алгоритмизация самообучения и саморазвития с возможным использованием автоматизированной информационной системы

Алгоритмизация самообучения и саморазвития с возможным использованием автоматизированной информационной системы

Алгоритмизация самообучения и саморазвития с возможным использованием автоматизированной информационной системы
(0)


Алгоритмизация самообучения и саморазвития с возможным использованием автоматизированной информационной системы

К.п.н. Румянцев С.А.


Анализ достаточно большого объема психолого-педагогической литературы позволил разработать следующие условия эффективно работы памяти человека:

1. Использование такого соотношения произвольного и не произвольного запоминания в процессе познавательной деятельности, которое может способствовать эффективному запоминанию.

2. Необходимый общеобразовательный уровень.

3. Достаточный уровень развития памяти.

4. Необходимый уровень внимания.

5. Сосредоточение на изучаемом материале.

6. Активная работа с изучаемым материалом, активная работа по изучению материала.

7. Осознание и правильная постановка целей работы с материалом (его изучения и запоминания).

8. Намерение запомнить изучаемый материал. Наличие цели запомнить изучаемый материал.

9. Необходимость достаточной значимости поставленной цели.

10. Использование установок на запоминание и эффективность работы.

11. Желание заниматься самообразованием.

12. Достаточный уровень мотивации.

13. Познавательный интерес.

14. Потребность в самообразовании и саморазвитии.

15. Использование воображения при запоминании. Использование упражнений на стимуляцию воображения.

16. Интерес к изучаемому материалу и процессу изучения.

17. Сильное впечатление возникающее при изучении материала.

18. Эмоциональное переживание изучаемого материала.

19. Наличие положительных эмоций.

20. Достаточный уровень работоспособности.

21. Волевые усилия.

22. Целостность изучаемого материала.

23. Эффективное разбиение материала на изучаемые составные части.

24. Незавершенность изучения материала.

26. Исключение или уменьшение интерференции при изучении учебного материала.

27. Эффективная работа с кратковременной памятью: не превыше-ние объема кратковременной памяти.

28. Удерживание в кратковременной памяти учебного материала.

29. Понимание изучаемого материала.

30. Осмысленность запоминания.

31. Структуризация и систематизация материала и связанность материала с тем, что человек хорошо знает.

32. Ориентировка на смысл, содержание учебного материала при структуризации и систематизации изучаемого материала.

33. Вербальное осмысление материала.

34. Активная мыслительная деятельность.

35. Логическая анализ и обработка учебного материала.

36. Логическая организация учебного материала.

37. Предварительная постановка вопросов к изучаемому материалу.

38. Добавление подробностей.

39. Использование богатых стимулов.

40. Глубокий анализ материала. Генерация ассоциаций.

41. Достаточно высокая продолжительность самообучения и достаточно большое время, затраченное на изучение материала.

42. Переживание изучаемого материала, сопоставление переживаний.

43. Достаточно большое количество работы, совершенной с материалом.

44. Повторения во время изучения.

45. Воспроизведение без опоры или с опорой на изучаемый текст.

46. Эффективное распределение повторений и изучения материала во времени.

47. Достаточное количество повторений во время изучения материала.

48. Разнообразие во время повторений.

49. Повторения после изучения.

50. Увеличение временных промежутков между повторениями.

51. Постановка целей при повторениях. Разнообразие повторений.

52. Использование коротких перерывов. Уменьшение влияния мешающих факторов во время изучения материала.

53. Перерывы между изучением частей материала.

54. Достаточно продолжительный отдых перед изучением материала или перед самостоятельным занятием.

55. Изучение материала перед сном.

56. Знакомость изучаемого материала. Связывание изучаемого материала с ранее изученным материалом.

57. Предварительное ознакомление с материалом.

58. Распределение изучения во времени. Инкубация изучаемого материала.

59. Эффективное распределение составных частей изучаемого материала для эффективного использования эффекта края.

60. Комбинирование локального и распределенного изучения материала.

61. Использование специальных способов, приемов, алгоритмов эффективного изучения учебного материала.

62. Навыки по переработке информации (уровень развития метапамяти).

63. Определенный уровень развития навыков самообразования.

64. Использование тренировок по использованию специальных способов, приемов, алгоритмов изучения учебного материала.

65. Небольшое число одновременно охватываемых при изучении элементов материала.

66. Степень организованности и структурированности учебного материала.

67. Использование утверждений в виде правил.

68. Небольшой объем материала.

69. Достаточно эффективная избыточность материала.

70. Достаточная несложность изучаемого материала.

71. Логичность изучаемого материала.

72. Уникальность изучаемого материала.

73. Достаточная иллюстрированность подбираемого для изучения материала. А также самостоятельное иллюстрирование материала, составление схем и таблиц.

74. Выведение изучаемого материала для себя за рамки привычного.

75. Максимальная интенсивность восприятия.

76. Использование визуального восприятия, при восприятии конкретной (неабстрактной) информации.

77. Возникновение и генерация ассоциаций.

78. Разнообразие форм представления материала в памяти.

79. Реальная оценка качества изучения материала.

Также были разработаны следующие условия эффективного самообразования способствующие эффективному саморазвитию человека:

1. Саморазвитие качеств, свойств студентов и навыков самостоятельного изучения, сохранения и переработки информации с привязкой к познавательной деятельности.

2. Эффективная самостоятельная познавательная деятельность.

3. Рациональная интенсификация познавательной деятельности.

4. Максимальное и интенсивное использование профессионально значимых свойств личности в ходе познавательной деятельности.

5. Направленность на саморазвитие памяти в ходе познавательной деятельности.

6. Развитие метапамяти в ходе познавательной деятельности (от-слеживание выполнения условий эффективной работы памяти, специальных тренингов и тренировок.

7. Адаптация под себя условий эффективной работы памяти.

8. Использование в процессе познавательной деятельности студентами некоторых приемов запоминания, логически вытекающих из условий эффективной работы памяти.

9. Подготовка студентов к самостоятельному выполнению условий эффективной работы памяти, условий саморазвития профессионально значимых свойств личности и самообразования студентов.

10. Достижение необходимого уровня развития профессионально значимых свойств личности студентов для возможности достаточно эф-фективного самообразования и дальнейшего саморазвития профессионально значимых свойств личности студентов.

11. Использование студентами договоров самих с собой.

12. Совершенствование само регуляции.

13. Повышение качества управления собой.

14. Повышение качества самоорганизации саморазвития и самообразования студентов.

15. Достаточное качество самоконтроля саморазвития личности студентов. Использование специальных средств самоконтроля.

16. Использование студентами бланков общего и ежеминутного самоконтроля.

17. Использование средств самоконтроля за повторениями изученного материала.

18. Саморазвитие воли студентов.

19. Побуждение к самодисциплине. Повышение качества самодисциплины студентов.

20. Систематическое и целенаправленное самовоспитание студен-тов. Побуждение к самовоспитанию со стороны преподавателей.

21. Подготовка и использование само инструктажей.

22. Использование подвижной временной единицы самообразования и саморазвития. Чередование разных видов деятельности с целью снижения утомляемости при использовании этой временной единицы.

23. Отдых. Циклическая смена сфер деятельности.

24. Использование студентами самодиагностики в процессе само-развития и самообразования.

25. Использование занятий и тренировок по саморазвитию профессионально значимых свойств личности студентов и самообразованию с целью повышения эффективности самообразования и саморазвития студентов.

26. Сопровождение самостоятельных занятий кратковременными тренировками по целенаправленному саморазвитию профессионально значимых свойств личности студентов.

27. Направленное саморазвитие навыков саморазвития и самообразования перед началом самостоятельного занятия.

28. Развитие и саморазвитие студентами навыков скорочтения.

29. Саморазвитие памяти.

30. Саморазвитие мыслительной деятельности.

31. Саморазвитие воображения.

32. Повышение эффективности саморазвития профессионально значимых свойств личности в ходе самообразования.

33. Повышение скорости и качества самообразования студентов.

34. Развитие скорочтения в процессе познавательной деятельности.

35. Развитие памяти во время познавательной деятельности.

36. Использование студентами самоучителей, основной целью которых является развитие профессионально значимых свойств личности.

37. Повышение эффективности и интенсивности использования достигнутого уровня развития профессионально значимых свойств личности студентов.

38. Достаточная успешность в коммуникациях. Коррекция неуверенности в себе.

39. Создание среды самообразования и саморазвития, способствующей повышению эффективности деятельности студентов.

40. Использование компьютера, информационных технологий в процессе самостоятельной познавательной деятельности студентов.

41. Информационное обеспечение самостоятельной познавательной деятельности студентов.

42. Качественное представление и оформление учебного материала.

43. Нахождение в физическом состоянии, способствующем повышению эффективности саморазвития и самообразования.

44. Удобное положение тела студента в процессе познавательной деятельности и саморазвития.

45. Принятие во ходе познавательной деятельности и саморазвития поз, способствующих повышению эффективности саморазвития и самообразования.

46. Физические упражнения, изучение боевых искусств, гимнастика, физкультура.

47. Здоровый образ жизни и оздоровление студентов.

48. Приведение своего эмоционального состояния в состояние, способствующее эффективному саморазвитию профессионально значимых свойств личности и самообразованию.

49. Генерация достаточной для эффективного саморазвития и самообразования мотивации.

50. Сосредоточение и внимание.

51. Использование специальных способов целенаправленного воздействия на состояние человека.

52. Использование психологических тренингов, аутотренингов, аутогенных тренировок.

53. Самовнушение, самоубеждение, самоприказ.

54. Воздействие посредством чтения.

55. Использование аутогенных тренировок.

56. Использование специально подобранной музыки.

57. Использование самодиагностики студента и диагностики познавательной деятельности.

58. Предварительное ознакомление с изучаемым материалом.

59. Алгоритмизация саморазвития профессионально значимых свойств личности и самообразования студентов.

60. Достижение достаточного качества сохранения изученного материала в памяти студентов.

61. Достаточный для эффективного саморазвития профессионально значимых свойств личности и самообразования отдых.

62. Объединение способов выполнения условий эффективного саморазвития профессионально значимых свойств личности и самообразования студентов, способов выполнения условий эффективной работы памяти студентов в рамках единого алгоритма.

63. Реализация способов выполнения условий саморазвития профессионально значимых свойств личности и самообразования студентов в рамках самостоятельного занятия.

64. Обучение эффективному саморазвитию профессионально значимых свойств личности и самообразованию, обучение и тренировка самостоятельной работы в рамках единого алгоритма под руководством педагога.

65. Использование информационных технологий при самостоятельной работе в рамках единого алгоритма саморазвития профессионально значимых свойств личности и самообразования.

Выполнение приведенных условий может позволить повысить качество саморазвития и самообразования. Реализовывать приведенные условия может быть удобнее, если они будут заложены в состав алгоритмов деятельности. Еще более удобно можно реализовывать приведённые условия в рамках автоматизированной информационной системы.

Работа с системой начинается с составления общих указаний, которыми в последующем будет пользоваться при построении процесса саморазвития.

На основании этих положений выделяется средство самоконтроля, посредством которого осуществляется самоконтроль всей деятельности.

С целью создания положительно-устойчивой мотивации к процессу саморазвития составляется договор «сам с собой».

В качестве одной из форм работы может выступать самостоятельное занятие – это единица познавательной и развивающей деятельности, проводится по определенному алгоритму.

Организация работы (подготовка рабочего места, запуск программного средства, подготовка материала).

Диагностика (основная: выбор подалгоритмов для работы на этом занятии):

Определение с использованием средств диагностики типа очередного занятия (изучение материала, повторение материала или др.)

Определение целей занятия (необходимая глубина запоминания, понимания, проработки).

Самодиагностика:

- общая самодиагностика общего развития для долговременного планирования;

- самодиагностика состояния студента, уровня ближайшего развития, с целью определения наиболее эффективного подалгоритма и параметров выбранного подалгоритма для занятия;

Определение с использованием специальных средств типа материала, с которым студент будет работать.

Время для целенаправленного саморазвития. Саморазвитие свойств личности студентов, на основе сохранения параметров для дальнейшей коррекции их работы, направленное на обеспечение эффективности: скорочтения, развития памяти, внимания и т.д.

Самообучение выполнению условий эффективной работы памяти и использования алгоритма и подалгоритмов (с сохранением параметров для дальнейшей коррекции работы).

Тренинг с целью долговременного повышения работоспособности, качества запоминания, навыков и т.д. в зависимости от выбранного подалгоритма.

Время для гимнастики.

Закрепление результатов тренинга с помощью избранных подалгоритмов.

Общий инструктаж о дальнейшей работе, напоминание о соблюдении применяемых на этом занятии способов реализации условий эффективной работы памяти.

Тренинг с целью кратковременного повышения работоспособности, качества запоминания, с целью повышения качества работы студента по выбранному алгоритму.

Направляющий короткий инструктаж.

Время для выбранного по результатам диагностики подалгоритма самообразования.

Тренинг, направленный на повышение качества сохранения изученного материала.

Постинструктаж.

Завершающая диагностика: определение уровня утомления; определение возможностей дальнейшего саморазвития; определение качества запоминания материала; с целью индивидуальной коррекции используемого на занятии подалгоритма.

Время для оздоровительных мероприятий.

Обязательный отдых или смена сферы деятельности.

Временное соотношение между пунктами выполняемого алгоритма занятия выбирается устанавливаются в программе в соотноешния от 0м и до любого указанного временного промежутка.

Помимо использование приведенного алгоритмо возможно использование алгоритма циклических разнородных видов деятельности (продолжительностью около 15 минут). Чередующиеся по принципу максимального отличия видов деятельности.

В автоматизированную информационную систему заложены слеюущие алгоритмы изучения материала.

АЛГОРИТМ ИЗУЧЕНИЯ МАТЕРИАЛА С ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНЫМ РАЗВИТИЕМ СКОРОЧТЕНИЯ В ПРОЦЕССЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Алгоритм развития навыков скорочтения:

1. Студент работает с упражнениями, направленными на увеличе-ние скорости и качества чтения.

2. Студент читает необходимую ему для самообразования литературу.

3. Контролирует и корректирует психологические процессы, влияющие на качество и скорость чтения, находит ошибки в своих действиях и исправляет их (регулярно с любой выбранной периодичностью в зависимости от числа прочитанных страниц или времени). Например, каждые 2-50 страниц или каждые 3-15 минут студент делает остановки для проведения самоконтроля и самокоррекции.

АЛГОРИТМ1 ИЗУЧЕНИЯ МАТЕРИАЛА: ИЗУЧЕНИЕ ПЕЧАТ-НОГО ИЛИ ЭЛЕКТРОННОГО ТЕКСТОВОГО УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА С ПРИМЕНЕНИЕМ СМЫСЛОВОГО РАЗБИЕНИЯ ИЗУЧАЕМОГО МАТЕРИАЛА

1. Любой текст любого размера можно предложить разбивать по смыслу на отдельные части, образующие при этом список, состоящий из 1,3 иногда 2,4 элементов. Придумать и запомнить заголовки этого списка, исходя из вышеприведенных рассуждений, будет возможным.

2. Если детализованность запоминания достаточна студенту, то на этом этапе можно остановиться, раскрывая в последующем при воспроизведении содержание пунктов списка в общем, своими словами.

3. Если же требуется более глубокое знание материала или же он большой по объему, то получившиеся части текста разбиваются на свои подсписки, каждому подсписку дается свой заголовок и воспринимается как завершенная часть исходного материала, если глубины знаний достаточно, то опять же на этом можно остановиться, и так далее.

АЛГОРИТМ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИЗУЧЕНИЯ НЕСКОЛЬКИХ ИСТОЧНИКОВ ПО РАЗНЫМ НАПРАВЛЕНИЯМ ЗНАНИЯ.

Время чтения одного источника можно предложить варьировать в определенном промежутке времени (например от 0,5 минуты до 45 минут) в зависимости от уровня развития студента (в частности его уровня мобильности). При этом длительность такого однократного чтения одного источника может зависеть от длины завершенного информационного блока (абзаца, параграфа, главы и др.). При этом информация из каждой области знаний будет потребляться завершенными по смыслу частями: «Результаты обучения зависят от способа расчленения учебного материала на подлежащие усвоению части» [4, c. 432].

Чтение источника в строго ограниченных временных рамках. Выбираемые временные рамки могут зависеть от типа материала и удобства доступа к информации в зависимости от уровня развития студента (в частности его уровня мобильности). Например, 4 минуты студент читает психологию, потом 4 минуты программирование и так далее. При работе с электронным вариантом за счет удобства и скорости смены отображения источников это время в может быть меньше.

АЛГОРИТМ ИЗУЧЕНИЯ МАТЕРИАЛА С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ОТВЛЕКАЮЩЕГО ЭФФЕКТА КОМПЬЮ-ТЕРНЫХ ИГР.

1. Человек изучает выбранным им способом с необходимой ему скоростью и качеством материал в количестве одной смысловой единицы информации (предложение, абзац, страница, глава).

2. Если есть необходимость, то в течение определенного промежутка времени человек обдумывает, анализирует, осмысляет изученную смысловую единицу информации.

3. После чего происходит резкая остановка работы с максимально быстрым переключением на компьютерную игру и с полным отвлечением от изучаемого материала на время игры на срок продолжительностью от 50 секунд. После окончания отведенного промежутка времени на игру человек переходит к изучению следующей смысловой единицы.

4. Далее алгоритмический цикл повторяется, до тех пор пока не будет изучен необходимый объем материала или не закончится время, отведенное на самостоятельное занятие.

При изучении материала с использованием описанного алгоритма можно предложить студентам применять следующие способы изучения материала:

1. Быстрое чтение с усвоением основной идеи учебного материала. Такой способ изучения может применятся при небольшом количестве времени, выделенном на изучение всего материала, и невозможности более глубокого и качественного изучения в виду отсутствия достаточных временных ресурсов.

2. Быстрое чтение с полной проработкой всего объема информации, содержащейся в учебном материале.

3. Чтение с глубоким осмыслением, обдумыванием применения, мысленным сопоставлением с ранее изученным материалом, поиска связей с ранее изученными частями материала и т. п.

4. Изучение с последующим припоминанием материала без опоры или с опорой на текст. При этом припоминание при использовании описанного алгоритма можно предложить проводить после прерывания на загрузку информации и отдых.

Компьютерные игры в описанном алгоритме применяются для временного отвлечения внимания от изучаемого материала, поэтому при выборе используемой при самообразовании игры можно предложить применить при выборе к компьютерной игре следующие требования.

Максимальная динамика игры.

Максимальная зрелищность.

Игра должна включать как можно меньше интеллектуального напряжения.

При нажатии на паузу игра должна резко останавливаться, лучше с резким звуком, который может ассоциироваться у изучающего материал студента с переключением на быструю продуктивную работу.

Программное средство, предназначенное для временного контроля в процессе использования описанного алгоритма, может работать по следующему алгоритму.

1. При запуске программы начинается отсчет времени, в течение которого происходит изучение материала, время должно отображаться на экране.

2. После следующего нажатия на клавишу происходит остановка подсчета времени, автоматически вычисляется время, которое необходимо затратить на игру (процент времени, затрачиваемого на игру, устанавливается заранее обучающимся или инструктором в программном средстве и может быть изменено). И начинается обратный отсчет вычисленного промежутка времени.

3. По истечении временного промежутка подается звуковой сигнал, сигнализирующий о необходимости остановить игру и начать изучать следующий смысловой блок информации. Автоматически начинается отсчет времени, которое человек потратит на изучение следующего смыслового промежутка.

В программе желательно присутствие возможности установки ин-тервала времени, по истечении которого программа будет подавать сигналы о том, что желательно побыстрее закончить изучение выбранной смысловой части или выбрать более меньшую часть изучаемого материала, для проработки. Если человек выберет для себя примерный промежуток времени, в течение, которого он будет изучать материал, он мог бы иметь возможность дополнительного контроля при обучении на случай высокого сосредоточения на материале и невозможности отслеживания затраченного времени. Данная возможность может применятся по желанию, исходя из индивидуальных особенностей человека (в том случае если дополнительные звуковые сигналы не будут мешать изучению материала и понижать качество самообразования).


АЛГОРИТМ ПОВТОРЕНИЯ ИЗУЧЕННОГО МАТЕРИАЛА С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ БЛАНКОВ САМОКОНТРОЛЯ ИЛИ ПРОГРАММНЫХ СРЕДСТВ ПРИ ПОВТОРЕНИИ.

в последовательном изучении материала, с внесением данных в описанный бланк;

с последующим регулярным отслеживанием сроков повторений;

и повторением единиц информации, срок повторения которых уже настал (определяется временной таблицей, по принципу каждое последующее повторение осуществляет по прошествии промежутка времени в пять раз превышающий промежуток времени в течении которого материал был известен человеку (от момента изучения до момента окончания последнего повторения)).

Описанные алгоритмы и автоматизированная информационная система могут повысить качество самообразования и саморазвития человека.







Автор: к.п.н. , магистр психологии Румянцев Сергей Александрович

Источник: 
 Молодежь. Наука. Инновации (Youth.Science.Innovation):
Труды VIII международной научно-практической интернет-конференции/ Под ред. Г.К.
Сафаралиева, А.Н. Андреева, В.А. Казакова – Пенза: Издательство Пензенского филиала ФГБОУ
ВПО «РГУИТП», 2013-2014. – 486 с. 

Страницы 387-391
 

Рейтинг@Mail.ru