проблемы рационализации современного образования (на примере самообразованиястаршеклассников)(школа)

Проблемы рационализации современного образования (на примере самообразованиястаршеклассников)(школа)

Проблемы рационализации современного образования (на примере самообразованиястаршеклассников)(школа)
(0)

Проблемы рационализации современного образования (на примере самообразования старшеклассников)(школа)

Формирование навыков самообучения у школьников является одной из наиболее актуальных проблем в современной педагогике, так как учащийся в современной школе вынужден уделять гораздо больше времени самостоятельной работе (самообучению), чем в школе на уроках.«Домашняя учебная работа учащихся состоит в самостоятельном выполнении заданий учителя по повторению и более глубокому усвоению изучаемого материала и его применению на практике, развитию творческих способностей и дарований и совершенствованию умений и навыков»1.

Обучение нацеленное на изучение, понимание и воспроизведение учебного материала, особенно в старших классах является результатом самообразования, их самостоятельной работы.

Каждый ученик выступает в роли педагога и психолога,имеющего единственный объект воздействия - самого себя. К сожалению,современный школьник не имеет таких навыков. И его самостоятельная работа проходит весьма неэффективно, в результате ученик не использует большую часть природных данных и приобретенных способностей.

За годы вербально иллюстративного учения обучающиеся теряют свои задатки, могут усомниться в своих умственных способностях, теряют надежду и желание понять и изучить тот или иной предмет. Особенно если учителя не способны заинтересовывать обучающихся своим предметом, породить в них стремление к знанию, к познанию чего-то нового.

Такие школьники теряют вообще желание учиться и познавать что-то новое, замыкаются в себе, не могут найти себя в жизни. Ведь как минимум 9 лет для школьников обучение является основной обязанностью, забирает большую часть их времени и,следовательно, для положительного самоощущения эта обязанность должна быть не только их «обязанностью», но и любимым делом в котором у них что-то получается от которого они получают удовольствие и удовлетворение.

Студентов педагогических вузов в основном учат учить, нодовольно мало времени обучают обучать умению самостоятельногообучения. Т.е. они овладевают навыками воздействия на школьников сцелью увеличить их работоспособность на уроке, но упускают извнимания обучение школьников ведению и организации самостоятельнойработы дома. Учителя школ в своем большинстве вообще оставляют этотмомент без внимания.

Если же часть учебного времени направить (использовать)на приобретение, повышение, развитие навыков самостоятельного обучения (по каждому конкретному предмету, потому что каждый предмет требует индивидуального подхода к работе с ним), повышения работоспособности, изучение законов памяти и использование их в самостоятельной работе, то результат не только не будет хуже, но и значительно превзойдет тот результат, который будет получен при использовании этого времени в других учебных целях. Конечно, при наличии и развитии мотивации и желания обучаться.

На каждом уроке желательно давать учащимся советы,которые те должны использовать при изучении того или иного материала. Т.к. различный материал даже по одному и тому же предмету требует индивидуального подхода. Например, при заучивании математических теорем необходим их глубокий анализ и понимание, при заучивании формул тригонометрии этот момент играет меньшую роль, при изучении же какого-либо исторического события большую роль играет воображение.

Необходимо рекомендовать в определенные периоды времениповторять тот или иной материал, обучать работе с литературой,предлагать организацию работы дома при подготовке к экзаменам,контрольным, обучать законам памяти и их использованию присамостоятельной работе дома и на уроке.

Преподавателю необходимо подбирать наиболее подходящие рекомендации в каждом конкретном случае в зависимости от времени года, возраста, интеллектуального развития учащихся, предмета, типа материала и т.п. За годы обучения в школе при такой работе у каждого ученика должны сложиться мощные навыки наиболее эффективной организации своей самостоятельной работы, что поможет им не только при продолжении образования, но и в работе, воспитании детей.

Такая работа может существенно улучшить качество иэффективность образования.

В современном мире период удвоения информации приближается к нескольким десяткам лет. Это огромное число информации. Растет число информации следовательно растут требования к знаниям и развитию человека. В современном мире очень развита система образования населения, при этом используются различные методы, и способы обучения. Использование этих методов значительно улучшает качество образования.

Однако одной из проблем современного образованияявляется улучшение качества образования через повышениесамостоятельности, желания учится, интереса школьников к знаниям.

Очень важным моментом является самоконтроль школьников при изучении материала.

Важно чтобы учащиеся использовали наиболее эффективные законы обучения при самостоятельном изучении материала. В программе отсутствуют предметы на которых школьники целенаправленно обучались методам обучения и изучения учебного материала.

В результате учащиеся вынуждены выводить эти законы самостоятельно методом проб и ошибок либо изучать специальную педагогическую литературу. Школьная программа очень насыщенная часто школьники настолько перегружены учебой что не успевают даже отдохнуть, естественно у них не остается времени на полноценное изучение педагогической литературы и полноценную продуманную организацию своего самообразования.

Между тем правильная организация процесса самообразования может существенно улучшить качество и ускорить обучение. В ряде источников приводятся основные законы памяти и методы обучения. Но возникает проблема: использование этих законов требует определенных навыков и волевых усилий школьников, а каждый закон требует индивидуального обращения, в результате даже знающие эти законы и методы учащиеся не пользуют их полноценно. К тому же эти законы приводятся в различных источниках не систематизировано несвязанно и в разных источника приводятся по разному, в результате чтобы выделить и систематизировать эти законы необходимо изучить много литературы на что у старшеклассников не остается времени.

Вариант систематизации законов эффективного самообучения и алгоритмизации процесса самообразования описанный в этой работеможет значительно повысить качество самообразования старшеклассников.


1

И.Ф.Харламов «Педагогика» Москва ЮРИСТЪ 1997 год стр.274.

2

Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии - СПб:Издательство «Питер», 2000 - 712 с.: ил. – (Серия«Мастера психологии»).

3Патрик К. Портер «Разбуди в себе гения» Минск ПОПУРИ2002. стр.222.

4Основы общей психологии. С.Л.Рубинштейн С-П,Москва, Харьков, МинскПИТТЕР 2002. стр.274.

5Основы общей психологии. С.Л.Рубинштейн С-П,Москва, Харьков, МинскПИТТЕР 2002. стр.276.

6Педагогика. И.Ф.Харламов Москва ЮРИСТЪ 1997 год. стр.153.

7Педагогика. И.Ф.Харламов Москва ЮРИСТЪ 1997 год. стр.153.

8Педагогика. И.Ф.Харламов Москва ЮРИСТЪ 1997 год. Стр.153.

9Психология и педагогика. А.А.Реан, Н.В.Бордовская, С,И.РозумС-П,Москва, Харьков, Минск ПИТТЕР 2000. стр 90.

10Ваша Память. Руководство по трунеровке и развитию. Алан БэдделиЭКСМО-ПРЕСС 2001. Стр.123.

11Ваша Память. Руководство по трунеровке и развитию. Алан БэдделиЭКСМО-ПРЕСС 2001. Стр.123.

12Как улучшить память. автор составитель А.Е.Польский Минск ХАРВЕСТ2002год. стр.105.

13Супер-память. Как быстро добиться серьезных успехов в развитиипамяти. Тони Бьюзен ПОПУРИ Минск 2003. Стр.90.

14Как улучшить память. автор составитель А.Е.Польский Минск ХАРВЕСТ2002год. стр.104.

15Педагогика. И.Ф.Харламов Москва ЮРИСТЪ 1997 год. Стр.152.

16Педагогика. И.П.Подласый Москва ВЛАДИС 2000. стр.451.

17Педагогика. И.Ф.Харламов Москва ЮРИСТЪ 1997 год. стр.160.

18С.Л.Рубинштейн «Основы общей психологии» С-П,Москва,Харьков, Минск ПИТТЕР 2002. стр.284.

19Алан Бэддели «Ваша Память. Руководство по трунеровке иразвитию» ЭКСМО-ПРЕСС 2001. стр80.

20«Как улучшить память» автор составитель А.Е.ПольскийМинск ХАРВЕСТ 2002год. стр.102.

21«Как улучшить память» автор составитель А.Е.ПольскийМинск ХАРВЕСТ 2002год. стр.105.

22Тони Бьюзен «Супер-память. Как быстро добиться серьезныхуспехов в развитии памяти» ПОПУРИ Минск 2003. стр.90.

23И.Ф.Харламов «Педагогика» Москва ЮРИСТЪ 1997 год.стр.278-279

24Р.С.Немов «Психология» том 1 Москва ВЛАДИС 2001 . стр.239.

25Э.В.Минько, А.Э.Минько «Ускоренное конспектирование и чтение» » Москва, С-П, Нижний Новгород, Воронеж,Ростов-на-Дону, Екатеринбург, Самара, Киев, Харьков, Минск ПИТТЕР2003. стр.118.

26«Как улучшить память» автор составитель А.Е.ПольскийМинск ХАРВЕСТ 2002год. стр.105.

27«Как улучшить память» автор составитель А.Е.ПольскийМинск ХАРВЕСТ 2002год. стр180.

28И.Ф.Харламов «Педагогика» Москва ЮРИСТЪ 1997 год. стр.280.

29Р.С.Немов «Психология» том 1 Москва ВЛАДИС 2001 . стр.238-239.

30Р.С.Немов «Психология» том 1 Москва ВЛАДИС 2001 .стр.240.

31И.Ф.Харламов «Педагогика» Москва ЮРИСТЪ 1997 год.стр278.

32«Как улучшить память» автор составитель А.Е.ПольскийМинск ХАРВЕСТ 2002год. стр.65.

33Р.С. Немов Психология. – М.: ВЛАДИС, 2001.

34В.Г. Крысько Психология и педагогика в схемах и таблицах.- Мн.:Харвест, М.: АСТ, 2000.- 384с. – (Библиотека практическойпсихологии). 235 с.

35Подласый И.П. Педагогика: Новый курс: Учеб. для студ. высш. учеб.заведений: В 2 кн. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2002. –Кн. 1: Общие основы. Процесс обучения. – 576с.: ил. Стр. 451.

36Подласый И.П. Педагогика: Новый курс: Учеб. для студ. высш. учеб.заведений: В 2 кн. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2002. –Кн. 1: Общие основы. Процесс обучения. – 576с.: ил. С. 446.

37С.Л. Рубинштейн Основы общей психологии.-М.: ПИТЕР, 2002. с.275

38Минько Э.В., Минько А.Э. Ускоренное конспектирование и чтение. –СПб.: Питер, 2003.- 128с.: ил. С. 29.

39Андрианов В.И. Десятипальцевый метод печати на компьютере. –СПб.: Питер. 2004. – 64с.: ил.

40Немов Р.С. Психология: Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений: В3 кн. – 4-е изд. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003.– Кн. 1: Общие основы психологии. – 688 с. С. 254.

41Немов Р.С. Психология: Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений: В3 кн. – 4-е изд. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003.– Кн. 1: Общие основы психологии. – 688 с. с. 220.

42Немов Р.С. Психология: Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений: В3 кн. – 4-е изд. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003.– Кн. 1: Общие основы психологии. – 688 с. с. 226.

43Коуплан Р. Гипноз: практическое руководство. – СПб.: Питер,2001. – 288 с.: ил. – (Серия «Сам себе психолог»).стр. 272.

44Коуплан Р. Гипноз: практическое руководство. – СПб.: Питер,2001. – 288 с.: ил. – (Серия «Сам себе психолог»).стр. 262.

45Коуплан Р. Гипноз: практическое руководство. – СПб.: Питер,2001. – 288 с.: ил. – (Серия «Сам себе психолог»).стр. 262.

46Коуплан Р. Гипноз: практическое руководство. – СПб.: Питер,2001. – 288 с.: ил. – (Серия «Сам себе психолог»).стр. 272.

47Коуплан Р. Гипноз: практическое руководство. – СПб.: Питер,2001. – 288 с.: ил. – (Серия «Сам себе психолог»).стр. 263.

48Харламов И.Ф. Педагогика: Учеб. Пособие. – 3-е изд., перераб.И доп. – М.: Юристъ, 1997. – 512 с. стр. 278.

49Коуплан Р. Гипноз: практическое руководство. – СПб.: Питер,2001. – 288 с.: ил. – (Серия «Сам себе психолог»).стр. 108.

50Коуплан Р. Гипноз: практическое руководство. – СПб.: Питер,2001. – 288 с.: ил. – (Серия «Сам себе психолог»).стр. 107.

51Коуплан Р. Гипноз: практическое руководство. – СПб.: Питер,2001. – 288 с.: ил. – (Серия «Сам себе психолог»).стр. 262

52Ахмедов Т.И. Гипноз. Новейший справочник. – М.: Изд-во Эксмо,2005. – 608 с. стр. 220.

53Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии - СПб: Издательство«Питер», 2000 - 712 с.: ил. – (Серия «Мастерапсихологии»).

54Педагогика. И.Ф.Харламов Москва ЮРИСТЪ 1997 год. стр.153.

55С.Л. Рубинштейн Основы общей психологии.-М.: ПИТЕР, 2002. с.275

56Немов Р.С. Психология: Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений: В3 кн. – 4-е изд. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003.– Кн. 1: Общие основы психологии. – 688 с. с. 220.

57Коуплан Р. Гипноз: практическое руководство. – СПб.: Питер,2001. – 288 с.: ил. – (Серия «Сам себе психолог»).стр. 272.

58Коуплан Р. Гипноз: практическое руководство. – СПб.: Питер,2001. – 288 с.: ил. – (Серия «Сам себе психолог»).стр. 262.

59Коуплан Р. Гипноз: практическое руководство. – СПб.: Питер,2001. – 288 с.: ил. – (Серия «Сам себе психолог»).стр. 262.

60Коуплан Р. Гипноз: практическое руководство. – СПб.: Питер,2001. – 288 с.: ил. – (Серия «Сам себе психолог»).стр. 108.

61Коуплан Р. Гипноз: практическое руководство. – СПб.: Питер,2001. – 288 с.: ил. – (Серия «Сам себе психолог»).стр. 107.

62Коуплан Р. Гипноз: практическое руководство. – СПб.: Питер,2001. – 288 с.: ил. – (Серия «Сам себе психолог»).стр. 262

63Патрик К. Портер «Разбуди в себе гения» Минск ПОПУРИ2002. стр.222.



Автор: к.п.н. , магистр психологии Румянцев Сергей Александрович (ранняя научная статья, до получения окончательного профессионального образования)
 

Рейтинг@Mail.ru