Качество саморазвития и самообразования зависит от качества здоровья человека: «Плохое здоровье ведет к плохой успеваемости в учебе» [140,265]. Следовательно, на повышение эффективности саморазвития и самообразования влияет использование способов, повышающих качество здоровья человека: «В немалой степени на восприятии информации сказывается состояние здоровья наших обучаемых» [30,194]; [151,323-324] [99,8].
Для организации здорового образа жизни можно предложить использовать общие средства самоконтроля, описанные выше, часть которых может отвечать за контроль за соблюдением здорового образа жизни и проведением оздоравливающих процедур.
С целью повышения эффективности саморазвития и самообразования можно предложить учитывать следующие рекомендации и соблюдать следующие условия.
1. Использование кратковременных спортивных отвлечений от познавательной деятельности, описанных выше.
2. Соблюдение гигиены, режима и оптимальной продолжительности сна: «Здоровый сон — основа здорового организма» [176, 34]; [30,195] [84,50].
3. Использование студентами безопасных для здоровья алгоритмов саморазвития и самообразования.
4. Занятия физкультурой и спортом: «важно поощрять и стимулировать нашу молодежь к туризму, спорту, физкультуре» [30,195-196]; [151,323-324].
5. Качественное и сбалансированное питание. Питание может оказывать достаточно сильное влияние на качество здоровья студентов. Кроме того, некоторые виды продуктов питания могут положительно влиять на качество запоминания и скорость саморазвития. Некоторые виды продуктов питания могут иметь обратный эффект: «С помощью правильно подобранного питания вы сможете повысить сообразительность, улучшить память и получить дополнительные силы для обучения» [140,247]. Следовательно, для повышения эффективности самообразования и саморазвития желательно уменьшить потребление продуктов, отрицательно влияющих на качество саморазвития и самообразования (например спиртное), и в процентном отношении повысить количество потребления продуктов, положительно влияющих на эффективность саморазвития и самообразования.
6. Использование массажа.
7. Применение закаливания.
8. Использование аутотренингов.
9. Учет студентами психофизиологии и гигиены труда при самостоятельной работе.
Помимо здорового образа жизни, определенный положительный эффект могут иметь и мероприятия по самостоятельному оздоровлению студентов. В качестве элементов оздоровления можно рассматривать следующие:
1. Восстановление и профилактика зрения. Во время познавательной деятельности можно предложить во избежание переутомления и вреда здоровью использовать регулярно несколько минут для упражнений по восстановлению и тренировке зрения.
2. Закаливание и солнечные ванны. Закаливание и солнечные ванны могут оказывать определенный положительный эффект на здоровье человека, его самочувствие и, как следствие, на эффективность саморазвития и самообразования студентов: «Солнечные лучи, воздух, вода должны быть по возможности неотъемлемым компонентом всех видов двигательной деятельности и уж, конечно, источником специально организованных процедур — солнечных и воздушных ванн, обтираний, обливаний» [195,298]
3. Разминка. Во время работы в неподвижном положении могут происходить застойные явления крови. Застойные явления могут понижать качество саморазвития и самообразования за счет некомфортных ощущений. Поэтому можно порекомендовать во время работы, особенно за компьютером, использовать короткие разминки с целью избегания таких состояний.
4. Использование систем оздоровления.
5. Нахождение в эмоциональном состоянии, положительно влияющем на здоровье. Преобладающее эмоциональное состояние тоже может оказывать влияние на здоровье человека и как следствие на его работоспособность, как следствие, на саморазвитие и самообразование. Поэтому можно порекомендовать преимущественно стараться находиться в положительном эмоциональном состоянии.