Примером алгоритма изучения учебного материала в долговременном периоде может быть следующий:
1. Знакомство, изучение и закрепление материала.
Изучение можно разделить условно на 4 этапа:
1.1. Знакомство с материалом.
1.2. Пропедевтика материала.
1.3. Усвоение.
1.4. Закрепление.
2. Сохранение и дополнительное закрепление знаний.
Раскроем эти этапы изучения материала:
1. Восприятие, изучение и закрепление материала: «Согласно С.Л. Рубинштейну, выделяются следующие стадии процесса усвоения: «первичное ознакомление с материалам, или его восприятие в широком смысле слова, его осмысление, специальная работа по его закреплению и, наконец, овладение материалом — в смысле возможности оперировать им в различных условиях, применяя его на практике» » [83,237].
1.1. Знакомство с материалом: лекция, практическое занятие, прочтение параграфа или главы и т.п. Если материал не очень сложный, этот пункт можно предложить опустить.
1.2. Пропедевтика материала. В качестве пропедевтики материала можно предложить студентам использовать следующие способы:
· достаточно положительный эффект может дать непроизвольное запоминание: «непроизвольное запоминание может оказаться эффективнее произвольного» [220,152]; [183,274]. Следовательно при предварительном изучении определенный положительный эффект на запоминание изучаемого материала может оказать использование непроизвольного запоминания. Например, при изучении той или иной компьютерной программы, после ознакомления с учебным материалом, можно, например, выбрать себе какой-нибудь учебный проект и выполнить его.
· предварительное изучение, растянутое во времени: «Материал лучше запоминается в том случае если … при заучивании материала он внимательно прочитывается минимальное количество раз с разбивкой на смысловые фрагменты и затем воспроизводится путем активных повторений, повторений с подглядыванием»; «Рассредоточенное же запоминание способствует переводу знаний в память долговременную» [220,153].
· Разметка материала на компьютере в текстовом редакторе с ярким оформлением, выделением главной мысли, систематизацией материала.
1.3. Полноценное усвоение, запоминание изучаемого материала.
Полноценное изучение материала можно предложить проводить по определенному выбранному для этой цели алгоритму, методу, способу или технологии.
В результате этого этапа алгоритма изучения материала изучаемый материал уже должен быть усвоен на необходимом студенту уровне, в частности, легко воспроизводиться, «лучшим средством запоминания изученного материала является его активное воспроизведение» [220,153].
1.4. В случае если материал достаточно сложен, можно предложить студентам проводить дополнительное закрепление материала, при помощи способов, приведенных выше.
2. Сохранение и дополнительное закрепление знаний.
Известно, что материал после изучения, без дальнейшего повторения и использования, может быть забыт: «…. не повторяющиеся эпизоды показывали выраженное забывание в течение четырех лет (забывалось 65 процентов материала)» [44,123]. Следовательно, для достаточного качества сохранения изученного материла необходимо чтобы, либо использование учебного материала должно быть предусмотрено в течение всего периода, когда необходимо его достаточный уровень сохранения в памяти, либо он должен повторяться: «Припоминание события способствует его повторению и снижает темп забывания» [44,123].
При повторении материала можно предложить использовать студентам воспроизведение материала с последующим исправлением ошибок воспроизведения: «Это активное повторение гораздо действеннее пассивного» [220,152].
Для регулирования правильного и своевременного использования описанного алгоритма можно предложить разбивать изучаемый материал на смысловые единицы (например 1-4 страницы печатного текста) и записывать время изучения и повторения в специальный бланк, специальную тетрадку или файл на компьютере и регулярно проверять, не подошло ли время повторить материал. Повышению удобства могут помочь специально написанные программные средства, сохраняющие и автоматически рассчитывающие временной промежуток, и напоминающие о необходимости повторений.
к.п.н., магистр психологии Румянцев Сергей Александрович