Алгоритм саморазвития пар в контексте отношений при консультировании

Алгоритм саморазвития пар в контексте отношений при консультировании
03.07.2025

Предлагается конкретный алгоритм шагов, которые человек может предпринимать уже находясь в отношениях или стремясь вступить в них, чтобы повышать свою личностную зрелость и тем самымнайти и улучшать эти отношения. Этот алгоритм применим и для индивидуальной самоподготовки, и как часть консультативной работы с клиентом.

Он содержит четыре основных этапа: (1) самодиагностика, (2) целеполагание и обучение, (3) практика в действии, (4) рефлексия результатов.

Шаг 1: Диагностика(самодиагностика)личностной зрелости и стиля отношений. Прежде чем развиваться, нужно понять исходную точку. На этом этапе рекомендуется провести оценку себя по ключевым параметрам зрелости (как описано в гл.1). Клиент (или пара) отвечает на вопросы: «Что для меня значит быть зрелым человеком? Какие черты зрелости во мне сильны, а какие слабы?», «Какие проблемы повторяются в моих отношениях? Что партнеры мне обычно предъявляют?». Если работает пара – они могут взаимно дать друг другу обратную связь (в мягкой форме) о наблюдаемых незрелых реакциях. Психолог здесь помогает выявить зоны роста – например, выясняется, что клиент плохо умеет говорить о своих потребностях (что свидетельствует об определённой незрелости самовыражения) или, скажем, быстро впадает в детскую обиду при критике. Всё это фиксируется. Результатом Шага 1 становится «профиль зрелости» клиента: наглядное понимание, какие качества уже развиты, а над чем предстоит работать. Например, у клиента может получиться, что он ответственен и самостоятелен (высокая социальная зрелость), но не очень эмпатичен и склонен избегать эмоциональной близости (дефицит эмоциональной зрелости). Или же напротив: очень эмоционален и сочувствующий, но безответственный и зависим от чужого мнения. Такие разные профили требуют разных стратегий развития.

Шаг 2: Постановка целей саморазвития и обучение навыкам. Исходя из диагностики, формулируются конкретные цели. Лучше всего, если они будут SMART (конкретные, измеримые, достижимые, релевантные и ограниченные во времени). Пример цели: «Научиться спокойно обсуждать с партнером сложные темы без вспышек гнева» или «Повысить уверенность в себе, чтобы не ревновать без причин». Для каждой цели подбираются соответствующие методы обучения. Здесь важно подчеркнуть: саморазвитие – это обучаемый процесс. То есть человек может тренировать психические навыкиподобно тому, как тренирует тело. В освещаемомподходе используются разнообразные психотехники:

1)Для развития эмоциональной саморегуляции – упражнения из когнитивно-поведенческой терапии: ведение дневника эмоций, техника «стоп-мысль» при деструктивных мыслях, релаксация и тд.

2) Для повышения эмпатии – практика активного слушания (в том числе с партнёром: специальное время, когда один говорит, другой только перефразирует и старается понять), чтение художественной литературы или просмотр фильмов с анализом мотивов персонажей, участие в группах тренинга общения.

3) Для улучшения коммуникативных навыков – обучение технике «Я-высказываний» вместо обвинений («я чувствую… когда ты…»), ролевые игры, моделирующие трудные разговоры (например, с психологом разыгрываются сцены конфликта, клиент учится иначе реагировать).

4) Для укрепления самооценки и автономности – когнитивные техники (выявление и оспаривание негативных убеждений типа «Я никому не нужен»), задания по выходу из зоны комфорта самостоятельно (сходить одному в кафе, решить бытовую проблему без помощи и т.п.), ведение списка своих достижений.

5) Для ценностно-смыслового роста – упражнения по определению жизненных приоритетов (например, методика «Письмо с восьмидесятилетием», где человек от лица будущего себя пишет, чего он достиг и чем гордится), духовные практики (медитация, дневник благодарности) – всё, что помогает развить зрелый взгляд на жизнь.

На этом же шаге при необходимости привносятся знания о психологии отношений: клиент обучается, как устроены здоровые отношения, изучает литературу или материалы, предоставленные консультантом.

Шаг 3: Применение на практике и корректировка поведения. Это – центральный этап, где клиент в реальных жизненных ситуациях ведетсебя по-новому, согласно полученным знаниям и целям. По сути, идет отработка навыков в поле. Например, если цель – конструктивно решать конфликты, клиент договаривается с партнером о проведении «рационального спора» по спорному вопросу и применяет всё, чему научился: говорит спокойно, слушает, ищет компромисс. Или человек с низкой эмпатией ставит задачу каждый деньактивно выслушать партнёра минимум 15 минут, задавая вопросы и показывая участие. Очень важно, чтобы были конкретные действия, повторяемые систематически – так формируется привычка.

Можнопосоветоватьвести журнал практики: записывать, что было сделано нового, какие были реакции партнёра, свои чувства, что получилось/не получилось. Например: «Сегодня, когда любимый пришёл поздно, вместо упрёков я сказал: «Я волновалась, мне не хватало тебя весь вечер». Он извинился и объяснил причину – беседа прошла спокойно, без скандала. Я горжусь, что не сорвалась на крик, как раньше». Такие записи стимулируют видеть прогресс.

Конечно, не всегда попытки сразу успешны. Возможны срывы старых моделей – это нормально. Главное – корректировать курс, а не бросать. Здесь уместно вспомнить, что саморазвитие – не линейный, а спиралевидный процесс: иногда шаг вперёд, два шага назад, но с тенденцией вверх. Если человек сорвался (например, опять накричал в ссоре), важно проанализировать: что стало триггером? что не сработало из новых умений? Нужно ли усилить какую-то технику (скажем, предварительно сделать дыхательное упражнение, прежде чем обсуждать больную тему). Обратная связь от партнёра тут тоже помогает: он может отметить, что было лучше/хуже в сравнении с прежним поведением.

Особенность интегративного подхода – комплексность практики.

Предлагаетсяклиенту задействовать разные сферы: не только разговоры, но и поведение, эмоции, тело. Для развития совместности – вместе выполнять проекты (скажем, готовить новое блюдо, танцевать). То есть практика охватывает весь образ жизни: человек начинает жить по-новому. Личностный рост не ограничивается кабинетом – он происходит в семье, на работе, среди друзей. Клиент замечает: коллега стал воспринимать его более серьёзно (потому что он научился говорить увереннее) или дома атмосфера улучшилась.

Шаг 4: Рефлексия и закрепление изменений. Через определённый период (несколько недель или месяцев практики) важно остановиться и оценить результаты. Что изменилось в внутреннем состоянии? Что в отношениях? Какие цели достигнуты, а какие требуют ещё усилий? Рекомендуетсяповторно пройти некоторые диагностические шаги. Также хорошо проговорить всё с партнером (если он в курсе и участвует): как он видит эволюцию. Положительные изменения обязательно отмечаются и подкрепляются. Это может быть небольшое празднование успехов, награда себе за труд, или просто фиксация в дневнике: «Да, мне удается теперь уверенно говорить о своих чувствах». Психолог-практик знает, насколько важно поддержатьновую личностную конструкцию, пока она не окрепла: похвала, поощрение от близких закрепляют мотивацию продолжать.

Если какие-то цели не полностью достигнуты, происходит анализ, почему. Иногда выясняется, что были нереалистичные ожидания или сроки. Тогда корректируем план: продолжаем тренировки, возможно, дополняем новыми методами. Этот цикл (диагностика – обучение – практика – рефлексия) может повторяться несколько раз, пока человек не почувствует качественный скачок в зрелости.

После достижения ощутимых результатов необходимо их интегрировать в стабильную часть личности. Для этого рекомендуются поддерживающие практики– что-то вроде «гигиены зрелости». Например, клиент далее ведет дневник эмоций, но уже не ежедневно, а в трудные моменты – как способ саморегуляции. Или пара закрепляет привычку еженедельно обсуждать накопившиеся проблемы открыто, чтобы не копить. Скажем, они вводят «семейный совет» каждое воскресенье – это становится традицией. В итоге новые модели поведения перестают быть новыми – они превращаются в естественную часть образа жизни.

Стоит отметить, что описанный алгоритм – гибкий. Кто-то может начать с маленьких шагов (например, только улучшить навык слушания), и даже это даст результат. Другие идут более комплексно. Задача психолога – адаптировать алгоритм под личность клиента. Интегративность проявляется в том, что соединяются разные методы и инструменты, но всегда в стройной последовательности.

Этоталгоритм сочетает элементы самоанализa, обучения и действий, образуя циклический процесс self-coaching’а, который можно повторять на разных этапах жизни для дальнейшего развития. Он учит клиента стать, по сути, самому себе психологом в перспективе – после окончания консультаций человек вооружён инструментами, чтобы продолжать расти самостоятельно.


--> !!!!!!!!!!!! Получить консультацию ПСИХОЛОГА: просто напишите в Telegram по номеру:+7 977 922 25 37 (консультация по видеосвязи 5к в час)

Психолог • КПТ • ПСИХОАНАЛИТИК • НЛП • Магистр психологии • Кандидат наук
Москва лично или Онлайн-консультации

Приветствую вас! Рад, что вы здесь.

Меня зовут Сергей Румянцев — я профессиональный психолог, психоаналитик, магистр психологии и кандидат наук. Почти 20 лет я в профессии. Преподавал психологию в вузе, обучал будущих психологов, а последние 10+ лет исключительно работаю в индивидуальном консультировании, помогая людям.

Работаю в интегративном подходе: в основном использую
КПТ, НЛП, коучинг, психоанализ, арт-терапия, экзистенциальный и семейный подход, менторинг, гипнотерапия — всё в зависимости от вашего запроса и особенностей.

🎓 Образование и опыт

- С 2003 года работал на факультете «Психология».
- С 2006 года — аспирантура факультета "Психология" и преподавание.
- После получения учёной степени — доцент в госвузе, преподавал весь курс психологии и консультирования (в том числе действующим психологам-заочникам).
Более 15 лет частной практики, консультирую, помогаю людям.

Я учёный. История психологии разворачивалась на моих глазах — я участвовал в ней как преподаватель, исследователь, практик и лектор.

Образование

🎓 Высшее психологическое образование: МГУ ТУ (г. Москва), ПГПУ
🎓 Аспирантура факультета "Психология", кандидат наук
🎓 Десятки курсов, переподготовок и повышений квалификации по направлениям:
КПТ, НЛП, коучинг, психоанализ, гипноз, семейная терапия и др.

-----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Мой подход

Использую современные методы психологического консультирования, комбинирую и интегрирую их под клиента.
Чаще всего применяю КПТ.
Полезны также: Арт-терапия (в качестве заданий), НЛП и коучинг, Экзистенциальная психология, Психоанализ и Гештальт-психология, Гипноз. Комбинация методов позволяет всесторонне рассмотреть проблему и решить поставленные задачи.

Я работаю экологично и бережно, полная конфиденциальность

Со всем кругом интересующих вас вопросов — с уважением к вашим ценностям и взглядам.
В рамках коучинга — при вашем запросе и желании, могу также дополнительно, помимо консультирования, дать прямые рекомендации и направить саморазвитие в наиболее эмоционально-оптимальном направлении.

----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Направления консультирования:

- гармонизация эмоциональных состояний

- поиск партнёра, одиночество

- межполовые отношения и коммуникации

- коучинг поиска партнёра (мужчины и женщины)

- отношения в паре, конфликты, ревность, абьюз

- осознание и устранение ограничивающих убеждений

- проработка травм, последствий манипуляций

- отсутствие друзей, токсичные связи

- саморазвитие, рост, смысл жизни

- восстановление ресурса, мотивация

- уверенность, самооценка, принятие себя

- работа с агрессией, тревогой, виной, обидой

- антиманипулирование и управление границами

- навязчивые мысли, внутренние конфликты

- технологии пикап-коучинга (в том числе с научной базой)

- и многое другое — по вашему запросу

-----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Связь Telegram / WhatsApp: +7 977 922 25 37 - просто напишите в мессенджере

-----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Можете подробно описать вашу ситуацию — я отвечу, работаю ли в нужном направлении. Конфиденциальность — гарантирована.

🎁 Бесплатная установочная онлайн-сессия (20 минут). Напишите в мессенджере, что вы на бесплатную установочную сессию — и мы согласуем время.
Это взаимно полезная беседа, чтобы определить комфорт и формат.

Разовые консультации — также доступны

Онлайн и очно
Личный приём — Москва, м. Шаболовская, район Нескучного сада, Академии наук

-----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Дополнительный формат: «Психолог на связи» — сопровождение в чате

Иногда одной сессии в неделю — недостаточно.
Я предлагаю дополнительный формат, который уже помог многим клиентам:
сопровождение в переписке через Telegram или WhatsApp.

Что это такое:

Вы пишете в момент, когда нужно

Я отвечаю вдумчиво, в течение 24 часов

Можно задавать вопросы, делиться мыслями, получать рекомендации

Это полноценное психологическое сопровождение

Включает коучинговую составляющую и поддерживающий анализ

Подходит:

- тем, кто хочет быть услышанным здесь и сейчас
- тем, кто предпочитает текстовое общение
- тем, кто пока не может посещать сессии, но хочет двигаться

Стоимость: 14 000 ₽ в месяц (или 5000 р в неделю)
(≈ менее 470 ₽ в день за профессиональное внимание и поддержку)

Подключение — через Telegram:+7 977 922 25 37

-----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Помимо приложенных к анкете прошел, дополнительное образование и приобрел профессиональные компетенции с выдачей диплома в рамках повышения квалификации и профессиональной переподготовки по направлениям:

Психотерапевтические подходы и консультирование:

Психологическое консультирование, психокоррекция, психотерапия

Кризисная психология

Психодинамический подход

Когнитивно-поведенческая терапия

Схема-терапия

Экзистенциальная и экзистенциально-нарративная психология

Теория и практика консультирования в сексологии и спорте

Семейная психология

Особенности работы с пищевыми и поведенческими расстройствами

Песочная терапия

Сказкотерапия

Дефектология

Психологическая помощь с тревожностью, самоповреждением

Перинатальная психология

Основы АВА-терапии

Арт-терапия и творческие методы:

Арт-терапия

Метафорические ассоциативные карты (МАК)

Библиотерапия

Вязание как метод арт-терапии

Сценарное мастерство и трансформационные игры

Личностное развитие и эмоциональная сфера:

Эмоциональный интеллект

Психология самооценки и самосострадания

Психология стресса и психосоматика

Психология конфликта

Гендерная психология

Имиджмейкинг и эстетика виртуального общения

Психология и технологии:

Киберпсихология

Психология интернет-коммуникаций

Психология потребительского поведения

Профайлинг и психология в криминалистике

Коучинг, коммуникации и управление:

Коучинг в государственных и коммерческих организациях

Основы коучинга и дизайн коучинговой программы

Медиация и антикризисные коммуникации

Маркетинговые и управленческие стратегии

Управление человеческими ресурсами

Agile и современные подходы к управлению проектами

-----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

ПОДРОБНО:

Получил высшее психологическое образование в государственном вузе, также закончил очную аспирантуру факультета психологии (3 года) государственного университета.
Прошёл очно-вечернюю длительную проф. переподготовку, очное обучение на факультете дополнительных педагогических профессий (психология) государственного вуза (3 года, с 2002 года).
Прошёл разнообразное обучение (переподготовки, повышения квалификации) по различным направлениям консультирования.

Имею официальные дипломы, подтверждающие право ведения профессиональной деятельности в области различных направлений психологии. Являюсь магистром психологии, имею учёную степень кандидата наук.

Использую современные методы психологического консультирования, комбинирую и интегрирую различные методы. Чаще всего в большинстве случаев более всего подходит КПТ. Очень часто оказываются полезны, в целях рекомендаций по самокоррекции различные направления арт-терапии в качестве заданий, НЛП и коучинг. Реже но достаточно часто применяется экзистенциальная психология, НЛП, психоанализ и гештальт-психология для поиска первопричин. Особую роль играет Гипноз и НЛП, которые могут оказаться стратегически и глубоко эффективными. Использование различных методов психологического консультирования позволяют всесторонне рассмотреть проблему и решить поставленные задачи.

Экологично работаю со всем кругом интересующих Вас вопросов и тем, бережно и с чуткостью к Вашим особенностям, ценностям, взглядам и убеждениям. Помимо психологического консультирования, по своим темам могу дать при вашем желании и запросе в рамках коучинга прямые рекомендации и направить саморазвитие по наиболее эмоционально-оптимальному пути.

Направления консультирования:
- гармонизация эмоциональных состояний;
- поиск партнера, одиночество;
- меж половые отношения и коммуникации;
- коучинг поиска партнера для мужчин и женщин - то есть могу консультировать, научить и руководить в процессе коррекции использования технологий и саморазвития (конкретные кейсы или общее саморазвитие в направлении), либо проработаем опыт, либо научу видеть и отличать технологии (на конкретных Ваших кейсах), чтобы иметь возможность поддаваться или противостоять, чтобы избежать обмана и манипуляций и управлять своей жизнью; а также проработка последствий и травм;
- отношения в паре, конфликты, проблемы в паре, проработка ревности, проработка абьюзивных отношений;
- помогу увидеть, осознать, услышать и ощутить причины, ограничивающие возможность достижения счастья и построения здоровых отношений, а также вы сможете устранить эти ограничения и наконец начать осознанно двигаться к конструированию счастливых отношений;
- отсутствие друзей, проработка токсичности;
- гармонизации личности и достижение счастья;
- расстановка локальных приоритетов и сложный стратегический выбор;
- развитие уверенности в себе, улучшение самооценки или наоборот коррекция самооценки, в процессе поиска и коррекции деструктивных мешающих убеждений;
- вы сможете полюбить и принять себя, или скорректировать свое отношение к людям, для улучшения отношений;
- саморазвитие, личностный рост, улучшение качества жизни;
- коррекция эмоциональных переживаний;
- возвращение в ресурсное состояние и обретения смысла жизни,
- мотивация, стимуляция интереса, что может позволить оптимизировать работу мозга;
- помогу разобрать и избавиться от навязчивых мыслей;
- работа с агрессией;
- разрешение конфликтов;
- помогу изыскать психологические ресурсы для продвижения к Вашим целей и исполнению желаний;
- оптимизации саморазвития;
- антиманипулирование;
- вы сможете осознать свои ограничивающие убеждения, а также проработать и освободиться от них, и начать эффективно влиять на свою жизнь;
- мы сможем проработать негативные эмоции, чувства, опыт, мешающие радоваться жизнью: грусть, страхи, гнев, вину, тревогу, стыд;
- осознать причины конфликтов, перестать беспокоиться и встать над ситуациями;
- помимо консультирования уже в рамках обучения: Хорошо владею, могу видеть, выявлять, обучать, тренировать использованию в качестве ведущего или ведомого для обоих полов технологий поиска партнера - пикап коучинг -это НЛП технологии и технологии взаимоотношений особой направленности, основанное на развитии интуиции и эмпатии, с огромным накопленным энтузиастами интересным опытом, кладезь знаний которые можно перенести в науку, собственно говоря поэтому я эту тему и разрабатываю с научно-практической точки зрения;
- и любые другие вопросы при желании.

-----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Дополнительные курсы:

Agile: основы гибкого управления проектами
Антикризисные коммуникации: как сохранить репутацию
Базовый курс по нарративному подходу в психологии
Библиотерапия как метод психологической коррекции
Вязание как метод арт-терапии
Детская психология: диагностика особенностей развития, психологическая помощь и психокоррекция
Дефектология: теория и методика преподавания в образовательной организации
Использование сказкотерапии с тревожными детьми в дошкольных образовательных организациях
Киберпсихология. Психологические основы переработки информации и поведения человека в интернете
Клиническая психология: организация реабилитационной работы в социальной сфере
Когнитивно-поведенческая терапия детей и подростков
Когнитивное развитие и творческий потенциал: сопровождение на всех возрастных этапах
Корпоративная культура как фактор эффективности современной организации
Коучинг в государственных организациях: работа с руководителями высшего звена
Коучинг в коммерческих организациях: работа с топ-менеджментом
Коучинг: основные элементы и техники
Кризисная психология: актуальные вопросы и новые методы работы
МАК: Метафорические ассоциативные карты в работе помогающего специалиста
Маркетинговые коммуникации
Массовая культура и искусство в современном обществе
Мастерство визуального контента: мобильное фото и видео редактирование
Медиация
Метод сказкотерапии в работе с детьми младшего и среднего возраста
Организация деятельности педагога-психолога в образовательной организации
Организация деятельности психолога в социальной сфере
Основы АВА-терапии
Основы гендерной психологии
Основы гештальт-терапии с практикой применения в образовательном процессе
Основы зоопсихологии
Основы имиджмейкинга
Основы коучинга как инструмент саморазвития
Основы схема-терапии: когнитивно-поведенческое направление
Основы управления контекстной рекламой: настройка, аналитика, оптимизация
Основы управления научными исследованиями и разработками
Особенности психологического консультирования при нарушениях пищевого поведения
Перинатальный психолог: психологическое сопровождение беременности, родов и послеродового периода женщины
Песочная терапия в работе с детьми
Подходы к обучению критическому мышлению и решению проблем
Принятие управленческих решений на основе анализа деятельности предприятия
Проведение эффективной конкурентной разведки
Профайлинг: основные концепции, методы и области практического применения
Профессиональное наставничество проектной команды
Профессиональные аспекты управления персоналом в подразделении интернет-маркетинга
Профессиональные основы совершенствования методов проведения фундаментальных и прикладных социологических исследований
Психодинамический подход в консультировании
Психологическая помощь детям с антивитальными переживаниями и самоповреждающим поведением методом когнитивно-поведенческой терапии
Психологическая помощь людям с различного рода зависимостями
Психологическая помощь с учетом гендерных аспектов
Психологическое консультирование в сексологии
Психологическое консультирование в спорте
Психологическое консультирование, психокоррекция, психотерапия
Психология и профайлинг: современные методы и техники в криминалистике
Психология интернет-коммуникаций: влияние социальных сетей на личность
Психология конфликта
Психология потребительского поведения: ключ к эффективному управлению розничным бизнесом
Психология самооценки и самосострадания
Психология стресса
Психолого-педагогическая диагностика и коррекция когнитивных процессов
Развитие эмоциональных и социальных навыков как ключевых компетенций в управлении карьерой
Разработка и проведение тренинга
Связи с общественностью и реклама: стратегии и инструменты влияния
Семейная психология
Система эффективного дизайна коучинговой программы
Системы менеджмента ISO 14001:2015 И OHSAS 45001:2018 разработка и интеграция
Сложные клиенты в психологическом консультировании
Современное медиапланирование
Современные маркетинговые инструменты и технологии
Современные методы арт-терапии: базовые техники
Современные методы и техники конкурентного анализа в условиях цифровой экономики
Современные методы управления на основе проектного подхода
Современные технологии и сервисы цифрового маркетинга
Современные технологии привлечения, подбора и адаптации персонала
Стратегии анализа и принятия решений
Стресс и психосоматика
Схема-терапия как способ помощи в работе с расстройствами пищевого поведения
Сценарное мастерство: понятия, жанры, анализ
Теория и методика перинатальной психологии
Теория и методика проведения научных исследований и разработок
Теория и практика психологического консультирования в сексологии
Техники продаж
Трансформационные игры как инструмент развития инновационного мышления
Управление деловой репутацией: взаимодействие с лидерами мнений
Управление человеческими ресурсами и развитие организационного потенциала
Экзистенциальная психология: техники экзистенциального подхода в психологическом консультировании
Экзистенциально-нарративный подход в исследовании личности
Экспериментальные методы исследования: виды, классификация, анализ данных
Эмоциональный интеллект- (EQ)
Эстетика виртуального общения: стилистический анализ интернет-коммуникации

Работаю в направлениях: Интегративный подход, Коучинг, Когнитивно-поведенческая терапия (КПТ), Нейролингвистическое программирование (НЛП), Психоанализ (классический), Системная семейная терапия, Экзистенциальная психотерапия, Гештальт-терапия, Гипнотерапия, Сексология, Арт-терапия.
Город: г. Москва
Регистрация: 10 лет и 2 месяца на сайте, Сейчас на сайте

Рейтинг@Mail.ru