В ходе самообразования и саморазвития человек должен использовать уже некоторые ранее приобретенные навыки: умение достаточно быстро и эффективно читать, говорить, слушать, запоминать, владеть мнемотехниками, выполнять условия эффективного запоминания, эффективного саморазвития профессионально значимых свойств личности и самообразования студентов: «Освоение человеком определенных знаний и способов действия имеет своей предпосылкой, своим внутренним условием известный уровень умственного развития — развития умственных способностей» [186, 277].
Такими навыками студенты, как правило не обладают: «Первый вопрос — умеют ли школьники в своем большинстве самостоятельно работать? Как показывают материалы многих исследований, ответ на этот вопрос в целом отрицательный, даже применительно к студентам» [83, 255].
Следовательно, для повышения эффективности самообразования и саморазвития в ходе познавательной деятельности можно предложить некоторое время от работы направлять на целенаправленное саморазвитие этих навыков. Например: использовать тренинги по повышению скорости чтения, развитию памяти, внимательности, сосредоточенности и т.д.
Время на эту работу можно предложить выделять исходя из определенного процентного соотношения относительно длительности занятия или последующей познавательной деятельности (например 25 % от занятия). Это процентное соотношения выбирается индивидуально, исходя из уровня развития студента, его психофизиологического состояния, временных ресурсов и др.