Развитая мыслительная деятельность может выступать в качестве профессионально значимого свойства личности будущего специалиста. Кроме того, развитая мыслительная деятельность положительно влияет на повышение эффективности саморазвития профессионально значимых свойств личности и самообразования студентов: «Освоение человеком определенных знаний и способов действия имеет своей предпосылкой, своим внутренним условием известный уровень умственного развития — развития умственных способностей» [186, 277]. Поэтому развитию мыслительной деятельности можно предложить уделять некоторое время.
Можно предложить следующие рекомендации и условия развития мыслительной деятельности:
1. Развитию мыслительной деятельности может способствовать познавательная деятельность и специальные упражнения и тренинги, направленные на развитие мыслительной деятельности.
2. Развитию мыслительной деятельности и как частному случаю умственного развития может способствовать изучение условий эффективной работы памяти: «Психолог Л.В. Благонадежина трактует умственное развитие как владение различными приемами мышления и совершенствование мыслительных операций, связанных с аналитико-синтетической познавательной деятельностью» [220, 161]. Следовательно, самообразование и практические упражнения в этой области знаний будут способствовать умственному развитию.
3. Положительное влияние на развитие мыслительной деятельности может оказать положительная мотивация, желание развиваться и заниматься самообразованием: «Успеваемость студентов зависит не только от общего интеллектуального развития и специальных способностей, что вполне понятно даже с точки зрения здравого смысла, но также от интересов и мотивов» [207, 651].
Кроме того, в качестве составляющих развития мыслительной деятельности можно рассматривать:
1) развитие воображения;
2) развитие творческих возможностей;
3) развитие интуиции;
4) развитие уверенности в себе, в своих силах;
5) развитие внимания и сосредоточения;
6) развитие наблюдательности и сообразительности;
7) развитие логического мышления;
8) развитие других аспектов мыслительной деятельности.
Развивать мыслительную деятельность можно предложить при помощи упражнений и методик, приведенных в обширной психолого-педагогической литературе [179, 140 и др.].