проблема развития навыков самообучения в современной школе

Проблема развития навыков самообучения в современной школе

Проблема развития навыков самообучения в современной школе
Автор
Автор: к.п.н. , магистр психологии Румянцев Сергей Александрович
(0)

Проблема развития навыков самообучения в современной школе.

Развитие навыков самообучения у школьников является одной из наиболее актуальных проблем в современной педагогике, так как современный ученик в современной средней и старшей школе вынужден проводить гораздо больше времени в самостоятельной работе (обучении) нежели в школе на уроках. «Домашняя учебная работа учащихся состоит в самостоятельном выполнении заданий учителя по повторению и более глубокому усвоению изучаемого материала и его применению на практике, развитию творческих способностей и дарований и совершенствованию умений и навыков» -И.Ф.Харламов «Педагогика».

Львиная доля в обучении, изучении, запоминании, понимании и закреплении материала особенно в старших классах, не говоря уже о высших учебных заведениях, лежит на плечах самих обучающихся ,т.е. их самостоятельной работе.

Здесь каждый ученик должен выступать в роли педагога и психолога, имеющего единственный объект воздействия - самого себя. К сожалению, современный школьник не имеет таких навыков. И его самостоятельная работа проходит весьма неэффективно, в результате ученик не использует большую часть своего потенциала.

За годы такой неэффективной работы обучающиеся теряют свои таланты, могут усомниться в своих умственных способностях, теряют надежду и желание понять и изучить тот или иной предмет. Особенно если им внушают учителя, что они не способны к изучению того или иного предмета. Это те которые должны по долгу службы не только обучать но и заинтересовывать обучающихся своим предметом рождать в них стремление к знанию, к познанию чего-то нового.

Такие школьники теряют вообще желание учиться и познавать что-то новое, замыкаются в себе, не могут найти себя в жизни. Ведь как минимум 15 лет обучение является их основной обязанностью, забирает большую часть их времени и, следовательно, для положительного самоощущения эта обязанность должна быть не только их «обязанностью», но и любимым делом в котором у них что-то получается от которого они получают удовольствие и удовлетворение.

Студентов педагогических вузов в основном учат учить, но довольно мало времени обучают обучать умению самостоятельного обучения. Т.е. они овладевают навыками воздействия на школьников с целью увеличить их работоспособность на уроке, но упускают из внимания обучение школьников ведению и организации самостоятельной работы дома. Учителя школ в своем большинстве вообще оставляют этот момент без внимания.

Если же занять часть учебного времени на приобретение, повышение, развитие навыков самостоятельного обучения (по каждому конкретному предмету, потому что каждый предмет требует индивидуального подхода к работе с ним), повышения работоспособности, изучение законов памяти и использование их в самостоятельной работе, то результат не только не будет хуже, но и значительно превзойдет тот результат, который будет получен при игнорировании этого момента. Конечно, при наличии и развитии мотивации и желания обучаться.

По моему мнению, на каждом уроке желательно давать учащимся советы, которые те должны использовать при изучении того или иного материала. Т.к. различный материал даже по одному и тому же предмету требует индивидуального подхода. Например, при заучивании математических теорем необходим их глубокий анализ и понимание, при заучивании формул тригонометрии этот момент играет меньшую роль, при изучении же какого-либо исторического события большую роль играет воображение.

Необходимо рекомендовать в определенные периоды времени повторять тот или иной материал, обучать работе с литературой, предлагать организацию работы дома при подготовке к экзаменам, контрольным, обучать законам памяти и их использованию при самостоятельной работе дома и на уроке.

Например следующие моменты могут составить довольно мощную базу для такой работы в школе.

1)«Знание, приобретенное с помощью простого зубрения, почти неизбежно забывается совершенно бесследно» У.Джеймс.(А.А.Реан, Н.В.Бордовская, С,И.Розум «Психология и педагогика»).

2)Кривая забывания по Эббингаузу, приведенная в учебнике С.Л.Рубинштейна «Основы общей психологии».

3)Схема памяти по Р.Аткинсону и Р.Шифрину, приведенная в учебнике Р.С.Немова «Психология» 1.

4)Законы памяти выделяемые Д.Карнеги в произведении «Как выработать уверенность в себе и влиять на людей, выступая публично» - впечатление, повторение, ассоциация

5)Семь основных законов памяти из книги «Как улучшить память» автор составитель А.Е.Польский - законы повторения, интереса, объема знаний, готовности к запоминанию, одновременных впечатлений, усиления первого впечатления, торможения.

6) Девять правил домашней работы школьников из учебника И.Ф.Харламова «Педагогика».

Все авторы рассматривают проблему самостоятельного обучения по-разному. Преподавателю необходимо подбирать наиболее подходящие рекомендации в каждом конкретном случае в зависимости от времени года, возраста, интеллектуального развития учащихся, предмета, типа материала и т.п. За годы обучения в школе при такой работе у каждого ученика должны сложиться мощные навыки наиболее эффективной организации своей самостоятельной работы, что поможет им не только при продолжении образования, но и в работе, воспитании детей.

Я думаю, такая работа может существенно улучшить качество и эффективность образования.



Автор: к.п.н. , магистр психологии Румянцев Сергей Александрович
Автор
Автор: к.п.н. , магистр психологии Румянцев Сергей Александрович
 

Рейтинг@Mail.ru