эффективная самостоятельная познавательная деятельность.

Эффективная самостоятельная познавательная деятельность.

Эффективная самостоятельная познавательная деятельность.
Автор
к.п.н., магистр психологии Румянцев Сергей Александрович
(0)
Как было показано выше, достаточно эффективным является развитие в процессе самостоятельной познавательной деятельности или с временной привязкой к ней: «обучение является не только условием, но и основой и средством психического и в целом личностного развития человека» [83,97] «акцент переносится «с обучающей деятельности преподавателя на познающую деятельность студента» [83,54]; [83,236]. То есть одним из достаточно эффективных при эффективной организации и доступным видом познавательной деятельности является познавательная деятельность в процессе самостоятельной познавательной деятельности: «может ли готовность, затем способность к эффективной самостоятельной работе определить новую форму деятельности, а не просто способ выполнения домашних заданий? Ответ утвердителен, но неоднозначен. Он определяется тем, что, во-первых, формирование такой способности предполагает общеличностное развитие в плане совершенствования целеполагания, самосознания, рефлексивности мышления, самодисциплины, развития себя в целом как субъекта деятельности (например формирования умения вычленять, ставить и реализовывать цель, вырабатывать обобщенные приемы действий, адекватно оценивать результаты)» [83,256]; [220,73] [83,239] [83,53] [169,435]. Такой вывод можно сделать, ввиду достижения достаточно высокой индивидуализации обучения и образования в процессе самостоятельной познавательной деятельности (очевидно, что никто не может знать и чувствовать человека лучше чем он сам себя знает и чувствует). Следовательно, при условии достаточной эффективности самостоятельной познавательной деятельности и достаточно эффективной организации человеком своей самостоятельной познавательной деятельности можно достичь повышения эффективности саморазвития и самообразования: «Учебная деятельность для учащейся молодёжи выступает как важнейшее средство самообразования, саморазвития способностей, как основа формирования волевых и нравственных качеств...» [204,53]; [220,157]. Видом самостоятельной познавательной деятельности можно условно считать и самостоятельную работу под руководством педагога, включающую многие положительные моменты самостоятельной познавательной деятельности с дополнительным контролем со стороны квалифицированного педагога: «Самостоятельная работа обучающегося, рассматриваемая в об¬щем контексте его самообразования, представляет собой высшую форму его учебной деятельности по критерию саморегуляции и целеполагания» [83,261]; [197,162]. Следовательно, и в процессе самостоятельной работы можно достичь достаточно эффективного саморазвития при условии эффективной организации педагогом и подготовки студентов к эффективной организации самостоятельной работы. Повышение эффективности самостоятельной познавательной деятельности требует обучения эффективной организации самообразования и развитию навыков так как студенты в большинстве своем не обладают ни навыками, ни умениями саморазвития, самостоятельной работы, самостоятельной познавательной деятельности и самообразования: «по обобщенным данным М.И. Дьяченко и Л.А. Кандыбовича, 45,5% студентов признают, что не умеют правильно организовать самостоятельную работу; 65,8% опрошенных вообще не умеют распределять свое время; 85% не думают, что его можно распределять» [83,255]; [207,646] [83,256-257] [99,7] [207,644]. Такая работа по повышению эффективности самообразования и саморазвития, кроме всего прочего, может повысить профессиональную привлекательность будущего специалиста в виду повышения самостоятельности человека: «Важной чертой квалифицированного специалиста является профессиональная самостоятельность» [226,86].

Используемая литература
автор статьи к.п.н., магистр психологии Румянцев С.А. (Сергей Александрович)
Автор
к.п.н., магистр психологии Румянцев Сергей Александрович