cнятие психологических коммуникативных барьеров посредством саморазвития с использованием рационализации изучения боевых единоборств посредством использования алгоритмов эффективного тренинга

CНЯТИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ КОММУНИКАТИВНЫХ БАРЬЕРОВ ПОСРЕДСТВОМ САМОРАЗВИТИЯ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ РАЦИОНАЛИЗАЦИИ ИЗУЧЕНИЯ БОЕВЫХ ЕДИНОБОРСТВ ПОСРЕДСТВОМ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ АЛГОРИТМОВ ЭФФЕКТИВНОГО ТРЕНИНГА

CНЯТИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ КОММУНИКАТИВНЫХ БАРЬЕРОВ ПОСРЕДСТВОМ САМОРАЗВИТИЯ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ РАЦИОНАЛИЗАЦИИ ИЗУЧЕНИЯ БОЕВЫХ ЕДИНОБОРСТВ ПОСРЕДСТВОМ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ АЛГОРИТМОВ ЭФФЕКТИВНОГО ТРЕНИНГА
(0)

В современном обществе достаточно актуальным является проблема психологических коммуникативных барьеров человека, ограничивающих взаимодействия людей в различных сферах жизнедеятельности. Анализ научной литературы [4 и др.], позволяет считать, что психологические барьеры могут приводить к понижению качества жизнедеятельности человека, так как могут мешать ему достигать поставленных перед собой целей в личной жизни, карьерном росте, различных социальных взаимодействиях.

Данная проблема, вероятно, может проистекать из неосознанного коммуникативного самоограничения человека, способного достичь такой силы, что даже сознательные поползновения человека в сторону снятия психологических коммуникативных барьеров посредством волевых усилий могут не дать достаточного результата.

Подобные психологические проблемы могут преобразовываться в проблемы со здоровьем, так как физическое состоянии человека может быть достаточно тесно взаимосвязано с психологическим состоянием [5], эта взаимосвязь может быть намного более сильной чем могут представлять многие люди. Таким образом, данная проблема может требовать для себя достаточно внимания.

Учитывая взаимосвязь между психологическими зажимами и физическим состоянием человека, и обратно между физическим состоянием человека и психологическими проблемами [5,6], можно предложить решать задачи психологического самосовершенствования посредством использования физических упражнений.

На данный момент существует достаточно большое количество физкультурно-оздоровительных систем, гимнастик, видов спорта. Анализ научной литературы [8 и др.] позволяет сделать вывод, что различные виды спорта и системы физических упражнений, очевидно оказывают различную нагрузку на организм человека, которая вытекает из специфики тех или иных физических упражнений. Анализ научной литературы [5,6 и др.] позволяет сделать вывод о том, что для достижения комплексного воздействия на весь организм и как следствие на психологическое состояние человека, необходимо выбирать комплексы физических упражнений, приводящих к целенаправленной равномерной нагрузке на наибольшие объемы мышечных групп человека. Примером таких комплексных физических упражнений могут служить различные боевые искусства, боевые системы и боевой спорт, однако, все они могут оказывать на организм человека сравнительно разное влияние.

Различные виды боевых искусств, боевого спорта, систем самообороны и т.п. будем кратко называть боевыми единоборствами.

Анализ психологической литературы [7,4 и др.] позволяет утверждать, что изучение боевых единоборств, может оказывать непосредственное влияние на повышение уверенности в себе (в том числе благодаря улучшению самочувствия, самоощущения физического превосходства, раскрепощению движений и приобретения новых навыков и т.д.), и как следствие коррекцию застенчивости, и ослаблению психологических барьеров общения для мужчин. Так как функция защиты от физического нападения могла эволюционно являться одной из важнейших функций мужчины в человеческом сообществе и уровень боевого мастерства самца мог оказывать непосредственное влияние на его доминантность. Доминантность можно упрощенно предложить понимать как уровень самца в иерархии человеческого сообщества, которым, в том числе, неосознанно может руководствуется самка при выборе полового партнера. Очевидным может являться взаимосвязь между повышением уровня доминантности и повышением уверенности в себе, ослаблением застенчивости, и уменьшению психологических коммуникативных барьеров человека. Таким образом, можно сделать вывод о том, что изучение боевых единоборств можно рекомендовать как одно из средств снятие психологических коммуникативных барьеров.

В свете учения З. Фрейда [10] о вероятном отсутствии чисто мужских или женских особей в человеческом обществе (то есть о присутствии мужской составляющей в психике женщины и женской составляющей в психике мужчины в определенном соотношении), можно сделать вывод о том, что изучение боевых единоборств может способствовать ослаблению социальных барьеров и у женской части населения.

Анализ научной литературы [1,4 и др.] позволяет сделать вывод о том, что подсознание человека обладает достаточными возможностями для анализа окружающей действительности и предпринимаемыми действиями человека. Отсюда можно сделать вывод о том, что боевые единоборства, приводящие человека к приобретению более эффективных боевых навыков, в большей мере повышающие боевую способность человека в реальных жизненных ситуациях (а не игровых или спортивных), будут приводить к большему эффекту по снятию психологических коммуникативных барьеров. Так как подсознание человека при изучении более эффективного боевого единоборства может посчитать прогресс в боевой подготовке более значительным, и как следствие может в большей степени ослабить психологические коммуникативные барьеры.

Анализ [2,3,9 и др.]  истории развития боевых единоборств, анализ существующих на данный момент современных единоборств не позволяет выделить наиболее эффективные виды боевых единоборств, которым стоит отдать предпочтение, мнения специалистов разняться и могут являться недостаточно обоснованными. Вместе с тем, очевидно, что любой вид тренировочных поединков, ввиду ограничений по нанесению травм тренирующихся, использованию оружия и смертельных приемов, является поединком в достаточной степени отличающимся от реальных. Вместе с тем в большинстве боевых единоборств [2,3,9 и др.] практикуется один, специально разработанный или заимствованный для этого боевого единоборства вид поединков, по определенным правилам. Однако, использование такого поединка в тренировочном процессе может привести к привыканию тренирующихся к правилам и падению внимания самосовершенствующихся к действиям реальных противников, запрещенных правилами, установленными для поединков в изучаемом единоборстве. Такая ситуация может привести к ослаблению боевой способности тренирующегося или некорректному ее развитию. Чтобы избежать такого положения вещей можно предложить комбинировать различные виды поединков, по различным правилам на одной тренировке, или чередовать их использование в тренировочном процессе в различные дни.

На одной тренировке можно предложить, например, последовательно сменяя друг друга использовать для тренировочных поединков правила следующих единоборств, по признаку постепенного добавления практикуемых приемов: бокс, бокс и удары локтями, бокс с захватами за руки, бокс с добавлением приемов с захватом за шею, бокс с захватами за руки и шею, бокс с захватами за руки и шею и ударами локтями, бой с использованием только ног, бой с использованием только ударов ногами в голову, бой с использованием только ударов локтями и коленями, бой по правилам каратэ сётокан, бой по правилам каратэ киекушин, бой по правилам каратэ асихаро, бой по правилам кикбоксинга, бой по правилам кикбоксинга с лоу кик, бой по правилам тайского бокса, бой по правилам косики каратэ, бой по правилам кудо, борьба с использованием приемов из айкидо, борьба в партере, борьба в стойке с бросками, борьба по правилам дзюдо, борьба по правилам самбо, греко-римская борьба, вольная борьба, борьба с комбинированием различных правил, тренировочный бои по правилам смешанных единоборств, бой с использованием муляжей ножа (только один противник с муляжом, оба с муляжом ножа), бой с муляжом палки (аналогично), бой с муляжом топора, бой один против двоих по приведенным выше комбинациям, один против троих, двое против троих и т.д.

Также во избежание привыкания к защитной экипировке можно порекомендовать использовать поединки с защитным жилетом и без него.

Также для повышения эффективности можно порекомендовать наиболее часто использовать имитацию боя с использованием всех известных приемов, включая смертельно-опасные, либо с остановкой приема перед его завершением, либо с целенаправленным замедлением движений во избегании травм.

Технический арсенал приемов можно предложить комбинировать по признакам расстояния (близкое, среднее, дальнее или большее количество вариаций), количества противников, вооруженности противника, объема одежды, открытого или закрытого пространства, ограниченной или неограниченной видимости, возможностью или невозможностью использования оружия, конечному результату реального поединка.

Таким образом, для достижения подготовки отвечающей требованиям реального поединка можно предложить комбинировать различные боевые единоборства, чтобы избежать фиксации и приобретения рефлекторных навыков свойственных только одному из видов боевых единоборств.

Важно заметить, что подобные формы тренинга, могу приводить к более эффективному развитию мозга занимающегося, благодаря разнообразию движений и необходимостью запоминать большее количество разнородных приемов и особенностей поведения.

При таком виде тренинга тренировка не может соответствовать конкретной системе тренировки принятой в том или ином виде боевого единоборства, поэтому можно предложить использовать контроль за временем, затрачиваемым на тот или иной вид деятельности.

Можно предложить использовать, например такое соотношение (здесь 100% - все время затрачиваемое на тренировки):

  • тренировочные поединки, традиционные поединки, бой с воображаемым противником или снарядом 12,5% от всего тренировочного времени;
  • бой с применением всей базы приемов, бой с воображаемым противником или снарядом 12,5%;
  • изучение и отработка технических комплексов приемов 25%;
  • отработка отдельных ударов 5%;
  • изучение и отработка комбинаций ударов 5%;
  • изучение приемов (с захватами в основном, с комбинациями с ударной техникой) 10%;
  • изучение тактики реального боя, изучение боевых обманных движений и других особенностей боя в тех или иных реальных условиях 5%;
  • развитие скорости реакции 2%;
  • растяжка, йога, стрейчинг 2%;
  • набивка 2,5%;
  • изучение техник цигун 5%;
  • тренировка с отягощениями (тренажерный зал) 7,5%;
  • развитие скорости удара 2%;
  • психологическая подготовка и изучение способов разгона психики 2%;
  • развитие ловкости, изучение акробатики 2%.

При этом время, затрачиваемое на поединки по правилам и с применением всего арсенала приемов можно предложить делать равным, чтобы по возможности ориентировать организм на приобретение навыков необходимых именно для ситуаций свойственной реальному применению приемов и избегать привыкания к какому либо виду тренировочных спаррингов, не в достаточной степени моделирующего реальную боевую ситуацию. Временное соотношение может меняться в зависимости от уровня подготовки, природных данных, прогресса и целей занимающегося.

Наличие достаточно большого количества параметров может потребовать использования специального программного обеспечения и специальных средств автоматизирующих подсчеты временных затрат на те или иные этапы тренировки.

Анализ [2,3,9 и др.]  различных боевых единоборств позволяет сделать вывод о том, что они могут иметь различную специфику, использовать различные вариации одних и тех же приемов. Например, прямой удар задней рукой в голову в боксе и каратэ могут значительно отличаться по физическим и биомеханическим параметрам. Поэтому можно порекомендовать:

  1. Считать такие приемы, различными. То есть не рассуждать, какой лучше какой хуже, а изучать как отдельные приемы имеющие индивидуальны оптимальные условия для применения. При изучении таких приемов, с целью их дифференциации можно порекомендовать различать их между собой по названию, приставляя к названию действия имя боевого единоборство, послужившего источником приема. Например «боксерский прямой удар рукой», «каратэистский прямой удар рукой».
  2. Выбрать одну из боевых систем, которая могла бы послужить основой для изучения и сравнения с ней других боевых систем.

Анализ литературы [2,3,9 и др.] позволяет предложить в качестве такой основы, например, каратэ со свойственными многим его составляющим силовых прямолинейных скоростных характеристик без наклона корпуса, потери равновесия и проноса. В дальнейшем можно предложить, накладывать на эти приемы изменения из других единоборств, добавляя например как вариации наклоны увороты из бокса, проносные удары из кикбоксинга, считая все эти элементы отдельными приемами.

Такая деятельность может привести к более полному и разностороннему развитию мозговых структур отвечающих за контроль передвижений тела в пространстве и более полному, равномерному и разностороннему физическому совершенствованию организма человека.

Большой арсенал приемов может быть удобнее изучать, когда эти приемы объединяются в группы приемов следующих в определенном порядке один за другим – технические комплексы приемов. Подобные комплексы есть во многих боевых единоборствах. Если подобных комплексов в изучаемом боевом единоборстве нет, то его можно создавать самим тренирующимся, посредством разделения всех приемов на отдельные группы и последовательному объединению.

Если взять за основу системы тренировок каратэ, то на основе анализа литературы [2,3,9 и др.] можно сделать вывод о наличии взаимосвязи различных стилей каратэ, по признаку используемых технических комплексов и предложить следующие рекомендации:

  1. Большинство стилей каратэ используют технические комплексы присутствующие без повторов в следующих трех стилях: сётокан (26-30 комплексов), годзю-рю (12 комплексов), уечи-рю (8-9 комплексов), поэтому можно порекомендовать выучить эти технические комплексы, и уже после изучать базу приемов других стилей каратэ, сравнивая с этими «эталонными стилями», анализируя и запоминая отличия, а не изучая технические комплексы заново.
  2. После изучения этих 46-51 основных комплексов, можно предложить изучать технические комплексы из различных других стилей.
  3. Основную часть тренировок можно предложить привязывать к отработке этих технических комплексов: сделал технический комплекс, отработал выделенные из комплекса приемы на боевом мешке или макеваре, адаптировал к реальной жизни и отработал с партнером, скомбинировал и отработал в связках приемов, постарался применить в тренировочном поединке. В этом случае технические комплексы могут выступать как фактор, способствующий равномерному и всестороннему изучению всей базы приемов свойственных стилю.
  4. Все изученные технические комплексы при этом можно порекомендовать повторять в определенной последовательности один за другим, чтобы все известные технические комплексы равномерно повторялись.

Анализ научной литературы [1 и др.] позволяет сделать вывод, что отработка технических комплексов при определенном количестве повторений, ввиду автоматизма деятельности на определенном этапе тренировки, может приводить организм в измененное состояние сознание. Можно порекомендовать использовать это состояния для манипуляций с целью достижения ослабления психологических коммуникативных барьеров с использованием способов описанных в научной литературе  [1 и др.].

Анализ научной литературы [8 и др.] и собственной практической деятельности позволяет сделать вывод о том, что немаловажную роль изучение боевых единоборств по описанным алгоритмам может оказать и на воспитание детей, привития им положительные качества личности: уверенности в себе, целеустремленность, самоконтроль и др.

Не менее важную роль в снятии социальных барьеров может играть и повышение уровня тестостерона в крови в результате физических упражнений со значительном сопротивлением или большими весами у мужчин.

Ослаблению психологических коммуникативных барьеров может способствовать и приобретение навыков коммуникации в различных условиях, приобретения навыков гендерных взаимодействий.

Ослаблению психологических барьеров может способствовать избавление от способствующих появлению и усилению психологических коммуникативных барьеров убеждений, приобретение способности к анализу и сопоставлению фактов, позволяющей отыскать и избавиться от ложных поведенческих алгоритмов, развитие логического мышления и как источник фактов самообразование в области гендерных отношений, коммуникаций, психологии.

Приведенные выше рекомендации могут оказать значительное влияние на ослабление психологических коммуникативных барьеров самосовершенствующихся.

Список литературы.

  1. Ахмедов Т.И. Гипноз. Новейший справочник – М.: Эксмо, 2006.
  2. Биджиев С.В. Каратэ-до Сётокан – М.: Алмаз, 1994.
  3. Вернер Линд Энциклопедия боевых искусств – М.: АСТ, Астрель, Харвест, 2007.
  4. Зимбардо Ф. Застенчивость – М.: Педагогика, 1991.
  5. Малкина-Пых И.Г. Психосоматика – М.: Эксмо, 2004.
  6. Малкина-Пых И.Г. Телесная терапия – М.: Эксмо, 2007.
  7. Никольская А.В. Зоопсихология и межвидовая психология. – М.: Эксмо, 2011.
  8. Степаненкова Э.Я. Теория и методика физического воспитания и развития ребенка – М.: Издательский центр «Академия», 2006.
  9. Трубников Б.Г. Боевые школы и системы мира – М.: АСТ, Издательский дом «Ост», 2006.
  10. Фрейд З. Очерки по теории сексуальности – М.: АСТ, 2006.

Автор: к.п.н. Румянцев С.А. (Сергей Александрович)

Опубликованное в сборнике научных трудов