Некачественное представление учебного материала может понизить качество самообразования (например, трудно разбираемый рукописный текст). Для повышения эффективности самообразования и саморазвития материал можно предложить подбирать в удобном представлении (он должен быть: легкодоступен, структурирован и т.д.): «Поскольку на внимание влияют эмоции, надо заботиться о возникновении положительных эмоций у студентов. Этому должен способствовать и внешний вид, и содержание учебных материалов» [6,183].
Достаточно удобным для самообразования может оказаться электронный учебный материал (электронные энциклопедии, словари, справочники в электронном варианте) ввиду удобства поиска необходимой информации и возможностей оформления, предоставляемых компьютером с программным обеспечением.
Также определенное влияние оказывают и цветовые характеристики оформления материала: «исследования Е.Б. Рабкина позволили установить диапазон оптимальных цветов, наиболее благотворно влияющих на человека. Это зеленые, желто-зеленые и зелено-голубые цвета» [54,466].
Определенное влияние на качество и скорость саморазвития и самообразования может оказывать и объем смысловых единиц представляемого материала.
С учетом описанного можно предложить подбирать себе для самообразования и саморазвития наиболее эффективно оформленный, подобранный и представленный материал, подходящий по описанным критериям.
Автор: к.п.н., Румянцев Сергей Александрович