщенным данным М.И. Дьяченко и Л.А. Кандыбовича, 45,5% студентов признают, что не умеют правильно организовать самостоятельную работу; 65,8% опрошенных вообще не умеют рас­пределять свое время; 85% не думают, что его можно распреде­лять» [83, с. 255].
На первом курсе студенты проходят адаптацию к условиям обучения в вузе. Эффективной адаптации студентов в обучении способствуют тренировки по саморазвитию и самообучению. «Одной из главных причин, затрудняющих адаптацию к условиям обучения в институте, свыше 50% опрошенных назвали недостаток времени для самостоятельной работы при подготовке домашних занятий. В связи с этим почти 25% студентов приходят на занятия неподготовленными. Одной из основных задач работы с первокурсниками является ознакомление их с методами рационализации и оптимизации самостоятельной работы» [207,646].
По мнению Столяренко Л.Д., люди нуждаются в подготовке к эффективному саморазвитию: «На протяжении начальных курсов … устанавливается система работы по самообразованию и самовоспитанию профессионально значимых качеств личности» [207,644]. Для этого было бы хорошо внедрить новые алгоритмы и средства саморазвития в процесс самообразования.
Эта идея приобретает особую актуальность в связи с тем, что государству требуются более высоко образованные и квалифицированные специалисты: «Развивающемуся обществу нужны современно образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, прогнозируя их возможные последствия, способны к сотрудничеству, отличаются мобильностью, динамизмом, конструктивностью» [160].
Однако приводимые в книге материалы будут настолько же актуальны и для взрослых людей, в связи с тем что приводимые разработки не предъявляют критических требований к возрастным особенностям пользователей. Особенно полезной будет эта работа для взрослых людей занимающихся самообразованием или повышающи свою квалификацию в учебных заведениях.
Анализ научной литературы [96,44,95,220,99,30], результатов проведенных исследований, наблюдения и опыт собственной педагогической деятельности позволяют сделать вывод о том, что улучшение качества саморазвития возможно посредством выделения и использования условий эффективного самообразования, способствующих эффективному саморазвитию, выделения способов их выполнения, создания современных алгоритмов саморазвития с использованием последних достижений, имеющихся в психолого-педагогической науке и практике. Это положение приобретает особую актуальность в связи с тем, что люди при обучении получают большое количество информации, от них требуют воспроизведение знаний, но, в большинстве случаев, они не обеспечиваются знанием и опытом саморазвития.
В доступной литературе, информации по данному вопросу тоже недостаточно. У. Найсера, А. Хаймен и др. отмечают, что «неудачи с извлечением информации из памяти позволяют поставить несколько интересных вопросов. Почему такое происходит? … Каким образом человек осуществляет припоминание источников, доводов или материала, соответствующего ходу его мыли? Что способствует успеху в подобных действиях? … Они касаются реального использования памяти в понятных людям ситуациях. Поэтому печально обнаружить, что в обширной литературе по психологии памяти ничто не проливает на них достаточно света, в результате чего любому, кто желает изучать подобные проблемы, приходится начинать с нуля» [95,13].
Отмеченное остутствие конкретных предложений по эффективному использованию памяти оказывает реально негативное влияние на авторитет психологии как науки. Человек ищет сответствующую информацию, читает книгу за книгой, разочаровывается и не может в таких случаях самостоятельно эффективно организовать свою деятельность.
Книги для людей должны содержать конкретные однозначные и четкие рекомендации по эффективному использованию памяти, а также конкретные однозначные алгоритмы (последовательность деятельности) по организации своего самообразования, самообучения, саморазвития, изучения и повторения изучаемых материалов. Собственно говоря, фактическое отсутствие таких источников и побудило меня, как автора затронуть раскрываемые в этой книге вопросы.
Действительно, эффективное использование возможностей памяти очевидно оказывает прямое влияние на скорость и качество самообразования, а также на длительность хранения в памяти человека полученных знаний.
В тоже время, для наиболее эффективной полноценной работы, как во время обучения, так и в любой интеллектуальной деятельности, люди, как правило, вынуждены не только учиться, но и обучаться тому как эффективнно учиться и развиваться, а в частности, например, алгоритму эффективной организации саморазвития: «Учебная деятельность для учащейся молодёжи выступает как важнейшее средство самообразования, саморазвития способностей» [204,53]; «Говоря об основной цели любой системы образования — раз­витии личности обучающегося, следует прежде всего подчеркнуть одно из основных положений современной педагогической пси­хологии, согласно которому обучение является не только усло­вием, но и основой и средством психического и в целом личнос­тного развития человека» [83,97].
Проведенные исследования, наблюдения и анализ собственной педагогической деятельности позволяют сделать вывод, что люди не владеют в требуемой степени знаниями в области психологии и педагогики, необходимыми для организации самообразования и саморазвития. Оно и понятно, прилавки магазинов пестрят литературой, в которой по идее должны раскрываться рассматриваемые вопросы, однако на поверку оказывается, что книги содержат информацию поверхностную, разбавленную "болтологией". И эти крупицы знания еще приходится адаптировать под решаемые задачи.
Таким людям мог бы помочь алгоритм действий, который они могли бы использовать в процессе познавательной деятельности с целью саморазвития и повышения качества самообразования.
В то же время, современное образование должно давать прочные знания, обеспечивать наличие готовности прежде всего к самообразованию и саморазвитию, так как неизвестно какие знания и умения могут пригодится завтра, в условиях быстро изменяющегося мира: «Основная цель профессионального образования - подготовка квалифицированного работника соответствующего уровня и профиля, конкурентоспособного на рынке труда, компетентного, ответственного, свободно владеющего своей профессией и ориентированного в смежных областях деятельности, способного к эффективной работе по специальности на уровне мировых стандартов, готового к постоянному профессиональному росту» [160].
В процессе самообучения и самообразования закрепляются умения наиболее эффективной организации самостоятельной работы. В результате чего достигается определенный уровень развития, необходимый для эффективного самосовершенствования, на основе готовности к самообучению.
Анализ научной литературы показывает, что для повышения эффективности саморазвития в процессе познавательной деятельности необходимо ориентироваться на реализацию условий эффективного самообразования, способствующих их эффективному саморазвитию.
Обобщая имеющиеся в научном знании представления о сущности саморазвития личности, необходимо сформулировать базисное определение понятия, которое стало ключевой дефиницией этой работы. Под саморазвитием мы будем понимать процесс возникновения и реализации готовности личности к проявлению способности самостоятельно ставить и решать задачи по ее самоизменению.
Определив таким образом сущность саморазвития, мы необходимо включаемся в процесс разрешения проблемы формирования готовности к саморазвитию в процессе самообразования.
С понятием «готовность» в достаточно большом количество случаев связывают понятие «профессиональная готовность». «В психолого-педагогических исследованиях категория “профессиональной готовности” имеет различную трактовку. Так, одни авторы определяют её как некое функциональное состояние (Н.Д. Денисов - “предстартовое состояние”, В.С. Нересян и В.Н. Пушкин - “бдительность”, Д.Н. Узнадзе “психическая установка”). Другие вместо термина “готовность” употребляют термин “подготовленность” (М.И. Дьяченко, Л.А. Кандыбович, В.А. Крутецкий, В.И Соколов)» [141,20].
В этой работе под готовностью к саморазвитию понимается интегративное качество личности, которое характеризуется ее позитивным отношением к самосовершенствованию; наличием критического отношения к личностному результату учебной деятельности, обеспечивающего понимание ими своих возможностей по самосовершенствованию; способности к саморазвитию в процессе самообучения на основе самообразования.
Саморазвитие и потребность саморазвития могут являться одними из базовых составляющих формирования зрелости личности.
В соответствии с современными тенденциями развития образования именно формирование готовности саморазвитию должно стать целью обучения и определяет «тенденции развития образования» [143,127]. Необходимо не только формировать мировоззрение, основы духовно-нравственного поведения, а также готовиться к проявлению умений постоянного саморазвития.
Саморазвитие является одной из основных целей воспитания: «Вполне понятно, что воспитание играет определяющую роль в развитии личности только при условии, что оно оказывает положительное влияние на внутреннее стимулирование ее активности в работе над собой» [220,74].
Формирование готовности саморазвитию является одной из целей учебной деятельности, человек во время обучения должен не столько получить знания, сколько научиться самостоятельно их добывать при необходимости в будущем использовать полученные знания и опыт саморазвития при решении профессиональных и бытовых вопросов: «На протяжении начальных курсов складывается студенческий коллектив, формируются навыки и умения рациональной организации умственной деятельности, осознается призвание к избранной профессии, вырабатывается оптимальный режим труда, досуга и быта, устанавливается система работы по самообразованию и самовоспитанию профессионально значимых качеств личности» [207,644].
Большое значение в формировании готовности к саморазвитию имеет активность развивающих себя: «педагогическая наука рассматривает развитие личности не как пассивный продукт влияния среды и воспитательных воздействий. Огромное значение в этом процессе она придает активности самой личности, ее творческо-преобразующей деятельности» [220,73], поэтому важной составляющей педагогического процесса становится формирование готовности к саморазвитию.
Особенно актуально формирование готовности к саморазвитию в юношеском возрасте и у молодых специалистов. Например время обучения в вузе совпадает с наиболее интенсивным развитием личности обучающихся: «Если же изучить студента как личность, то возраст 18—20 лет — это период наиболее активного развития нравственных и эстетических чувств, становления и стабилизации характера и, что особенно важно, овладения полным комплексом социальных ролей взрослого человека: гражданских, профессионально-трудовых и др. … Преобразование мотивации, всей системы ценностных ориентации, с одной стороны, интенсивное формирование специальных способностей в связи с профессионализацией — с другой, выделяют этот возраст в качестве центрального периода становления характера и интеллекта. Это время спортивных рекордов, начало художественных, технических и научных достижений» [207,640], поэтому повышению эффективности самообразования и саморазвития способствует эффективное использование периода обучения для интенсификации саморазвития. В это время, необходимо обеспечить возможность интенсивного саморазвития, так как «в студенческом возрасте имеются наибольшие воз­можности развития; именно в этом возрастном диапазоне расположены сенситивные периоды, которыми еще недостаточ­но воспользовались при обучении» [14,346], что можно обеспечить посредством формирования качеств, свойств и умений, необходимых для саморазвития. В то же время необходимо способствовать развитию психики и возможностей по самообразованию, так как «Студенческий возраст, по утверждению Б.Г. Ананьева, является сенситивным периодом для развития основных социогенных потенций человека. Высшее образование оказывает огромное влияние на психику человека, развитие его личности. За время обучения в вузе при наличии благоприятных условий у студентов происходит развитие всех уровней психики. Они определяют направленность ума человека, т. е. формируют склад мышления, который характеризует профессиональную направленность личности» [207, 642].
Время профессионального обучения обусловлено становлением умений и навыков саморазвития: «Время учебы в вузе совпадает с первым периодом зрелости и характеризуется становлением личностных свойств. Заметно укрепляются такие качества, как це­леустремленность, решительность, настойчивость, самостоятельность, инициати­ва, умение владеть собой, наблюдается усиление социально-нравственных моти­вов поведения, повышается интерес к моральным проблемам — образу и смыслу жизни, долгу и ответственности, любви и верности и др.» [40,82].
Так как людий в большинстве своем не умеют рационально организовать свое саморазвитие и самообучение [83, 255], следовательно, одной из важных задач является формирование готовности к саморазвитию в процессе первых лет самообразования, для достижения необходимого качества и скорости самообразования.
Однако надо еще раз заметить, что самообучение и самообразование возможно в любом восрасте. Кроме того, выделяемые сенситивные периоды, совпадающие с обучением в вузе, возможно является следствием того, что именно в этот период большая часть людей проходит целенаправленное обучение в учебных заведениях и соотвественно наблюдаются и подпадают под статистику. После начала профессиональной деятельности многие забрасывают саморазвитие и самообразование.
Самообразование должно способствовать саморазвитию на основе самопобуждения их к самовоспитанию, тем самым способствуя формированию готовности к саморазвитию. «Третья ступень – профессиональное самовоспитание – средний и поздний юношеский возраст, начало взрослости (от – 20 до 40 лет). Этот период жизни можно рассматривать как время делового самосовершенствования, связанного с развитием у человека целого комплекса профессионально необходимых качеств, включая способности, умения и навыки, важные для успешной работы по избранной специальности. Цель профессионального самосовершенствования, возникнув в этом возрасте, у многих людей закрепляется и становится одной из главных в жизни» [127,454].f
Для того, чтобы процесс самосовершенствования, реализующийся в опыте саморазвития личности явился основой эффективности ее самореализации, необходимо обратить особое внимание в процессе самообучения на формирование определяющего фактора саморазвития, к которому, с точки зрения Сластенина, Исаева и др., можно отнести компетентность, которая формируется, в частности, в процессе самообучения: «Профессиональная компетентность – это общее развитие человека, которое обеспечивает ориентировку в окружающем мире, быструю социальную и профессиональную адаптацию, глубокое знание своего дела, готовность и способность трудиться эффективно и качественно. Человек должен знать свое дело в совершенстве, подняться в профессии до уровня искусства. Иначе неизбежно окажется неконкурентоспособным на рынке труда и лишится работы, разорится, обанкротится, окажется изгоем» [99,6]. Готовность к преодолению перечисленных выше проблем может обеспечиваться подготовкой к саморазвитию, так как «для студента характерна профессиональная направленность на подготовку выбранной будущей профессии и пора сложнейше­го структурирования интеллекта человека, которое очень индивидуально и вариа­тивно. Для студента ведущими видами деятельности становятся профессиональ­но-учебная и научно-исследовательская при резком росте самостоятельности учебной, экономической и др.» [40,82].
Проблема саморазвития анализируется в ряде работ [140, 82, 44 и др.] с точки зрения развития того или иного свойства личности (например память), определенной совокупности умений (например скорочтение), а также готовности к проявлению интуиции. Но в педагогической теории не достаточно рассматривается проблема в комплексе, то есть без привязки к конкретному учебному предмету, применительно к самообразованию.
Во многих работах, посвященных саморазвитию, приводится множество различных техник развития личности, но они предназначены, прежде всего, для организации взаимодействия преподавателя и обучаемых. Для эффективной подготовки к саморазвитию необходимо иметь алгоритмы этого процесса, выполнение которых позволило бы самостоятельно реализовать умения по саморазвитию.
Анализ психолого-педагогических исследований позволяет сделать вывод о том, что в ней отсутствуют универсальные, применимые в процессе самообразования структурированные алгоритмы изучения учебного материала, позволяющие сформировать качества, свойства и умения, необходимые для саморазвития. Для решения этих проблем необходимо было разработать алгоритм изучения учебного материала и алгоритмы самоподготовки, реализация которых способствует качественному саморазвитию в процессе познавательной деятельности.
Для наиболее эффективной полноценной учебной деятельности и будущей профессиональной деятельности саморазвивающиеся должны не только учиться, но и обучаться организации процесса саморазвития: «Учебная деятельность для учащейся молодёжи выступает как важнейшее средство самообразования, саморазвития способностей» [204,53].
Люди в процессе самообучения должны овладеть алгоритмом действий, который они могли бы использовать при самоподготовке с целью формирования готовности к саморазвитию. Изучение и анализ научной и учебной литературы позволяет сделать вывод о том, что людям в основном представляется сложная научная литература, в которой имеется лишь набор общих положений, из которых сложно вывести какой-либо алгоритм эффективного саморазвития.
Анализ научной литературы и опыта педагогической деятельности преподавателей вуза свидетельствует о том, что в ходе обучения, в частности при самоподготовке, готовность к саморазвитию эффективно формируется в том случае, если человек проявляет стремление к достижению высокого уровня показателей учебной деятельности: «очевидна прямая связь между результатами развития и интенсивностью деятельности. Это еще одна общая закономерность развития, которую можно сформулировать так: чем больше работает человек в определенной области, тем выше уровень его развития в этой области» [155,91-92].
Анализ научной литературы и опыта педагогической деятельности преподавателей вуза позволяет сделать вывод о том, что одним из факторов готовности к саморазвитию являются умения осуществлять процесс самообразования, в основе которого находится готовность к эффективному использованию в учебной деятельности имеющихся способностей, например способности к запоминанию учебного материала (Рубинштейн С.Л., Зинченко Т.П., Бэддели А. и др.). Однако в научной литературе нет четко выделенных условий, реализация которых помогла бы использовать имеющиеся особенности запоминания учебного материала в процессе формирования готовности к саморазвитию.
Поэтому с целью подготовки к саморазвитию в процессе самообразования необходима алгоритмизация процесса самообразования, чтобы деятельность саморазвивающегося была четко определена «В процессе деятельности происходит всестороннее и целостное развитие личности человека, формируется его отношение к окружающему миру. Чтобы деятельность привела к формированию запроектированного образа личности, ее нужно организовать и разумно направить» [155,92].
Таким образом, в результате анализа состояния разработанности проблемы саморазвития в современном научном психолого-педагогическом знании, можно сделать следующие выводы:
1. проблема саморазвития является одной из важнейших научных проблем, однако в научной литературе недостаточно определены концептуальные основы возможности саморазвития личности, в частности саморазвития человека в процессе самообразования;
2. обобщение выводов и результатов, полученных в ходе многочисленных исследований позволяет сделать вывод о недостаточном уровне выявления теоретических основ формирования готовности к саморазвитию и определению структуры, содержания и алгоритма исследуемого процесса;
3. возможность формирования готовности к саморазвитию в процессе самообразования связана с тем, что в процессе самообразования происходит интенсивное развитие психических процессов и осуществляется анализ имеющихся профессиональных возможностей, а взрослый человек в свою очередь имеет в достаточной степени определенные жизненные цели и жизненный опыт способствующий качественному саморазвитию и самообразованию;
4. в связи с тем что люди в большинстве своем не умеют рационально организовывать саморазвитие, необходимо реализовать в процессе их самообразования алгоритм саморазвития и реализовать условия, способствующие эффективному развитию качеств, свойств и умений, необходимых для самообразования, социальной и профессиональной деятельности;
5. готовность к саморазвитию реализуется на основе способности к самообразованию и умений проявлять навыки эффективного использования своей памяти, рационального запоминания, скорочтения и др.
Автор: к.п.н. , магистр психологии Румянцев Сергей Александрович

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Абрамова, Г.С. Возрастная психология: учеб. пособие для студ. ВУЗов / Г.С. Абрамова. – М.: Изд. центр «Академия», 1999. – 672 с.
2. Абульханова-Славская, К.А. Деятельность и психология личности / К.А. Абульханова-Славская. – М., 1980. – 335 с.
3. Аванесов, В.С. Методические и теоретические основы тестового педагогического контроля: автореф. дис. … д-ра пед. наук / В.С. Аванесов. – СПб., 1994. – 32 с.
4. Аванесов, В.С. Основы научной организации контроля в высшей школе / В.С. Аванесов. – М. : МИСиС, 1989. – 167 с.
5. Аванесов, В.С. Методические принципы композиции
тестовых заданий: учеб. пособие для преподавателей гуманитарных
дисциплин / В.С. Аванесов, Г.Е. Гетманенко. – М., 1996. – 52 с.
6. Айсмонтас, Б.Б. Педагогическая психология / Б.Б. Айсмонтас. – М. : Владос, 2002. – 208 с.
7. Акмеология / под ред. А.А. Деркача. – М. : Изд-во РАГС, 2002. – 650 с.
8. Актуальные проблемы развития познавательной активности и самостоятельности студентов / под ред. Л.Г. Вяткина. – Саратов : СГУ, 1987. – 289 с.
9. Александров, Г.Н. Разработка общей концептуальной модели
программированного обучения / Г.Н. Александров : автореф. дис … д-ра пед. наук. – М., 1993. – 34 с.
10. Альбуханова-Славская, К.А. Стратегия жизни / К.А. Альбуханова-Славская. – М. : Мысль, 1991. – 306 с.
11. Амтхауэр, Р. Тест структуры интеллекта : руководство / Р. Амтхауэр ; под ред. В. Грабала – М.: Психодиагностика, 1973. – 46 с.
12. Ананьев, Б.Г. Избранные психологические труды: в 2 т. Т.1 / Б.Г. Ананьев; под ред. А.А. Бодалева, Б.Ф. Ломова. – М.: Педагогика, 1980. – 230 с.
13. Ананьев, Б.Г. Избранные психологические труды: в 2 т. Т.2 / Б.Г. Ананьев; под ред. А.А. Бодалева, Б.Ф. Ломова. – М.: Педагогика, 1980. – 287 с.
14. Ананьев, Б.Г. О проблемах современного человекознания / Б.Г. Ананьев. – М., 1977. – 380 с.
15. Анастази, А. Психологическое тестирование / А. Анастази, С. Урбина. – 7-е изд. – СПб. : Питер, 2003. – 688 с. : ил. – (Мастера психологии).
16. Андреева, Л.А. Дидактические игры как средство развития профессионально-значимых качеств будущего специалиста : дис. … канд. пед. наук / Л.А. Андреева. – Орел, 1999. – 228 с.
17. Анисимов, О.С. Педагогическая акмеология: общая и управленческая / О.С. Анисимов. – М .: УП Технопринт, 2002. – 788 с.
18. Анищенко, В.Г. Пути совершенствования оценивания учебной деятельности студентов высшей школы / В.Г. Анищенко, О.Ю. Лейкина, Ю.Г. Фокин ; под ред. Ю.Г.Фокина. – М., 1994. – 40 с.
19. Анякина, О.В. Дидактические особенности контроля учебной успеваемости в период адаптации студентов к учебному процессу при изучении графических дисциплин: автореф. дис. … канд. пед. наук / О.В. Анякина. – М., 2000. – 17 с.
20. Архангельский, С.И. Лекции по теории обучения в высшей школе / С.И. Архангельский. – М. : Высшая школа, 1974. – 384 с.
21. Архангельский, С.И. Учебный процесс в высшей школе, его закономерные основы и методы / С.И. Архангельский. – М. : Высшая школа, 1980. – 368 с.
22. Асеев, В.Г. Личность и значимость побуждений / В.Г. Асеев; РАН, институт психоло­гии. – М., 1993. – 223 с.
23. Асмолов, А.Г. Психология личности: принципы общепсихологического анализа / А.Г. Асмолов.; ИЦ «Академия». – М.: Смысл, 2002. – 416 с.
24. Асмолов, А.Г. Психология личности: учебник / А.Г. Асмолов. – М.: Изд-во МГУ, 1990. – 367 с.
25. Асмолов, А.Г. Деятельность и установка / А.Г. Асмолов. – М.: МГУ, 1979. – 185 с.
26. Ахмедов, Т.И. Гипноз: новейший справочник / Т.И. Ахмедов. – М.: Изд-во Эксмо, 2005. – 608 с.
27. Аюрзанайн, А.А. Организация профессионально-направленной самостоятельной работы студентов в условиях интенсификации учебной деятельности: дис.… канд. пед. наук / А.А. Аюрзанайн. – Л., 1984. – 196 с.
28. Бабаскин, В.С. Фрагменты дидактики высшей школы: теория, методология, практика: пособие для начинающего аспиранта, преподавателя, слушателя ФПК, преподавателей вузов / В.С. Бабаскин, А.В. Коржуев, П.И. Самойленко; под ред. А.В. Коржуева. – М. : Янус-К, 2000. – 144 с.
29. Бакшаева, Н.А. Психология мотивации студентов: учебное пособие / Н.А. Бакшаева, А.А. Вербицкий. – М.: Логос, 2006. – 184 с.
30. Басова, Н.В. Педагогика и практическая психология / Н.В. Басова. – Ростов Н/Д: Феникс, 2000. – 416 с.
31. Бацын, В.К. Реформа образования в Российской Федерации. 1990-1994. / В.К. Бацын. – М., 1995. – 173 с.
32. Беспалько, В.П. Слагаемые педагогической технологии / В.П. Беспалько. – М. : Педагогика, 1989. – 192 с.
33. Беспалько, В.П. Образование и обучение с участием компьютеров: педагогика третьего тысячелетия / В.П. Беспалько. – М., 2002. – 352 с.
34. Беспалько, В.П. Системно-методическое обеспечение учебно-воспитательного процесса подготовки специалистов / В.П. Беспалько, Ю.Г. Татур. – М.: Высшая школа, 1989. – 144 с.
35. Беспалько, В.П. Программированное обучение. Дидактические основы. / В.П. Беспалько. – М.: Высшая школа, 1970. – 300 с.
36. Беспалько, В.П. Педагогика и прогрессивные технологии обучения / В.П. Беспалько – М., 1995. – 336 с.
37. Бехтерев, В.М. Мозг и его деятельность / В.М. Бехтерев; под ред. А.В. Гервера. – М. – Л. : гос. изд-во, 1928. – 327 с.
38. Блонский, П.Г. Память и мышление / П.Г. Блонский. – СПб: Питер, 2001. – 287 с.
39. Богданов, Е.Н. Введение в акмеологию / Е.Н. Богданов, В.Г. Зазыкин. – Калуга: КГПУ им. К.Э. Циолковского, 2001. – 145 с.
40. Бордовская, Н.В. Педагогика: учебник для вузов / Н.В. Бордовская, А.А. Реан. – СПб: Питер, 2001. – 304 с. – (Учебник нового века).
41. Бордовский, Т.А. Управление качеством образовательного процесса: монография / Т.А. Бордовский, А.А. Нестеров, С.Ю. Трапицын. – СПб : изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2001. – 359 с.
42. Бугаков, П.Г. Воспитание организованности в процессе профессиональной подготовки учителя: дис. …канд. пед. наук / П.Г. Бугаков. – Липецк, 1994. –165 с.
43. Бухарова, Г.Д. Дидактический эксперимент: цели, задачи и методика проведения: учебное пособие / Г.Д. Бухарова. – Екатеринбург, 1995. – 38 с.
44. Бэддели, А. Ваша память. Руководство по тренировке и развитию / А. Бэддели; пер. с англ. С.А. Могилевского. – М.: изд-во ЭКСМО-Пресс, 2001. – 320 с. – (Мир психологии/Мир человека).
45. Вачков, И.В. Основы технологии группового тренинга / И.В. Вачков. – М: Ось-89, 1999. – 173 с.
46. Вербицкий, А.А. Активное обучение в высшей школе: контекстный подход / А.А. Вербицкий. – М., 1991. – 205 с.
47. Вергасов, В.М. Активизация познавательной деятельности студентов в высшей школе / В.М. Вергасов. – Киев, 1985. – 172 с.
48. Вилюнас, В.К. Психологические механизмы мотивации человека / В.К. Вилюнас. – М. : изд-во МГУ, 1990. – 288 с.
49. Вишнякова, С.М. Профессиональное образование. Словарь / С.М. Вишнякова – М. : Новь, 1999. – 535 с.
50. 18 программ тренингов: руководство для профессионалов / под.ред. В.А. Чикер. – СПб,: Речь, 2008. – 368 с.
51. Волков, А.М. Деятельность: структура и регуляция / А.М. Волков, Ю.В. Микадзе, Г.Н. Солнцева. – М. : МГУ, 1987. – 215 с.
52. Выготский, Л.С. Педагогическая психология / Л.С. Выготский. – М.: Педагогика,1991. – 467 с.
53. Выготский, Л.С. Проблемы развития психики. Собр. соч. в 6 т. Т.3. / Л.С. Выготский; под. ред. А.М. Матюшкина. – М., 1983. – 368 с. : ил.
54. Выготский, Л.С. Проблемы развития психики. Собр. соч. в 6 т. Т.2 : Проблемы общей психологии / Л.С. Выготский; под. ред. В.В. Давыдова. – М. : Педагогика, 1982. – 504 с.
55. Выготский, Л.С. Проблемы развития психики. Собр. соч. в 6 т. Т.4: Детская психология / Л.С. Выготский; под ред. Д.Б. Эльконина. – М. : Педагогика., 1984. – 432 с. : ил.
56. Вяткин, Л.Г. Основы педагогики высшей школы: учебное пособие / Л.Г. Вяткин, О.Б. Капичникова, А.В. Дружкин. – Саратов: Изд-во Саратовского ун-та, 1997. – 128 с.
57. Галагузова, Ю.Н. Азбука студента / Ю.Н. Галагузова, Г.Н. Штинова. – М. : Владос, 2000. – 54 с.
58. Гальперин, П.Я. Психолого-педагогические проблемы программированного обучения на современном этапе / П.Я. Гальперин. – М. : МГУ, 1966. – 39 с.
59. Гарунов, М.Г. Самостоятельная работа студентов. Вып. 1 / М.Г. Гарунов, П.И. Пидкасистый. – М. : Знание, 1978. – 44 с.
60. Гершунский, Б.С. Философия образования для века: в поисках практикоориентированной концепции / Б.С. Гершунский; РАО, Институт теории образования и педагогики. – М. : Совершенство, 1998. – 608 с.
61. Гильманов, Р.А. Проблемы дидактометрии трудности учебных упражнений / Р.А. Гильманов. – Казань: Изд-во Казанского ун-та, 1989. – 182 с.
62. Гладкая, И.В. Особенности контроля уровня достижений учащихся в системе развивающего обучения: дис…канд. пед. наук / И.В. Гладкая. – СПб., 1996. – 211 с.
63. Глас, Дж. Статистические методы в педагогике и психологии / Дж. Глас, Дж. Стенли. – М. : Прогресс, 1976. – 495 с.
64. Голубков, Е.П. Основы маркетинга: учебник / Е.П. Голубков. – М. : Финпресс, 1999. – 656 с.
65. Государственный образовательный стандарт высшего профессионельного образования. – М.: 2005. – 22 с.
66. Грановская, Р.М. Элементы практической психологии / Р.М. Грановская. – 2-е изд. – Л.: Изд-во Ленинградского университета, 1988. – 560 с.
67. Горностаева, И.Н. Формирование профессионально-значимых качеств личности будущих менеджеров: дис . … канд. пед. наук / И.Н. Горностаева. – Брянск, 2002. – 244 с.
68. Горовая, В.И. Проектирование и реализация учебной информации в образовательном пространстве современного вуза / В.И. Горовая, О.Г. Зайцева, С.И. Тарасова. – М., 2002. – 136 с.
69. Деркач, А.А. Акмеология : учебное пособие / А.А. Деркач, В.Г. Зазыкин. – СПб.: Питер, 2003. – 256 с.
70. Деркач, А.А. Психология, педагогика и акмеология непрерывного образования / А.А. Деркач. – М. : Изд-во РАГС, 2006. – 249 с.
71. Деркач, А.А. Основы общей и управленческой ак-меологии: учеб. пособие / А.А. Деркач, О.С. Анисимов. – М., 1995. – 274 с.
72. Деркач, А.А. Акмеология: пути достижения вершин профессионализма / А.А. Деркач, Н.В. Кузьмина. – М.: Российская академия управления, 1993 – 23 с.
73. Дорошевич, А.М. Программированное обучение как средство повышения эффективности учебного процесса в высшей школе: автореф. дис. … д-ра пед. наук / А.М. Дорошевич. – М., 1971. – 23 с.
74. Дружинин, В.Н. Экспериментальная психология / В.Н. Дружинин. – СПб: Питер, 2000. – 320 с. : ил. – (Учебник нового века)
75. Дьяченко, М.И. Психология высшей школы: учебное пособие для вузов / М.И. Дьяченко, Л.А. Кандыбович. – 2-е изд., перераб. и доп. – Минск: Изд-во БГУ, 1981. – 383 с.
76. Елканов, С.Б. Профессиональное самовоспитание учителя / С.Б. Елканов. – М. : Просвещение, 1986. – 143 с.
77. Емузова, Н.Г. Педагогические основы формирования отношения личности к себе / Н.Г. Емузова. – Нальчик, 2001. – 158 с.
78. Загвязинский, В.И. Теория обучения: современная интерпретация: учеб. пособие для студентов выс. пед. учеб. заведений / В.И. Загвязинский. – М.: Издательский центр «Академия», 2001. – 192 с.
79. Загвязинский, В.И. Методология и методика дидактического исследования / В.И. Загвязинский. – М.: Педагогика, 1982. – 159 с.
80. Засобина, Г.А. Особенности формирования у студентов профессиональных умений в конструировании учебной работы: автореф. дис. … канд. пед. наук / Г.А. Засобина. – Л., 1971. – 16 с.
81. Зеер, Э.Ф. Психология личностно-ориентированного профессионального образования / Э.Ф. Зеер. – Екатеринбург: Изд-во Уральского гос. проф-пед. ун-та, 2000. – 258 с.
82. Зиганов, М.А. Скорочтение: как научиться читать легко, продуктивно, быстро / М.А. Зиганов. – М. : Образование, 2001. – 480 с. : 169 ил.
83. Зимняя, И.А. Педагогическая психология: учебник для вузов / И.А. Зимняя. – 2-е изд., доп. испр. и перераб. – М. : Логос, 2001. – 384 с.
84. Зинченко, Т.П. Память в экспериментальной и когнитивной психологии / Т.П. Зинченко. – СПб. : Питер, 2002. – 320 с. : ил. – (Мастера психологии).
85. Игры – обучение, тренинг, досуг... / Под. ред. В.В. Петрусинского // В четырех книгах. – М. : Новая школа, 1994. – 368 с.
86. Изард, К.Э. Психология эмоций / К.Э. Изард. – СПб: Пи­тер, 2000. – 464 с.
87. Ильина, Л.Е. Психолого-педагогическое сопровождение саморазвития старшеклассника в профильном обучении: автореф. дис. … канд. пед. наук / Л.Е. Ильина. – Оренбург, 2007. – 26 с.
88. Карева, Д.Ф. Качество знаний при обучении / Д.Ф. Карева. – Хабаровск: Изд-во ХГПУ, 1996. – 26 с.
89. Качалко, В.Б. Методы психолого-педагогических исследований с применением математической статистики / В.Б. Качалко. – Мозырь: МГПИ им. Н.К.Крупской, 2002. – 107 с.
90. Качество знаний учащихся и пути его совершенствования / под ред. М.Н. Скаткина, В.В. Краевского. – М. : Педагогика, 1978. – 208 с.
91. Кваша, Б.Ф. Информационные педагогические технологии / Б.Ф. Кваша, А.Б. Трофимов. – СПб., 1997. – 140 с.
92. Кириченко, А.В. Современные психологические технологии влияния на личность в профессиональных целях / А.В. Кириченко; научн. ред. А.А. Деркач. – Минск : Тесей, 2003. – 224 с.
93. Клацки, Р. Память человека: структуры и процессы / Р. Клацки; под ред. Е. Соколова, пер. с англ. Т. Сидоровой. – М.: Изд-во Мир, 1978. – 320 с.
94. Климов, Е.А. Психология профессионального самоопределения: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Евгений Алек­сандрович Климов. — 2-е изд., испр. – М.: Издательский центр «Академия», 2005. – 304 с.
95. Когнитивная психология памяти / под ред. У. Найсера, А. Хаймен. – 2-е международное издание. – СПб: Прйм-евро-знак, 2005. – 640 с.
96. Когнитивная психология: учебник для вузов / под. ред. В.Н. Дружинина, Д.В. Ушакова. – М.: ПЕРСЭ, 2002. – 480 с. .
97. Коджаспирова, Г.М. Педагогический словарь: для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений / Г.М. Коджаспирова, А.Ю. Коджаспиров. – М.: Издательский центр «Академия», 2001. – 176 с.
98. Кожевникова, Г.И. Формирование познавательной активности студентов в процессе проведения практических занятий в техническом вузе: дис. … канд. пед. наук / Г.И. Кожевникова. – СПб., 1994. – 241 с.
99. Кочетов, А.И. Педагогические технологии: учебное пособие / А.И. Кочетов. – Славянск-на-Кубани, 2000. – 200 с.
100. Краевский, В.В. Общие основы педагогики: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведении / В.В. Краевский. – 2-е изд., испр. – М.: Издательский центр «Академия», 2005. – 256 с.
101. Крайг, Г. Психология развития / Г. Крайг, Д. Бокум. – СПб. : Питер, 2004. – 940 с.
102. Крысько, В.Г. Психология и педагогика в схемах и таблицах / В.Г. Крысько. – Мн.: Харвест, М.: АСТ, 2000. – 384 с. – (Библиотека практической психологии) 235 с.
103. Кудаев, М.Р. Корректирующий контроль в учебном процессе: проблемы и методы построения и реализации его системы / М.Р. Кудаев. – Майкоп: Качество, 1997. – 195 с.
104. Кудаев, М.Р. Методология и методика педагогических исследований: учебное пособие. Ч.1. / М.Р. Кудаев. – Майкоп, 2003. –
168 с.
105. Кузьмина, Н.В. Методы системного педагогического исследования / Н.В. Кузьмина. – Л. : ЛГУ, 1980. – 172 с.
106. Кукушкин, В.С. Дидактика (теория обучения): учебное пособие / В.С. Кукушкин. – Москва: ИКЦ «МарТ», Ростов-н/Д: Издательский центр «МарТ», 2003. – 368 с. (Педагогическое образование).
107. Кулагина, И.Ю. Возрастная психология: полный жизненный цикл развития человека. Учебное пособие для студентов высших учебных заведений / И.Ю. Кулагина, В.Н. Колюцкий. – М.: ТЦ Сфера, при участии «Юрайт», 2002. – 464 с.
108. Куринский, В. Автодидактика / В. Куринский. – изд-во: Автодидакт, 1994 г. – 300 с.
109. Кулюткин, Ю.Н. Развитие творческого мышления школьников / Ю.Н. Кулюткин, Г.С. Сухобская. – Л.: Знание, 1987. – 38 с.
110. Левина, М.М. Технологии профессионального педагогического образо­вания: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / М.М. Левина. – М. : Издательский центр «Академия», 2001. – 272 с.
111. Лернер, И.Я. Дидактические основы методов обучения / И.Я. Лернер. – М. : Педагогика, 1981. – 185 с.
112. Лернер, И.Я. Процесс обучения и его закономерности / И.Я. Лернер. – М. : Знание, 1980. – 96 с.
113. Лизнева, Т.П. Формирование умений и навыков самообразования у студентов в процессе выполнения учебно-творческих заданий: дис. … канд. пед. наук / Т.П. Лизнева. – Минск, 1993. – 176 с.
114. Линькова, В.П. Информационное и информационно-логическое моделирование в курсе информатика / В.П. Линькова ; ПГПУ им. В.Г. Белинского. – М. : Изд-во ИОСО РАО, 1999. – 145 с.
115. Липкина, А.И. Критичность и самооценка в учебной деятельности / А.И. Липкина, Л.А. Рыбак. – М. : Просвещение, 1968. – 142 с.
116. Лихачев, Б.Т. Педагогика: курс лекций. Учеб. пособие для студентов педагог, учеб. заведений и слушателей ИПК и ФПК / Б.Т. Лихачев. – 4-е изд., перераб. и доп. – М. : Юрайт, 2000. – 523 с.
117. Личность: внутренний мир и самореализация. Идеи, концепции, взгляды. / составители Ю.Н. Кулюткин, Г.С. Сухобская. – СПб.: Изд-во Института образования взрослых совместно с изд-вом “Тускарора”, 1996. – 175 с.
118. Малкина-Пых, И.Г. Психосоматика: справочник практического психо­лога / И.Г. Малкина-Пых. – М. : Изд-во Эксмо, 2005. – 992 с.
119. Маралов, В.Г. Основы самопознания и саморазвития: учебное пособие / В.Г. Маралов. – Издательство Академия, 2004. – 256 с.
120. Марченко, С.И. Дидактические условия формирования познавательной самостоятельности студентов пединститута: дис. … канд. пед. наук / С.И. Марченко. – Челябинск : ЧГПИ, 1987. – 189 с.
121. Маслоу, А. Мотивация и личность / А. Маслоу. – СПб. : Евразия, 1999. – 160 с.
122. Матрос, Д.Ш. Управление качеством образования на основе информационных технологий и образовательного мониторинга / Д.Ш. Матрос, Д.М. Полев, Н.Н. Мельникова. – изд. 2-е, испр. и доп. – М. : Педагогическое общество России, 2001. – 128 с.
123. Мелик-Пашаев, А.А. Художественная одаренность детей, ее выявление и развитие / А.А. Мелик-Пашаев. – Ростов: Феникс, 2006. – 112 с.
124. Мелик-Пашаев, А.А. Художественная одаренность детей, ее выявление и развитие: методическое пособие / А.А. Мелик-Пашаев, З.Н. Новлянская, А.А. Адаскина и др. – Феникс, 2006. – 111.
125. Молибог, А.Г. Программированное обучение [Текст] : вопросы научной организации педагогического труда / А.Г. Молибог – М. : Высшая школа, 1967. – 197 с.
126. Немов, Р.С. Психология: учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений: в 3 кн. Кн. 1 : Общие основы психологии / Р.С. Немов. – 4-е изд. – М. : Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. – 688 с.
127. Немов Р.С. Психология: учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений: в 3 кн. Кн. 2 : Психология образования / Р.С. Немов. – 4-е изд. – М. : Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001.– 608 с.
128. Немов, Р.С. Психология: учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений: в 3 кн. Кн. 3 : Психодиагностика. Введение в научное психологическое исследование с элементами математической статистики / Р.С. Немов. – 4-е изд. – М. : Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. – 640 с.
129. Низамов, Р.А. Дидактические основы активизации учебной деятельности студентов / Р.А. Низамов. – Казань: КГУ, 1975. – 302 с.
130. Никандров, Н.Д. Педагогика высшей школы / Н.Д. Никандров. – Л., 1974. – 116 с.
131. Нильсон, О.А. Теория и практика самостоятельной работы учащихся / О.А. Нильсон. – Таллин, 1976. – 150 с.
132. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: учебное пособие для студентов педагогических вузов и системы повыш. квалиф. пед. кадров / Е.С. Полат, М.Ю. Бухаркина, М.В. Моисеева, А.Е. Петров; под. ред. Е.С. Полат. – М.: Издательский центр «Академия», 2001. – 272 с.
133. Общая психология : курс лекций для первой ступени педагогического образования / сост. Е.И. Рогов. – М. : Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. – 448 с.
134. Ольшанский, Д.В. Новая педагогическая психология / Д.В. Ольшанский. – М. : Академический проект, 2002. – 528 с.
135. Организация самостоятельной работы студентов и ее роль в формировании профессиональных умений и навыков : метод. указ. для препод. / сост. Г.Е. Ковалева. – Л.: ЛТИ им. Ленсовета, 1984. – 19 с.
136. Организация тестового контроля: учебно – метод. пособие / авт. – сост. Н.В. Кузьмина, М.С. Иванова, В.В. Зубец. – Тамбов: Изд-во ТГУ им. Г.Р. Державина, 1998. – 42 с.
137. Орлов, Ю.М. Эксперимент в педагогике / Ю.М. Орлов. – М.: Импринт-Гольфстрим, 1998. – 36 с. – (Педагогика).
138. Осницкий, А.К. Психология самостоятельности: методы исследования и диагностики. Вып. 1. / А.К. Осницкий. – Москва : издательский центр «Эль-Фо». – 1996. – 127 с.
139. Основы психологии : практикум / ред.-сост. Л.Д. Столяренко. – изд. 3-е, доп. и переработ. – Ростов н/Д : Феникс, 2002. – 704 с.
140. Острандер, Ш. Суперобучение 2000 / Ш. Острандер, Л. Шредер, Н. Острандер ; пер. с англ. Л.И. Катковская ; худ. обл. М.В. Драко. – Мн.: ООО «Попурри», 2002. – 528 с. – (Живите с умом). .
141. Паврозин, А.В. Профессиональная адаптация преподавателей-служащих российской армии к педагогической деятельности в военном вузе : дис. ... канд. пед. наук / А.В. Паврозин. – Ставрополь, 2003. – 186 с.
142. Педагогика высшей школы / под ред. Н.М. Пейсахова. – Казань: Изд-во Казанского ун-та, 1985. – 192 с.
143. Педагогика профессионального образования: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Е.П.Белозерцев, А.Д.Гонеев, А. Г. Пашков и др.; под ред. В. А. Сластёнина. – 2-е изд., стер. – М. : Издательский центр «Академия», 2006. – 368 с.
144. Педагогика: учебное пособие для студентов педагогических вузов и педагогических колледжей / под ред. П.И. Пидкасистого. – М. : Педагогическое общество России, 2003. – 608 с.
145. Педагогика: педагогические теории, системы, технологии / под ред. С.А. Смирнова. – М. : Академия, 1998. – 512 с.
146. Педагогика : учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, А.И. Мищенко, Е.Н. Шиянов. – 3-е изд. – М. : Школа-Пресс, 2000 – 512 с.
147. Педагогическая психология : учеб. для студ. высш. учеб. заведений / под ред. Н.В. Клюевой. – М. : Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003. – 400 с.
148. Педагогический энциклопедический словарь / гл. ред. Б.М. Бим-Бад ; Редкол.: М.М. Безруких, В.А. Болотов, Л.С. Глебова и др. – М. : Большая Российская энциклопедия, 2002. – 528 с. : ил.
149. Петин, Б.Ф. Введение в научные основы организации самостоятельной работы студентов в условиях многоступенчатой системы высшего образования / Б.Ф. Петин. – М., 1991. – 22 с.
150. Петрова, В.Н. Дидактические материальны: Тесты, упражнения, творческие задания : учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений / В.Н. Петрова. – М.: Педагогическое общество России, 2005. – 336 с.
151. Петровский, А.В. Психология: учебник для студ. высш. пед. учеб. заведе­ний / А.В. Петровский, М.Г. Ярошевский. – 2-е изд., стереотип. – М. : Издательский центр «Ака­демия», 2000. – 512 с.
152. Пидкасистый, П.И. Психолого-педагогический справочник преподавателя высшей школы / П.И. Пидкасистый, Л.М. Фридман, М.Г. Гарунов. – М. : Педагогическое общество России, 1999. – 354 с.
153. Пиз, А. Язык телодвижений / Алан Пиз. – М.: Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2002. – 272 с. – (Психологический бестселлер).
154. Поварёнков, Ю.П. Психологическое содержание профессионального ста­новления человека / Ю.П. Поварёнков. – М. : Изд-во УРАО, 2002. – 160 с.
155. Подласый, И.П. Педагогика: новый курс : учеб. для студ. высш. учеб. заведений: в 2 кн. Кн. 1: Общие основы. Процесс обучения. / И.П. Подласый. – М. : Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2002. – 576 с. : ил.
156. Подласый, И.П. Педагогика : новый курс : учеб. для студ. высш. учеб. заведений: в 2 кн. Кн. 2: Общие основы. Процесс обучения. / И.П. Подласый. – М. : Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. – 256 с. : ил.
157. Половникова, Н.А. О теоретических основах воспитания познавательной самостоятельности в обучении / Н.А. Половникова. – Казань, 1986. – 203 с.
158. Попков, В.А. Методология педагогического исследования и дидактика высшей школы: книга для начинающего преподавателя вуза, аспиранта, магистранта пед. института, студента классического ун-та / В.А. Попков, А.В. Коржуев. – Изд-во МГУ, 2000. – 184 с.
159. Попков, В.А. Дидактика высшей школы / В.А. Попков, А.В. Коржуев. – М. : Академия, 2001. – 136 с.
160. Приложение к приказу Минобразования России от 11.02.2002 N 393: Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года. .
161. Профессиональная педагогика / под ред. С.Я. Батышева. – изд. 2-е, перераб. и доп. – М., 1999. – 904 с.
162. Процесс учения: контроль, диагностика, коррекция, оценка : учебное пособие / под ред. Е.Д. Божович. – Московский психолого-социальный институт, 1999. – 224 с.
163. Пряжников, Н.С. Психологический смысл труда / Н.С. Пряжников. – М. : МОДЭК, 1997. – 352 с.
164. Психологические тесты : в 2 т. Т. 1. / под. ред. А.А. Карелина. – М. : Гуманит. изд. центр Владос, 2001. – 312 с. : ил.
165. Психологические тесты : в 2 т. Т. 2. / под. ред. А.А. Карелина. – М. : Гуманит. изд. центр Владос, 2000. – 248 с. : ил.
166. Психология личности: словарь-справочник / под ред. П.П. Горностая, Т.М. Титаренко. – К. : Рута, 2001. – 320 с.
167. Реан, А.А. Психология и педагогика / А.А. Реан, Н.В. Бордовская, С.И. Розум. – СПб., Москва, Харьков, Минск: Питер, 2000. – 432 с. : ил. – (Учебник нового века).
168. Психология и педагогика: учебное пособие для вузов / составитель и ответственный редактор А.А. Радугин; научный редактор Е.А. Кроткое. – М. : Центр, 2002. – 256 с.
169. Психология памяти / под. ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, В.Я. Романова. – 3-е изд. – М. : ЧеРо, 2002. – 816 с. : ил. – (Хрестоматия по психологии).
170. Психология развития / Т.М. Марютина, Т.Г. Стефаненко, К.Н. Поливанова и др. ; под ред. Т.Д. Марцинковской. – М. : изд. центр «Академия», 2001. – 352 с.
171. Пряжников, Н.С. Психология труда и человеческого достоинства: учебное пособие / Н.С. Пряжников. – Изд-во Академия, 2005 г. – 480 с.
172. Психология. Словарь / под общ. ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. – 2-е изд., испр. и доп. – М. : Политиздат, 1990. – 494 с.
173. Реан, А.А. Психология и педагогика / А.А. Реан, Н.В. Бордовская, С.И. Розум. – СПб. : Питер, 2000. – 432 с : ил. – (Учебник нового
века).
174. Реан, А.А. Социальная педагогическая психология / А.А. Реан, Я.Л. Коломенский. – СПб : Питер, 1999. – 416 с.
175. Резникова, Ю.Г. Формирование у студентов младших курсов пед. института готовности к самостоятельной работе: дис. ... канд. пед. наук / Ю.Г. Резникова. – Улан-Удэ, 1995. – 187 с.
176. Решетников, П.Е. Нетрадиционная технологическая система подготовки учи­телей: рождение мастера: кн. для преподават. высш. и средн. пед. учеб. заведений / П.Е. Решетников. – М. : Владос, 2000. –
304 с.
177. Роберт, И.В. Перспективные направления использования средств информационных и коммуникационных технологий в целях повышения качества образования: сб. научных трудов «Новые информационные технологии в электротехническом образовании» – 5-я международная научно-методическая конференция, 20-23.09.2000 / И.В. Роберт. – Астрахань, 2000.
178. Рогов, Е.И. Настольная книга практического психолога: учеб. пособие : в 2 кн. Кн. 1: Система работы психолога с детьми разного возраста / Е.И. Рогов. – М. : изд-во Владос-пресс, 2001. – 384 с. : ил.
179. Рогов, Е.И. Настольная книга практического психолога: учеб. пособие: в 2 кн. Кн. 2: Работа психолога со взрослыми. Коррекционные приемы и упражнения / E.И. Рогов. – М. : изд-во Владос-пресс, 2001. – 480 с : ил.
180. Романова, Е.С. Психологические основы профессиографии /
Е.С. Романова, Г.А. Суворова и др. – М. : МГПИ, 1990. – 142 с.
181. Российская педагогическая энциклопедия: в 2 томах. Том 1 (А-Л) / Предс. научно-редакционного соверта издательства А.М. Прохоров, гл. редактор А.П. Горкин, ред. коллегия: В.В. Давыдов, Э.Д. Днепров, В.П. Зинченко, И.С. Кон, В.Я. Лакшин и др. – М. : Научное издательство «Большая российская энциклопедия», 1993. – 551 с.
182. Российская педагогическая энциклопедия: в 2 томах. Том 2 (М-Я) / Предс. научно-редакционного соверта издательства А.М. Прохоров, гл. редактор А.П. Горкин, ред. коллегия: В.В. Давыдов, Э.Д. Днепров, В.П. Зинченко, И.С. Кон, В.Я. Лакшин и др. – М. : Научное издательство «Большая российская энциклопедия», 1999. – 865 с.
183. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии / С.Л. Рубинштейн. – СПб : издательство «Питер», 2000 – 712 с. : ил. – (Мастера психологии).
184. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии: В 2 т. Т. 1 / С.Л. Рубинштейн. – М. : Педагогика, 1989. – 488 с.
185. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии. В 2-х т. Т. 2 / С.Л. Рубинштейн. – М. : Педагогика, 1989. – 322 с.
186. Рубинштейн, С.Л. Проблемы общей психологии / С.Л. Рубинштейн. – М., 1973. – 423 с.
187. Сидоренко, Е.В. Методы математической обработки в психологии / Е.В. Сидоренко. – СПб.: ООО «Речь», 2004. – 350 с. : ил.
188. Рувинский, Л.И. Нравственное воспитание личности / Л.И. Рувинский. – М. : изд-во Московского университета, 1981. – 184 с.
189. Рувинский, Л.И. Психология самовоспитания / Л.И. Рувинский, А.Е. Соколова. – М., 1982. – 286 с.
190. Рувинский, Л.И. Самовоспитание личности / Л.И. Рувинский. – М.: Просвещение, 1984. – 312 с.
191. Самостоятельная работа студентов в вузе / под ред. Я.Ф. Аксина и др. – Саратов : СГУ, 1982. – 227 с.
192. Самостоятельная работа студентов в условиях перестройки учебного процесса: сб. научн. тр. / под ред. А.К. Тащева и др. – Челябинск : ЧПИ, 1988. – 228 с.
193. Сборник тестов по педагогике / сост. А.С. Воронин, Н.Н. Разикова, под. ред. Н.И. Разикова. – Екатеринбург : ГОУ ВПО «Уральский государственный технический университет – УПИ», 2006. – 96 с.
194. Сериков, В.В. Личностный подход в образовании: концепция и технология / В.В. Сериков. – Волгоград, 1994. – 152 с.
195. Сластенин, В.А. Психология и педагогика: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / В.А. Сластенин, В.П. Каширин. – М. : Издательский центр «Академия», 2001. – 480 с.
196. Сластенин, В.А. Педагогика: учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, А.И. Мищенко, Е.Н. Шиянов. – 4-е изд. – М. : Школьная Пресса, 2002. – 512 с.
197. Сластенин, В.А. Педагогика: учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов. – 5-е изд. – М. : издательский центр «Академия», 2006. – 576 с.
198. Слободчиков, В.И. Основы психологической антропологии. Психология человека: введение в психологию субъективности : учебное пособие для вузов / В.И. Слободчиков, Е.И. Исаев. – М. : Школа-Пресс, 1995. – 384 с.
199. Словарь психолога – практика / сост. С.Ю. Головин. – 2-е изд., перераб. и доп. – Мн. : Харвест, 2003. – 976 с. – (библиотека практической психологии).
200. Смирнов, А. Память и ее воспитание: стенограмма публичной лекции, прочитанной в центральном лектории общества в Москве / А. Смирнов. – М. : Изд-во «Правда», 1948 г. – 31 с.
201. Солсо, Р. Когнитивная психология / Р. Солсо. – СПб. : Питер, 2002. – 592 с. : ил. – (Мастера психологии).
202. Сохранов, В.В. Педагогические теории и системы (общие основы педагогики и теория обучения): учебное пособие для студентов физико-математического факультета педагогического университета / В.В. Сохранов, Л.Д. Гошуляк, Н.А. Лупанова. – Пенза : Изд-во ПГПУ им. В.Г. Белинского, 2001. – 54 с.
203. Сохранов, В.В. Социально-педагогические основы становления опыта саморегулирования / В.В. Сохранов; под ред. Н.Ф. Радионовой. – Пенза : ПГПУ, 1996 г. – с. 121.
204. Сохранов, В.В. Формирование у учащейся молодежи опыта саморегуляции поведения / В.В. Сохранов, А.П. Шумилин, Н.Н. Коньков; под ред. В.В. Сохранова. – Пенза, 1991. – 120 с.
205. Столяренко, А.М. Психология и педагогика: учеб. пособие для вузов / А.М. Столяренко. – М. : Юнити-дана, 2004. – 423 с.
206. Столяренко, Л.Д. Основы психологии / Л.Д. Столяренко. – Ростов н/Д : Изд-во «Феникс», 1997 г. – 736 с.
207. Столяренко, Л.Д. Основы психологии. Учебное пособие / Л.Д. Столяренко. – 8-е изд., перераб. и доп. – Ростов н/Д : Феникс, 2003. – 672 с. (Высшее образование).
208. Столяренко, Л.Д. Педагогическая психология / Л.Д. Столяренко. – Ростов н/Д : Феникс, 2000. – 544 с.
209. Стуколова, Л.З. Развитие проблемы познавательной самостоятельности в отечественной и зарубежной педагогике: дис. ... канд. пед. наук / Л.З. Стуколова. – Казань, 1993. – 175 с.
210. Таланов, В.Л. Справочник практического психолога / В.Л. Таланов, И.Г. Малкина-Пых. – СПб. : Сова, М.: ЭКСМО, 2005. – 928 с : ил.
211. Талызина, Н.Ф. Теоретические проблемы программированного обучения / Н.Ф. Талызина. – М. : Изд-во Моск. ун-та, 1969. – 133 с.
212. Талызина, Н.Ф. Теоретические основы контроля в учебном процессе / Н.Ф. Талызина. – М. : Знание, 1983. – 37 с.
213. Талызина, Н.Ф. Управление процессом усвоения знаний : психологическая основа / Н.Ф. Талызина. – М. : МГУ, 1984. – 344 с.
214. Тренинг эмоциональной устойчивости педагога: учебное пособие / автор-составитель Семенова Е.М. – 2-е изд., доп. – М.: Изд-во Института психотерапии, 2005. – 256 с. – (Советы психолога учителю).
215. Туркина, М.А. Развитие познавательной самостоятельности студентов в условиях проблемно-деятельностного обучении в в вузе : дис. ... канд. пед. наук / М.А. Туркина. – Ставрополь, 2000. – 205 с.
216. Узнадзе, Д.Н. Психология установки / Д.Н. Узнадзе. – СПб. : Питер, 2001. – 416 с.
217. Ухтомский, А.А. Доминанта / А.А. Ухтомский. – М. : Наука, 1966. – 273 с.
218. Формирование знаний и умений на основе теории поэтапного усвоения умственных действий / под ред. П.Я. Гальперина. – М. : МГУ, 1968. – 135 с.
219. Фролова, С.В. Единство контроля и самоконтроля в педагогическом менеджменте: дис … канд. пед. наук / С.В. Фролова. – Саратов, 2000. – 258 с.
220. Харламов, И.Ф. Педагогика: учеб. пособие / И.Ф. Харламов. – 3-е изд., перераб. и доп. – М. : Юристъ, 1997. – 512 с.
221. Ховланд, К. Научение и сохранение заученного у человека: экспериментальная психология: в 2 т. Т. 2. / К. Ховланд. – М., 1963.
222. Хон, Р.Л. Педагогическая психология. Принципы обучения / Р.Л. Хон. – М. : Деловая книга, 2002. – 736 с. – (Gaudeamus).
223. Хьелл, Л. Теории личности: основные положения, исследования и применение / Хьелл Л., Зиглер Д. – СПб : Питер Ком, 1999. – 608 с. – (Мастера психологии).
224. Цукерман, Г.А. Совместная учебная деятельность как основа
формирования умения учиться: автореф. дисс. ... д-ра психол. наук / Г.А. Цукерман. – М., 1992. – 44 с.
225. Цукерман, Г.А. Психология саморазвития / Г.А. Цукерман, Б.М. Мастеров. – М. : Интерпракс, 1995. – 288 с.
226. Формирование профессиональной мотивации будущих специалистов (на примере Ассоциации «Университетский учебный комплекс») / Н.А. Шайденко, В.В. Сохранов, Е.М. Каргина, О.В. Варникова. – Тула : Изд-во Тул. гос. пед. ун-та им. Л.Н. Толстого, 2004. – 132 с.
227. Шаламова, Н.А. Дидактические условия активизации познавательной самостоятельности студентов ИФК (при изучении иностранного языка): дис. ... канд. пед. наук / Н.А. Шаламова. – Челябинск, 1995. – 176 с.
228. Шевандрин, Н.И. Психодиагностика, коррекция и развитие личности: учеб. для студ. высш. учеб. заведений / Н.И. Шевандрин. – 2-е изд. – М. : Гуманит. изд. центр Владос, 2001. – 512 с: ил.
229. Шевандрин, Н.И. Психодиагностика, коррекция и развитие личности / Н.И. Шевандрин. – М. : Гуманит. Изд. Центр Владос, 1999. – 512 с. : ил.
230. Этюды дидактики высшей школы / М.Г. Гарунов, Л.Г. Семушкина, Ю.Г. Фокина, А.П. Чернышев. – М., 1994. – 135 с.
231. Эриксон, Э. Детство и общество / Э. Эриксо
Автор
Автор: к.п.н. , магистр психологии Румянцев Сергей Александрович

Раздел не найден

 

Рейтинг@Mail.ru