алгоритм 2 изучения материала: алгоритм изучения учебного материала с использованием изучения нескольких источников по разным направлениям знания.

АЛГОРИТМ 2 ИЗУЧЕНИЯ МАТЕРИАЛА: АЛГОРИТМ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИЗУЧЕНИЯ НЕСКОЛЬКИХ ИСТОЧНИКОВ ПО РАЗНЫМ НАПРАВЛЕНИЯМ ЗНАНИЯ.

АЛГОРИТМ 2 ИЗУЧЕНИЯ МАТЕРИАЛА: АЛГОРИТМ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИЗУЧЕНИЯ НЕСКОЛЬКИХ ИСТОЧНИКОВ ПО РАЗНЫМ НАПРАВЛЕНИЯМ ЗНАНИЯ.
(0)

Одним из достаточно качественных способов потребления и переработки информации является чтение при  работе с печатной и электронной информацией: «Работа с книгой стала одним из важнейших методов обучения» [155,493]; [106,152].  Так как при чтении запоминается некоторая часть информации, то можно предложить изучать интересующую область знаний посредством чтения. Возможны и другие способы самостоятельной работы с книгой: «Целью самостоятельной работы с книгой может быть ознакомление с ее структурой, беглый просмотр, чтение отдельных глав, поиск ответов на определенные вопросы, изучение материала, реферирование отдельных отрывков текста или всей книги, решение примеров и задач, выполнение контрольных тестов, наконец, заучивание материала на память» [155,493].

Чем меньше объем воспринятой однородной информации, тем легче ее запомнить: «Процент сохранения заученного учебного материала обратно пропорционален объему этого материла» [155,433]. При последовательном изучении сходной информации наблюдается явление интерференции, когда изучаемая новая информация похожа на старую, она может затруднять сохранение и припоминание старой информации при последовательном изучении: «в ПП интерференция играет в забывании большую роль, чем затухание» [201,141] (ПП – первичная память имеется ввиду); [201,189] [96,67]. Распределение изучения материала во времени приводит к повышению эффективности запоминания материала: «Сравнение сохранения материала при заучивании путем распределенного во времени и концентрированного повторения показало явные преимущества первого» [84,137].

Из перечисленных фактов можно сделать вывод, что большей эффективности можно добиться по сравнению с обычным долговременным чтением литературы по одному направлению, не лишенному вышеперечисленных проблем, чтением с чередованием разнородной литературы из различных предметных областей знаний, посредством уменьшения влияния явления интерференции, уменьшения объема единовременно воспринимаемой однородной информации. Следовательно, с целью избегания интерференции, уменьшения единовременно воспринимаемого объема информации и  распределения изучения каждого материала целом во времени можно предложить при изучении чередовать наиболее отдаленные по специфике и типу информации типы материала.

Можно предложить использовать следующие подходы ко времени, затрачиваемому за один заход с одним источником.

1.     Время чтения одного источника можно предложить варьировать в определенном промежутке времени (например от 0,5 минуты до 45 минут) в зависимости от уровня развития студента (в частности его уровня мобильности). При этом длительность такого однократного чтения одного источника может зависеть от длины завершенного информационного блока (абзаца, параграфа, главы и др.). При этом информация из каждой области знаний будет потребляться завершенными по смыслу частями: «Результаты обучения зависят от способа расчленения учебного материала на подлежащие усвоению части» [155,432].

2.     Чтение источника в строго ограниченных временных рамках. Выбираемые временные рамки могут зависеть от типа материала и удобства доступа к информации в зависимости от уровня развития студента (в частности его уровня мобильности). Например, 4 минуты студент читает психологию, потом 4 минуты программирование и так далее. При работе с электронным вариантом за счет удобства и скорости смены отображения источников это время в может быть меньше.

Длительность может зависеть от уровня мобильности личности, для каждого человека может существовать свой наиболее удобный временной промежуток, при использовании этого алгоритма обучения, этот промежуток можно порекомендовать студентам выяснить самостоятельно субъективно опытным путем.

В процессе работы, с приобретением опыта, этот промежуток с целью развития можно предложить постепенно уменьшать, развивая при этом такое свойство личности как мобильность в процессе самообразования.

При использовании этого алгоритма изучения материала человек будет вынужден в начале чтения припоминать то, что было прочитано ранее (начало предложения, абзаца, параграфа), что может привести к повышению качества запоминания материала. К тому же возникающая при внезапной остановке изучения незавершенность действия по изучению приводит к повышению качества запоминания: «причиной преобладания в памяти незавершенных действий является продолжающая существовать квазипотребность. Потребностные напряжения вызывают не только непосредственно тенденцию к завершению задания, но и способствуют впоследствии их лучшему воспроизведению. Воспроизведение выступает здесь в роли индикатора потребностного напряжения » [169,447].

Таким образом, алгоритм действий при такой работе может заключаться в последовательном циклическом чтении в течение короткого промежутка одного источника за другим.

При таком алгоритме изучения материала с целью самоконтроля скорости изучения и времени в сумме затраченного на изучение конкретной области знаний можно использовать средства самоконтроля. Такими средствами могут выступать бланки с нанесенной разметкой в виде таблицы, где каждая ячейка таблицы обозначает единицу времени.  Облегчить организацию самоконтроля могут программные средства, автоматизирующие все подсчеты, автоматически засекающие промежуток времени, затраченный на изучение одного из источников, подающие звуковой сигнал, сигнализирующий о необходимости смены изучаемого материала.

При организации работы по описанному алгоритму можно предложить использовать таймер, секундомер или программные средства засекающие время, что может способствовать повышению эффективности познавательной деятельности: «Хайес предлагает тактику управления вниманием – такую, как установление таймера, чтобы отмерять время занятий (и прерывать ваши мечтания, если необходимо)» [222,576].

 При работе с печатными источниками (книгами) их можно предложить складывать стопкой в раскрытом виде, в процессе познавательной деятельности каждая последующая книга берется снизу стопки, а книга, с которой закончился очередной этап работы кладется на верх стопки.

При использовании описанного алгоритма самообразования человек может читать одновременно достаточно большое количество книг.

Работа с электронным материалом может значительно улучшить скорость работы в связи с быстрым переключением между источниками и возможностью отобразить и обеспечить достаточно быстрые переключения между достаточно большим количеством источников.

Чтение достаточно большого числа источников приводит к распределению работы с отдельным источником (книгой) во времени, что приводит к повышению качества сохранения материала в памяти: «При прочих  равных условиях эффективность распределенного заучивания материала выше эффективности концентрированно заучивания (И. Каин, Р. Уилли)» [155,433]; [169,604] [169,603] [44,303] [44,80]. Также при распределении изучения одного источника в течение длительного времени может улучшаться эффективность освоения материала за счет того, что человеческий мозг на бессознательном уровне продолжает обрабатывать изучаемую информацию: «Еще одна гипотеза, объясняющая, как инкубация может помочь творческому процессу, полагает, что в этот период мы на самом деле продолжаем работать над задачей бессознательно… Наконец, во время перерыва в процессе решения задачи может происходить реорганизация материала» [201,437].  Существующая незавершенность изучения каждого источника в течение длительного времени также может способствовать повышению качества запоминания материала: «причиной преобладания в памяти незавершенных действий является продолжающая существовать квазипотребность. Потребностные напряжения вызывают не только непосредственно тенденцию к завершению задания, но и способствуют впоследствии их лучшему воспроизведению» [169,447]. Увеличение временной продолжительности работы с конкретной книгой при использовании алгоритма также способствует повышению эффективности самообразования: «Результаты обучения (в известных пределах) прямо пропорциональны продолжительности обучения» [155,432].

Распределение изучения одного источника во времени при использовании описанного алгоритма позволяет ощутить более отчетливо и использовать явление реминисценции в пользу повышения эффективности запоминания, так как новый материал из одного источника будет изучаться при уже достаточном усвоении предыдущего, что особенно важно для запоминания и понимания логически связанного материала: «очень часто то, что мы с трудом воспроизводили сразу же после запоминания, через некоторое время (обычно через 2—4 дня) вспоминается нами ясно и подробно» [168,58];  «реминисценция является процессом, противоположным забыванию и способным оказывать в течение нескольких дней благоприятное воздействие на мнемические процессы» [169,611-612]; [169,228].

к.п.н., магистр психологии Румянцев Сергей Александрович

автор статьи к.п.н., магистр психологии Румянцев С.А. (Сергей Александрович)

ЛИТЕРАТУРА ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ПРИ ОБОСНОВАНИИ АЛГОРИТМОВ
 

Рейтинг@Mail.ru