использование технологий самоконтроля для повышения качества и скорости самообучения

Использование технологий самоконтроля для повышения качества и скорости самообучения

Использование технологий самоконтроля для повышения качества и скорости самообучения
Источник
Использование технологий самоконтроля для повышения качества самообучения (статья) Печатная Теоретико-методологические и технологические основы педагогики и психологии профессионального образования России: Сборник статей Всероссийской научно-практической конференции (Пенза, 2005 г.) – Пенза: Приволжский дом знаний, 2005. – С. 223-226.
Автор
Автор: к.п.н. , магистр психологии Румянцев Сергей Александрович
(0)

При организации самообучения очень важную роль играют навыки и технологии самоконтроля. «Поскольку в волевом действии для достижения цели приходится часто стал­киваться не только с внешними препятствиями, но и с внутренними затруднени­ями и противодействиями, возникающими при принятии и затем исполнении принятого решения, существенными волевыми качествами личности являются самоконтроль, выдержка, самообладание. В процессе решения они обеспечива­ют господство высших мотивов над низшими, ... в процессе исполнения — необходи­мое самоограничение, пренебрежение усталостью и прочее ради достижения цели. Эти качества воли в сильной мере зависят от соотношения между ... влечением и сознательным контролем» - (1). Очевидна зависимость между временем затраченным на обучение и качеством и объемом полученных знаний и навыков. Самоконтроль повышает степень сосредоточенности и способствует рационализации использования времени.

В качестве средств самоконтроля можно предложить использовать современные информационные технологии и печатные бланки самоконтроля.

Очень важно для рационализации использования времени и повышения качества самообучения, чтобы самоконтроль велся ежеминутно, постоянно.

В качестве средства самоконтроля можно предложить следующие бланки

Каждая клеточка данного бланка обозначает 10 секунд жизни человека. При проведении самоконтроля в данной таблице заштриховывается площадь, соответствующая времени затраченному на ту или иную работу или то или иное действие и описывается это действие в двух-трех словах. Например: изучал возрастную психологию, 20м. Для проведения самоконтроля можно предложить использовать два таких бланка. На одном отмечается то, что человек запланировал, на другом то, что человек делал в течение дня.

Данные бланки могут способствовать улучшению качества самоконтроля, планирования, и подведения итогов проделанной работы, то есть человек может в конце дня отметить для себя сколько времени было потрачено на например изучение технической литературы, чтение художественной литературы, просмотр телепрограмм, прогулки, занятия спортом, общение и т.д. При подведении итогов можно проводить анализ проделанной работы, сопоставлять использованное на те или иные действия время и рациональность, необходимость для жизни этих действий, и учитывать полученные данные при планировании и организации дальнейшей работы.

Жизненные приоритеты человека можно предложить разделить условно на следующие 4 уровня: 1) религия; 2) личная жизнь, общение, семья, дети; 3) получение удовольствий и др.; 4) здоровье, спорт, физические упражнения; 4) профессия, самообразование, образование, саморазвитие. По каждому из перечисленных моментов, можно предложить свой бланк самоконтроля, для ежедневного подведения итогов проделанной работы по тому или иному направлению. Данный бланк представляет собой таблицу, в которой расписаны те действия которые человек должен совершить в течение дня, например, 10 минут изучать возрастную психологию, 15 минут изучать программные средства и т.п. В конце дня, используя описанную ранее таблицу в данный бланк вносится информация о проделанной работе, и планируются дальнейшие действия на следующий день, неделю, другой срок.

В качестве средства контроля за изучением и повторением нового материала можно предложить таблицу, в которой отмечается время, затраченное на изучение того или иного вопроса, параграфа, и временной срок, в течение которого данный материал должен быть повторен, для качественного сохранения данного материала в долговременной памяти человека.

Более удобной при организации самоконтроля может оказаться использование ЭВМ и современных информационных технологий. Для этих целей можно использовать ноутбуки и карманные компьютеры. Удобство состоит в автоматизации расчетов времени и подведения итогов дня при помощи программных средств, например при использовании Microsoft Office. При этом карманный компьютер или ноутбук носится с собой и данные о планировании и использовании времени заносятся уже в него.

Данная система самоконтроля может способствовать улучшению связи между целями, которые ставит перед собой человек и теми действиями, которые человек предпринимает для достижении этих целей. В частности данная система может показать свою эффективность и при организации самообучения.

Литература: 1. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии - СПб: Издательство «Питер», 2000 - 712 с.: ил. – (Серия «Мастера психологии»).


К вопросу о технологиях формирования основ педагогического мастерства учителя.

В условиях инновационного развития школы повышение эффективности обучения основано на развитии педагогического мастерства педагога. «Оптимальная педагогическая стратегия в формировании самоконтроля разграничение контролирующих и оценивающих функций взрослого и ребенка. … пока человек не достигнет способности полностью самостоятельно оценивать и направлять свое поведение» - (1). С учетом того, что ученик не имеет достаточного жизненного, педагогического опыта и соответствующего образования, целесообразно использование различных средств, облегчающих контроль обучения учителям. Таким средством может выступать различные готовые таблицы, выдаваемые учителю, с помощью которых он мог бы корректировать свои педагогические качества, как при подготовке к уроку, так и в ходе самообразования.

Очень важным в образовательном процессе является организация систематических повторений изученного материала: «повторение … необходимое условие прочного, глубокого и системного усвоения содержания обучения» - (2).

Для организации качественного и систематического повторения можно предложить использовать следующий бланк (рис 1), который печатается на листах формата А4.

Анализ ряда источников (Немов Р.С., Харламов И.Ф., Бэддели А., Бьюзон Т.) позволил выделить интервал времени необходимый для качественного сохранения в памяти ранее приобретенной информации и составить следующее утверждение: каждое последующее повторение должно быть произведено в срок не превышающий срока в 5 раз большего промежутка времени между позапрошлым и прошлым повторением (при этом первое повторение материала происходит сразу же после его изучения, а второе через 20 минут после прошлого повторения). На основе этого утверждения была составлена таблица, ставшая частью выше приведенного бланка (см. таблицу 1).

Номер по порядку. Название вопроса, берется либо из оглавления книги, либо придумывается самим учителем.

Предварительное изучение: предварительное обращение к материалу, облегчающее дальнейшее изучение.

Изучение материала.

1 (повторение сразу после изучения)

2 (через 20 минут после последнего повторения)

3 (через 1,6 часа после последнего повторения)

4 (через 7,7 часа после последнего повторения)

5 (через 1,5 суток после последнего повторения)

6 (через 7,4 суток после последнего повторения)

7 (через 1 месяц 7 суток после последнего повторения)

8 (через 5 месяцев 18 суток после последнего повторения)

9 (через 2 года 3 месяца после последнего повторения)

10 (через 10 лет 8 месяцев 13 дней после последнего повторения)

Таблица 1.

Бланк имеет 96 пронумерованных частей, каждая часть (см. таблицу 1) представляет собой область для замечаний по пунктам, вопросам, параграфам ( в среднем от 0,5 до 4 книжных или рукописных страниц). При этом отмечается время затраченное на повторение, и число последнего повторения (для этого удобно использовать датер).

Такой бланк вкладывается в каждую книжку которую человек изучает и в будущем планирует систематически повторять, или же хранится отдельно, если книжка является библиотечной.

В верхней строчке (см. таблицу 1) пишется название вопроса, либо его номер, это позволит производить повторения путем вспоминания, то есть без обращения к источнику с дальнейшей коррекцией допущенных ошибок.


Рис. 1.

Время затраченное на повторения выбирается исходя из требуемого качества знаний, по умолчанию его можно предложить считать 1/10 от времени затраченного на изучение материала, то есть получится сколько человек затратил на изучение материала, столько же в сумме он потратит на его повторение в длительном периоде.

Использование таких бланков существенно влияет на систематичность повторений, повышает качество сохранения знаний учащимися и формирует умения самоконтроля и основы педагогического мастерства учителя.

Литература: 1. Педагогический энциклопедический словарь / Гл. ред. Б.М. Бим-Бад; Редкол.: М.М. Безруких, В.А. Болотов, Л.С. Глебова и др. – М.: Большая Российская энциклопедия, 2002. – 528 с.: ил.



Автор: к.п.н. , магистр психологии Румянцев Сергей Александрович

Использование технологий самоконтроля для повышения качества самообучения 
(статья) Печатная Теоретико-методологические и технологические основы педагогики и психологии профессионального образования России: Сборник статей Всероссийской научно-практической конференции (Пенза, 2005 г.) – Пенза: Приволжский дом знаний, 2005. – С. 223-226.
Источник
Использование технологий самоконтроля для повышения качества самообучения (статья) Печатная Теоретико-методологические и технологические основы педагогики и психологии профессионального образования России: Сборник статей Всероссийской научно-практической конференции (Пенза, 2005 г.) – Пенза: Приволжский дом знаний, 2005. – С. 223-226.
Автор
Автор: к.п.н. , магистр психологии Румянцев Сергей Александрович
 

Рейтинг@Mail.ru