Условия эффективного обучения связанные с применением компьютерных технологий. Использование студентами бланков общего и ежеминутного самоконтроля. Условия эффективного обучения связанные с применением компьютерных технологий.

 Условия эффективного обучения связанные с применением компьютерных технологий. Использование студентами бланков общего и ежеминутного самоконтроля. Условия эффективного обучения связанные с применением компьютерных технологий.
12 июля 2018

В качестве средства самоконтроля можно использовать бланк, представляющий собой разлинованную таблицу, каждая ячейка которой обозначает 1 минуту жизни человека. При проведении самоконтроля в таблице заштриховывается площадь, соответствующая времени, затраченному на ту или иную деятельность и описывается эта деятельность в двух-трех словах. Например: изучал возрастную психологию.

Вместе с этим средством можно предложить использовать бланки самоконтроля с прописанными в них целями саморазвития, средствами, способами и другой необходимой информацией.

Жизненные цели людей можно разделить условно на несколько уровней.

1.      Религия, благополучие в загробной жизни или (в качестве альтернативы) атеизм.

2.      Организация жизни (то, о чем говориться «Делу время…»).

2.1.                 Физическое, телесное.

2.1.1.                       Здоровье, оздоровление.

2.1.2.                       Спорт, боевые искусства.

2.2.                 Общественное и социальное.

2.2.1.                       Личная жизнь.

2.2.2.                       Необходимость продолжения рода, дети, их благополучие.

2.2.3.                       Коммуникации.

2.3.                 Интеллектуальное и деятельностное.

2.3.1.                       Повышение уровня развития и возможностей.

2.3.1.1.                 Образование, самообразование.

2.3.1.2.                 Развитие, саморазвитие.

2.3.1.3.                 Накопление и сохранение информации (книги, диски и т.д.).

2.3.2.                       Деятельность.

2.3.2.1.                 Наука.

2.3.2.2.                 Бизнес.

2.3.2.3.                 Работа.

3.      Получение удовольствий.

Для реализации эффективной планомерной и регулярной работы по каждому из выбранных человеком себе направлений саморазвития и поддержания самоконтроля за саморазвитием по каждому из перечисленных уровней можно предложить использовать свой бланк самоконтроля, для проведения ежедневного самоконтроля, организации, планирования, самокоррекции, пометок и подведения итогов проделанной работы по тем или иным целям, а также отдельную таблицу для проведения краткосрочного планирования.

По каждому из перечисленных уровней создается отдельный бланк самоконтроля. В бланке самоконтроля прописываются задания, цели, способы достижения целей и другая информация, необходимая для коррекции саморазвития и самообразования. Во время работы в бланках делаются пометки о проделанной работе, отмечаются пожелания на будущее, прописываются новые задания и цели, вносятся изменения в бланк, которые должны будут отразиться в следующей редакции бланков самоконтроля на следующий день, неделю или другой срок.

Например, в бланках по перечисленным направлениям могут присутствовать записи:

     1.         Оздоровление: алгоритмы и таблицы самоконтроля по изучению литературы по оздоровлению; по контролю за приемом лекарств или проведения медицинских процедур, профилактических мер, регулярной проверке на предмет наличия возможных болезней; контролю за соблюдением гигиены; по работе с различными техниками оздоровления (закаливание, диеты, физкультура, медитации и др.);

     2.         Спорт: алгоритмы и таблицы самоконтроля по изучению спортивной литературы, выполнению спортивных упражнений, подготовке к квалификационным экзаменам и соревнованиям, отслеживанию частоты пульса и др.;

     3.         Обучение коммуникации и общению: по изучению литературы, тренировки навыков коммуникации. На этом бланке может размещаться дневник ошибок и коррекции ошибок эффективной коммуникации. Таблицы контроля по изучению тех или иных коммуникативных техник;

     4.         Научная работа в выбранном направлении: изучение литературы по выбранному научному направлению, проведение научной работы в лабораториях университета и учреждений дополнительного образования и др.;

     5.         Самообразование по предметам Вузовской программы: таблицы самоконтроля и алгоритмы изучения предметов. И так далее.

С целью соблюдения необходимого соотношения теории и практики все цели, средства, задания в каждом бланке можно предложить разделять в бланках на следующие 4 категории:

     1.         Общее планомерное изучение общей теории по выбранному направлению.

     2.         Краткосрочное изучение теории, которая может понадобиться в ближайшее время.

     3.         Тренировочное использование по направлению соответствующему этому бланку. Улучшение и тренировка навыков и умений, применения теоретических знаний.

     4.         Собственно практическая деятельность

(Обращение к теории для достижения конкретной практической цели при тренировке и практической деятельности тоже при желании можно предложить контролировать).

Можно в таких средствах самоконтроля выделять странички для записей, появившихся важных мыслей, описания интересных произошедших случаев в течение дня, пометок на память и др., если это требуется студенту.

С целью создания дополнительного стимула, мотивации и эмоционального настроя на работу на описанных бланках можно предложить размещать дополнительные элементы: бросающиеся в глаза фразы и афоризмы, побуждающие к энергичному действию, советы, картинки. Например, на бланках по спортивному образованию можно в виде фонового рисунка поместить эмблему спортивной школы или направления, изображения победителей с наградами или знаменитых спортсменов.

При использовании в качестве средства самоконтроля таких бланков студент может использовать в качестве средства подведения итогов для планирования целей саморазвития и самообразования на следующий день или долгосрочного планировании. При подведении итогов можно проводить анализ проделанной работы, сопоставлять использованное на те или иные действия время, рациональность временных затрат, необходимость для жизни этих действий, и учитывать полученные данные при планировании и организации дальнейшей деятельности.

В течение дня можно предложить в данный бланк вносить информацию о проделанной работе и планировать дальнейшие действия на следующий день или другой продолжительный срок, о чем делать пометки в бланке, который будет использоваться на следующий день, что будет способствовать выполнению всех звеньев самоконтроля: «контроль предполагает как бы три звена: 1) мо­дель, образ потребного, желаемого результата действия; 2) про­цесс сличения этого образа и реального действия и 3) принятие решения о продолжении или коррекции действия» [17,213].

Все эти бланки можно предложить сшивать вместе, чтобы они образовывали единое средство самоконтроля.

Это средство самоконтроля составляется на каждый день или другой промежуток времени. Производится при помощи принтера, из шаблонного документа, в которые в соответствии с помещенными пользователем правками, вносятся изменения для бланка, используемого на следующий день.

Ввиду большого количества бланков, ежедневного обращения к каждому отдельному бланку мало, соответственно на каждом бланке будет небольшое количество записей, поэтому в качестве альтернативы ежедневному обновлению средства самоконтроля при использовании печатного (неэлектронного) - варианта это средство самоконтроля можно предложить использовать в течение нескольких дней, делая записи в разные дни разными цветами (например, понедельник – синим, вторник – красным и т.д.).

Достаточно удобным может оказаться неделя в качестве периода обновления средства самоконтроля, с общим по неделе подведением итогов проделанной работы. При этом для каждого отдельного дня добавляется один бланк ежеминутного контроля, описанный выше, в конце получившейся подшивки средств самоконтроля. На каждом отдельном бланке можно отмечать даты их использования.

Планирование, которое происходит благодаря использованию таких бланков, способно снизить уровень стресса: «Планирование является одним из средств борьбы со стрессами» [76,94], что в свою очередь может положительно отразиться на качестве саморазвития и самообразования.

Использование таких бланков в некоторой степени являет собой модифицированный вариант режима дня, который повышает качество жизнедеятельности и, соответственно, саморазвития: «Тщательно составленный и систематически выполняемый режим дня помогает сохранить баланс между расходом и восстановлением затраченных сил, укрепляет здоровье, создает бодрое, жизнерадостное настроение, воспитывает аккуратность, точность, организованность, дисциплинированность, чувство времени, побуждает к самоконтролю» [63,328].

Более удобной при организации самоконтроля может оказаться использование электронных бланков на компьютере. Для этих целей можно использовать ноутбуки и карманные компьютеры. Удобство состоит в автоматизации расчетов времени и подведения итогов дня при помощи программных средств, скорости обращения к материалу, например при использовании Microsoft Office или специально созданных для этих целей приложений. При этом карманный компьютер или ноутбук носится с собой и данные о планировании и использовании времени заносятся уже в него.


Автор: к.п.н.,  Румянцев Сергей Александрович

Короткая ссылка на новость: https://psyholo.ru/~OTa9I

Рейтинг@Mail.ru