Современные социально-культурные трансформации существенно влияют на характер близких межличностных отношений в обществе. Трансформация традиционных гендерных ролей мужчины и женщины ведет к перестройке нормативных представлений о том, каким «должен быть» идеальный партнер, и побуждает к коррекции индивидуально-психологических качеств современных людей. В общественном сознании ослаблены прежние ориентиры гармоничных отношений: например, отмечается разрушение традиционного эталона счастливого брака и размывание полоролевых функций супругов. Целостность семьи и стабильность супружеских отношений утратили прежнюю предсказуемость и устойчивость; жизненные ценности партнеров нередко входят в противоречие с их эмоциональными взаимоотношениями. Эти изменения ведут к многочисленным трудностям во взаимоотношениях близких партнеров – от кризисов взаимопонимания и доверия до деструктивных конфликтов и распада семьи. Дисгармонии и конфликты в сфере близких отношений зачастую проявляются в отсутствии гармоничных отношений между партнерами, что делает проблему развития устойивости и компенетности в отношениях крайне актуальной. В психологической науке и практике есть социальный запрос на эффективные способы оказания помощи людям, испытывающим трудности во взаимоотношениях с близкими, будь то супруги, партнеры или потенциальные партнеры.
Проблематика устойчивости личности в стрессовых ситуациях и сложных социальных условиях привлекает все больше внимания исследователей в последние годы. Психологическая устойчивость, или резилентность, понимается как динамическое свойство личности, лежащее в основе способности конструктивно преодолевать стрессы и трудные периоды, сохраняя психологическое благополучие. Несмотря на относительную врожденность, резилентность может развиваться и тренироваться у человека. Для лиц, переживающих кризисы близких отношений (разрыв, конфликт, утрату доверия и др.), развитие психологической устойчивости является важным ресурсом, позволяющим адаптироваться к неблагоприятным изменениям и избегать длительных нарушений эмоционального состояния. Одновременно современные исследования отмечают значимость эмпатии – осознанного понимания эмоционального состояния другого и способности сочувствовать – как основы для взаимопонимания в паре, а также навыков саморегуляции – умения личности управлять своим поведением и психическим состоянием с помощью психологических средств. Развитие эмпатийных навыков и саморегуляции способствует конструктивному взаимодействию партнеров, снижению конфликтности и повышению удовлетворенности отношениями. Кроме того, актуален вопрос о когнитивных и эмоциональных механизмах самопомощи: в условиях ограниченности ресурсов профессиональной помощи люди нередко стремятся самостоятельно справляться с эмоциональными трудностями – через техники самоподдержки, позитивное переосмысление, релаксацию и др. Выявление и обучение таким механизмам (напр. ауторегуляции, когнитивной реструктуризации, развивающим формам саморефлексии) может усилить эффективность психологической поддержки, делая человека более подготовленным к преодолению проблем.
В практической психологии отношений наблюдается обилие разнородных подходов, не всегда интегрированных между собой. Консультирование по вопросам близких отношений сегодня ведется в русле различных школ – от классического психоанализа и гуманистической терапии до когнитивно-поведенческих методик и системной семейной терапии. Однако на уровне теории отсутствует единая концептуальная рамка, объединяющая эти подходы для решения проблемы межличностных отношений. Обобщение литературы по психологическому консультированию показывает огромное разнообразие теоретических и методических подходов к содержанию консультативного процесса, при отсутствии четких ориентиров в определении его предмета, целей и методов. Сами психологи нередко расходятся во взглядах на сущность и механизмы консультативной работы, что создает зоны неопределенности в профессиональной практике. Данная методологическая разобщенность особо ощутима в сфере консультирования близких отношений, где проблемы затрагивают глубокие личностные слои, ценности, привязанности. В то же время общество предъявляет повышенный запрос на квалифицированную психологическую помощь как семейным парам, так и одиноким людям, ищущим или строящим близкие отношения. Подготовка специалистов, способных оказывать такую помощь, становится насущной потребностью: психолог-консультант в сфере супружеских и интимных отношений должен уметь не только решать актуальные конфликты, но и содействовать личностному росту клиентов, развивать у них навыки самопомощи и саморазвития. Консультирование пар зачастую носит превентивный характер – поддерживая партнеров до того, как кризис приведет к разрыву – и направлено на предоставление информации, эмоциональной поддержки и стимулирование активности самих клиентов в работе над собой. Таким образом, интегративный подход, сочетающий проверенные методы классической психологической помощи и современные техники развития личностных ресурсов, выглядит наиболее перспективным направлением для повышения эффективности консультирования в сфере близких отношений.
Дополнительную актуальность исследованию придает распространение в массовой культуре и молодежной среде различных альтернативных стратегий межличностного взаимодействия, известных как техники быстрого соблазнения или «пикапа». С начала 2000-х годов, в особенности после публикации бестселлера Нила Страусса «Игра» (2005), в обществе получило известность движение “pick-up artists” (PUA) – сообщество преимущественно молодых людей, обучающихся специально разработанным методикам знакомства и привлечения внимания противоположного пола. Такие методики, как Mystery Method Эрика фон Марковика (Мистери), отечественные тренинги с участием Вадима Совы («Код доступа» 1 и 2, «Женские проверки»), РМЭС и др. обещают своим последователям быстрый успех в установлении близости, опираясь на набор техник социального влияния. Интересно, что история развития пикапа начиналась под знаменами саморазвития: первые сообщества пикаперов позиционировали свое обучение как «науку социальной динамики» и разновидность личностного роста для мужчин, испытывающих сложности в общении с женщинами. Многие приемы пикапа опираются на нейролингвистическое программирование (НЛП). Однако с позиций академической науки подобные утверждения подвергаются критике. Однако Тем не менее, феномен пикапа широко распространился, его терминология и практика проникли в массовое сознание, а тренинги соблазнения привлекают значительное число участников. Научный интерес представляет социально-психологический анализ явления пикапа: с одной стороны, эти техники можно рассматривать как альтернативную модель преодоления трудностей в отношениях (для некоторых молодых людей – способ повысить уверенность и коммуникативные навыки), с другой – они содержат риски и этические проблемы. Например, с точки зрения социальных психологов, пикап характеризуется инструментальным отношением к партнеру (рассматриваемому как «цель»), манипулятивными приемами снижения самооценки собеседника и игрой ролей вместо аутентичного общения. В краткосрочной перспективе подобные стратегии могут давать иллюзию успеха (например, у женщины на начальном этапе может повыситься самооценка от внимания пикапера), однако часто приводят к разочарованию из-за несоответствия ожиданий реальности длительных отношений. Для самих «игроков» длительное увлечение пикап-практиками чревато формированием эмоциональной зависимости от процесса бесконечного соблазнения: пикапер может «застрять» на фазе поверхностных побед и утратить способность к глубокой привязанности и выбору постоянного партнера. Известен показательный случай, когда Нил Страусс после нескольких лет жизни по законам пикап-сообщества был вынужден обратиться к психотерапии, чтобы избавиться от сексуальной зависимости и других эмоциональных расстройств, возникших вследствие такого образа жизни. Эти факты подчеркивают необходимость научно обоснованного, критичного анализа методов «пикапа» – с тем, чтобы, с одной стороны, понять мотивацию людей, к ним прибегающих, а с другой – интегрировать потенциально полезные элементы (например, тренинг социальных навыков, уверенности в общении) в рамки этичного психологического консультирования. Таким образом, интегративный подход в данной работе предполагает не только соединение различных классических направлений психотерапии, но и учет социальных реалий – альтернативных практик и установок, распространенных среди клиентов, – для выработки наиболее эффективной стратегии помощи.
Подводя итог, актуальность настоящего исследования обусловлена: (1) социальным запросом на повышение эффективности психологической помощи в сфере близких отношений на фоне трансформации гендерных ролей и увеличения числа межличностных проблем; (2) научной и практической потребностью в интеграции разрозненных подходов консультирования, объединения развития устойчивости личности, эмпатии и саморегуляции в единой методике; (3) необходимостью критического анализа и учета альтернативных социопсихологических стратегий (пикап-техник) в профессиональном консультировании; (4) важностью формирования у клиентов готовности к саморазвитию для долгосрочного поддержания достигнутых изменений. Все перечисленное свидетельствует о назревшей необходимости системного исследования и разработки интегративного психолого-консультативного подхода к развитию устойчивости и компетентности личности в контексте коррекции трудностей близких межличностных отношений.
Список литературы
1) Арпентьева М. Р. Взаимопонимание как феномен межличностных отношений (на материале психологического консультирования) : дис. … докт. психол. наук. — М., МГУ им. М. В. Ломоносова, 2015.
2) Тиводар А. Р. Формирование гендерной идентичности девушек‑студенток : дис. … канд. психол. наук. — Краснодар, 2000.
3) Храмова Н. Г. Формирование психологической готовности студентов к консультированию по проблемам супружеских отношений : дис. … канд. психол. наук. — Самар. гос. пед. ун-т, 2003.