повышения качества профессионального самообразования посредством использования алгоритмов повторения при изучении печатной литературы

Повышения качества профессионального самообразования посредством использования алгоритмов повторения при изучении печатной литературы

Повышения качества профессионального самообразования посредством использования алгоритмов повторения при изучении  печатной литературы
Автор
Автор: к.п.н. , магистр психологии Румянцев Сергей Александрович
(0)

Повышения качества профессионального самообразования посредством использования алгоритмов повторения при изучении печатной литературы.

В процессе профессиональной деятельности часто бывает необходимо заняться самообразованием. При организации самообразования очень удобно использовать такие конечные, завершенные, структуированные источники как книги.

При организации самообразования важно использовать повторение уже изученного материала, с целью улучшения качества сохранения материала в длительном периоде (Подласый И.П., Немов Р.С.).

Анализ ряда источников (Немов Р.С., Рубинштейн С.Н., Т. Бьюзон) позволил выявить следующую примерную последовательность повторений: 1) сразу после изучения, 2) через 10-20 минут, 3) через 1,5 часа, 4) 8 часов, 5) сутки, 6) неделю, 7) месяц, 8) 6 месяцев, 9) 2,5 года, 10) 12.5 лет. Для самоконтроля при организации повторений можно использовать таблицы, но это не всегда удобно, особенно при работе с большим числом источников в длительном периоде. Использование таблиц занимает значительное количество времени.

В качестве менее точного, но требующего меньших временных затрат на организацию самообразования является использование закладок. При этом используются 10 закладок, каждая из которых пронумерована по порядку и имеет пометку о временном промежутке по истечение которого к месту заложенному в книге, необходимо обратиться. Материал при этом изучается последовательно без пропусков и изменения порядка изучения страниц книги. После обращения к материалу, начиная со страницы, помеченной предыдущей по номеру закладкой, на этой закладке, в соответствии с помеченным временем отмечается дата и время обращения к материалу начиная со страницы помеченной следующей по номеру закладки. При этом прорабатывается весь материал между предыдущей, и следующей по номеру закладкой. После того как закладка окажется в конце книги она убирается.

При работе с электронным материалом в качестве закладок можно использовать встроенные программные средства. Например MS Word позволяет создавать и использовать электронные закладки. Посредством макросов и MS Outlook можно организовать автоматическое напоминание о необходимости организации следующего повторения по истечении определенного промежутка времени.

Такой способ организации повторений позволяет соблюсти примерный график обращений к материалу, с целью повторения, что может обеспечить сохранение и более глубокое усвоение материала. Такая организация самообразования может значительно улучшить качество профессиональных знаний.

Использование алгоритмов развития скорочтения, как фактор рационализации настоящего и будущего самообразования студентов.

Румянцев С.А.

Пензенский государственный педагогический университет

им. В.Г. Белинского, г. Пенза, Россия

Анализ ряда источников (Т. Бьюзон, М. Зиганов и др.) показал что изучение и повторение материала посредством чтения дает примерно 10% уровень запоминания материала. При этом предела развития скорости чтения практически не существует. Следовательно если человек сможет прочитывать за то время, которое ему необходимо на изучение какого-нибудь материала, в 10 раз больше по объему литературы на изучаемую тему, то уровень знания будет эквивалентен, а при увеличении скорости чтения такой способ изучения может значительно превзойти по объему изученного и усвоенного материала другие способы запоминания материала. Такой способ изучения вероятно более предпочтителен для материала не требующего глубокого анализа, а материала суть которого можно уловить на лету.

Одними из способов увеличения скорости и качества запоминания материала при чтении являются: использование специальных упражнений, описанных в литературе по скорочтению использования компьютерных обучающих и развивающих программ. Современному и будущему студенту эти способы могут не подойти в связи с нехваткой времени может быть недостаточно мотивации для проведения такой самостоятельной работы. Для решения данной проблемы можно предложить использовать следующий алгоритм развития навыков скорочтения:

Алгоритм: 1. Студент читает необходимую ему по учебе, для самообразования или развлечения литературу (примерно 50 – 90 %) выделенного времени). 2. Контролирует и поправляет проведения процесса чтения, находит ошибки и исправляет их (регулярно с любой выбранной периодичностью в зависимости от числа прочитанных страниц или времени. Например каждые 2-50 страниц или каждые 3-15 минут. При этом на процесс затрачивается примерно от небольшого числа до 20 процентов выделенного времени). 3. Использует специальные упражнения для развития навыков скорочтения (примерно от небольшого числа до 50 % выделенного времени).

Например: 1,2) 30 минут студент читает литературу, останавливая процесс чтения каждые 9 минут, с целью самоконтроля и самокоррекции, затрачивая по 1 минуте на каждую остановку. 3) 10 минут упражняется по книге или компьютерной программе.

Пояснения: 1. Развитие скорочтения проводится во время повседневной работы с литературой (художественной, научной и др.). 2. Развитие скорочтения должно происходить постоянно в течение всего периода обучения и профессиональной деятельности. 3. Любое чтение при использовании этого алгоритма становится само по себе упражнением по развитию скорочтения. 4. В первом пункте алгоритма можно использовать упражнения по развитию скорочтения, требующие непосредственного чтения и не наносящие большого ущерба качеству запоминания материала. При этом использование специальных упражнений и средств в процессе чтения должно чередоваться с обычным чтением без использования специальных программ и упражнений, чтобы исключить привыкание только к определенному виду чтения, посредством использования данного конкретного упражнения. Например а) упражнения по расширению угла чтения при изучении электронных источников, посредством сужения и расширения окна брандмаузера, до ширины чуть большей комфортного чтения посредством одного взгляда на строчку и чтения по линии сверху вниз; б) чтение текстов с использованием программ последовательно выводящих слова и строки на экран на доли секунды. 5. Проценты приведенные в скобках в пунктах алгоритма выбираются индивидуально каждым участником процесса, исходя из временных возможностей и сиюминутного увеличения скорости чтения посредством использования упражнений, самоконтроля и самокоррекции. При этом время затрачиваемое непосредственно на развитие навыков скорочтения должно полностью окупаться сиюминутным увеличение скорости чтения посредством самокоррекции и упражнений, если студент не имеет дополнительных временных ресурсов. 6. Для временного контроля в процессе чтения используются секундомеры со звонком, компьютерные программы подающие звуковой сигнал и засекающие время. 7. При развитии навыков скорочтения можно предложить использовать как можно больше различных источников по данной теме и специальных компьютерных программ.

Такой алгоритм развития навыков скорочтения может значительно увеличить скорость и качество запоминания материала.


Автор: к.п.н. , магистр психологии Румянцев Сергей Александрович

Автор
Автор: к.п.н. , магистр психологии Румянцев Сергей Александрович
 

Рейтинг@Mail.ru