рекомендуемые источники упражнений с указанием конкретных страниц

РЕКОМЕНДУЕМЫЕ ИСТОЧНИКИ УПРАЖНЕНИЙ С УКАЗАНИЕМ КОНКРЕТНЫХ СТРАНИЦ

РЕКОМЕНДУЕМЫЕ ИСТОЧНИКИ УПРАЖНЕНИЙ С УКАЗАНИЕМ КОНКРЕТНЫХ СТРАНИЦ
(0)

Рекомендации по повышению эффективности воспроизведения материала можно  найти в следующих источниках.

Хорошевский Н.И. Как запомнить, чтобы помнить. Приемы развития суперпамяти. – Ростов н/Д: Феникс, 2004. – 256 с. (Серия «Психологический практикум»).

(«Как вспомнить забытую информацию?») стр. 48-50.

(«Возможно ли припомнить все? Система накопления») стр. 166-169.

Как улучшить свою память / Авт. Сост. А.Е. Польской. – Минск, 2002. – 334,  [2] c.

(«Припоминание») стр. 98-102.

Алгоритмы, методы, способы работы с материалом, которые могут использоваться в алгоритмах изучения учебного материала.

В процессе развития метапамяти можно предложить при желании дополнительно к материалам, приведенным в основной части диссертации, использовать следующие источники:

Хорошевский Н.И. Как запомнить, чтобы помнить. Приемы развития суперпамяти. – Ростов н/Д: Феникс, 2004. – 256 с. (Серия «Психологический практикум»).

(«Анализ, синтез и сравнение» ) стр. 26-28.

(«Обобщение и систематизация») стр. 29-34.

(«Формы эффективной организации учебной работы») стр. 35-48

(«Установки, настрой, оценка объема и прогнозирование запоминаемого материала») стр. 59-60.

(«Методы запоминания цифровой информации, формул, доказательств, правил, определений и иностранных слов») стр. 86-108.

Херманн Д., Грюнберг М. Язык памяти. – М.: Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2002. – 256 с. (Серия «Психологический бестселлер»).

Представлены методы запоминания («Развитие вашей памяти») стр. 176-201.

Хэнкок Д. Самоучитель по развитию памяти. – М.: Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2002. – 320 с.

Представлены способы запоминания слов, чисел, событий и т.п.

Михайлов С. Скорочтение – шаманство над книгой. – СПб.: Питер, 2003. – 160 с. : ил.

Материал содержащий мнемические способы запоминания учебного материала стр. 119-127.

Минько Э.В., А.Э.Минько «Ускоренное конспектирование и чтение»   Москва, С-П, Нижний Новгород, Воронеж, Ростов-на-Дону, Екатеринбург, Самара, Киев, Харьков, Минск ПИТТЕР 2003.

(«Методы и приемы рационального конспектирования») стр. 22-74.

Бьюзен Т. Суперпамять/ Пер. с англ.; Худ. Обл М.В. Драко. – 3-е изд. – Мн.: ООО «поппури», 2003. – 208 с. : ил. + 4 с цв. Вкл. – (Серия «Живите с умом»).

Некоторые приемы запоминания стр. 53-82; 91-156.

Лапп Диниэль Улучшаем память в любом возрасте. – СПб.: Питер, 2002. – 224 с.: ил. – (Серия «Сам себе психолог»).

Представлены способы запоминания информации и упражнения для их тренировки («Организация мыслительного процесса») стр. 108-144; 164-184.

Арденн, Джон Б. Развитие памяти для «чайников».: Пер. с англ. – М.: Издательский дом «Вильямс». 2003. – 351 с.: ил. – Парал. Тит. Англ.

Мнемотехнические приемы и другие приемы и рекомендации запоминания («Некоторые уловки для запоминания») стр. 177-204, 217-314.

Как улучшить свою память / Авт. Сост. А.Е. Польской. – Минск, 2002. – 334,  [2] c.

(«Способы запоминания») стр. 129-197.

Алгоритмы, технологии, методы, способы самообразования, изучения и запоминания материала.

При такой организации теоретической и тренировочной подготовки можно предложить использовать дополнительно следующие материалы.

Карнеги Д.. «Как завоевать друзей и оказывать влияние на людей. Как выработать уверенность в себе и влиять на людей, выступая публично. Как перестать беспокоиться и начать жить.»  1994, Москва ОНИКС.

Эти советы могут подойти для изучения и ряда других книг («Девять советов о том, как извлечь наибольшую пользу из этой книги») 69-73

Хорошевский Н.И. Как запомнить, чтобы помнить. Приемы развития суперпамяти. – Ростов н/Д: Феникс, 2004. – 256 с. (Серия «Психологический практикум»).

(«Образное мышление и рациональные методы запоминания материала») стр. 60-86.

Бьюзен Т. Научите себя думать!/ Пер. с англ.; Худ. Обл. М.В. Драко. – 2-е изд. – Мн.: ООО «Попурри», 2004. – 192 с.: ил. + 8 с. Цв. Вкл. – (Серия «Живите с умом»).

Представлен способ запоминания материала и развития памяти с помощью мозговых карт («Карты памяти») стр. 93-174.

Бьюзен Т. Суперпамять/ Пер. с англ.; Худ. Обл М.В. Драко. – 3-е изд. – Мн.: ООО «поппури», 2003. – 208 с. : ил. + 4 с цв. Вкл. – (Серия «Живите с умом»).

Представлен способ запоминания материала и развития памяти с помощью мозговых карт («Мозговые карты для запоминания») стр. 157-202.

Острандер Ш., Шредер Л., Острандер Н. Суперобучение 2000/ Пер. с англ. Л.И. Катковская ; Худ. Обл. М.В. Драко. – Мн.: ООО «Попурри», 2002. – 528 с. – (Серия «Живите с умом»)

Единая система самообучения с рекомендациями и  методиками:

(«Язык за месяц?» [140,292]) стр. 292-305.

(«Суперобучение иностранным языкам: методика» [140,382]) стр. 382-407.

(«Как овладеть естественными науками, компьютером и высокими технологиями с помощью Суперобучения» [140,424]) стр. 424-433.

(«Суперобучение – предпринимательская и профессиональная подготовка» [140,434]) стр. 434-441.

Системы развития скорочтения.

Во время тренировок и тренингов по саморазвитию скорочтения можно порекомендовать пользоваться следующей литературой:

Зиганов М.А. Скорочтение: Как научиться читать легко, продуктивно, быстро. – М.: Образование, 2001. – 480 с.: 169 ил.

Системно и последовательно упражнения размещены по всей книге.

Хорошевский Н.И. Как запомнить, чтобы помнить. Приемы развития суперпамяти. – Ростов н/Д: Феникс, 2004. – 256 с. (Серия «Психологический практикум»).

(«Рациональное чтение – прорыв к усвоению изучаемого материала без перегрузки») стр. 113 – 125.

Бьюзен Т. Научите себя думать!/ Пер. с англ.; Худ. Обл. М.В. Драко. – 2-е изд. – Мн.: ООО «Попурри», 2004. – 192 с.: ил. + 8 с. Цв. Вкл. – (Серия «Живите с умом»).

(«Читайте быстрее и продуктивнее») стр. 43-62.

Как научиться быстро читать /Авт. – сост. А. Шилин. – Мн.: Харвест, 1999. – 272 с.

Комплексная система с упражнениями и рекомендациями по развитию скорочтения.

Михайлов С. Скорочтение – шаманство над книгой. – СПб.: Питер, 2003. – 160 с. : ил.

Комплексная система с упражнениями и рекомендациями по развитию скорочтения.

Минько Э.В., А.Э.Минько «Ускоренное конспектирование и чтение»   Москва, С-П, Нижний Новгород, Воронеж, Ростов-на-Дону, Екатеринбург, Самара, Киев, Харьков, Минск ПИТТЕР 2003.

Комплексная система с упражнениями и рекомендациями по развитию скорочтения стр. 74-128.

Бьюзен Т. Учебник быстрого чтения/Пер. с англ. Е.Г.Гендель; Худ. Обл М.В. Драко. – Мн.: ООО «Попурри», 2001. – 256 с.: ил. + 8 с. Вкл. – (Серия «Живите с умом»).

Комплексная система с упражнениями и рекомендациями по развитию скорочтения.

Лапп Диниэль Улучшаем память в любом возрасте. – СПб.: Питер, 2002. – 224 с.: ил. – (Серия «Сам себе психолог»).

Упражнения и рекомендации по развитию навыков качественного чтения («Учимся читать») стр. 145-163.

Упражнения, методы, технологии, системы, алгоритмы по развитию памяти.

Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога: Учеб. пособие: В 2 кн. — М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2001. — Кн. 2: Работа психолога со взрослыми. Коррекционные приемы и упражнения. — 480 с: ил.

(«Приемы развития памяти» [179,321]) стр. 321-325.

Хорошевский Н.И. Как запомнить, чтобы помнить. Приемы развития суперпамяти. – Ростов н/Д: Феникс, 2004. – 256 с. (Серия «Психологический практикум»).

(«Системы, развивающие естественные функции памяти») стр. 126-128; .

Арденн, Джон Б. Развитие памяти для «чайников».: Пер. с англ. – М.: Издательский дом «Вильямс». 2003. – 351 с.: ил. – Парал. Тит. Англ.

Комплексная система развития памяти с применение рекомендаций по питанию, жизнедеятельности.

Как улучшить свою память / Авт. Сост. А.Е. Польской. – Минск, 2002. – 334,  [2] c.

(«Как улучшить двигательную память») стр. 197-203.

(«Тесты. Психологические игры. Упражнения для развития памяти») стр. 262-325.

Способы изучения учебного материала.

Некоторые авторские способы изучения материала можно найти в приложении. Также можно порекомендовать использовать алгоритмы и способы изучения учебного материала из следующих источников:

Карнеги Д.. «Как завоевать друзей и оказывать влияние на людей. Как выработать уверенность в себе и влиять на людей, выступая публично. Как перестать беспокоиться и начать жить.»  1994, Москва ОНИКС.

Эти советы могут подойти для изучения и ряда других книг («Девять советов о том, как извлечь наибольшую пользу из этой книги») 69-73

Хорошевский Н.И. Как запомнить, чтобы помнить. Приемы развития суперпамяти. – Ростов н/Д: Феникс, 2004. – 256 с. (Серия «Психологический практикум»).

(«Образное мышление и рациональные методы запоминания материала») стр. 60-86.

Бьюзен Т. Научите себя думать!/ Пер. с англ.; Худ. Обл. М.В. Драко. – 2-е изд. – Мн.: ООО «Попурри», 2004. – 192 с.: ил. + 8 с. Цв. Вкл. – (Серия «Живите с умом»).

Представлен способ запоминания материала и развития памяти с помощью мозговых карт («Карты памяти») стр. 93-174.

Бьюзен Т. Суперпамять/ Пер. с англ.; Худ. Обл М.В. Драко. – 3-е изд. – Мн.: ООО «поппури», 2003. – 208 с. : ил. + 4 с цв. Вкл. – (Серия «Живите с умом»).

Представлен способ запоминания материала и развития памяти с помощью мозговых карт («Мозговые карты для запоминания») стр. 157-202.

Острандер Ш., Шредер Л., Острандер Н. Суперобучение 2000/ Пер. с англ. Л.И. Катковская ; Худ. Обл. М.В. Драко. – Мн.: ООО «Попурри», 2002. – 528 с. – (Серия «Живите с умом»)

Единая система самообучения с рекомендациями и  методиками:

(«Язык за месяц?» [140,292]) стр. 292-305.

(«Суперобучение иностранным языкам: методика» [140,382]) стр. 382-407.

(«Как овладеть естественными науками, компьютером и высокими технологиями с помощью Суперобучения» [140,424]) стр. 424-433.

(«Суперобучение – предпринимательская и профессиональная подготовка» [140,434]) стр. 434-441.

«Приемы заучивания бывают:

а) механическое дословное многократное повторение — работает механическая память, тратится много сил, времени, а результаты низкие. Механическая память — это память, основанная на повторении материала без его осмысливания;

б) логический пересказ, который включает логическое осмысление материала, систематизацию, выделение главных логических компонентов информации, пе­ресказ своими словами — работает логическая память (смысловая) — вид памяти, основанный на установ­лении в запоминаемом материале смысловых связей. Эффективность логической памяти в 20 раз выше, лучше, чем механической памяти;

в)   образные приемы запоминания (перевод информа­ции в образы, графики, схемы, картинки) — работает образная память. Образная память бывает разных типов: зрительная, слуховая, моторно-двигательная, вкусовая, осязательная, обонятельная, эмоциональная;

г) мнемотехнические приемы запоминания (специаль­ные приемы для облегчения запоминания)» [207,159-160]  (Столяренко Л.Д. Основы психологии. 2003).

Однако следует заметить, что зубрежка не является достаточно оптимальным способом изучения материала («Но все же при работе со словесным материалом любого типа наверняка происходит заметное забывание вскоре после того, как материал впервые выучен. Таким образом, заниматься зубрежкой почти всегда невыгодно: удачи здесь могут быть только случайными » [169,293]  ([Бартлетт Ф. Психика человека в труде и игре. М., 1959]  Психология памяти/Под. Ред. Ю.Б. Гиппенрейтер и В.Я. Романова. 2002 Хрестоматия по психологии.)).

Способ запоминания актеров: «актеры не запоминают сценарий как таковой, а используют стратегию концентрации на глубинном значении, что тем не менее приводит к дословному запоминанию. Актеры не пытались запомнить непосредственно слова, а скорее старались понять, почему персонаж употребляет именно эти слова для высказывания именно этой мыли. В тех относительно редких случаях, когда актеры прибегали к целенаправленному запоминанию, они говорили о легкости выучивания благодаря факторам драматической ситуации., постоянному включению в нее. Т.е. актеры конструировали цепь причинно-следственных связей, где каждая строка была не только ответом на реплику, но и продолжением исследования того, что актеры называют «сквозной линией» всей сцены. Такое установление причинности часто применялось для улучшения понимания и запоминания … Подход мнемониста заключался в прямом запоминании сценария с использование образов-посредников; подход актеров – в понимании того, какие психологические условия заставляют персонажа говорить именно эти слова и никакие другие» [95,570-571]  ((Х. Нойс, Т. Нойс) Когнитивная психология памяти. Под ред. У.Найсера, А.Хаймен, 2005))

Некоторые методы из следующих цитат применимы для самообразования: «Традиционная классификация методов обучения … В классификации выделяется пять методов: практический. наглядный, словесный, работа с книгой, видеометод. Каждый из этих общих методов имеет модификации (способы выражения)

Практический
Наглядный
Словесный
Работа с книгой
Видеометод
Опыт

Упражнение

Учебно-производительный труд
Иллюстрация

Демонстрация

Наблюдения учащихся
Объяснение

Разъяснение

Рассказ

Беседа

Инструктаж

Лекция

Дискуссия

Диспут

 
Чтение

Изучение

Реформирование

Беглый просмотр

Цитирование

Изложение

Составление плана

Конспектирование
Просмотр

Обучение

Упражнения под контролем «электронного учителя»

Контроль
» [106,135] (Кукушкин В.С. Дидактика).

«выделяются следующие методы:

·   объяснительно-иллюстративный (информационно-рецептивный);

·   репродуктивный;

·   проблемное изложение

·   частично-поисковый (эвристический);

·   исследовательский» [155,475] (Подласый И.П. Педагогика)

«Методы обучения…

Рассказ

Беседа

Лекция

Дискуссия

Работа с книгой

Демонстрация

Иллюстрация

Видеометод

Упражнения

Лабораторный метод

Практический метод

Познавательная игра

Методы программированного обучения

Обучающий контроль

Ситуационный метод»  [155,481] (Подласый И.П. Педагогика) ).

Источники о самоорганизации повторений.

При самостоятельной организации повторений изученного материала можно также предложить воспользоваться рекомендациями, приведенными в следующих источниках:

Хорошевский Н.И. Как запомнить, чтобы помнить. Приемы развития суперпамяти. – Ростов н/Д: Феникс, 2004. – 256 с. (Серия «Психологический практикум»).

(«Повторение-мать учения») стр. 108-112.

Бьюзен Т. Научите себя думать!/ Пер. с англ.; Худ. Обл. М.В. Драко. – 2-е изд. – Мн.: ООО «Попурри», 2004. – 192 с.: ил. + 8 с. Цв. Вкл. – (Серия «Живите с умом»).

(«Память: методы повторения») стр. 77-81.

Бьюзен Т. Суперпамять/ Пер. с англ.; Худ. Обл М.В. Драко. – 3-е изд. – Мн.: ООО «поппури», 2003. – 208 с. : ил. + 4 с цв. Вкл. – (Серия «Живите с умом»).

(«Ритмы вашей памяти») стр. 83-90.

Как улучшить свою память / Авт. Сост. А.Е. Польской. – Минск, 2002. – 334,  [2] c.

(«Повторение») стр. 102-111.

При самостоятельной организации отдых с целью оптимизации можно предложить пользоваться рекомендациями, приведенными в следующих источниках:

Ладингтон Э., Дейль Г., Гамлешко И. Ключи к здоровью: Пер. с англ. – 2-е изд. -  Заокский: «Источник жизни», 2001. – 192 с.: ил.

(«Отдых … Сколько нужно отдыхать») стр. 161-164.

Карнеги Д.. «Как завоевать друзей и оказывать влияние на людей. Как выработать уверенность в себе и влиять на людей, выступая публично. Как перестать беспокоиться и начать жить.»  1994, Москва ОНИКС.

(«Шесть правил, соблюдение которых позволит предотвратить усталость и беспокойство, а также поддерживать высокий тонус и хорошее настроение») стр. 662-700.

Минько Э.В., А.Э.Минько «Ускоренное конспектирование и чтение»   Москва, С-П, Нижний Новгород, Воронеж, Ростов-на-Дону, Екатеринбург, Самара, Киев, Харьков, Минск ПИТТЕР 2003.

(«Особенности умственного утомления и переутомления») стр. 131-132.

ПОДБОРКА МАТЕРИАЛА, КОТОРУЮ МОЖНО ИСПОЛЬЗОВАТЬ ПРИ РАБОТЕ В РАМКАХ АЛГОРИТМОВ САМОРАЗВИТИЯ ИЛИ САМООБРАЗОВАНИЯ
Общая самодиагностика общего развития для долговременного планирования.
1. «Тест Кейрси» [118,79-86].

2. «Опросник Гарбузова для выявления доминирующего инстинкта» [118,109-112] 

3. «Мотивация успеха и боязнь неудачи (опросник Реана)» [118,124-126] 

4. «ШКАЛА ОЦЕНКИ ПОТРЕБНОСТИ В ДОСТИЖЕНИИ» [164,10-12] 

5. «МЕТОДИКИ ИЗУЧЕНИЯ ТЕМПЕРАМЕНТА И ХАРАКТЕРА» [164,46] 

6. «ТЕСТ СТРЕЛЯУ» [164,47-54] 

7. «ТЕСТ-ОПРОСНИК АЙЗЕНКА» [164,55-61] 

8. «ХАРАКТЕРОЛОГИЧЕСКИЙ ОПРОСНИК (опросник К. Леонгарда)» [164,61-68] 

9. «ХАРАКТЕРОЛОГИЧЕСКИЕ АКЦЕНТУАЦИИ ЛИЧНОСТИ И НЕРВНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ НЕУСТОЙЧИВОСТЬ» [164,68-92] 

10.    «ТЕСТ ЛЮШЕРА» [164,216-231] 

11.    «ТЕСТ КЭТТЕЛЛА (16PF — опросник)» [164,244-273] 

12.    «ТЕСТ ИНТЕРПЕРСОНАЛЬНОЙ ДИАГНОСТИКИ Т. ЛИРИ» [228,493-499].

Автор: магистр психологии, к.п.н. Румянцев С.А. (Сергей Александрович)


ЛИТЕРАТУРА ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ПРИ ОБОСНОВАНИИ АЛГОРИТМОВ

 

Рейтинг@Mail.ru