Научная новизна определяет теоретическую значимость, ее необходимо выделить из описания научной новизны, конкретизировать и изложить в виде недвусмысленного сочетания слов.
Практическая значимость может порождаться теоретической значимостью: «определение «практическая значимость» отражает реализацию научной новизны и свидетельствует об оправданности, необходимости выполнения диссертационных исследований, позволяющих что-то создать, улучшить и т.д., т.е. получить определенный эффект, выгоду» [1, c.25].
Практическую значимость можно понимать как новые прикладные результаты, либо алгоритмы действий, либо методики, либо программное обеспечение, автоматизированные информационные системы, автоматизированное рабочее место, применимые в реальной практике: «Практическая значимость диссертационной работы определяет возможность использования полученных автором результатов в той или иной области науки, производства, образования и т.д.» [1, c.25].
Не всегда, но часто, практическая значимость должна давать определенный экономический эффект, приводить к экономии средств, экономии времени, объединять усилия профессионалов по решению определенных задач, практическая значимость может заключаться во внедрении рассматриваемых в магистерской диссертации вопросов в практику посредством донесения ее материалов до людей, которые могли бы использовать ее материалы на практике: «Практическая значимость может проявиться в публикациях основных результатов исследования в научных статьях, монографиях, учебниках; в наличии авторских свидетельств (ныне – патентов, прим. автора), актов о внедрении результатов исследования в практику; апробации результатов исследования на научно-практических конференциях и симпозиумах; в использовании научных разработок в учебном процессе высших и средних специальных учебных заведений, в участии в разработке государственных и региональных программ развития той или иной отрасли народного хозяйства; использовании результатов исследования при подготовке новых нормативных и методических документов и т.д» [1, c.25].
Под методологией можно понимать подходы и принципы исследовательских техник, методов, процедур, которые можно использовать в процессе исследования, а также их систему.
Методология должна:
- конкретизировать цели проблемы исследования на практике и определить основу изучаемых вопросов;
«- дать характеристику степени проработанности темы в литературных источниках (монографиях, журнальных и газетных статьях, материалах конференций и т.п.), что в итоге должно выразиться в достаточно полном перечне литературы, приведенном в конце магистерской диссертации» [16, c.9].
Методология исследования позволяет определить каким образом будет проводиться исследование: «Выявление объекта и предмета исследования определяет выбор соответствующих способов познания. В системе и приемов и способов познания обычно выделяют следующие:
1) логику в качество всеобщего метода познания, включая формальную и диалектическую логику;
2) общенаучные методы познания: системный подход, структурно-функциональный анализ и т.п.; » [15].
3) способы потребления информации смежных наук.
4) способы познания применяемые в прикладной информатике.
В качестве методов исследования могут выступать математические методы, инструменты и средства используемые в процессе магистерского исследования.
Автор: к.п.н., магистр психологии Румянцев Сергей Александрович