Умение работать с объемными источниками информации, умение структурировать и разбирать информацию может являться профессионально значимым свойством личности: «Большой интерес в этом плане могут представить предложенные А. К. Марковой приемы учебной работы: — «приемы смысловой переработки текста, укрупнение учебного материала, выделение в нем исходных идей, принципов, законов, осознание обобщенных способов решения задач… — общие приемы поиска дополнительной информации (работа с библиографическими материалами, справочниками, каталогами, словарями, энциклопедиями) и ее хранения в домашней библиотеке» » [17,256-257]; «Человек должен уметь находить необходимую информацию, ее анализировать, обобщать, дополнять, применять и создавать» [23,7].
Кроме того, структуризация и эффективное представление информации могут повысить качество и скорость самообразования и саморазвития: «Большую успешность в запоминании смыслового и связного материала по сравнению с бессмысленными слогами и несвязанными элементами гештальт-психология также относила за счет хорошей и плохой организации» [18,26].
Следовательно, с целью саморазвития и самостоятельной организации студентами своего самообразования и саморазвития можно предложить студентам качественно планомерно собирать и разбирать и представлять в удобном виде информацию, однако, не затрачивая на эту работу больше времени, чем необходимо для эффективной работы. Эту работу можно представлять в виде четких последовательных алгоритмов, приведенных в общих средствах самоконтроля. Такая работа может способствовать саморазвитию свойств личности, необходимых для осуществления такой работы.
Для структуризации и удобства использования информации помощь могут оказать современные информационные технологии, позволяющие качественно оформить и структурировать материал при помощи различных издательских систем и редакторов и других средств, а также предоставляющие возможность удобно хранить в памяти компьютера огромное количество информации.
Автор: к.п.н., Румянцев Сергей Александрович