эффективное ускоренное потребление информации специалистом, как социальный аспект экономики, основанной на знаниях

Эффективное Ускоренное потребление информации специалистом, как социальный аспект экономики, основанной на знаниях

Эффективное Ускоренное потребление информации специалистом, как социальный аспект экономики, основанной на знаниях
Автор
Автор: к.п.н. , магистр психологии Румянцев Сергей Александрович
(0)

Румянцев Сергей Александрович

к.п.н. \ преподаватель

ГОУ ВПО «Московский государственный университет экономики, статистики и информатики (МЭСИ)», Пензенский филиал



Эффективное Ускоренное потребление информации специалистом, как социальный аспект экономики, основанной на знаниях


В условиях современной экономики при ориентации страны на инновации и наукоемкие сферы производства достаточно актуальным может являться необходимость возможности качественного ускоренного потребления информации специалистом в процессе профессиональной деятельности или профессиональной подготовки.

Повышению качества профессиональной подготовки может способствовать оптимизация использования им времени. В качестве средства оптимизации может использоваться: прослушивание аудиокниг в процессе монотонной не требующей достаточного уровня сосредоточения работы или деятельности, развитие скорочтения, оптимизация работы памяти, саморазвитие и самообразование, обучение во сне.

В качестве одного из способов оптимизации использования времени может быть активное использование обучения во сне. Такая форма обучения позволят задействовать для профессиональной подготовки временные ресурсы обычно упускаемые из учебного процесса. Использование этих ресурсов может позволить освободить время для отдых или профессиональную деятельность.

В качестве другого способа оптимизации используемого времени может выступать изучение учебного материала посредством прослушивания изучаемого материла в виде аудиокниг.

С целью изучения преимущественно гуманитарного учебного материала и литературы, можно предложить использовать такой простой на первый взгляд способ потребления информации как простое прослушивание.

Актуальность такого способа может стать очевидной, если принять во внимание следующие аспекты:

1. Появление портативных устройств воспроизведения звука, обладающие следующими свойствами: объем памяти достаточный для хранения большого объема звуковой информации, достаточно продолжительная работа без подзарядки, возможность слушать воспроизводимый звуковой материал не отвлекая окружающих посредством наушников. Подобные аудиоустройства могут быть достаточно эффективны как средство самообразования без отрыва от обыденных дел и производства.

2. Снижение актуальности рабочих специальностей для образованных людей в связи с монотонностью предполагаемой профессиональной деятельности и не вызывающим достаточного интереса процессом труда: подобную проблему могло бы решить введение в использование на рабочем месте портативных устройств воспроизведения звука, содержащие обучающий аудио материал. Такое нововведение может не только повысить привлекательность работы, но позволить специалисту планомерно повышать свой образовательный уровень, а также способствовать увеличению престижности рабочих специальностей. Рабочий при такой форме организации труда получает возможность в дальнейшем перейти на более наукоемкие сферы деятельности и при желании получить диплом об образовании, если будет проходить обучение по e-learning.

Для проведения такого самообразования могут подходить и профессионально озвученные и специально записанные через специальные программные средства аудиокниги и аудиоспектакли.

Профессионально озвученные аудиокниги имеют в качестве положительного качества приятное слуху звучание, передачу помимо смыслового содержания и эмоциональной информации, аудиоспектакли при этом могут доставлять эстетическое удовольствие.

Однако записанные через специальные программные средства аудиокниги могут быть более предпочтительными благодаря такой возможности как регулировка скорости воспроизведения текста. Эта возможность может позволить благодаря постепенному планомерному увеличению скорости воспроизведения текста повышать скорость восприятия материала без вероятно достаточного снижения качества воспринимаемого материала и достигать посредством этого не только ускорения и увеличения объемов запоминаемого материала, но и достижение определенных уровней саморазвития и перспектив развития.

При этом увеличение скорости комфортного восприятия текста может повысить качество работы специалистов в некоторых областях деятельности, требующих хорошей реакции и достаточно большой скорости переработки информации.

При использовании описанного способа самообразования и саморазвития можно предложить использовать следующий график ускорения воспроизведения аудиокниг: в течение двух лет от начального 79 (для взрослого человека) слова в минуту (включая предлоги) до 138 слова в минуту, а под достижении приведенного порога и последовательно до 237 слов в минуту. Таким образом, возможно увеличение скорости качественного восприятия текста в 3 раза. При использовании предлагаемого графика при последовательном ускорении от 79 до 138 слов в минуту можно предложить прослушать около 27 книг (объемом от 100 до 1000 книжных страниц, шрифт 10), а от 138 до 237 слов минуту около 54 книг при последовательном планомерном увеличении скорости воспроизведения. То есть, при последовательном увеличении скорости воспроизведения книг можно предложить использовать замедление последовательного прибавления скорости воспроизведения. При этом удобно использовать постепенное ускорение в 3 слова в минуту при прослушивании от книги к книге при увеличении скорости от 79 до 138 слов в минуту, и на 1,5 слова при увеличении скорости воспроизведения от книги к книге от 138 до 237 слов в минуту. В зависимости от возможностей человека возможно и большее ускорение качественного восприятия текста или не достижение указанных уровней скорости восприятия текста на слух.

При наличии удобных специальных программ этот процесс можно сделать более равномерным. При этом программа для записи печатных книг в текстовом формате в звуковой файл должна иметь интерфейс достаточно удобный для планомерного увеличения скорости, и достаточные возможности ускорения воспроизведения текста.

Необходимо отметить индивидуальные особенности каждого отдельного человека использующего этот график: параметры ускорения воспроизведения аудиокниг могут меняться в зависимости от индивидуальных особенностей человека и его уровня развития. Ускорение воспроизведения книг без снижения качества запоминания может быть и больше чем 237 слов в минуту, если позволяют возможности развития мозга человека. Это же замечание можно отнести и к начальной скорости воспроизведения аудиокниг оно может быть как больше так и меньше 79 слов в минуту. При выборе начальной скорости воспроизведения материала можно порекомендовать руководствоваться ощущениями комфорта прослушивания и восприятия аудоинформации.

При последовательном ускорении необходимо помнить о необходимости комфортности восприятия информации, то есть чрезмерное повышение скорости воспроизведения, значительно опережающие уровень возможности восприятия текста может снизить не только качество запоминания и понимания материала но и качество увеличения скорости восприятия информации человеком. То есть скорость его развития в области увеличения скорости комфортного качественного восприятия информации на слух. Однако, дозированное опережение возможности комфортного восприятия текста при выборе скорости воспроизведения, может способствовать скорости качественного развития человека и скорости восприятия им информации на слух без снижения качества запоминания и понимания материала.

Все параметры ускорения восприятия аудиоинформации можно порекомендовать соотносить с индивидуальными особенностями человека.

Ускорению качества восприятия человеком и качества использования им времени может способствовать специальные программные средства позволяющие автоматизировать все процессы от скорости воспроизводимого текста до скорости постепенного ускорения воспроизведения текста.

Повышению уровня комфортности прослушивания аудиокниг может способствовать специальная, способствующая активации работы мозга музыка, не содержащая слов, отвлекающих внимание человека. Прослушивание аудио книг с интегрированной фоновой музыкой может не только доставлять эстетическое удовольствие, но и при соблюдении определенных методик приводить к развитию некоторых эстетических свойств личности человека.

С целью оптимизации использования времени можно предложить интегрировать в запись аудиокниг специально подобранные фоновые внушения например на улучшение памяти, здоровья и других психосоматических особенностей человека. Подобные внушения могут иметь достаточный эффект благодаря и при условии достаточно большого времени затрачиваемого на прослушивание аудиокниг.

Подобные внушения могут быть достаточно эффективными благодаря тому, что часть времени человек, использующий описанный способ самообразования может при желании проводить в дороге (ходьба), занятии спортом (бег), при монотонной работе, способствующим достижению человеком измененного состояния сознания, который может положительно влиять на качество производимых внушений (Ахмедов Т.И.).

Способ самообразования посредством прослушивания аудиокниг может быть достаточно актуальным с связи с наличием в жизни многих людей достаточно большого объема времени ежедневно затрачиваемого на дорогу, приготовление и прием пищи, и другие монотонные дела не требующие высокого уровня сосредоточения. Достаточно актуальным этот способ может быть в среде профессий требующих регулярного отслеживания изменений в нормативных документов (например в среде юристов, при необходимости с ознакомлением с изменениями, поправками, законами и нормативными документами).

Для эффективного сохранения информации после изучения, ее необходимо повторять (Зинченко Т.П., Смирнов А., Бэддели А.).

При использовании прослушивания аудиокниг в качестве способа повторения можно предложить изучение в течение достаточно продолжительного времени подборки книг на одну и туже тему. При этом за счет повторения основ изучаемой темы из книги в книгу будет осуществляться не единоразовое обращение к изученному материалу и как следствие его повторение, кроме того будет приобретаться разносторонний взгляд на изучаемую проблему и мнений различных авторов.

Такой способ повторений может являться достаточно актуальным в связи с тем, что материалы представленные в литературе на одну тему, в большом числе случаев, по содержанию пересекаются и повторяются. При изучении же материалов не повторяющихся при переходе от одного источника к другому, можно предложить использовать другие подходящие способы повторения изученного материала.

Описанный способ самообразования может быть достаточно актуальным и в процессе использования при дистанционной форме образования и e-learning.

Актуальной на сегодняшний день для некоторых специалистов может являться проблема «игромании». Некоторые специалисты на компьютерные игры могут расходовать в том числе и рабочее время.

В качестве варианта решения проблемы неэффективного расходования времени в процессе компьютерных игр, можно предложить описанный способ потребления информации, то есть прослушивание аудиокниг. Человек в процессе некоторых игр, не захватывающих достаточно внимание играющего, может слушать и запоминать информацию передаваемую по аудиоканалу.

При этом игры можно предложить рекомендовать выбирать отвечающие следующим требованиям: во время игры не должно быть необходимости думать или рассуждать, например, над выбором маршрута продвижения или стратегией игры. То есть могут подойти для организации такой формы обучения симуляторы, гонки требующие навыка, не требующие анализа игровой ситуации.

Последовательное самообразование в процессе игры в этом случае может приводить к повышению уровня образования и уровня развития интеллекта играющего, что в перспективе может привести к частичному или полному отказу от компьютерных игр в связи с возможным приобретением желания использования более серьезные виды мозговой деятельности. Как вариант, человек может продолжать играть, но время при этом будет расходоваться более эффективно, в результате может повышаться интеллектуальный потенциал общества.

С другой стороны для наименее мотивированной части населения игра с обучением (прослушиванием аудиокниг) может быть достаточно привлекательным способом обучения и самообразования. Однако при использовании такой формы обучения необходимо обратить внимание на последующий контроль знаний, чтобы присутствовала у играющего человека установка на запоминание. Установка на запоминание может оказать положительный эффект на качество запоминания (Смирнов А., Зимняя И.А.).

Одним из способов повышения уровня профессиональных свойств специалиста может являться использование специалистом различных методов активации и ускорения работы мозга.

Использование приведенных выше способов может позволить повысить качество работы экономики ориентирующейся на инновации и наукоемкие области производства за счет общего повышения уровня образованности общества, и как следствие качества труда в наукоемких сферах производства и достаточное производство и приток подготовленных специалистов.

Список литературы

  1. Ахмедов, Т.И. Гипноз. Новейший справочник / Т.И. Ахмедов. – М.: Изд-во Эксмо, 2005. – 608 с.

  2. Бэддели, А. Ваша память. Руководство по тренировке и развитию / А. Бэддели; пер. с англ. С.А. Могилевского. – М.: изд-во ЭКСМО-Пресс, 2001. – 320 с. – (Мир психологии/Мир человека).

  3. Зимняя, И.А. Педагогическая психология: учебник для вузов / И.А. Зимняя. – 2-е изд., доп. испр. и перераб. – М. : Логос, 2001. – 384 с.

  4. Зинченко, Т.П. Память в экспериментальной и когнитивной психологии / Т.П. Зинченко. – СПб. : Питер, 2002. – 320 с. : ил. – (Мастера психологии).

  5. Немов, Р.С. Психология: учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений: в 3 кн. Кн. 1 : Общие основы психологии / Р.С. Немов. – 4-е изд. – М. : Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. – 688 с.

  6. Смирнов, А. Память и ее воспитание: стенограмма публичной лекции, прочитанной в центральном лектории общества в Москве / А. Смирнов. – М. : Изд-во «Правда», 1948 г. – 31 с.


Автор: к.п.н. , магистр психологии Румянцев Сергей Александрович


Автор
Автор: к.п.н. , магистр психологии Румянцев Сергей Александрович
 

Рейтинг@Mail.ru