использование алгоритмов развития скорочтения, как фактор рациона­лизации шмдоящсго-и будущего самообразования студентов

Использование алгоритмов развития скорочтения, как фактор рациона­лизации шмдоящсго-и будущего самообразования студентов

Использование алгоритмов развития скорочтения, как фактор рациона­лизации шмдоящсго-и будущего самообразования студентов
Источник
Философия отечественного образования: история и современность: Сборник материалов II Всероссийской научно-практической конференции (Пенза, 2006 г.) – Пенза: ПГСХА, 2006. – С. 166-167.
Автор
Автор: к.п.н. , магистр психологии Румянцев Сергей Александрович
(0)

Использование алгоритмов развития скорочтения, как фактор рациона­лизации шмдоящсго-и будущего самообразования студентов.

Румянцев С. А.

Пензенский государственный педагогический университет

им. В.Г. Белинского, г. Пенза, Россия

Анализ ряда источников (Т. Бьюзон, М. Зиганов и др.) показал что изучение и повторение материала посредством чтения дает примерно 10% уровень запоминания материала. При этом предела развития скорости чтения практически не существует. Следовательно если человек сможет прочиты­вать за то время, которое ему необходимо на изучение какого-нибудь мате­риала, в 10 раз больше по объему литературы на изучаемую тему, то уровень знания будет эквивалентен, а при увеличении скорости чтения такой способ изучения может значительно превзойти по объему изученного и усвоенного материала другие способы запоминания материала. Такой способ изучения вероятно более предпочтителен для материала не требующего глубокого анализа, а материала суть которого можно уловить на лету.

Одними из способов увеличения скорости и качества запоминания материала при чтении являются: использование специальных упражнений, описанных в литературе по скорочтению^использовани^омпьютерных обу­чающих и развивающих программ. Современному и«будуЩ6му-студенту эти способы могут не подойти в связи с нехваткой времени может быть недоста-точно мшивацки для "проведения такой самостоятельной раооты. Для реше-

альных упражнений и средств в процессе чтения должно чередоваться с обычным чтением без использования специальных программ и упражнений, чтобы исключить привыкание только к определенному виду чтения, посред­ством использования данного конкретного упражнения. Например а) упраж-нения по расширению угла чтения при изучении электронных источников, посредством сужения и расширения окна брандмаузера, до ширины чуть большей комфортного чтения посредством одного взгляда на строчку и чте­ния по линии сверху вниз; б) чтение текстов с использованием программ по­следовательно выводящих слова и строки на экран на доли секунды. 5. Про­центы приведенные в скобках в пунктах алгоритма выбираются индивиду­ально каждым участником процесса, исходя из временных возможностей и сиюминутного увеличения скорости чтения посредством использования уп­ражнений, самоконтроля и самокоррекции. При этом время затрачиваемое непосредственно на развитие навыков скорочтения должно полностью оку­паться сиюминутным увеличение скорости чтения посредством самокоррек­ции и упражнений, если студент не имеет дополнительных временных ресур­сов. 6. Для временного контроля в процессе чтения используются секундоме-ры со звонком, компьютерные программы подающие звуковой сигнал и засе­кающие время. 7. При развитии навыков скорочтения можно предложить ис­пользовать как можно больше различных источников по данной теме и спе­циальных компьютерных программ.

Такой алгоритм развития навыков скорочтения может значительно увеличить скорость и качество запоминания материала.

ния данной проолемы можно предложить использовать следующий алгоритм развития навыков скорочтения:

Алгоритм: 1. Студент читает необходимую ему по учебе, для само­образования или развлечения литературу (примерно 50 - 90 %\ выделенного времени). 2. Контролирует и поправляет проведения процесса чтения, нахо­дит ошибки и исправляет их (регулярно с любой выбранной периодичностью в зависимости от числа прочитанных страниц или времени. Например каж­дые 2-50 страниц или каждые 3-15 минут. При этом на процесс затрачивается

примерно от небольшого числа до 20 процентов выделенного времени). 3. Использует специальные упражнения для развития навыков скорочтения (примерно от небольшого числа до 50 % выделенного времени).

Например: 1,2) 30 минут студент читает литературу, останавливая процесс чтения каждые 9 минут, с целью самоконтроля и самокоррекции, за­трачивая по 1 минуте на каждую остановку. 3) 10 минут упражняется по книге или компьютерной программе.

Пояснения: 1. Развитие скорочтения проводится во время повседнев- работы с литературой (художественной, научной и др.). 2. Развитие ско­рочтения должно происходить постоянно в течение всего периода обучения и профессиональной деятельности. 3. Любое чтение при использовании этого алгоритма становится само по себе упражнением по развитию скорочтения. 4. В первом пункте алгоритма можно использовать упражнения по развитию скорочтения, требующие непосредственного чтения и не наносящие большо­го ущерба качеству запоминания материала. При этом использование специалисту.



Автор: к.п.н. , магистр психологии Румянцев Сергей Александрович
Источник: Философия отечественного образования: история и современность: Сборник материалов II Всероссийской научно-практической конференции (Пенза, 2006 г.) – Пенза: ПГСХА, 2006. – С. 166-167.
Источник
Философия отечественного образования: история и современность: Сборник материалов II Всероссийской научно-практической конференции (Пенза, 2006 г.) – Пенза: ПГСХА, 2006. – С. 166-167.
Автор
Автор: к.п.н. , магистр психологии Румянцев Сергей Александрович
 

Рейтинг@Mail.ru