особенностиорганизации самообразования у старшеклассников с особымиобразовательными запросами (школа)

Особенностиорганизации самообразования у старшеклассников с особымиобразовательными запросами (школа)

Особенностиорганизации самообразования у старшеклассников с особымиобразовательными запросами (школа)
(0)

Особенностиорганизации самообразования у старшеклассников с особымиобразовательными запросами(школа)


При обучении старшеклассников с особыми образовательнымизапросами важную роль играет коррекционная работа надсамообразованием старшеклассников.

Особые образовательные запросы могут выражаться как вповышенных требованиях к качеству образования при подготовке кэкзаменам в высшие учебные заведения, так и в получении знаний,навыков и умений выходящих за рамки школьной программы (обучениекоммуникации, общению с противоположным полом, спортивныедостижения).

Недостаточная возможность достижения этих целей приобразовании в школе может привести к повышению нагрузки насамостоятельную работу старшеклассников. При этом с целью коррекциипроцесса самообразования педагогами, родителями, самимистаршеклассниками можно предложить использовать бланки самоконтроляпо различным направлениям обучения. Бланки скрепляются вместе иобразуют единое средство самоконтроля образования и действий во всех,выбранных сферах жизнедеятельности.

  1. Областями такого самообразования и действий могутявляться например:

  2. Религиозное образование.

  3. Здоровье. Оздоровление.

  4. Спорт.

  5. Обучение общению с противоположным полом. Сексуальноеобразование.

  6. Обучение коммуникации и общению.

  7. Научная работа в выбранном направлении.

  8. Будущая работа.

  9. Бизнес обучение.

  10. Развитие других необходимых и интересующихстаршеклассника навыков.

  11. Образование в школе. Самообразования в других областяхзнания и др.

По каждому из перечисленных направлений создаетсяотдельный бланк самоконтроля. В бланке самоконтроля прописываютсязадания, цели, способы достижения целей и другая информациянеобходимая для коррекции процесса самообразования и самообучения. Вовремя работы в бланках делаются пометки о проделанной работе,отмечаются пожелания на будущее, прописываются новые задания,вносятся изменения в бланк, которые должны будут отразиться вследующей редакции бланков самоконтроля.

Например, в бланках по перечисленным направлениям могутприсутствовать следующие таблицы и алгоритмы изучения учебногоматериала:

Религиозное образование: алгоритмы и таблицысамоконтроля по изучению писаний и религиозных текстов, контролю запропагандой выбранного религиозного направления и др.

Здоровье. Оздоровление: алгоритмы и таблицысамоконтроля по изучению литературы по оздоровлению; по контролю заприемом лекарств или проведения медицинских процедур,профилактических мер, регулярной проверке на предмет наличиявозможных болезней; контролю за соблюдением гигиены; по работе сразличными техниками оздоровления (закаливание, диеты, физкультура,медитации и др.).

Спорт: алгоритмы и таблицы самоконтроля по изучениюспортивной литературы, выполнению спортивных упражнений, подготовке кквалификационным экзаменам и соревнованиям, отслеживанию частотыпульса и др.

Обучение общению с противоположным полом. Сексуальноеобразование: алгоритмы изучения и таблицы самоконтроля по изучениюлитературы по выбранным вопросам; изучение техник секса, повоздействию на объектов сексуального влечения (список предпринимаемыхдействий).

Обучение коммуникации и общению: по изучению литературы,тренировки навыков коммуникации. На этом бланке может размещатьсядневник ошибок и коррекции ошибок эффективной коммуникации. Таблицыконтроля по изучению тех или иных коммуникативных техник.

Научная работа в выбранном направлении: по изучениюлитературы по выбранному научному направлению, проведению научнойработы в лабораториях школы и учреждений дополнительного образованияи др.

Будущая работа: по контролю за получением навыковкоторые могут понадобится на будущей работе.

Бизнес обучение: по изучению бизнес литературы, созданиюи планированию реализации идей и др.

Развитие других необходимых и интересующихстаршеклассника навыков: алгоритмы и таблицы контроля за развитиемнавыков выбранных и необходимых старшекласснику направлений.

Образование в школе. Самообразования в других областяхзнания: таблицы самоконтроля и алгоритмы изучения предметов, которыевходят в школьную программу а также других областей знания, выбранныхстаршеклассником и не вошедших в другие бланки самоконтроля.

С целью соблюдения необходимого соотношения теории ипрактики все алгоритмы изучения и таблицы самоконтроля разделяются наследующие 5 категорий:

Общая теория по выбранному направлению.

Теория которая может понадобиться в ближайшее время.

Теория которая необходима для достижения определеннойпрактической цели во время практики.

Улучшение и тренировка навыков и умений.

Собственно практическая деятельность.

Такие бланки удобно иметь в электронном варианте и,своевременно внося изменения, печатать их на компьютерной технике.

Бланки составляются на каждый день, своевременно,вечером.

Целесообразно в таких средствах самоконтроля выделятьстранички для записей появившихся важных мыслей, описания интересныхпроизошедших случаев в течение дня, пометок на память и др. если этотребуется человеку.

Повышения качества самоконтроля можно добиться используякомпьютерную технику (ноутбуки, карманные компьютеры), позволяющуюавтоматизировать вычисление времени, процента времени от выбранного,необходимого на выполнение того или иного задания, вычислениестатистики, способствующей повышению уровня самоконтроля. При этомможно использовать приложения MicrosoftOfficeлибо специально написанные программные приложения.

С целью создания дополнительного стимула, мотивации иэмоционального настроя на работу на описанных бланках можнопредложить размещать дополнительные элементы: бросающиеся в глазафразы и афоризмы, побуждающие к энергичному действию, советы,картинки. Например, на бланках по спортивному образованию можно ввиде фонового рисунка поместить эмблему спортивной школы илинаправления, изображения победителей с наградами или знаменитыхспортсменов; на бланках по бизнес обучению можно поместитьизображения денег и драгоценностей и т.п.

Такие бланки самоконтроля и алгоритмы изучения учебногоматериала могут повысить качество периодичности выполнения заданий,повышают уровень самоконтроля, качество коррекции поведения,последовательность достижения образовательных и жизненных целейчеловеком.

Улучшение связитеории и практики посредством структуризации учебного материала

В настоящее время мире существует огромное количествоинформации. Количество информации настолько велико, что даже побольшинству узких специальностей просто невозможно изучить всюимеющуюся у человечества информацию не только за 9 лет обучения вшколе, но и за всю жизнь.

Современные производство требует высококвалифицированныекадры, это накладывает на современное образование определенныетребования. Современное образование должно быть прочным, обеспечиватьпрочное усвоение, обеспечить умение работать с обширными источникамиинформации. Также необходимо чтобы знания были практическиприменимыми.

Можно предложить следующую структуризацию получаемыхзнаний по каждой теме:

1. Теоретическая часть. Здесь должна быть раскрытаиспользуемая терминология, основные теоретические моменты,позволяющие старшекласснику ориентироваться в данной области, такжеобщая теоретическая информация.

2. Практическая часть. Здесь можно предложить даватьпримеры и способы решения профессиональных задач, конкретные советыпо решению проблем, чтобы после обучения человек мог бы открытьучебные материалы оставшиеся после обучения и применить знанияконкретно на практике, без сложной умственной обработки. Также здесьже можно разместить задачи, на которых человек мог бы потренироватьсяв нахождении решений в каждой конкретной жизненной ситуации.

3. Для внесения мотивации в обучение в 3й части можнопредложить знания по темам интересным, по мнению преподавателя,именно в данной социальной группе.

4. Научная часть. Здесь можно раскрыть направленияразвития науки, новые веяния и т.д.

Каждый пункт при такой структуризации материала можнопредложить тоже разбить на 2 части. В 1й части можно раскрыть общиемоменты, то есть материал в общем, охватывающий все случаи, ичастности, то есть все или часть возможных частных случаев.

Очень важно чтобы данные полученные знания сохранилисьна всю жизнь старшеклассника, для этого можно предложить конкретнуюсистему повторений которую человек мог бы использовать в течении всейжизни.

К сожалению, школьный курс не может охватить, раскрытьполностью все моменты решения жизненных задач, поэтому необходимо,чтобы человек, получал не только навыки по предметам, но и навыкиэффективного самообучения.

Очень часто человеку приходится иметь дело с вопросами,выходящими за пределы его образования. В XXIв.перегруженном информацией большинство людей не могут позволить себетратить много времени на изучение предметов отличающихся от егодеятельности, здесь и играет колоссальную роль правильная иэффективная структуризация материала.

Для эффективной структуризации материала и быстрогопоиска информации, можно предложить снабжение учебных пособийоглавлениями различной глубины, наличие тематических сносок и т.д.При этом материал должен быть хорошо структурирован, поэтому можнопредложить оформление материала в виде списков, причем списки должныбыть удобными для использования. «Кратковременную памятьхарактеризует ... объ­ем. Он ... равен от 5 до 9 единицинформации ...» (Немов Р.С.). Поэтому для повышения скоростиработы с материалом можно предложить составлять и использоватьсписки, не превышающие кратковременную память человека, то есть 1-7элементов в списке.

Лучше если информация будет перед глазами при решениитой или иной задачи, поэтому можно предложить использовать в учебныхпособиях конкретные таблицы, мозговые карты систематизирующие ирассматривающие материал с разных сторон. Поэтому при созданииучебных и практических пособий можно порекомендовать делать большоеколичество съемных приложений к каждому из учебно-практических ипрактических пособий, из картона синтетических материалов, хорошоструктурированных, выделенных различными цветами, разбитых в спискиили таблицы.

Для структуризации и удобства использования информацииогромную помощь могут оказать современные информационные технологии,позволяющие очень качественно оформить и структурировать материал,при помощи различных издательских систем и редакторов. Информационныетехнологии позволяют структурировать огромное количество книг(100-30000 на одном лазерном диске – это примерно 9млн печатныхстраниц) по каждому предмету и оформить их в удобном виде. Однойтакой энциклопедии может хватит на изучение на всю жизнь человека, аудобный поиск необходимой в данный момент информации может стимулировать самообучение старшеклассника. Такие информационныетехнологии при правильном составлении значительно могут ускоритьпроцесс самообразования, позволяя ему практически мгновенно находитьинтересующую и необходимую ему именно в данный момент информацию.Получается, что каждый конкретный практический момент человекподкрепляется единовременно необходимой и расширяющей кругозортеоретической информацией, также необходимая для корректногопрактического случая информация может быть легко найдена. Теория,единовременно подкрепленная практикой, и практика, единовременноподкрепленная теорией, могут значительно повысить качества знаний иумений человека.

Такой подход может значительно улучшить качествосамообразования старшеклассника.

Использованиеалгоритмов развития скорочтения, как фактор рационализации процессасамообразования старшеклассников

Анализ ряда источников (Т. Бьюзон, М. Зигайнов и др.)показал что изучение и повторение учебного материала посредствомчтения дает некоторый процент запоминания материала. При этом пределаразвития скорости чтения практически не существует. Следовательно,если человек сможет прочитывать за то время, которое ему необходимона изучение какого-нибудь материала, значительно больше по объемулитературы на изучаемую тему, то уровень знания будет эквивалентен, апри увеличении скорости чтения такой способ изучения можетзначительно превзойти по объему изученного и усвоенного материаладругие способы запоминания материала на определенную тему. В ходеэкспериментальной работы выяснилось, что такой способ изучения болеепредпочтителен для материала не требующего глубокого анализа, аматериала суть которого можно уловить на лету.

Одними из способов увеличения скорости и качества чтенияявляется: использование специальных упражнений, описанных влитературе по скорочтению, использование компьютерных обучающих иразвивающих программ. Современному старшекласснику эти способы могутне подойти в связи с нехваткой времени и недостаточной мотивацией.Следовательно необходим такой алгоритм обучения и развития навыковскорочтения, который не будет требовать больших временных затрат иотнимать время от изучения необходимого человеку материала.

Для решения данной проблемы можно предложитьиспользовать следующий алгоритм развития навыков скорочтения:

1. Старшеклассник работает с упражнениями направленнымина увеличение скорости и качества чтения.

2. Старшеклассник читает необходимую ему, длясамообразования или развлечения литературу.

3. Контролирует и поправляет проведение процесса чтения,находит ошибки и исправляет их (регулярно с любой выбраннойпериодичностью в зависимости от числа прочитанных страниц иливремени). Например каждые 2-50 страниц или каждые 3-15 минутстаршеклассник делает остановки для проведения самоконтроля исамокоррекции.

На практике использование данного алгоритма можетвыглядеть следующим образом:

1) Человек 10 минут упражняется по книге иликомпьютерной программе, с целью развития навыков скорочтения.

2) 3) 30 минут старшеклассник читает литературу,останавливая процесс чтения каждые 9 минут, с целью самоконтроля исамокоррекции, затрачивая по 1 минуте на каждую остановку.

При использовании данного алгоритма развития скорочтенияможно предложить следующие рекомендации:

1. Развитие скорочтения проводится во время повседневнойработы с литературой (художественной, научной и др.), не отрывая отизучения, необходимого человеку материала.

2. Развитие скорочтения должно происходить постоянно втечение всего периода самообучения, при изучении любого материалапосредством чтения с целью увеличения времени, задействованного дляразвития навыков скорочтения. При использовании описанного алгоритма,чтение любой литературы по сути должно стать тренировкой по развитиюнавыков скорочтения.

3. Во втором пункте алгоритма можно использоватьупражнения по развитию скорочтения, требующие непосредственногочтения и не наносящие большого ущерба качеству запоминания материала.При этом использование специальных упражнений и средств в процессечтения должно чередоваться с обычным чтением без использованияспециальных программ и упражнений, чтобы исключить привыкание толькок определенному виду чтения, посредством использования данногоконкретного упражнения.

Например для расширения поля зрения при чтении можнопредложить следующий способ чтения. Чтение производится с экранамонитора. В ходе работы выяснилось, что посредством сужения ирасширения окна программы, выводящей текст, до ширины чуть большейкомфортного чтения (с постепенным увеличением ширины окна вдолговременном периоде) посредством одного взгляда на строчку ичтения по линии сверху вниз можно добиться расширении поля зрения причтении, что является одним из способов увеличения скорости чтения (М.Зигайнов, Т. Бьюзон и др.).

Благодаря тому, что при чтении в таком случае человекизбавляется от необходимости водить глазами от начала строки до ееконца скорость чтения увеличивается и чтение становится болеекомфортным. Заметив данные преимущества человек может отказаться отдругих видов чтения, что может привести к привыканию именно к такомтипу комфортного чтения, что может привести к снижению скорости икачества обычного чтения при использовании печатных источников.Поэтому данный вид чтения можно предложить чередовать с другимивидами чтения.

4. Время затрачиваемое на тот или иной пункт алгоритма выбираются индивидуально каждым участником процесса, исходя извременных возможностей и процента сиюминутного увеличения скоростичтения посредством использования упражнений, самоконтроля исамокоррекции. При этом время затрачиваемое непосредственно наразвитие навыков скорочтения должно полностью окупаться сиюминутнымувеличением скорости чтения посредством самокоррекции и упражнений,если школьник не имеет дополнительных временных ресурсов. Если же устаршеклассника имеются дополнительные временные ресурсы, то процентвремени затрачиваемого на упражнения может быть увеличен.

5. Для временного контроля в процессе чтения можноиспользовать секундомеры со звонком, компьютерные программы, подающиезвуковой сигнал и засекающие время, звуковые записи.

Работа программы, засекающей время может выглядетьследующим образом:

1) После щелчка по клавише начинается отсчет времени, втечение которого происходит чтение необходимого человеку материала.Когда наступает определенный момент времени, заданный заранее,программа подает звуковой сигнал.

2) после истечения определенного времени программаподает сигнал о начале работы с упражнениями по развитию скорочтенияи окончании данной работы. После чего работа программыостанавливается.

Для самоконтроля, с целью четкого отслеживания времени,затрачиваемого для чтения одной страницы, можно использовать записи,предназначенные для цикличного воспроизведения посредствомкомпьютера, подающие громкий, привлекающий внимание, звуковой сигналпо истечении определенного промежутка времени. При этом до сигнала ипосле него может играть приятная, настраивающая на работу музыка.Между звуковыми сигналами можно использовать изменения звучания,сигнализирующие об определенной степени истечения, выделенного начтение страницы промежутка времени. Сигнализировать могут:постепенное увеличение громкости, скорости музыки или звуков.

Записи могут компоноваться в структурированные уроки,учитывающие период начала и завершения работы с дальнейшимпрерыванием на отдых.

В качестве звукового сигнала можно предложитьиспользовать слово или фразу настраивающее на продуктивную работу идающее положительный внушающий эффект, повышающий качество илискорость работы. Например слова: «запоминать навсегда»,«помнить», «сохранить».

7. При развитии навыков скорочтения можно предложитьиспользовать как можно больше различных источников по данной теме испециальных компьютерных программ, сборников упражнений.

Такой алгоритм развития навыков скорочтения можетувеличить скорость и качество запоминания материала и помочь человекув развитии навыков скорочтения и дальнейшего повышения скорости икачества интеллектуальной работы, связанный с изучением печатнойлитературы.

1

И.Ф.Харламов «Педагогика» Москва ЮРИСТЪ 1997 год стр.274.

2

Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии - СПб:Издательство «Питер», 2000 - 712 с.: ил. – (Серия«Мастера психологии»).

3Патрик К. Портер «Разбуди в себе гения» Минск ПОПУРИ2002. стр.222.

4Основы общей психологии. С.Л.Рубинштейн С-П,Москва, Харьков, МинскПИТТЕР 2002. стр.274.

5Основы общей психологии. С.Л.Рубинштейн С-П,Москва, Харьков, МинскПИТТЕР 2002. стр.276.

6Педагогика. И.Ф.Харламов Москва ЮРИСТЪ 1997 год. стр.153.

7Педагогика. И.Ф.Харламов Москва ЮРИСТЪ 1997 год. стр.153.

8Педагогика. И.Ф.Харламов Москва ЮРИСТЪ 1997 год. Стр.153.

9Психология и педагогика. А.А.Реан, Н.В.Бордовская, С,И.РозумС-П,Москва, Харьков, Минск ПИТТЕР 2000. стр 90.

10Ваша Память. Руководство по трунеровке и развитию. Алан БэдделиЭКСМО-ПРЕСС 2001. Стр.123.

11Ваша Память. Руководство по трунеровке и развитию. Алан БэдделиЭКСМО-ПРЕСС 2001. Стр.123.

12Как улучшить память. автор составитель А.Е.Польский Минск ХАРВЕСТ2002год. стр.105.

13Супер-память. Как быстро добиться серьезных успехов в развитиипамяти. Тони Бьюзен ПОПУРИ Минск 2003. Стр.90.

14Как улучшить память. автор составитель А.Е.Польский Минск ХАРВЕСТ2002год. стр.104.

15Педагогика. И.Ф.Харламов Москва ЮРИСТЪ 1997 год. Стр.152.

16Педагогика. И.П.Подласый Москва ВЛАДИС 2000. стр.451.

17Педагогика. И.Ф.Харламов Москва ЮРИСТЪ 1997 год. стр.160.

18С.Л.Рубинштейн «Основы общей психологии» С-П,Москва,Харьков, Минск ПИТТЕР 2002. стр.284.

19Алан Бэддели «Ваша Память. Руководство по трунеровке иразвитию» ЭКСМО-ПРЕСС 2001. стр80.

20«Как улучшить память» автор составитель А.Е.ПольскийМинск ХАРВЕСТ 2002год. стр.102.

21«Как улучшить память» автор составитель А.Е.ПольскийМинск ХАРВЕСТ 2002год. стр.105.

22Тони Бьюзен «Супер-память. Как быстро добиться серьезныхуспехов в развитии памяти» ПОПУРИ Минск 2003. стр.90.

23И.Ф.Харламов «Педагогика» Москва ЮРИСТЪ 1997 год.стр.278-279

24Р.С.Немов «Психология» том 1 Москва ВЛАДИС 2001 . стр.239.

25Э.В.Минько, А.Э.Минько «Ускоренное конспектирование и чтение» » Москва, С-П, Нижний Новгород, Воронеж,Ростов-на-Дону, Екатеринбург, Самара, Киев, Харьков, Минск ПИТТЕР2003. стр.118.

26«Как улучшить память» автор составитель А.Е.ПольскийМинск ХАРВЕСТ 2002год. стр.105.

27«Как улучшить память» автор составитель А.Е.ПольскийМинск ХАРВЕСТ 2002год. стр180.

28И.Ф.Харламов «Педагогика» Москва ЮРИСТЪ 1997 год. стр.280.

29Р.С.Немов «Психология» том 1 Москва ВЛАДИС 2001 . стр.238-239.

30Р.С.Немов «Психология» том 1 Москва ВЛАДИС 2001 .стр.240.

31И.Ф.Харламов «Педагогика» Москва ЮРИСТЪ 1997 год.стр278.

32«Как улучшить память» автор составитель А.Е.ПольскийМинск ХАРВЕСТ 2002год. стр.65.

33Р.С. Немов Психология. – М.: ВЛАДИС, 2001.

34В.Г. Крысько Психология и педагогика в схемах и таблицах.- Мн.:Харвест, М.: АСТ, 2000.- 384с. – (Библиотека практическойпсихологии). 235 с.

35Подласый И.П. Педагогика: Новый курс: Учеб. для студ. высш. учеб.заведений: В 2 кн. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2002. –Кн. 1: Общие основы. Процесс обучения. – 576с.: ил. Стр. 451.

36Подласый И.П. Педагогика: Новый курс: Учеб. для студ. высш. учеб.заведений: В 2 кн. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2002. –Кн. 1: Общие основы. Процесс обучения. – 576с.: ил. С. 446.

37С.Л. Рубинштейн Основы общей психологии.-М.: ПИТЕР, 2002. с.275

38Минько Э.В., Минько А.Э. Ускоренное конспектирование и чтение. –СПб.: Питер, 2003.- 128с.: ил. С. 29.

39Андрианов В.И. Десятипальцевый метод печати на компьютере. –СПб.: Питер. 2004. – 64с.: ил.

40Немов Р.С. Психология: Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений: В3 кн. – 4-е изд. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003.– Кн. 1: Общие основы психологии. – 688 с. С. 254.

41Немов Р.С. Психология: Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений: В3 кн. – 4-е изд. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003.– Кн. 1: Общие основы психологии. – 688 с. с. 220.

42Немов Р.С. Психология: Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений: В3 кн. – 4-е изд. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003.– Кн. 1: Общие основы психологии. – 688 с. с. 226.

43Коуплан Р. Гипноз: практическое руководство. – СПб.: Питер,2001. – 288 с.: ил. – (Серия «Сам себе психолог»).стр. 272.

44Коуплан Р. Гипноз: практическое руководство. – СПб.: Питер,2001. – 288 с.: ил. – (Серия «Сам себе психолог»).стр. 262.

45Коуплан Р. Гипноз: практическое руководство. – СПб.: Питер,2001. – 288 с.: ил. – (Серия «Сам себе психолог»).стр. 262.

46Коуплан Р. Гипноз: практическое руководство. – СПб.: Питер,2001. – 288 с.: ил. – (Серия «Сам себе психолог»).стр. 272.

47Коуплан Р. Гипноз: практическое руководство. – СПб.: Питер,2001. – 288 с.: ил. – (Серия «Сам себе психолог»).стр. 263.

48Харламов И.Ф. Педагогика: Учеб. Пособие. – 3-е изд., перераб.И доп. – М.: Юристъ, 1997. – 512 с. стр. 278.

49Коуплан Р. Гипноз: практическое руководство. – СПб.: Питер,2001. – 288 с.: ил. – (Серия «Сам себе психолог»).стр. 108.

50Коуплан Р. Гипноз: практическое руководство. – СПб.: Питер,2001. – 288 с.: ил. – (Серия «Сам себе психолог»).стр. 107.

51Коуплан Р. Гипноз: практическое руководство. – СПб.: Питер,2001. – 288 с.: ил. – (Серия «Сам себе психолог»).стр. 262

52Ахмедов Т.И. Гипноз. Новейший справочник. – М.: Изд-во Эксмо,2005. – 608 с. стр. 220.

53Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии - СПб: Издательство«Питер», 2000 - 712 с.: ил. – (Серия «Мастерапсихологии»).

54Педагогика. И.Ф.Харламов Москва ЮРИСТЪ 1997 год. стр.153.

55С.Л. Рубинштейн Основы общей психологии.-М.: ПИТЕР, 2002. с.275

56Немов Р.С. Психология: Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений: В3 кн. – 4-е изд. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003.– Кн. 1: Общие основы психологии. – 688 с. с. 220.

57Коуплан Р. Гипноз: практическое руководство. – СПб.: Питер,2001. – 288 с.: ил. – (Серия «Сам себе психолог»).стр. 272.

58Коуплан Р. Гипноз: практическое руководство. – СПб.: Питер,2001. – 288 с.: ил. – (Серия «Сам себе психолог»).стр. 262.

59Коуплан Р. Гипноз: практическое руководство. – СПб.: Питер,2001. – 288 с.: ил. – (Серия «Сам себе психолог»).стр. 262.

60Коуплан Р. Гипноз: практическое руководство. – СПб.: Питер,2001. – 288 с.: ил. – (Серия «Сам себе психолог»).стр. 108.

61Коуплан Р. Гипноз: практическое руководство. – СПб.: Питер,2001. – 288 с.: ил. – (Серия «Сам себе психолог»).стр. 107.

62Коуплан Р. Гипноз: практическое руководство. – СПб.: Питер,2001. – 288 с.: ил. – (Серия «Сам себе психолог»).стр. 262

63Патрик К. Портер «Разбуди в себе гения» Минск ПОПУРИ2002. стр.222.


Автор: к.п.н. , магистр психологии Румянцев Сергей Александрович (ранняя научная статья, до получения окончательного профессионального образования)
 

Рейтинг@Mail.ru