самокоррекция самообразования старшеклассников в соответствии с современными достижениями психологии и педагогики (школа)

Самокоррекция самообразования старшеклассников в соответствии с современными достижениями психологии и педагогики (школа)

Самокоррекция самообразования старшеклассников в соответствии с современными достижениями психологии и педагогики (школа)
(0)

Самокоррекция самообразования старшеклассников в соответствии с современными достижениями психологии и педагогики(школа)


В современном мире период удвоения информации приближается к нескольким десяткам лет. Это огромное число информации. Растет число информации следовательно растут требования к знаниям и развитию человека. В современном мире очень развита система образования населения, при этом используются различные методы, и способы обучения. Использование этих методов значительно улучшает качество образования. Однако одной из проблем современного образования является улучшение качества образования через повышение самостоятельности, желания учится, интереса школьников к знаниям.Очень важным моментом является самоконтроль школьников при изучении материала. Важно чтобы учащиеся использовали наиболее эффективные законы обучения при изучении материала. В программе отсутствуют предметы на которых школьники целенаправленно обучались методам обучения и изучения учебного материала. В результате учащиеся вынуждены выводить эти законы самостоятельно методом проб и ошибок либо изучать специальную педагогическую литературу. Школьная программа очень насыщенная часто школьники настолько перегружены учебой что не успевают даже отдохнуть, естественно у них не остается времени на полноценное изучение педагогической литературы и полноценную продуманную организацию своего учебного процесса. Между тем правильная организация учебного процесса может существенно улучшить качество и ускорить обучение. В ряде источников приводятся основные законы памяти и методы обучения. Но возникает проблема:использование этих законов требует определенных навыков и волевых усилий школьников, а каждый закон требует индивидуального обращения,в результате даже знающие эти законы и методы учащиеся не пользуют их полноценно. К тому же эти законы приводятся в различных источниках несистематизировано не связанно и в разных источника приводятся поразному, в результате чтобы выделить и систематизировать эти законы необходимо изучить много литературы на что у старшеклассников непедагогических специальностей не остается времени.

Рассмотрев ряд источников можно выделить следующие рекомендации и систематизировать законы обучения по следующим уровнямкоторые можно будет легко использовать поочередно обращаясь к каждому уровню:

1) Состояние души.

Необходимо сильно интересоваться тем что изучаешь.

Готовности к запоминанию – нужно четко знать что этот материал необходимо запомнить.

Положительного отношения к материалу.

2) Состояние мозга.

музыка -состояния(«Авторы книги «Суперобучение» утверждают, что учеловека, натренированного заниматься под музыку в альфа-состоянии,способность к запоминанию фантастически возрастает»3).

самовнушение для введение в соответствующее состояниеблагоприятное для научения.

медитация, гипноз: обучение под гипнозом.

использование современных технических средств повышающихобучаемость мозга (потенциалайзер Грэхема, генератор 8-герцевогополя, биобатарейка, альфа-стим и другие).

3) Состояние тела.

правильное положение тела .

хорошее самочувствие:

здоровье,

спорт,

оздоровительные мероприятия.

3. Правильное сбалансированноепитание.

4. Соблюдение режима.

4) Контроль в процессе обучения.

Закон осмысления. Понимание вместо механическогозаучивания. Зубрение запрещено.

Закон одновременных впечатлений, усиление первоначальныхвпечатлений. Мотивация, эмоционально волевой характер обучения.

Внимание.

Принцип сознательности , творческой активности исамостоятельности.

Связь обучения с жизнью

Проблемность обучения.

5) Организация самого процесса обучения.

5.1) методы изучения.

мозговые карты.

логическая организация запоминаемого материала.

провести обзор материала. поставить вопросы.

пересказ материала своими словами. повторения

ассоциации. сравнение нахождение сходство различие междупредметами.

использование гипотезы общего времени.

наглядность обучения.

5.2)принципы обучения:

объема знаний

изучение предмета глубже.

Принцип прочности. использование нерпоизвольногозапоминания.

принцип доступности

5.3) общая организация обучения.

Закон торможения. Раздельное изучение разных предметов.

Предварительные и рабочие повторения.

Принцип систематичности и последовательности.

Временное распределение научения, распределенноезаучивание.

Такая схема очень удобна тем, что позволяет четкообращаться к тому или иному уровню своего состояния и корректироватьего перед началом и во время изучения материала, а также выбиратьметоды которые можно использовать при изучении того или иногоматериала для достижения наибольшей эффективности обучения. Такиетаблицы должны иметься у каждого старшеклассника на рабочем столе.Перед началом самообразования можно выделять время в течение,которого старшеклассники приведут в правильное состояние оптимальноедля эффективного обучения. Каждый пункт данного списка необходимотщательно разбирать и отрабатывать при помощи специальных упражнений.В середине урока можно проводить 5ти минутное отступление, в течение,которого следует рекомендовать обратить внимание на необходимостьсоблюдения того или иного пункта данного списка.

Желательно ввести факультативные занятия на которыхболее глубоко будут разбираться тот или иной пункт данной таблицырасширять знания о законах эффективного обучения. При такой работеосновной навык должен вырабатываться во время основной работы, тоесть изучения других предметов. Такое нововведение должно существенноулучшить качество и увеличить скорость обучения.


Использование алгоритмов изучения и повторения учебногоматериала старшеклассниками в процессе самообразования


Человек в современном мире окружен огромным объемоминформации. XXIвек накладывает все большие требования к образованию человека. Уровень знаний, требуемых от людей растет с каждым днем. Современнаяшкола обеспечивает учащихся общими знаниями.

Каждый день учащиеся получают довольно большое числоинформации, от них требуют знания, но никто, в большинстве случаев,не обеспечивает их знаниями о том, как им нужно заучивать данныйматериал.

Большинство, методом проб и ошибок, сами вырабатываютдля себя алгоритм изучения материала; многие просто читают лекции; текто действительно хотят эффективно улучшить качество заучиванияматерила обращаются к педагогической литературе и литературе,рассматривающие проблемы и законы запоминания. Для того чтобысамостоятельно выделить такой алгоритм из большого числа источниковнеобходимо потратить на это много времени.

Проанализировав ряд источников (см. список литературы),затрагивающих вопросы памяти, можно выделить такой алгоритм обучения.

Основной алгоритм такого обучения можно условноразделить на две части:

1) Восприятие, изучение и закрепление материала.

2) Сохранение и дополнительное закрепление знаний.


Очень важно чтобы этот алгоритм не воспринимался какнечто не движимое, этот алгоритм надо воспринимать мобильно исходя изкаждого конкретного случая.

1) Знакомство, изучение и закрепление материала.

Изучение можно разделить условно на 3 этапа:

1,1) Знакомство с материалом.

1,2) Пропедевтика материала.

1,3) Усвоение.

1,4) Закрепление.

1,1) Знакомство с материалом –это может быть урок в школе и т.п. Если материал очень простой, этотпункт может стать одновременно и 3-м пунктом. При самостоятельномизучении учебного материала этот пункт может быть опущен.

1,2) Пропедевтика материала.

1.2.1) «непроизвольноезапоминание может оказаться эффективнее произвольного» - (5,1).«..запоминание , включенное в какую-нибудь деятельность,оказывается особенно эффективным, вскрывает характер зависимостизапоминания от деятельности, в ходе которой оно совершается»4.«Рациональное распределение повторений содействует и болееэкономичному заучиванию, и более длительному запоминанию»5.Из выше сказанного следует, что при предварительном изучении следуетиспользовать непроизвольное запоминание. Например, при изучении тойили иной программы на компьютере следует, после ознакомления сучебным материалом, не просто начать учить его, а лучше выбрать себекакой-нибудь учебный проект и выполнить его.

1.2.2) «Материал лучшезапоминается в том случае если,… при заучивании материала онвнимательно прочитывается минимальное количество раз с разбивкой насмысловые фрагменты и затем воспроизводится путем активныхповторений, повторений с подглядыванием». «Приконцентрированном запоминании знания переходят в оперативную,кратковременную память и быстро забываются. Рассредоточенное жезапоминание способствует переводу знаний в память долговременную»6.Следовательно, при невозможности использования непроизвольногозапоминания одним из наиболее эффективных методов является методпредварительного заучивания, которое растянуто во времени изучение сиспользованием активных повторений.

1.2.3) Возможно включение и других методов изученияматериала, главное, чтобы выполнялось7.Осуществлялась проработка лекций с подчеркиванием, выделением главноймысли, систематизацией материала, проработкой на ЭВМ.

1,3) Окончательноеусвоение.

При предварительном изучении особенно 1-м способом,возможно, что какие-нибудь важные моменты материала были упущены вприменении и, следовательно, нужно их найти и выучить именно дляэтого можно выделить этот пункт – окончательное заучивание.После усвоения материал должен быть уже полностью усвоен и легковоспроизводиться при необходимости. При этом наиболее целесообразноиспользовать усвоение с воспроизведением материала ( «лучшимсредством запоминания изученного материала является его активноевоспроизведение»8).

4) Дополнительное закрепление материала можетпонадобиться, когда материал особенно трудный, а также когда приусвоении были нарушены законы эффективного запоминания и заучиваниебыло недостаточно глубоким («Знании, полученные с помощьюпростого зубрения, почти неизбежно забываются совершенно бесследно.У.Джеймс»9.При дополнительном закреплении можно исправить подобную ошибку).

2) Сохранение и дополнительное закрепление знаний.

Имеется уже усвоенный, материал. Необходимо обеспечитьего сохранность в течение длительного времени.

Известно, что в большом количестве случаев материалпосле изучения, без дальнейшего повторения и использования, невспомнится полноценно – «…. не повторяющиесяэпизоды показывали выраженное забывание в течение четырех лет(забывалось 65 процентов материала)»10.

Для того чтобы полноценно сохранить материал в памятинеобходимо либо использовать, либо повторять проработанный материал.Прежде чем человек сможет полноценно использовать то, чему его научатв школе пройдет много лет. Следовательно, либо использование учебногоматериала должно быть предусмотрено в течение всего периода обучениялибо он должен повторяться. «Припоминание события способствуетего повторению и снижает темп забывания. …

Даже однократной проверки было достаточно, чтобы снизитьзабывание, в то время как эпизоды, проверенные четыре и более раз,показывали вероятность забывания в течение четырех лет всего лишьпорядка 12 процентов, что могло служить дополнительным свидетельством эффективности постоянного напоминания для сохранения воспоминания»11.

Авторы книг «Как улучшить память» и«Супер-память» предлагают следующие схемы повторений:

1) «

повторение

время

первое

сразупосле прочтения

второе

через20м после прошлого повторения

третье

через8 часов

четвертое

черезсутки ( лучше перед сном).

»12.

2). «1-й повтор 10 минут, 2-йповтор 24 часов, 3-й повтор 1 неделя, 4-й повтор 1 месяц, 5-й повтор6 месяцев.»13.

Проанализировав данные выводы можно вывести новую схемуповторений:

повторение

Время

1

сразупосле проучки

2

10-20минут после прошлого повторения

3

через8 часов (важно чтобы было в день проучки, если невозможно то хотябы просто перед сном).

4

черезсутки

5

черезнеделю

6

черезмесяц

7

черезшесть месяцев.


Если записать полученные промежутки времени в часах, тополучим следующий ряд чисел: 0; 0,166-0,3330,25; 8; 24; 168; 744; 4464. График повторений будет иметь вид:


32; 3; 7; 4,43; 6 – это отношения последующего ипредыдущего срока. Если исключить из этого ряда первое число, так каконо очень сильно выделяется из ряда и является особым случаем.

Полученный ряд 3; 7; 4.43; 6. Среднее арифметическоеэтих чисел 5, получается, что каждый последующий срок повторенияпревышает предыдущий примерно в 5 раз. Таким образом, логическипродолжив прошлую таблицу, получим следующее ее продолжение, израсчета на всю жизнь человека;

8

через2,5 года

9

через12,5 лет

В соответствии с выведенным предложением, можнопредложить добавить повторение через полтора часа последвадцатиминутного повторения.

Новый график будет иметь вид:

Заучиваниематериала.

1)Ознакомлениес материалом.

Лекция, практика, предварительное чтение, урок и такдалее.


2)Предварительноезаучивание материала.

Должно быть растянуто на длительный срок – отнескольких дней и более.

Метод:

использование непроизвольного запоминания.

метод активных повторений

проработка лекций с подчеркиванием

систематизация материала

проработка на ЭВМ

идругие.

3)Окончательноезаучивание учебного материала.

Полное заучивание материла, после этого учебныйматериал должен легко воспроизводится.

Метод: активное воспроизведение.


4)Закреплениематериала.

Исправление нарушений эффективного запоминания.

Метод:как во 1-м, 2-м и 3-м пункте.

Сохранениезаученного материала.

1повторение

сразупосле полного заучивания

2повторение

10-20минут после прошлого повторения

3повторение

Через1,5 часа.

4повторение

через8 часов (важно чтобы было в день заучивания, если невозможно тохотя бы просто перед сном).

5повторение

черезсутки

6повторение

черезнеделю

7повторение

черезмесяц

8повторение

черезшесть месяцев.

9повторение

через2,5 года

10повторение

через12,5 лет


Таким образом, получается, что 10 повторений достаточночтобы сохранить проученный материал на длительный срок. Это конечноимеет приближенный характер и требует исследований для каждогоконкретного материала (предмета, типа материала, логичности материла,заинтересованности изучающего в материале и так далее). Все же этаобщая картина проста для применения человеком в течение всей жизни ис определенным процентом точности обеспечивает качество знанияматерила и главное человек, который будет пользоваться этой системойобучения, будет четко знать, когда ему нужно, что-либо повторить.

«важно не просто прочитать текст, а повторить его,хотя бы мысленно»14.«Повторение может быть двух родов, из которых одно мы называемактивным, а другое пассивным… Активное повторение состоит втом что ученик самостоятельно, не воспринимая информации из внешнегомира, воспроизводит в самом себе следы воспринятых преждепредставлений. Это активное повторение гораздо действеннеепассивного…К.Д.Ушинский…»15.Это позволяет сделать вывод о том, что для повторений наиболеецелесообразно использовать воспроизведение материала с последующимисправлением ошибок воспроизведения.

Таким образом, можно составить следующий план заучиванияматериала, при помощи которого любой человек, даже никогда неизучавший педагогику и психологию, сможет полноценно и с экономиейвремени и сил заучить и сохранить необходимый ему учебный материал:

«Универсальным средством и главным способомформирования системы научных знаний является определенным образоморганизованное обучение»16.«Большую регулятивную и стимулирующую роль в обучении играетосуществление контроля за качеством овладения изучаемым материалом ипобуждение … к самоконтролю»17.Для регулирования правильного и своевременного использования даннойтаблицы можно предложить разбивать изучаемый материал на смысловыеединицы вопросы (например 1-4 страницы печатного текста) и записыватьвремя заучивания и повторения в специальную тетрадку или файл накомпьютере и регулярно проверять не подошло ли время повторитьматериал.

Такой алгоритм обучения прост в применении любымшкольником если он будет иметь перед глазами выше приведенную таблицуи контролировать свое обучение.

Использование алгоритма обучения обеспечитгарантированное знание всего материла и абитуриент, поступая в вузсможет четко сказать какой материал он знает, изучая его поописанному алгоритму. При необходимости он сможет расширить знания.

Если ввести такие записи в школе, у учителя появитсяновый вид контроля за знаниями учащихся. Тетрадки для таких записейможно распечатывать в типографии в виде первой колонки приведеннойтаблицы и пустой второй колонки для каждого вопроса с последующимзанесением во вторую колонку записей в виде текущей даты,затраченного времени, и даты намечающего следующего необходимогообращения к данному учебному вопросу.

Такие таблицы можно будет прилагать к учебникам, рабочимтетрадям, к лекциям, просто использовать в школе.


1

И.Ф.Харламов «Педагогика» Москва ЮРИСТЪ 1997 год стр.274.

2

Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии - СПб:Издательство «Питер», 2000 - 712 с.: ил. – (Серия«Мастера психологии»).

3Патрик К. Портер «Разбуди в себе гения» Минск ПОПУРИ2002. стр.222.

4Основы общей психологии. С.Л.Рубинштейн С-П,Москва, Харьков, МинскПИТТЕР 2002. стр.274.

5Основы общей психологии. С.Л.Рубинштейн С-П,Москва, Харьков, МинскПИТТЕР 2002. стр.276.

6Педагогика. И.Ф.Харламов Москва ЮРИСТЪ 1997 год. стр.153.

7Педагогика. И.Ф.Харламов Москва ЮРИСТЪ 1997 год. стр.153.

8Педагогика. И.Ф.Харламов Москва ЮРИСТЪ 1997 год. Стр.153.

9Психология и педагогика. А.А.Реан, Н.В.Бордовская, С,И.РозумС-П,Москва, Харьков, Минск ПИТТЕР 2000. стр 90.

10Ваша Память. Руководство по трунеровке и развитию. Алан БэдделиЭКСМО-ПРЕСС 2001. Стр.123.

11Ваша Память. Руководство по трунеровке и развитию. Алан БэдделиЭКСМО-ПРЕСС 2001. Стр.123.

12Как улучшить память. автор составитель А.Е.Польский Минск ХАРВЕСТ2002год. стр.105.

13Супер-память. Как быстро добиться серьезных успехов в развитиипамяти. Тони Бьюзен ПОПУРИ Минск 2003. Стр.90.

14Как улучшить память. автор составитель А.Е.Польский Минск ХАРВЕСТ2002год. стр.104.

15Педагогика. И.Ф.Харламов Москва ЮРИСТЪ 1997 год. Стр.152.

16Педагогика. И.П.Подласый Москва ВЛАДИС 2000. стр.451.

17Педагогика. И.Ф.Харламов Москва ЮРИСТЪ 1997 год. стр.160.

18С.Л.Рубинштейн «Основы общей психологии» С-П,Москва,Харьков, Минск ПИТТЕР 2002. стр.284.

19Алан Бэддели «Ваша Память. Руководство по трунеровке иразвитию» ЭКСМО-ПРЕСС 2001. стр80.

20«Как улучшить память» автор составитель А.Е.ПольскийМинск ХАРВЕСТ 2002год. стр.102.

21«Как улучшить память» автор составитель А.Е.ПольскийМинск ХАРВЕСТ 2002год. стр.105.

22Тони Бьюзен «Супер-память. Как быстро добиться серьезныхуспехов в развитии памяти» ПОПУРИ Минск 2003. стр.90.

23И.Ф.Харламов «Педагогика» Москва ЮРИСТЪ 1997 год.стр.278-279

24Р.С.Немов «Психология» том 1 Москва ВЛАДИС 2001 . стр.239.

25Э.В.Минько, А.Э.Минько «Ускоренное конспектирование и чтение» » Москва, С-П, Нижний Новгород, Воронеж,Ростов-на-Дону, Екатеринбург, Самара, Киев, Харьков, Минск ПИТТЕР2003. стр.118.

26«Как улучшить память» автор составитель А.Е.ПольскийМинск ХАРВЕСТ 2002год. стр.105.

27«Как улучшить память» автор составитель А.Е.ПольскийМинск ХАРВЕСТ 2002год. стр180.

28И.Ф.Харламов «Педагогика» Москва ЮРИСТЪ 1997 год. стр.280.

29Р.С.Немов «Психология» том 1 Москва ВЛАДИС 2001 . стр.238-239.

30Р.С.Немов «Психология» том 1 Москва ВЛАДИС 2001 .стр.240.

31И.Ф.Харламов «Педагогика» Москва ЮРИСТЪ 1997 год.стр278.

32«Как улучшить память» автор составитель А.Е.ПольскийМинск ХАРВЕСТ 2002год. стр.65.

33Р.С. Немов Психология. – М.: ВЛАДИС, 2001.

34В.Г. Крысько Психология и педагогика в схемах и таблицах.- Мн.:Харвест, М.: АСТ, 2000.- 384с. – (Библиотека практическойпсихологии). 235 с.

35Подласый И.П. Педагогика: Новый курс: Учеб. для студ. высш. учеб.заведений: В 2 кн. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2002. –Кн. 1: Общие основы. Процесс обучения. – 576с.: ил. Стр. 451.

36Подласый И.П. Педагогика: Новый курс: Учеб. для студ. высш. учеб.заведений: В 2 кн. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2002. –Кн. 1: Общие основы. Процесс обучения. – 576с.: ил. С. 446.

37С.Л. Рубинштейн Основы общей психологии.-М.: ПИТЕР, 2002. с.275

38Минько Э.В., Минько А.Э. Ускоренное конспектирование и чтение. –СПб.: Питер, 2003.- 128с.: ил. С. 29.

39Андрианов В.И. Десятипальцевый метод печати на компьютере. –СПб.: Питер. 2004. – 64с.: ил.

40Немов Р.С. Психология: Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений: В3 кн. – 4-е изд. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003.– Кн. 1: Общие основы психологии. – 688 с. С. 254.

41Немов Р.С. Психология: Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений: В3 кн. – 4-е изд. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003.– Кн. 1: Общие основы психологии. – 688 с. с. 220.

42Немов Р.С. Психология: Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений: В3 кн. – 4-е изд. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003.– Кн. 1: Общие основы психологии. – 688 с. с. 226.

43Коуплан Р. Гипноз: практическое руководство. – СПб.: Питер,2001. – 288 с.: ил. – (Серия «Сам себе психолог»).стр. 272.

44Коуплан Р. Гипноз: практическое руководство. – СПб.: Питер,2001. – 288 с.: ил. – (Серия «Сам себе психолог»).стр. 262.

45Коуплан Р. Гипноз: практическое руководство. – СПб.: Питер,2001. – 288 с.: ил. – (Серия «Сам себе психолог»).стр. 262.

46Коуплан Р. Гипноз: практическое руководство. – СПб.: Питер,2001. – 288 с.: ил. – (Серия «Сам себе психолог»).стр. 272.

47Коуплан Р. Гипноз: практическое руководство. – СПб.: Питер,2001. – 288 с.: ил. – (Серия «Сам себе психолог»).стр. 263.

48Харламов И.Ф. Педагогика: Учеб. Пособие. – 3-е изд., перераб.И доп. – М.: Юристъ, 1997. – 512 с. стр. 278.

49Коуплан Р. Гипноз: практическое руководство. – СПб.: Питер,2001. – 288 с.: ил. – (Серия «Сам себе психолог»).стр. 108.

50Коуплан Р. Гипноз: практическое руководство. – СПб.: Питер,2001. – 288 с.: ил. – (Серия «Сам себе психолог»).стр. 107.

51Коуплан Р. Гипноз: практическое руководство. – СПб.: Питер,2001. – 288 с.: ил. – (Серия «Сам себе психолог»).стр. 262

52Ахмедов Т.И. Гипноз. Новейший справочник. – М.: Изд-во Эксмо,2005. – 608 с. стр. 220.

53Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии - СПб: Издательство«Питер», 2000 - 712 с.: ил. – (Серия «Мастерапсихологии»).

54Педагогика. И.Ф.Харламов Москва ЮРИСТЪ 1997 год. стр.153.

55С.Л. Рубинштейн Основы общей психологии.-М.: ПИТЕР, 2002. с.275

56Немов Р.С. Психология: Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений: В3 кн. – 4-е изд. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003.– Кн. 1: Общие основы психологии. – 688 с. с. 220.

57Коуплан Р. Гипноз: практическое руководство. – СПб.: Питер,2001. – 288 с.: ил. – (Серия «Сам себе психолог»).стр. 272.

58Коуплан Р. Гипноз: практическое руководство. – СПб.: Питер,2001. – 288 с.: ил. – (Серия «Сам себе психолог»).стр. 262.

59Коуплан Р. Гипноз: практическое руководство. – СПб.: Питер,2001. – 288 с.: ил. – (Серия «Сам себе психолог»).стр. 262.

60Коуплан Р. Гипноз: практическое руководство. – СПб.: Питер,2001. – 288 с.: ил. – (Серия «Сам себе психолог»).стр. 108.

61Коуплан Р. Гипноз: практическое руководство. – СПб.: Питер,2001. – 288 с.: ил. – (Серия «Сам себе психолог»).стр. 107.

62Коуплан Р. Гипноз: практическое руководство. – СПб.: Питер,2001. – 288 с.: ил. – (Серия «Сам себе психолог»).стр. 262

63Патрик К. Портер «Разбуди в себе гения» Минск ПОПУРИ2002. стр.222.



Автор: к.п.н. , магистр психологии Румянцев Сергей Александрович (ранняя научная статья, до получения окончательного профессионального образования)
 

Рейтинг@Mail.ru