введение в магистерской диссертации. актуальность. объект, предмет и цели исследования и задачи

Введение в магистерской диссертации. Актуальность. Объект, предмет и цели исследования и задачи

Введение в магистерской диссертации. Актуальность. Объект, предмет и цели исследования и задачи
Источник
Румянцев С.А. Магистерская диссертация в теории и методике профессионального образования / С.А. Румянцев; ПРЦВШ (филиал) ФГБОУ ВПО РГУИТП. - Пенза: Издательство ПРЦВШ (филиал) ФГБОУ ВПО РГУИТП, 2014. - 65 с.
Автор
к.п.н., магистр психологии Румянцев Сергей Александрович
(0)

Введение в магистерской диссертации

После оглавления в магистерской диссертации размещается введение.

«Введение представляет собой наиболее ответственную часть магистерской диссертации, поскольку содержит в сжатой форме все фундаментальные положения, обоснованию которых посвящена диссертация. Это актуальность выбранной темы, степень её разработанности, цель и содержание поставленных задач, объект и предмет исследования, избранные методы исследования, его теоретическая, нормативная и эмпирическая основа, научная новизна, положения, выносимые на защиту, их теоретическая значимость и прикладная ценность» [10, c. 14].

К написанию введения необходимо подойти наиболее тщательно, так как оно практически полностью и без изменений будет размещено в автореферате диссертации.

Актуальность

В качестве актуальности можно считать необходимость уточнить те или иные факты для их применения на практике или также необходимость нахождения решений для применения на практике: «Актуальность может быть определена как значимость, важность, приоритет среди других тем и событий, злободневность» [10, c. 15].

Актуальность должна быть изложена в компактном, кратком, завершенном, понятном виде: «Освещение актуальности не должно быть многословным. Нужно показать главное – суть проблемной ситуации, из чего и будет видна актуальность темы» [10, c.15].

Степень разработанности темы

Здесь необходимо «дать характеристику литературы по проблемно-хронологическому принципу с учётом вклада авторов в освещение данной темы. При изучении литературы нужно определить, в чем ценность данных работ для изучения поставленной проблемы, дать общую оценку их достоинств и недостатков. Не следует подменять критический анализ исследовательской литературы её перечислением» [10, c.15].

Перечисляются научные школы, направления с описанием их особенностей, проводится анализ направленности школ на изучение тех или иных аспектов рассматриваемой проблемы, проводится сравнительная характеристика их вклада в решении изучаемой в диссертации проблемы: «При определении степени изученности проблемы необходимо указать исследователей, внесших самый значительный вклад в исследование проблемы, тех или иных его сторон. Определение степени изученности предполагает также определение тех аспектов проблемы, которые исследованы еще недостаточно. Причем основным признаком недостаточной изученности проблемы, как правило, является момент дискуссионности, полемичности обсуждения различных сторон проблемы. При том очень важно уметь сформулировать неизученные стороны или аспекты проблемы, поскольку их самостоятельное изучение позволит сформулировать элементы научной новизны» [15, c.6].

Объект, предмет и цели исследования

Объект и предмет исследования зависят от темы магистерской диссертации. Как правило, объектом исследования является субъект объективной реальности, который можно идентифицировать как обособленный элемент действительности: «Объект научного исследования - это избранный элемент реальности, который обладает очевидными границами, относительной автономностью существования и как-то проявляет свою отделенность от окружающей его среды» [10, c.16].

После определения объекта определяется предмет. Предмет исследования всегда уже объекта, он его уточняет. Предметом можно считать тот или иной процесс, включенный в состав объекта магистерского исследования: «Если объект - это область деятельности, то предмет — это изучаемый процесс в рамках объекта исследования» [10, c.16]; «Предмет научного исследования - логическое описание объекта, избирательность которого определена предпочтениями исследователя в выборе точки мысленного обзора, аспекта, «среза» отдельных проявлений наблюдаемого сегмента реальности» [10, c.16].

Целью исследования, как правило, является решение поставленной проблемы: «Цель исследования заключается в попытке решения проблемы» [15, c.6];  «Цель – это общая формулировка конечного результата, который предполагается получить при выполнении магистерской диссертации» [10, c.17];

Цель исследования позволяет направить магистранта, конкретизировать направление его работы: «Цель исследования ориентирует на его конечный результат, (теоретико-познавательный и практически-прикладной)» [1, c.14].

3.8.4. Задачи

Из объекта вытекает предмет, предмет исследования порождает цель, а цель определяет задачи исследования. Задачи конкретизируют цель: «Задачи – это последовательные шаги, которые обеспечивают достижение поставленной цели и конкретизируют ее» [10, c.17].

Задачи разбивают цель на составные части, которые проще решать: «Задачи диссертации - это сложные вопросы, которые решаются для достижения поставленной цели» [15, c.6].

Каждая определенная задача требует выполнения в составе магистерской диссертации; все задачи должны быть выполнены «задачи формулируют вопросы, на которые должен быть получен ответ для достижения цели исследования» [1, c.14].

Поставленные задачи определяют всю структуру и наполнение магистерской диссертации: «В зависимости от объема и сложности задач решению каждой Задачи в диссертации отводится отдельная глава или параграф» [15, c.6].

Автор: к.п.н., магистр психологии Румянцев Сергей Александрович

Источник
Румянцев С.А. Магистерская диссертация в теории и методике профессионального образования / С.А. Румянцев; ПРЦВШ (филиал) ФГБОУ ВПО РГУИТП. - Пенза: Издательство ПРЦВШ (филиал) ФГБОУ ВПО РГУИТП, 2014. - 65 с.
Автор
к.п.н., магистр психологии Румянцев Сергей Александрович
 

Рейтинг@Mail.ru