универсальная система изучения печатного материала. рационализация обучения посредством использования законов оперативной памяти.

Универсальная система изучения печатного материала. Рационализация обучения посредством использования законов оперативной памяти.

Универсальная система изучения печатного материала. Рационализация обучения посредством использования законов оперативной памяти.
Автор
Автор: к.п.н. , магистр психологии Румянцев Сергей Александрович
(0)

Универсальная система изучения печатного материала. Рационализация обучения посредством использования законов оперативной памяти.

Количество информации в современном обществе увеличивается с каждым днем, от человека требуется все больший уровень образованности. Современное производство требует все больше высоко образованных и квалифицированных работников. Такое положение требует от человека улучшения, ускорения и большего качества образования, а это требует создания современных методик обучения с использованием последних достижений в науке, технике, педагогике, психологии. Человек в современном обществе должен не только учиться, но и учиться учиться. Очень большая часть населения не занята в области психологии и педагогики и соответственно не могут позволить себе глубокое изучение данной сферы знаний, им требуются простые четкие педагогические и психологические схемы которые они могли бы использовать в жизни, не вдаваясь в подробности и глубины этих наук. К сожалению литературы такого рода практически нет, в основном представлена сложная для многих людей научная литература, а научно практическая литература представляющая собой набор общих принципов, из которых сложно вывести какой либо план самообразования.

Проанализировав широкий спектр педагогической и психологической литературы (А.Д. Алферов, И.Ф. Харламов, И.П. Подласый, Р.С. Немов, И.Я. Зимняя, П.И. Пидкасистый и др.) можно предложить следующую универсальную схему обучения и провести следующие рассуждения.

При изучении того или иного материала мы часто имеем дело со списками они могут быть от 2 до сотен и больше элементов. Встает вопрос как лучше исходя, из законов памяти, разбить эти списки на подсписки для более комфортного, быстрого, безошибочного запоминания этого списка и в дальнейшем воспроизведения и работы с этим списком без опоры на текст.

В Психологии давно известно что «Кратковременную память характеризует такой показатель, как объ­ем. Он в среднем равен от 5 до 9 единиц информации и определяется по числу единиц информации, которое человек в состоянии точно воспроизвести спустя несколько десятков секунд после однократного предъявления ему этой информации» - (1;1). Таким образом в каждый момент времени человек способен качественно и быстро работать для большинства населения с 7 элементами, при этом неважно какие элементы при этом используются. Это могут быть предложения, абзацы, параграфы, книги, науки и т.д. Отсюда можно сделать вывод что при изучении любого списка лучше свести его к нескольким подсписка каждый из которых состоит из количества элементов не привышающих объема кратковременной памяти данного человека. В этом случае будет достаточно однократно «загрузить» из долговременной памяти человека или конспекта данный список и работать с ним из кратковременной памяти не обращая заново к источнику.

Часто во время учебы, работы, и т.д. кратковременная память человека может быть занята, еще какими нибудь элементами кроме списка с которым человек работает, это могут буть такие элементы как «помнить что надо подойти к преподавателю с журналом», «помнить про вопрос возникший неожиданно по материалу лекции, по не будет удобно его задать» и т.д. В этом случае возникает некоторые неудобства с работой со списком который полностью занимает кратковременную память человека. Исходя из этого можно сделать вывод, что для более комфортной работы с каким бы то нибыло списком лучше будет если он будет не полностью занимать кратковременную память, оставляя место для дополнительных элементов и не допуская перенапряжения и переполнения кратковременной памяти. Здесь встает вопрос: «Списки с каким числом элементов лучше использовать для более комфортной и быстрой работы с учебным, рабочим и др. материалом?». Так как максимальное число которое может содержать кратковременная память человека составляет 5-9 элементов можно проанализировать и прикинуть + и – списков состоящих из каждого такого числа элементов.

Ясно что список состоящий из 1 элемента трудностей для запоминания не представляет, список состоящий из 2х элементов аналогично, 3 в среднем заполняет оперативную память только наполовину и может обеспечить комфортную работу с данным списком, 4 – аналогично 3му, 5 уже больше чем на половину для любого человека заполняет оперативную память человека и уже требует немалой доли сосредоточения ,6 это число элементов у большинства населения уже предельно заполняет оперативную память человека и тербует сильного сосредоточения на материале,7 аналогично 6, 8 это число превышает объем оперативной памяти большинства населения, 9 – аналогично, 10 и другие числа недопустимы так как превышаю объем оперативной памяти любого человека и требую постоянной загрузки из оперативной памяти частей списка или подглядывания в конспект, что может привести к снижению скорости и качества работы, запоминания, воспроизведения материала. Суждения приведенные выше носять весьма приближенный характер и индивидуальны для каждого человека так например для человека с оперативной памятью в 9 элементов практически не составит труда работа со списком из 5 элементов, а скажем у человека с оперативной памятью 5 в элементов данный список потребует много сил и не обеспечит комфортной работы. Таким образом можно сказать что для всего населения наиболее наиболее легко запоминаимыми и обеспечивающие комфортную работу являются списки состоящие из 1-4 элементов, хотя для каждого человека индивидуально. Здесь каждый человек должен оценить свои возможности и определить для себя с какими списками ему легче и комфортнее работать. После того как каждый человек определит для себя размер списка исходя из природных способностей его кратковременной памяти, для определенности возьмем списки размером 1-4, так как такой размер подходит для любого человека даже с самым небольшим размером оперативной памяти. Можно будет предложить подгонять любой список под данный, путем разбивки его искусственно на подсписки с заголовками или без них, при этом списки состоящие из одного элемента будут просто подсписками с заголовками но без содержимого, где заголовками являются сами элементы данного списка. Следует отметить что при таком способе разбивки число 2 оказывается не всегда удобным, так как при его использовании приходится давать отдельный заголовок или перезагружать оперативную память только из-за списка только в двое превышающего заголовок, это допустимо, но приводит к значительному увеличению «глубины» списка, то есть числа разбивок данного списка на подсписки, подсписков на свои подсписки и так далее. По этой причине составление подсписков с такого размера лучше избегать, хотя они в полне допустимы так как не превышают объем оперативной памяти. При этом со списками состоящими из одного элемента таки проблем не происходит, так как они могут являться заголовками подсписков не содержащих элементов. Например список: « Ребенок как себьект развития – общефизическое, интеллектуальное, нравственное, эстетическое, эмоциональное развитие» - (2;1), можно предложить разбить по смыслу на такие подсписки: 1) Интеллектуальное, 2) Общефизическое, 3) 3.1) нравственное, 3.2) эстетическое, 3.3) эмоциональное. Здесь 3 подсписка, 2 из них не имею элементов(подсписков), один является подсписком состоящим из 3х элементов без заголовка (при этом для себя отмечаем что эти 3 элемента из подсписка более абстрактные чем 1 и 2, можно даже это вынести в заголовок). Хотя для некоторых комфортно будет работать и просто со списком из 5ти элементов, что нельзя было бы сказать если бы исходный список состоял из 10 элементов.

Такой способ разбивки списков на подсписки применим для списка состоящего из любого числа элементов четного или нечетного, кратного 3, 4 или не кратного им, ведь как известно из математики любое натуральное число можно составить из элементов 1, 3, 4.

При такой разбивке легко можно составить графсхемы (они умещаются по ширине страницы, например для приведенного списка

что внесет еще элемент наглядности и систематичности в обучение и приведет к улучшению качества запоминания. «Используйте схемы, планы, чтобы обеспечить усвоение учащимися системы знаний. Разделяйте содержание учебного материала на логически завершенные части (шаги), последовательно их реализуйте, приучайте к этому учащихся» - (3;1).

Используя выше приведенные рассуждения можно предложить следующую универсальную схему изучения любого печатного материла: книг, статей, лекций, параграфов, списков и т.д.

Любой текст любого размера можно предложить разбивать на отдельные части образую при этом список состоящий из 1,3,4,иногда 2 элементов. Конечно разбивать данный текст необходимо по смыслу. Такая работа как разбиение текста на смысловые части естественно потребует глубокой проработки и продумывания смысла написанного, что приведет к более прочному запоминанию – здесь будет реализовываться принцип сознательности обучения «Обучайте так, чтобы учащийся понимал, ... и никогда механически не выполнял учебных действий, предварительно и глубоко не осознав их» - (3;2). Заучить заголовки этого списка исходя из выше приведенных рассуждений не составит труда. Если требуется общее, неглубокое знание материала или же материал настолько простой и легко выводящийся из опыта конкретного человека на этом моменте можно остановиться, раскрыв содержание пунктов списка в общем, своими словами. Если же требуется более глубокое знание материала или же он большой по размерам, то получившиеся части текста разбиваются на свои подсписки, каждому подсписку дается свой заголовок и воспримется как завершенная часть исходного материала, если глубины знаний достаточно то опять же на этом можно остановиться, если требуется еще более глубокое усвоение материала, данные подсписки снова разбиваются на свои подсписки и так далее. При продолжении этого процесса можно дойти до подсписков где элементами являются смысловые части отдельных предложений исходного материала. При этом для отдельных подсписков которые например для данного предмета не так важны процесс разбиения на списки может закончится раньше, и соответственно менее глубоко изучаться, важнейшие моменты могут быть заучены дословно слово в слово. При такой работе естественно необходимо отбирать материла который надо дословно заучить, который надо знать в общем, который можно придумать по ходу самому (например примеры), и так далее. До необходимой глубины можно составлять графические схемы.

При такой работе можно дословно заучивать целые книги, не напрягая и не переполняя при этом свою оперативную и долговременную память, ведь из долговременной памяти при повторении будет загружаться не весь материал, а отдельные его части – элементы подсписка определенной глубины.

Для более комфортной работы с составляемым списком можно предложить следующую систему нумерации 1), 1.1), 1.1.1), 1.1.1.1), 1.1.1.1-1), 1.1.1.1-1\1) и так далее; параллельно можно использовать другую нумерацию например 1!, 1»,1№,1;,1%,1?,1*,1) и так далее, то есть выбрать для себя последовательность обозначений, чтобы исключить путаницу среди обозначений. При этом можно использовать индивидуальный подход: каждый ученик в праве выбрать свою систему нумерации, со своими значками обозначениями и так далее.

Для соблюдения принципа наглядности кроме графических схем можно предложить использование различных цветов при написании заголовков, текста различной глубины, выделение в рамки, подчеркивание и так далее.

Благодаря тому, что при таком способе изучения материала часть времени основная цель не запомнить материал а систематизировать его, активно используется непроизвольное запоминание которое по мнению Рубинштейна является предпочтительнее; «важнейшая задача — организовать учебную деятельность так, чтобы существенный материал запоминался учащимся и тогда, когда он работает с материалом, а не только его запоминает» (6;1).

Очень большие возможности для такой работы дают современные информационные технологии. Появление новых жидкокристаллических и плазменных мониторов практически снимают проблему вреда для здоровья компьютеров, теперь перед монитором можно сидеть практически весь день, активно используя его в обучении. Использование компьютера позволяет широко применять принцип наглядности, систематизации, ускоряя работу и облегчая работу с материалом. Большие возможности для разбиения текста на списки, обведения в рамки, выделения различными цветами важных моментов в тексте, всевозможные подчеркивания, использование анимаций и др. позволяют современные издательские системы, например Microsoft Word 10, ADOBE PAGEMAKER, QUARKPRESS, ADOBE INDESIGN CS, PUBLISH-IT и другие, современные системы презентаций, обработки изображений и др. Например такая возможность как схема документа в издательской системе Microsoft Word 10 позволяет быстро создавать оглавление сносок на части текста, что значительно ускоряет работу с материалом, уменьшение скорости перелистывания страниц – достаточно нажать на кнопку Page Down и другие возможности позволяют значительно ускорить переработку материала в список и вообще процесс обучения. При этом параллельно с изучением отдельных дисциплин приобретается навык работы с компьютером и информационными технологиями, что значительно улучшит знания выпускников школ, средник специальных, высших учебных заведений информатики и современных информационных технологий.

Например: Известно что «скорость записи – около 60 зн./мин» - (4.1), при использовании компьютера, а именно наборе при помощи компьютера «можно достичь ..скорости , ...до 500 ударов в минуту» - (5.1), а это в 8,5 раз превышает скорость письма. Если учесть более удобочитаемый и наглядно оформленный текст получаемы в результате, то можно сделать вывод что набор текста гораздо предпочтительнее при обучении чем конспектирование. Следовательно можно предложить использование набора лекций и изучаемого небольшого материала посредством набора, с дальнейшим разбиением в списки, с дальнейшей проработкой на ЭВМ.

При использовании этой системы изучения материала, можно заучивать целые книги, учебники – при этом опорным списком становится оглавление, которое само совершенствуется, разбивается на подсписки.

Обобщая данную систему обучения можно предложить ее вообще за основу эмоционального представления расположения материала в памяти человека, и облегчая тем самым поиск информации в памяти. При таком способе можно например определить для каждой информации определенный путь как в памяти компьютера. Например: Науки – далее выбираем – математики – высшая математики – математический анализ – теория функций комплексных переменных – вопрос: Производная функция комплексного переменного. Если использовать такой принцип например в школе – ученики будут четко знать какой вопрос из какого раздела, когда изучался и так далее. Такой метод может развивать способности обучающихся и исключать бесследное забывание материала, также он может использоваться для помощи учащимся вспомнить тот или иной параграф, указывая место нахождения его в памяти.

Можно также использовать данную систему изучения при составлении учебных пособий, заранее структурируя материал, составляя графические схемы, и предлагать учащимся уже готовые для заучивания списки приведенные в учебных пособиях, освобождая тем самым внимание учащихся от конспектирования для более глубокого продумывания смысла предложенного материала.

Такая система изучения благодаря предоставлению конкретного плана действий при изучении того или иного материала учащимся может значительно повысить качество обучения.

Литература: 1. Р.С. Немов Психология. – М.: ВЛАДИС, 2001. 1) - . 2. В.Г. Крысько Психология и педагогика в схемах и таблицах.- Мн.: Харвест, М.: АСТ, 2000.- 384с. – (Библиотека практической психологии). 1) 235с. 3. Подласый И.П. Педагогика: Новый курс: Учеб. для студ. высш. учеб. заведений: В 2 кн. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2002. – Кн. 1: Общие основы. Процесс обучения. – 576с.: ил. 1) 451с. 2) 446 с. 4. Минько Э.В., Минько А.Э. Ускоренное конспектирование и чтение. – СПб.: Питер, 2003.- 128с.: ил. 1) 29с. 5. Андрианов В.И. Десятипальцевый метод печати на компьютере. – СПб.: Питер. 2004. – 64с.: ил. 6. С.Л. Рубинштейн Основы общей психологии.-М.: ПИТЕР, 2002. 1) 275 с.


Автор: к.п.н. , магистр психологии Румянцев Сергей Александрович
Автор
Автор: к.п.н. , магистр психологии Румянцев Сергей Александрович
 

Рейтинг@Mail.ru