Можно также предложить применять самовнушения, самоубеждение, самоприказы, способные оказывать достаточное влияние на сознание и личность студента: «Саморегуляция возникает при осознании степени несоответствия потребностей личности возможности их удовлетворения и реализуется на основе самоубеждения, самовнушения, самоприказа» [204,27]. Самовнушение, самоприказ, самоубеждение обладают программирующей способностью: «путь воздействии на психофизиологические функции организма связан с регулирующей и программирующей ролью слова, произносимого не только вслух, но и мысленно» [133,101]. Самовнушение может способствовать приспособлению к ситуации, изучаемым техникам, изучаемому материалу, изменениям личности: «Самовнушение помогает изменить восприятие ситуации и тем самым приспособиться к ней» [222,95]. Кроме того, самовнушение, самоприказ могут способствовать самовоспитанию: «Формы и методы самовоспитания: самокритика, самовнушение, самообязательство, самопереключение» [197,128].
Самовнушения, самоприказы, самоубеждения можно предложить проводить в виде сеансов. При помощи сеансов самовнушения можно предложить делать четкие установки на запоминание изучаемого материала, на продолжительное его сохранение, генерировать намерение запомнить, повышать заинтересованность по отношению к саморазвитию и изучаемому материалу, генерировать и усиливать стремление к саморазвитию. Такие сеансы можно порекомендовать проводить перед, во время и после занятия по саморазвитию и самообразованию. Материалы и ссылки на источники, содержащие применяемые техники, можно найти в приложении 5.
Примеры установок, которые можно предложить генерировать студентам с помощью самовнушений, самоприказов, самоубеждений с целью повышения эффективности саморазвития и самообразования студентов:
1. Я хочу и стремлюсь запомнить изучаемый материал.
2. Цель занятия очень значима для меня.
3. Моя цель запомнить изучаемый материал.
4. Мне очень интересно, то чем я занимаюсь. Мне очень интересно то, что я сейчас изучаю.
5. Изучаемый материал для меня очень много значит.
6. То, что я сейчас буду изучать, меня очень удивит.
7. То, что я буду сейчас изучать, вызовет у меня положительные эмоции. Саморазвитие доставляет мне положительные эмоции.
8. У меня прекрасное настроение.
Или другие установки, способствующие повышению эффективности саморазвития и самообразования.