использование такого соотношения произвольного и непроизвольного запоминания в процессе познавательной деятельности, которое может способствовать эффективному запоминанию.

Использование такого соотношения произвольного и непроизвольного запоминания в процессе познавательной деятельности, которое может способствовать эффективному запоминанию.

Использование такого соотношения произвольного и непроизвольного запоминания в процессе познавательной деятельности, которое может способствовать эффективному запоминанию.
(0)

Использование произвольной памяти является наиболее удобным для многих задач самообразования и познавательной деятельности в связи с тем, что часто перед студентом стоит задача изучить материал в короткие сроки (во время сессии, при подготовке к семинарскому занятию, изучении лекций) и может не хватать времени для организации своего самообразования с использованием непроизвольной памяти, к тому же произвольная память является устойчивой к изменению семантического контекста: «Осознаваемая память называется эксплицитной. … на продуктивность эксплицитной памяти смена модальности не оказывает влияния» [96,85]; в отличии от непроизвольной, которая чувствительна к смене модальности: «Имплицитная память – это память без осознания предмета запоминания, или бессознательная память. … имплицитная память чувствительна к смене модальности, особенно при переходе от визуальной к слуховой» [96,85]. При использовании произвольного запоминания необходимо соблюдать некоторые требования, например иметь четкое намерение запомнить то, что изучается: «Намерение за-помнить надо считать одним из главнейших условий успешности запоминания» [169,476]; [155,432].
Однако наиболее естественной для природы человека является использование непроизвольного запоминания: «Целенаправленная деятельность занимает основное место в жизни не только человека, но и животного. Поэтому непроизвольное запоминание, являющееся продуктом такой деятельности, и является основной, наиболее жизненно значимой формой» [169,475].
Непроизвольное запоминание является более сильным но вместе с тем более уязвимым: «Имплицитная память – это память без осознания предмета запоминания, или бессознательная память. … Следы имплицитной памяти имеют большую силу по сравнению со следом эксплицитной памяти, но одновременно он и более уязвим» [96,85], поэтому при выборе между произвольным и непроизвольным запоминанием можно порекомендовать, взвешивая все за и против, выбирать такой вид запоминания, который наиболее рационален, исходя из специфики и целей познавательной деятельности.
В некоторых случаях непроизвольное запоминание может оказаться эффективней произвольно-го, например при включении непроизвольного, запоминания в активную деятельность: «Роль активности деятельности, в которую включено запоминание, настолько велика, что в некоторых случаях Непроизвольное запоминание, если оно осуществляется в процессе выполнения активной деятельности, может оказаться даже более продуктивным, чем произвольное запоминание, не включённое в какую-либо активную деятельность» [200,11]. Поэтому можно порекомендовать использовать непроизвольное запоминание для материала, подходящего для изучения в процессе вида работы, включающей непроизвольное запоминание: «Исследования П.И. Зинченко и А.А. Смирнова показали, что непроизвольное запоминание может оказаться эффективнее произвольного .Экспериментальные данные А.А. Смирнова показывают также, что преимущество непроизвольного запоминания над произвольным при отсроченном воспроизведении оказывается значительнее, чем при непосредственном, иногда более чем в 2 раза. Другими словами, то, что испытуемые запоминают непроизвольно – в процессе деятельности, целью которой не является запоминание , нередко запоминается прочнее чем то, что они запоминают произвольно, специально выполняя задание запомнить» [84,115].
Также при выборе вида запоминания можно учитывать возрастные особенности, с увеличением возраста уменьшать количество использования непроизвольного запоминания, увеличивать количество использования произвольного: «Непроизвольная память … сильно развита в детстве, у взрослых ослабевает» [207,159-160].

Используемая литература

Автор: к.п.н., магистр психологии Румянцев Сергей Александрович



автор статьи к.п.н., магистр психологии Румянцев С.А. (Сергей Александрович)