использованиеалгоритмов изучения и повторения учебного материала старшеклассникамив процессе математического самообразования. (школа)

Использованиеалгоритмов изучения и повторения учебного материала старшеклассникамив процессе математического самообразования. (школа)

Использованиеалгоритмов изучения и повторения учебного материала старшеклассникамив процессе математического самообразования. (школа)
(0)

Использованиеалгоритмов изучения и повторения учебного материала старшеклассникамив процессе математического самообразования.(школа)


Проанализировав ряд источников (см. список литературы),затрагивающих вопросы памяти, обучения, можно выделить следующийалгоритм изучения математического учебного материала.

Основной алгоритм такого обучения можно условноразделить на две части:

1) Восприятие, изучение и закрепление старшеклассникомматематического материала.

2) Сохранение и дополнительное закрепление знаний.


1) Знакомство, изучение и закрепление учебногоматериала.

Изучение можно разделить условно на 3 этапа:

1,1) Знакомство с математическим материалом.

1,2) Пропедевтика материала.

1.2.1) «непроизвольноезапоминание может оказаться эффективнее произвольного».Следовательно при изучении математического материала можно для болеекачественного понимания, выполнять задания использующие незнакомыйматематический материал, и рассматривать изучаемый материал впроцессе выполнения данного задания, чисто с практической стороны:«решить хотя бы как-нибудь задачу с использованием теории»

1.2.2) «Материал лучшезапоминается в том случае если,… при заучивании материала онвнимательно прочитывается минимальное количество раз с разбивкой насмысловые фрагменты и затем воспроизводится путем активныхповторений, повторений с подглядыванием». Следовательно приизучении математического материала старшекласснику следует оказыватьвнимание повторению изученного материала на память с опорой и безопоры на источник.

«Рассредоточенное же запоминание способствуетпереводу знаний в память долговременную»54.Следовательно при изучении материала, положительный эффект окажетпроведение общего анализа материала, поиск внутренних связей,интересных особенностей.

1.2.3) При математическом самообразовании можнопроводить проработку материала на ЭВМ, с цель структуризации и болеенаглядного оформления изучаемого материала (см. приложение 3).

1,3) Усвоение.

1,4) Закрепление.


2) Сохранение и дополнительное закрепление знаний.

Для сохранения качественного сохранения изученногоматериала в долговременной памяти старшекласснику, как было доказаноранее, необходимо его повторять с периодичностью приведенной втаблице 2:


Изучениематериала.

1(повторение сразу после изучения)

2(через 20 минут после последнего повторения)

3(через 1,6 часа после последнего повторения)

4(через 7,7 часа после последнего повторения)

5(через 1,5 суток после последнего повторения)

6(через 7,4 суток после последнего повторения)

7(через 1 месяц 7 суток после последнего повторения)

8(через 5 месяцев 18 суток после последнего повторения)

9(через 2 года 3 месяца после последнего повторения)

10(через 10 лет 8 месяцев 13 дней после последнего повторения)

Для регулирования правильного и своевременногоповторения изученного материала можно предложить разбивать материалпо смыслу (например 1-4 страницы печатного текста) и записывать времязаучивания и повторения в специальную специальный бланк, с дальнейшимпроведением регулярных повторений.

Для организации качественного и систематическогоповторения изученного математического материала старшекласснику можнопредложить использовать следующий бланк (рис 2), который печатаетсяна листах формата А4. Бланк состоит из большого числа дублированнойописанной таблицы.

В верхней строчке (см. таблицу 2) пишется названиевопроса, либо его номер, это позволит производить повторения путемвспоминания.

Рис. 2.

Время затраченное на повторения выбирается исходя изнеобходимого сохранения качества полученных математических знаний.

Использование таких бланков существенно влияет насистематичность повторений, повышает качество математическогосамообразования старшеклассником.

Использование таблиц занимает значительное количествовремени.

В качестве менее точного, но требующего меньшихвременных затрат на организацию самообразования являетсяиспользование закладок. При этом используются 10 закладок, каждая изкоторых пронумерована по порядку и имеет пометку о временномпромежутке по истечение которого к месту заложенному в книге,необходимо обратиться. Материал при этом изучается последовательнобез пропусков и изменения порядка изучения страниц книги. Послеобращения к математическому материалу, начиная со страницы,помеченной предыдущей по номеру закладкой, на этой закладке, всоответствии с помеченным временем отмечается дата и время обращенияк материалу начиная со страницы помеченной следующей по номерузакладки. При этом прорабатывается весь материал между предыдущей, иследующей по номеру закладкой. После того как закладка окажется вконце книги или тетрадки она убирается.

1

И.Ф.Харламов «Педагогика» Москва ЮРИСТЪ 1997 год стр.274.

2

Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии - СПб:Издательство «Питер», 2000 - 712 с.: ил. – (Серия«Мастера психологии»).

3Патрик К. Портер «Разбуди в себе гения» Минск ПОПУРИ2002. стр.222.

4Основы общей психологии. С.Л.Рубинштейн С-П,Москва, Харьков, МинскПИТТЕР 2002. стр.274.

5Основы общей психологии. С.Л.Рубинштейн С-П,Москва, Харьков, МинскПИТТЕР 2002. стр.276.

6Педагогика. И.Ф.Харламов Москва ЮРИСТЪ 1997 год. стр.153.

7Педагогика. И.Ф.Харламов Москва ЮРИСТЪ 1997 год. стр.153.

8Педагогика. И.Ф.Харламов Москва ЮРИСТЪ 1997 год. Стр.153.

9Психология и педагогика. А.А.Реан, Н.В.Бордовская, С,И.РозумС-П,Москва, Харьков, Минск ПИТТЕР 2000. стр 90.

10Ваша Память. Руководство по трунеровке и развитию. Алан БэдделиЭКСМО-ПРЕСС 2001. Стр.123.

11Ваша Память. Руководство по трунеровке и развитию. Алан БэдделиЭКСМО-ПРЕСС 2001. Стр.123.

12Как улучшить память. автор составитель А.Е.Польский Минск ХАРВЕСТ2002год. стр.105.

13Супер-память. Как быстро добиться серьезных успехов в развитиипамяти. Тони Бьюзен ПОПУРИ Минск 2003. Стр.90.

14Как улучшить память. автор составитель А.Е.Польский Минск ХАРВЕСТ2002год. стр.104.

15Педагогика. И.Ф.Харламов Москва ЮРИСТЪ 1997 год. Стр.152.

16Педагогика. И.П.Подласый Москва ВЛАДИС 2000. стр.451.

17Педагогика. И.Ф.Харламов Москва ЮРИСТЪ 1997 год. стр.160.

18С.Л.Рубинштейн «Основы общей психологии» С-П,Москва,Харьков, Минск ПИТТЕР 2002. стр.284.

19Алан Бэддели «Ваша Память. Руководство по трунеровке иразвитию» ЭКСМО-ПРЕСС 2001. стр80.

20«Как улучшить память» автор составитель А.Е.ПольскийМинск ХАРВЕСТ 2002год. стр.102.

21«Как улучшить память» автор составитель А.Е.ПольскийМинск ХАРВЕСТ 2002год. стр.105.

22Тони Бьюзен «Супер-память. Как быстро добиться серьезныхуспехов в развитии памяти» ПОПУРИ Минск 2003. стр.90.

23И.Ф.Харламов «Педагогика» Москва ЮРИСТЪ 1997 год.стр.278-279

24Р.С.Немов «Психология» том 1 Москва ВЛАДИС 2001 . стр.239.

25Э.В.Минько, А.Э.Минько «Ускоренное конспектирование и чтение» » Москва, С-П, Нижний Новгород, Воронеж,Ростов-на-Дону, Екатеринбург, Самара, Киев, Харьков, Минск ПИТТЕР2003. стр.118.

26«Как улучшить память» автор составитель А.Е.ПольскийМинск ХАРВЕСТ 2002год. стр.105.

27«Как улучшить память» автор составитель А.Е.ПольскийМинск ХАРВЕСТ 2002год. стр180.

28И.Ф.Харламов «Педагогика» Москва ЮРИСТЪ 1997 год. стр.280.

29Р.С.Немов «Психология» том 1 Москва ВЛАДИС 2001 . стр.238-239.

30Р.С.Немов «Психология» том 1 Москва ВЛАДИС 2001 .стр.240.

31И.Ф.Харламов «Педагогика» Москва ЮРИСТЪ 1997 год.стр278.

32«Как улучшить память» автор составитель А.Е.ПольскийМинск ХАРВЕСТ 2002год. стр.65.

33Р.С. Немов Психология. – М.: ВЛАДИС, 2001.

34В.Г. Крысько Психология и педагогика в схемах и таблицах.- Мн.:Харвест, М.: АСТ, 2000.- 384с. – (Библиотека практическойпсихологии). 235 с.

35Подласый И.П. Педагогика: Новый курс: Учеб. для студ. высш. учеб.заведений: В 2 кн. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2002. –Кн. 1: Общие основы. Процесс обучения. – 576с.: ил. Стр. 451.

36Подласый И.П. Педагогика: Новый курс: Учеб. для студ. высш. учеб.заведений: В 2 кн. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2002. –Кн. 1: Общие основы. Процесс обучения. – 576с.: ил. С. 446.

37С.Л. Рубинштейн Основы общей психологии.-М.: ПИТЕР, 2002. с.275

38Минько Э.В., Минько А.Э. Ускоренное конспектирование и чтение. –СПб.: Питер, 2003.- 128с.: ил. С. 29.

39Андрианов В.И. Десятипальцевый метод печати на компьютере. –СПб.: Питер. 2004. – 64с.: ил.

40Немов Р.С. Психология: Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений: В3 кн. – 4-е изд. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003.– Кн. 1: Общие основы психологии. – 688 с. С. 254.

41Немов Р.С. Психология: Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений: В3 кн. – 4-е изд. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003.– Кн. 1: Общие основы психологии. – 688 с. с. 220.

42Немов Р.С. Психология: Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений: В3 кн. – 4-е изд. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003.– Кн. 1: Общие основы психологии. – 688 с. с. 226.

43Коуплан Р. Гипноз: практическое руководство. – СПб.: Питер,2001. – 288 с.: ил. – (Серия «Сам себе психолог»).стр. 272.

44Коуплан Р. Гипноз: практическое руководство. – СПб.: Питер,2001. – 288 с.: ил. – (Серия «Сам себе психолог»).стр. 262.

45Коуплан Р. Гипноз: практическое руководство. – СПб.: Питер,2001. – 288 с.: ил. – (Серия «Сам себе психолог»).стр. 262.

46Коуплан Р. Гипноз: практическое руководство. – СПб.: Питер,2001. – 288 с.: ил. – (Серия «Сам себе психолог»).стр. 272.

47Коуплан Р. Гипноз: практическое руководство. – СПб.: Питер,2001. – 288 с.: ил. – (Серия «Сам себе психолог»).стр. 263.

48Харламов И.Ф. Педагогика: Учеб. Пособие. – 3-е изд., перераб.И доп. – М.: Юристъ, 1997. – 512 с. стр. 278.

49Коуплан Р. Гипноз: практическое руководство. – СПб.: Питер,2001. – 288 с.: ил. – (Серия «Сам себе психолог»).стр. 108.

50Коуплан Р. Гипноз: практическое руководство. – СПб.: Питер,2001. – 288 с.: ил. – (Серия «Сам себе психолог»).стр. 107.

51Коуплан Р. Гипноз: практическое руководство. – СПб.: Питер,2001. – 288 с.: ил. – (Серия «Сам себе психолог»).стр. 262

52Ахмедов Т.И. Гипноз. Новейший справочник. – М.: Изд-во Эксмо,2005. – 608 с. стр. 220.

53Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии - СПб: Издательство«Питер», 2000 - 712 с.: ил. – (Серия «Мастерапсихологии»).

54Педагогика. И.Ф.Харламов Москва ЮРИСТЪ 1997 год. стр.153.

55С.Л. Рубинштейн Основы общей психологии.-М.: ПИТЕР, 2002. с.275

56Немов Р.С. Психология: Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений: В3 кн. – 4-е изд. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003.– Кн. 1: Общие основы психологии. – 688 с. с. 220.

57Коуплан Р. Гипноз: практическое руководство. – СПб.: Питер,2001. – 288 с.: ил. – (Серия «Сам себе психолог»).стр. 272.

58Коуплан Р. Гипноз: практическое руководство. – СПб.: Питер,2001. – 288 с.: ил. – (Серия «Сам себе психолог»).стр. 262.

59Коуплан Р. Гипноз: практическое руководство. – СПб.: Питер,2001. – 288 с.: ил. – (Серия «Сам себе психолог»).стр. 262.

60Коуплан Р. Гипноз: практическое руководство. – СПб.: Питер,2001. – 288 с.: ил. – (Серия «Сам себе психолог»).стр. 108.

61Коуплан Р. Гипноз: практическое руководство. – СПб.: Питер,2001. – 288 с.: ил. – (Серия «Сам себе психолог»).стр. 107.

62Коуплан Р. Гипноз: практическое руководство. – СПб.: Питер,2001. – 288 с.: ил. – (Серия «Сам себе психолог»).стр. 262

63Патрик К. Портер «Разбуди в себе гения» Минск ПОПУРИ2002. стр.222.



Автор: к.п.н. , магистр психологии Румянцев Сергей Александрович (ранняя научная статья, до получения окончательного профессионального образования)
 

Рейтинг@Mail.ru