проблема формирования навыков самообучения учащихся в современной школе

Проблема формирования навыков самообучения учащихся в современной школе

Проблема формирования навыков самообучения учащихся в современной школе
Источник
Проблема формирования навыков самообучения учащихся в современной школе (статья) Печатная Региональная система профессионального образования России: история, культурно-идеологические перспективы развития: Сборник статей Международной научно-практической конференции (Пенза, 2003 г.) – Пенза: Приволжский дом знаний, 2003. – С. 139-142.
Автор
Автор: к.п.н. , магистр психологии Румянцев Сергей Александрович
(0)


Формирование навыков самообучения у школьников является одной из наиболее актуальных проблем в современной педагогике, так как учащийся в современной школе вынужден уделять гораздо больше времени самостоятельной работе (самообучению), чем в школе на уроках. «Домашняя учебная работа учащихся состоит в самостоятельном выполнении заданий учителя по повторению и более глубокому усвоению изучаемого материала и его применению на практике, развитию творческих способностей и дарований и совершенствованию умений и навыков» - (1;1).

Обучение нацеленное на изучение, понимание и воспроизведение учебного материала, особенно в старших классах, не говоря уже о высших учебных заведениях, является результатом самообразования, их самостоятельной работы.

Каждый ученик выступает в роли педагога и психолога, имеющего единственный объект воздействия - самого себя. К сожалению, современный школьник не имеет таких навыков. И его самостоятельная работа проходит весьма неэффективно, в результате ученик не использует большую часть природных данных и приобретенных способностей.

За годы вербально иллюстративного учения обучающиеся теряют свои задатки, могут усомниться в своих умственных способностях, теряют надежду и желание понять и изучить тот или иной предмет. Особенно если учителя не способны заинтересовывать обучающихся своим предметом, породить в них стремление к знанию, к познанию чего-то нового.

Такие школьники теряют вообще желание учиться и познавать что-то новое, замыкаются в себе, не могут найти себя в жизни. Ведь как минимум 9 лет для школьников обучение является основной обязанностью, забирает большую часть их времени и, следовательно, для положительного самоощущения эта обязанность должна быть не только их «обязанностью», но и любимым делом в котором у них что-то получается от которого они получают удовольствие и удовлетворение.

Студентов педагогических вузов в основном учат учить, но довольно мало времени обучают обучать умению самостоятельного обучения. Т.е. они овладевают навыками воздействия на школьников с целью увеличить их работоспособность на уроке, но упускают из внимания обучение школьников ведению и организации самостоятельной работы дома. Учителя школ в своем большинстве вообще оставляют этот момент без внимания.

Если же часть учебного времени направить (использовать) на приобретение, повышение, развитие навыков самостоятельного обучения (по каждому конкретному предмету, потому что каждый предмет требует индивидуального подхода к работе с ним), повышения работоспособности, изучение законов памяти и использование их в самостоятельной работе, то результат не только не будет хуже, но и значительно превзойдет тот результат, который будет получен при использовании этого времени в других учебных целях. Конечно, при наличии и развитии мотивации и желания обучаться.

По моему мнению, на каждом уроке желательно давать учащимся советы, которые те должны использовать при изучении того или иного материала. Т.к. различный материал даже по одному и тому же предмету требует индивидуального подхода. Например, при заучивании математических теорем необходим их глубокий анализ и понимание, при заучивании формул тригонометрии этот момент играет меньшую роль, при изучении же какого-либо исторического события большую роль играет воображение.

Необходимо рекомендовать в определенные периоды времени повторять тот или иной материал, обучать работе с литературой, предлагать организацию работы дома при подготовке к экзаменам, контрольным, обучать законам памяти и их использованию при самостоятельной работе дома и на уроке.

Например следующие моменты могут составить довольно мощную базу для такой работы в школе.

1)«Знание, приобретенное с помощью простого зубрения, почти неизбежно забывается совершенно бесследно» У.Джеймс – (2)

2)Кривая забывания по Эббингаузу - (3) .

3)Схема памяти по Р.Аткинсону и Р.Шифрину – (4).

4)Законы памяти выделяемые Д.Карнеги – «впечатление, повторение, ассоциация» – (5).

5) «Семь основных законов памяти» - «законы повторения, интереса, объема знаний, готовности к запоминанию, одновременных впечатлений, усиления первого впечатления, торможения» - (6).

6) Девять правил домашней работы школьников из учебника И.Ф.Харламова «Педагогика» - (1;2).

Все авторы рассматривают проблему самостоятельного обучения по-разному. Преподавателю необходимо подбирать наиболее подходящие рекомендации в каждом конкретном случае в зависимости от времени года, возраста, интеллектуального развития учащихся, предмета, типа материала и т.п. За годы обучения в школе при такой работе у каждого ученика должны сложиться мощные навыки наиболее эффективной организации своей самостоятельной работы, что поможет им не только при продолжении образования, но и в работе, воспитании детей.

Я думаю, такая работа может существенно улучшить качество и эффективность образования.

Литература:

1) И.Ф.Харламов «Педагогика» Москва ЮРИСТЪ 1997 год.

1.- стр. 274.

2.- стр. 276-283.

2)А.А.Реан, Н.В.Бордовская, С,И.Розум «Психология и педагогика» С-П,Москва, Харьков, Минск ПИТТЕР 2000 – стр. 90.

3)С.Л.Рубинштейн «Основы общей психологии» С-П,Москва, Харьков, Минск ПИТТЕР 2002 - стр.284.

4) Р.С.Немова «Психология» том 1 Москва ВЛАДИС 2001 - стр.227.

5) Д.Карнеги. «Как завоевать друзей и оказывать влияние на людей.

Как выработать уверенность в себе и влиять на людей, выступая публично.

Как перестать беспокоиться и начать жить.» 1994,Москва ОНИКС – стр 329-342.

6) «Как улучшить память» автор составитель А.Е.Польский Минск ХАРВЕСТ 2002год – стр 57-72.




Автор: к.п.н. , магистр психологии Румянцев Сергей Александрович

Проблема формирования навыков самообучения учащихся в современной школе
(статья) Печатная Региональная система профессионального образования России: история, культурно-идеологические перспективы развития: Сборник статей Международной научно-практической конференции (Пенза, 2003 г.) – Пенза: Приволжский дом знаний, 2003. – С. 139-142.
Источник
Проблема формирования навыков самообучения учащихся в современной школе (статья) Печатная Региональная система профессионального образования России: история, культурно-идеологические перспективы развития: Сборник статей Международной научно-практической конференции (Пенза, 2003 г.) – Пенза: Приволжский дом знаний, 2003. – С. 139-142.
Автор
Автор: к.п.н. , магистр психологии Румянцев Сергей Александрович
 

Рейтинг@Mail.ru