алгоритмизучения учебного материала старшеклассниками с использованиемдинамических компьютерных игр (школа)

Алгоритмизучения учебного материала старшеклассниками с использованиемдинамических компьютерных игр (школа)

Алгоритмизучения учебного материала старшеклассниками с использованиемдинамических компьютерных игр (школа)
(0)

Алгоритмизучения учебного материала старшеклассниками с использованиемдинамических компьютерных игр(школа)

При последовательном изучении похожей информациинаблюдается явление интерференции, когда изучаемая новая информацияпохожа на старую она может затруднять сохранение и припоминаниестарой информации при последовательном изучении. (Немов Р.С., БэдделиА.). «Ин­терференция нередко имеет место и тогда, когдавместо одного мате­риала заучивается иной, особенно на стадиизапоминания, где первый материал еще не забыт, а второй недостаточнохорошо усвоен, например когда запоминаются слова иностранного языка,одни из которых еще не отложились в долговременной памяти, а другие вэто же время только начинают изучаться»40.Таким образом для того чтобы избежать явления интерференции можносразу после заполнения кратковременной памяти предложить выделятьвремя на переход информации из кратковременной памяти вдолговременное хранилище. Для улучшения качества перехода информациииз кратковременного хранилища в долговременное можно постаратьсяперевести активность на другой участок мозга, что позволит информациикачественнее усвоиться (Харламов И.Ф.). Добиться переключенияактивности мозга на другие участки можно изучением другого типаматериала (Харламов И.Ф.). Для быстрого переключения активности надругие участки мозга и полного временного отвлечения от изучаемогоматериала можно предложить использовать динамические, захватывающиевнимание, компьютерные игры.

Исходя из результатов опытов Эббингауза Г. можно сделатьвывод, что чем меньше объем изучаемого материала тем меньше онтребует временных затрат для запоминания из расчета на единицуинформации. Следовательно, чемменьше объем информации, тем быстрее и качественнее будет происходитьее переход из кратковременной памяти в долговременную. Следовательнодля лучшего усвоения можно изучать материал небольшими частями:предложениями, абзацами, параграфами, после чего выделять время на еепереработку и отдых.

При изучении, какого либо материала информация сначалапопадает в кратковременную память, потом частично переводится вдолговременное хранилище (Немов Р.С.); «Длительность удержаниямнемических следов здесь не превышает нескольких де­сятковсекунд, в среднем около 20 (без повторения)»41. Таким образом можно предложить использовать небольшие перемены,длительностью от 20 секунд, с целью перевода информации изкратковременной памяти в долговременную и опорожнения кратковременнойпамяти.

В ходе опытно-экспериментальной работы в 11 классесредней школы №30 удалось выяснить, что использование кратковременныхпромежутков времени для загрузки информации в долговременную памятьи отдых в ходе изучения учебного материала может повысить качество искорость запоминания и изучения учебного материала. При этом с учетомуровня развития мобильности конкретного человека промежутки временидля загрузки информации из кратковременной памяти в долговременнуюмогут варьироваться от минимальных (20 секунд) до достаточно больших.

При этом, в зависимости, от уровня развития человека,его степени утомляемости и сложности изучаемого материала, отношениевремени изучения ко времени отдыха могут варьироваться примерно отдостаточно большого процента на изучение и достаточно маленькогопроцента на загрузку информации и отдых до 50% времени на изучение и50% времени на загрузку изученной информации из кратковременнойпамяти в долговременную и отдых. Дальнейшее повышение процентавремени на загрузку информации и отдых может привести к снижениюобъема изученного материала в единицу времени, однако можетиспользоваться исходя из личных особенностей человека занимающихсясамообразованием и наличия достаточных дополнительных временныхресурсов.

«для того чтобы информация из кратковременногохранилища попала в долговременное, необходимо, чтобы с ней былапроведена опреде­ленная работа еще в то время, когда онанаходится в кратковремен­ной памяти»42.Следовательно после поглощения информации перед перерывом на отдыхможно выделять некоторое время на осмысление и обдумываниепоглощенной смысловой части изучаемого материала.

Таким образом, можно предложить следующий алгоритмизучения учебного материала с использованием компьютерных игр:

1. Человек изучает выбранным им способом с необходимойему скоростью и качеством материал в количестве одной смысловойединицы информации (предложение, абзац, страница, глава).

2. Если есть необходимость, то в течение определенногопромежутка человек обдумывает, анализирует, осмысляет изученнуюсмысловую единицу информации.

3. После чего происходит резкая остановка работы смаксимально быстрым переключением на компьютерную игру и с полнымотвлечением от изучаемого материала на время игры. После окончанияотведенного промежутка времени на игру человек переходит к изучениюследующей смысловой единицы.

Временной интервал затрачиваемый на один пункт алгоритмаопределяется индивидуально исходя из особенностей мобильности каждогоконкретного человека, сложности материала, необходимой глубиныусвоения материала, наличия или отсутствия дополнительных временныхресурсов.

При изучении материала с использованием описанногоалгоритма можно применять следующие способы изучения:

1. Быстрое чтение с усвоением основной идеи учебногоматериала. Такой способ изучения может применятся при небольшомколичестве времени, выделенном на изучение всего материала иневозможности более глубокого и качественного изучения в видуотсутствия достаточных временных ресурсов или мотивации к болееглубокому изучению.

2. Быстрое чтение с полной проработкой всего объемаинформации содержащейся в учебном материале.

3. Чтение с глубоким осмыслением, обдумываниемприменения, мысленным сравнением с ранее изученным материалом, поискасвязи с ранее изученными частями материала и т. п. В этом случаепосле поглощения информации, перед прерыванием на игру, можновыделить дополнительное время на осмысление изучаемого материала

4. Изучение с последующим припоминанием материала безопоры или с опорой на текст. При этом припоминание при использованииописанного алгоритма желательно проводить после прерывания назагрузку информации и отдых. Или другие способы изучения.

Компьютерные игры в описанном алгоритме применяются длявременного отвлечения внимания от изучаемого материала, поэтому привыборе используемой при самообразовании игры желательно обратитьвнимание на следующие параметры:

Максимальная динамика игры. Человек после изученияматериала должен как бы «провалиться» в игровой мир.Максимальная динамика, требующая полного сосредоточения на игре,может лишит человека возможности даже на короткий промежуток времениподумать об изучаемом материале во время игры.

Максимальная зрелищность. Т.е. красивые ландшафты, ипейзажи должны эффективно захватывать внимание самообучающегося.

Игра должна включать как можно меньше интеллектуальногонапряжения. В приведенном алгоритме предпочтительнее предложитьиспользовать например гонки-стимуляторы или динамичные «стрелялки»и не использовать игры стратегии, головоломки и т.п. в связи сосложной интеллектуальной работой в процессе игры в этом случае.Предпочтительнее игры требующие простого навыка, тем не менеетребующего быстрой реакции и быстрого передвижения в игровомпространстве, что поможет полному сосредоточению на игре. Благодаряоднотипности производимых действий в таких играх, в меньшей степенивыражена сложная интеллектуальная работа, которая может помешатьдостаточному отдыху от интеллектуальной деятельности.

При нажатии на паузу, игра должна резко останавливаться,лучше с резким звуком, который может ассоциироваться у изучающегоматериал с переключением на быструю продуктивную работу. При этом вовремя паузы не должна играть музыка или быть слышны игровые звуки,лишь полная тишина. После выхода из паузы не должно проходить большихпромежутков времени: человек должен сразу попадать в самую гущуигровых событий.

Пояснения:

При использовании описанного алгоритма большегоположительного эффекта можно достигнуть в некоторых случаях прииспользовании дополнительных средств мультимедиа: дорогих колонок,правильным образом расставленных по помещению, позволяющих создатьэффект реального звука, джойстиков и управляющих средств (игровыерули и т.п.), по возможности большей диагонали монитора или проекторас большей зернистостью. Все эти средства помогут создать большийэффект реальности игрового сюжета и как следствие с большей степеньюмогут позволить отвлечь внимание, во время игры, от изучаемогоматериала.

Желательно создать такую обстановку, чтобы чувствовалсяявный контраст, разница между игровыми промежутками времени ипромежутками времени, отведенными на изучение материала. Данныйконтраст может быть создан посредством звуковых (громкость, типмузыки), световых (разный тип освещения, яркость света), физических(при использовании игрового автомата вибрации и подергивания при игремогут сменятся состояниями покоя при изучении), тепловых (прииспользовании нагревательных средств, кондиционеров, вентиляторов).Целью данного контраста носит создание и развитие условного рефлекса,с целью автоматического быстрого переключения организма с состоянияпоглощения информации к состоянию отдыха и переработки информации инаоборот.

При подобной организации обучения желательно обратитьвнимание на достаточную комфортность работы. Т.е. обращение кизучаемому материалу после остановки игры не должно занимать большогоколичества времени. Желательно чтобы обращение к изучаемому материалупроисходило путем несложного изменения положения тела, или головычеловека.

При изучении сложного научного материала, когда частьинформации самостоятельно выделяется человеком занимающимсясамообразованием, ищутся смысловые связи и т.п. то для этойпроизведенной информации тоже желательно произвести загрузку вдолговременную память, по соответствующим пунктам алгоритма.

Весь изученный материал в дальнейшем для эффективногосохранения требует повторения (Немов Р.С., Харламов И.Ф., Бэддели А.и др.).

Для временного контроля в процессе обучения можнопредложить использовать секундомер со звонковым оповещением, звуковыезаписи, подающие сигнал по истечении определенного промежуткавремени, или специальные программные средства.

Программное средство, предназначенное для временногоконтроля в процессе использования данного алгоритма самообразования,может работать по следующему алгоритму:

1. При запуске программы начинается отсчет времени, втечение которого происходит изучение материала. Время должноотображаться на экране. 2. После следующего нажатия на клавишупроисходит остановка подсчета времени, автоматически вычисляетсявремя, которое необходимо затратить на игру (процент времени,затрачиваемого на игру, устанавливается заранее обучающимся илиинструктором в программном средстве и может быть изменено). Иначинается обратный отсчет вычисленного промежутка времени. 3. Поистечение вмененного промежутка подается звуковой сигналсигнализирующий о необходимости остановить игру и начать изучатьследующий смысловой блок информации. Автоматически начинается отсчетвремени, которое человек потратит на изучение следующего смысловогопромежутка.

В программе желательно присутствие возможности установкиинтервала времени по истечении которого программа будет подаватьсигналы о том, что желательно побыстрее закончить изучение выбраннойсмысловой части или выбрать более меньшую часть изучаемого материала,для проработки. В этом случае если человек выберет для себя примерныйпромежуток времени, в течении которого он будет изучать материал онмог бы иметь возможность дополнительного контроля при обучении наслучай высокого сосредоточения на материале и невозможностиотслеживания затраченного времени. Данная возможность можетприменятся по желанию исходя из индивидуальных особенностей человека(в том случае если дополнительные звуковые сигналы не будут мешатьизучению материала и понижать качество самообразования).

В ходе опытно-экспериментальной работы установлено что:1. Использование описанного алгоритма обучения, понижает стресс иотрицательный эмоциональный настрой, так как значительную частьвремени человек находится в процессе игры, абстрагируясь от процессаобучения, и не задумывается ни об изучаемом материале, ни обпредстоящих экзаменах и прочих моментах. Следовательно, данныйалгоритм изучения материала может подойти для изучения информации припугающих, опасных, стрессирующих последствиях, плохого знанияматериала, например во время экзаменационной сессии, подготовке кважному выступлению или мероприятию. 2. Использование регулярногоотдыха в данном алгоритме может значительно снизить степеньутомляемости при изучении материала, а исключение интерференциипозволяет изучать однотипный материал в больших объемах в сжатыесроки, что часто бывает необходимо во время подготовки к экзаменам,контрольным и др. 3. Использование данного алгоритма изучения можетпозволить проводить самообразование, при изучении материала, которыйабсолютно не нравится самообучающемуся.

Данный вид обучения может также использоваться в целяхкоррекции и самокоррекции игровой зависимости, посредством повышенияинтеллектуального уровня патологического игрока в процессеиспользования алгоритма самообучения и в качестве способа изученияматериала людям страдающим игровой зависимостью, так как процессобучения по сути будет происходить в процессе их любимого занятия –в процессе игры. Это может быть актуально для обучающихсяпросиживающих за играми достаточно большое время.

Описанный алгоритм обучения может повысить качество искорость изучения учебного материала при самообразовании.

1

И.Ф.Харламов «Педагогика» Москва ЮРИСТЪ 1997 год стр.274.

2

Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии - СПб:Издательство «Питер», 2000 - 712 с.: ил. – (Серия«Мастера психологии»).

3Патрик К. Портер «Разбуди в себе гения» Минск ПОПУРИ2002. стр.222.

4Основы общей психологии. С.Л.Рубинштейн С-П,Москва, Харьков, МинскПИТТЕР 2002. стр.274.

5Основы общей психологии. С.Л.Рубинштейн С-П,Москва, Харьков, МинскПИТТЕР 2002. стр.276.

6Педагогика. И.Ф.Харламов Москва ЮРИСТЪ 1997 год. стр.153.

7Педагогика. И.Ф.Харламов Москва ЮРИСТЪ 1997 год. стр.153.

8Педагогика. И.Ф.Харламов Москва ЮРИСТЪ 1997 год. Стр.153.

9Психология и педагогика. А.А.Реан, Н.В.Бордовская, С,И.РозумС-П,Москва, Харьков, Минск ПИТТЕР 2000. стр 90.

10Ваша Память. Руководство по трунеровке и развитию. Алан БэдделиЭКСМО-ПРЕСС 2001. Стр.123.

11Ваша Память. Руководство по трунеровке и развитию. Алан БэдделиЭКСМО-ПРЕСС 2001. Стр.123.

12Как улучшить память. автор составитель А.Е.Польский Минск ХАРВЕСТ2002год. стр.105.

13Супер-память. Как быстро добиться серьезных успехов в развитиипамяти. Тони Бьюзен ПОПУРИ Минск 2003. Стр.90.

14Как улучшить память. автор составитель А.Е.Польский Минск ХАРВЕСТ2002год. стр.104.

15Педагогика. И.Ф.Харламов Москва ЮРИСТЪ 1997 год. Стр.152.

16Педагогика. И.П.Подласый Москва ВЛАДИС 2000. стр.451.

17Педагогика. И.Ф.Харламов Москва ЮРИСТЪ 1997 год. стр.160.

18С.Л.Рубинштейн «Основы общей психологии» С-П,Москва,Харьков, Минск ПИТТЕР 2002. стр.284.

19Алан Бэддели «Ваша Память. Руководство по трунеровке иразвитию» ЭКСМО-ПРЕСС 2001. стр80.

20«Как улучшить память» автор составитель А.Е.ПольскийМинск ХАРВЕСТ 2002год. стр.102.

21«Как улучшить память» автор составитель А.Е.ПольскийМинск ХАРВЕСТ 2002год. стр.105.

22Тони Бьюзен «Супер-память. Как быстро добиться серьезныхуспехов в развитии памяти» ПОПУРИ Минск 2003. стр.90.

23И.Ф.Харламов «Педагогика» Москва ЮРИСТЪ 1997 год.стр.278-279

24Р.С.Немов «Психология» том 1 Москва ВЛАДИС 2001 . стр.239.

25Э.В.Минько, А.Э.Минько «Ускоренное конспектирование и чтение» » Москва, С-П, Нижний Новгород, Воронеж,Ростов-на-Дону, Екатеринбург, Самара, Киев, Харьков, Минск ПИТТЕР2003. стр.118.

26«Как улучшить память» автор составитель А.Е.ПольскийМинск ХАРВЕСТ 2002год. стр.105.

27«Как улучшить память» автор составитель А.Е.ПольскийМинск ХАРВЕСТ 2002год. стр180.

28И.Ф.Харламов «Педагогика» Москва ЮРИСТЪ 1997 год. стр.280.

29Р.С.Немов «Психология» том 1 Москва ВЛАДИС 2001 . стр.238-239.

30Р.С.Немов «Психология» том 1 Москва ВЛАДИС 2001 .стр.240.

31И.Ф.Харламов «Педагогика» Москва ЮРИСТЪ 1997 год.стр278.

32«Как улучшить память» автор составитель А.Е.ПольскийМинск ХАРВЕСТ 2002год. стр.65.

33Р.С. Немов Психология. – М.: ВЛАДИС, 2001.

34В.Г. Крысько Психология и педагогика в схемах и таблицах.- Мн.:Харвест, М.: АСТ, 2000.- 384с. – (Библиотека практическойпсихологии). 235 с.

35Подласый И.П. Педагогика: Новый курс: Учеб. для студ. высш. учеб.заведений: В 2 кн. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2002. –Кн. 1: Общие основы. Процесс обучения. – 576с.: ил. Стр. 451.

36Подласый И.П. Педагогика: Новый курс: Учеб. для студ. высш. учеб.заведений: В 2 кн. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2002. –Кн. 1: Общие основы. Процесс обучения. – 576с.: ил. С. 446.

37С.Л. Рубинштейн Основы общей психологии.-М.: ПИТЕР, 2002. с.275

38Минько Э.В., Минько А.Э. Ускоренное конспектирование и чтение. –СПб.: Питер, 2003.- 128с.: ил. С. 29.

39Андрианов В.И. Десятипальцевый метод печати на компьютере. –СПб.: Питер. 2004. – 64с.: ил.

40Немов Р.С. Психология: Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений: В3 кн. – 4-е изд. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003.– Кн. 1: Общие основы психологии. – 688 с. С. 254.

41Немов Р.С. Психология: Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений: В3 кн. – 4-е изд. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003.– Кн. 1: Общие основы психологии. – 688 с. с. 220.

42Немов Р.С. Психология: Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений: В3 кн. – 4-е изд. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003.– Кн. 1: Общие основы психологии. – 688 с. с. 226.

43Коуплан Р. Гипноз: практическое руководство. – СПб.: Питер,2001. – 288 с.: ил. – (Серия «Сам себе психолог»).стр. 272.

44Коуплан Р. Гипноз: практическое руководство. – СПб.: Питер,2001. – 288 с.: ил. – (Серия «Сам себе психолог»).стр. 262.

45Коуплан Р. Гипноз: практическое руководство. – СПб.: Питер,2001. – 288 с.: ил. – (Серия «Сам себе психолог»).стр. 262.

46Коуплан Р. Гипноз: практическое руководство. – СПб.: Питер,2001. – 288 с.: ил. – (Серия «Сам себе психолог»).стр. 272.

47Коуплан Р. Гипноз: практическое руководство. – СПб.: Питер,2001. – 288 с.: ил. – (Серия «Сам себе психолог»).стр. 263.

48Харламов И.Ф. Педагогика: Учеб. Пособие. – 3-е изд., перераб.И доп. – М.: Юристъ, 1997. – 512 с. стр. 278.

49Коуплан Р. Гипноз: практическое руководство. – СПб.: Питер,2001. – 288 с.: ил. – (Серия «Сам себе психолог»).стр. 108.

50Коуплан Р. Гипноз: практическое руководство. – СПб.: Питер,2001. – 288 с.: ил. – (Серия «Сам себе психолог»).стр. 107.

51Коуплан Р. Гипноз: практическое руководство. – СПб.: Питер,2001. – 288 с.: ил. – (Серия «Сам себе психолог»).стр. 262

52Ахмедов Т.И. Гипноз. Новейший справочник. – М.: Изд-во Эксмо,2005. – 608 с. стр. 220.

53Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии - СПб: Издательство«Питер», 2000 - 712 с.: ил. – (Серия «Мастерапсихологии»).

54Педагогика. И.Ф.Харламов Москва ЮРИСТЪ 1997 год. стр.153.

55С.Л. Рубинштейн Основы общей психологии.-М.: ПИТЕР, 2002. с.275

56Немов Р.С. Психология: Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений: В3 кн. – 4-е изд. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003.– Кн. 1: Общие основы психологии. – 688 с. с. 220.

57Коуплан Р. Гипноз: практическое руководство. – СПб.: Питер,2001. – 288 с.: ил. – (Серия «Сам себе психолог»).стр. 272.

58Коуплан Р. Гипноз: практическое руководство. – СПб.: Питер,2001. – 288 с.: ил. – (Серия «Сам себе психолог»).стр. 262.

59Коуплан Р. Гипноз: практическое руководство. – СПб.: Питер,2001. – 288 с.: ил. – (Серия «Сам себе психолог»).стр. 262.

60Коуплан Р. Гипноз: практическое руководство. – СПб.: Питер,2001. – 288 с.: ил. – (Серия «Сам себе психолог»).стр. 108.

61Коуплан Р. Гипноз: практическое руководство. – СПб.: Питер,2001. – 288 с.: ил. – (Серия «Сам себе психолог»).стр. 107.

62Коуплан Р. Гипноз: практическое руководство. – СПб.: Питер,2001. – 288 с.: ил. – (Серия «Сам себе психолог»).стр. 262

63Патрик К. Портер «Разбуди в себе гения» Минск ПОПУРИ2002. стр.222.



Автор: к.п.н. , магистр психологии Румянцев Сергей Александрович (ранняя научная статья, до получения окончательного профессионального образования)
 

Рейтинг@Mail.ru