В процессе профессиональной деятельности часто бывает необходимо заняться самообразованием. При организации самообразования очень удобно использовать такие конечные, завершенные, структуированные источники как книги.
При организации самообразования важно использовать повторение уже изученного материала, с целью улучшения качества сохранения материала в длительном периоде (Подласый И.П., Немов Р.С.).
Анализ ряда источников (Немов Р.С., Рубинштейн С.Н., Т. Бьюзон) позволил выявить следующую примерную последовательность повторений: 1) сразу после изучения, 2) через 10-20 минут, 3) через 1,5 часа, 4) 8 часов, 5) сутки, 6) неделю, 7) месяц, 8) 6 месяцев, 9) 2,5 года, 10) 12.5 лет. Для самоконтроля при организации повторений можно использовать таблицы, но это не всегда удобно, особенно при работе с большим числом источников в длительном периоде. Использование таблиц занимает значительное количество времени.
В качестве менее точного, но требующего меньших временных затрат на организацию самообразования является использование закладок. При этом используются 10 закладок, каждая из которых пронумерована по порядку и имеет пометку о временном промежутке по истечение которого к месту заложенному в книге, необходимо обратиться. Материал при этом изучается последовательно без пропусков и изменения порядка изучения страниц книги. После обращения к материалу, начиная со страницы, помеченной предыдущей по номеру закладкой, на этой закладке, в соответствии с помеченным временем отмечается дата и время обращения к материалу начиная со страницы помеченной следующей по номеру закладки. При этом прорабатывается весь материал между предыдущей, и следующей по номеру закладкой. После того как закладка окажется в конце книги она убирается.
При работе с электронным материалом в качестве закладок можно использовать встроенные программные средства. Например MS Word позволяет создавать и использовать электронные закладки. Посредством макросов и MS Outlook можно организовать автоматическое напоминание о необходимости организации следующего повторения по истечении определенного промежутка времени.
Такой способ организации повторений позволяет соблюсти примерный график обращений к материалу, с целью повторения, что может обеспечить сохранение и более глубокое усвоение материала. Такая организация самообразования может значительно улучшить качество профессиональных знаний.
Автор: к.п.н. , магистр психологии Румянцев Сергей Александрович