использование алгоритмов развития скорочтения, как фактор рационализации современного самообразования студентов

Использование алгоритмов развития скорочтения, как фактор рационализации современного самообразования студентов

Использование алгоритмов развития скорочтения, как фактор рационализации современного самообразования студентов
Источник
Философия отечественного образования: история и современность: Сборник материалов II Всероссийской научно-практической конференции (Пенза, 2006 г.) – Пенза: ПГСХА, 2006. – С. 166-167.
Автор
Автор: к.п.н. , магистр психологии Румянцев Сергей Александрович
(0)

Использование алгоритмов развития скорочтения, как фактор рационализации современного

самообразования студентов.

С.А. Румянцев

Пензенский государственный педагогический университет

им. В.Г. Белинского, г. Пенза, Россия.

Анализ ряда источников (Т. Бьюзон, М. Зиганов и др.) показал что изучение и повторение учебного материала посредством чтения дает некоторый процент запоминания материала. При этом предела развития скорости чтения практически не существует. Следовательно если человек сможет прочитывать за то время, которое ему необходимо на изучение какого-нибудь материала, значительно больше по объему литературы на изучаемую тему, то уровень знания будет эквивалентен, а при увеличении скорости чтения такой способ изучения может значительно превзойти по объему изученного и усвоенного материала другие способы запоминания материала на определенную тему. В ходе экспериментальной работы выяснилось, что такой способ изучения более предпочтителен для материала не требующего глубокого анализа, а материала суть которого можно уловить на лету.

Одними из способов увеличения скорости и качества чтения является: использование специальных упражнений, описанных в литературе по скорочтению, использование компьютерных обучающих и развивающих программ. Современному студенту эти способы могут не подойти в связи с нехваткой времени и недостаточной мотивацией. Следовательно необходим такой алгоритм обучения и развития навыков скорочтения, который не будет требовать больших временных затрат и отнимать время от изучения необходимого человеку материала. Для решения данной проблемы можно предложить использовать следующий алгоритм развития навыков скорочтения:

Алгоритм: 1. Студент работает с упражнениями направленными на увеличение скорости и качества чтения. 2. Студент читает необходимую ему по учебе, для самообразования или развлечения литературу. 3. Контролирует и поправляет проведение процесса чтения, находит ошибки и исправляет их (регулярно с любой выбранной периодичностью в зависимости от числа прочитанных страниц или времени). Например каждые 2-50 страниц или каждые 3-15 минут студент делает остановки для проведения самоконтроля и самокоррекции.

На практике использование данного алгоритма может выглядеть следующим образом: 1) Студент 10 минут упражняется по книге или компьютерной программе, с целью развития навыков скорочтения.2) 3) 30 минут студент читает литературу, останавливая процесс чтения каждые 9 минут, с целью самоконтроля и самокоррекции, затрачивая по 1 минуте на каждую остановку.

При использовании данного алгоритма развития скорочтения можно предложить следующие рекомендации:

1. Развитие скорочтения проводится во время повседневной работы с литературой (художественной, научной и др.), не отрывая от изучения, необходимого человеку материала.

2. Развитие скорочтения должно происходить постоянно в течение всего периода самообучения, при изучении любого материала посредством чтения с целью увеличения времени, задействованного для развития навыков скорочтения. При использовании описанного алгоритма, чтение любой литературы по сути должно стать тренировкой по развитию навыков скорочтения.

3. Во втором пункте алгоритма можно использовать упражнения по развитию скорочтения, требующие непосредственного чтения и не наносящие большого ущерба качеству запоминания материала. При этом использование специальных упражнений и средств в процессе чтения должно чередоваться с обычным чтением без использования специальных программ и упражнений, чтобы исключить привыкание только к определенному виду чтения, посредством использования данного конкретного упражнения.

Например для расширения поля зрения при чтении можно предложить следующий способ чтения. Чтение производится с экрана монитора. В ходе экспериментальной работы выяснилось, что посредством сужения и расширения окна программы, выводящей текст, до ширины чуть большей комфортного чтения (с постепенным увеличением ширины окна в долговременном периоде) посредством одного взгляда на строчку и чтения по линии сверху вниз можно добиться расширении поля зрения при чтении, что является одним из способов увеличения скорости чтения (М. Зигайнов, Т. Бьюзон и др.).

Благодаря тому, что при чтении в таком случае человек избавляется от необходимости водить глазами от начала строки до ее конца скорость чтения увеличивается и чтение становится более комфортным. Заметив данные преимущества человек может отказаться от других видов чтения, что может привести к привыканию именно к таком типу комфортного чтения, что может привести к снижению скорости и качества обычного чтения при использовании печатных источников. Поэтому данный вид чтения можно предложить чередовать с другими видами чтения.

4. Время затрачиваемое на тот или иной пункт алгоритма выбираются индивидуально каждым участником процесса, исходя из временных возможностей и процента сиюминутного увеличения скорости чтения посредством использования упражнений, самоконтроля и самокоррекции. При этом время затрачиваемое непосредственно на развитие навыков скорочтения должно полностью окупаться сиюминутным увеличением скорости чтения посредством самокоррекции и упражнений, если студент не имеет дополнительных временных ресурсов. Если же у студента имеются дополнительные временные ресурсы, то процент времени затрачиваемого на упражнения может быть увеличен.

5. Для временного контроля в процессе чтения можно использовать секундомеры со звонком, компьютерные программы, подающие звуковой сигнал и засекающие время, звуковые записи.

Работа программы, засекающей время может выглядеть следующим образом: 1) После щелчка по клавише начинается отсчет времени, в течение которого происходит чтение необходимого человеку материала. Когда наступает определенный момент времени, заданный заранее, программа подает звуковой сигнал. 2) после истечения определенного времени программа подает сигнал о начале работы с упражнениями по развитию скорочтения и окончании данной работы. После чего работа программы останавливается.

Для самоконтроля, с целью четкого отслеживания времени, затрачиваемого для чтения одной страницы, можно использовать записи, предназначенные для цикличного воспроизведения посредством компьютера, подающие громкий, привлекающий внимание, звуковой сигнал по истечении определенного промежутка времени. При этом до сигнала и после него может играть приятная, настраивающая на работу музыка. Между звуковыми сигналами можно использовать изменения звучания, сигнализирующие об определенной степени истечения, выделенного на чтение страницы промежутка времени. Сигнализировать могут: постепенное увеличение громкости, скорости музыки или звуков.

Записи могут компоноваться в структурированные уроки, учитывающие период начала и завершения работы с дальнейшим прерыванием на отдых.

В качестве звукового сигнала можно предложить использовать слово или фразу настраивающее на продуктивную работу и дающее положительный внушающий эффект, повышающий качество или скорость работы. Например слова: «запоминать навсегда», «помнить», «сохранить».

7. При развитии навыков скорочтения можно предложить использовать как можно больше различных источников по данной теме и специальных компьютерных программ, сборников упражнений.

Такой алгоритм развития навыков скорочтения может увеличить скорость и качество запоминания материала и помочь человеку в развитии навыков скорочтения и дальнейшего повышения скорости и качества интеллектуальной работы, связанный с изучением печатной литературы.



Автор: к.п.н. , магистр психологии Румянцев Сергей Александрович

Источник: Философия отечественного образования: история и современность: Сборник материалов II Всероссийской научно-практической конференции (Пенза, 2006 г.) – Пенза: ПГСХА, 2006. – С. 166-167.


Источник
Философия отечественного образования: история и современность: Сборник материалов II Всероссийской научно-практической конференции (Пенза, 2006 г.) – Пенза: ПГСХА, 2006. – С. 166-167.
Автор
Автор: к.п.н. , магистр психологии Румянцев Сергей Александрович
 

Рейтинг@Mail.ru