Использование законов эффективного запоминания в высших и средних учебных заведениях

Использование законов эффективного запоминания в высших и средних учебных заведениях

«Комиссия по ресурсам рабочей силы опубликовала недавно результаты исследований, в ходе которых было выявлено, что если взять 10% самых лучших предприятий Великобритании, то почти в 80% из них были инвестированы значительные деньги и время в обучение, в то время как в тех фирмах, которые были отнесены к 10% самых слабых, на эту цель не выделялось ни денег, ни времени» -(1.1). Известно что Япония после Второй Мировой войны стала вкладывать значительные средства в образование, на сегодняшний день в Японии высшее образование является обязательным, этот момент считают одним из причин «Японского чуда». Можно сделать вывод, что высокое образование населения в стране является очень мощным ресурсом для любого государства.

Расширение высшего образования в России влечет за собой рад проблем. Одной из них является то, что обучение в современных вузах требует большой самостоятельности студентов. Естественно, что не все студенты средних специальных учебных заведений смогут и захотят получать образование такого высокого уровня. Для повышения качества образования необходимо разработать новый, более строго контролирующий работу студентов, вид обучения.

Одной из проблем школ, вузов, средних спепециальных учебных заведений, различных курсов повышения квалификации является резкое снижение уровня знаний после окончания обучения, сдачи сессии, экзаменов, зачетов и так далее. В соответствии с кривой забывания по Эббингаузу -(2.1) в течение первых 144 часов после изучения материала забывается более 75% выученной информации.

Решением данной проблемы является:

1) Распределение заучивание материала на длительные сроки. «Равномерное распределение заучивания в течение двух дней приводит к более эффективному заучиванию, чем зазубривание почти всего материала во второй день» -(3.1). При отсутствии жесткого контроля над студентами может потеряться равномерное заучивание материала в течение всего курса.

2) Обеспечение своевременного повторения. «Один из важнейших способов закрепления информации - повторение » - (4.1). Но в целях экономии времени повторение следует проводить правильно. Предлагаются следующие схемы повторений:

1) «

повторение

время

первое

сразу после прочтения

второе


через 20м после прошлого повторения

третье

через 8 часов

четвертое

через сутки ( лучше перед сном).


» -(4.2).

2). «

повтор

время

1

10минут

2

24 часа

3

1 неделя

4

1 месяц

5

6 месяцев


» -(5.1).

3). «Домашнее задание необходимо выполнять в день их получения…Большая часть работы по усвоению и закреплению материала должна проводится в день его восприятия..» -(6.1).

4). «Новое повторение способствует лучшему запоминанию того, что было выучено раньше» - (7.1).

5). «Вероятность запоминания чего-либо зависит от того , сколько раз данное событие вспоминается «прокручивается» в памяти. Припоминание события способствует его повторению и снижает темп забывания. …

…. не повторяющиеся эпизоды показывали выраженное забывание в течение четырех лет (забывалось 65 процентов материала). Даже однократной проверки было достаточно, чтобы снизить забывание, в то время как эпизоды, проверенные четыре и более раз, помазывали вероятность забывания в течение четырех лет всего лишь порядка 12 процентов, что могло служить дополнительным свидетельством эффективности постоянного напоминания для сохранения воспоминания». – (8.2).

Последние три высказывания особенно подчеркивают важность регулярных повторений для сохранения информации на очень длительные сроки.

Проанализировав данные этих таблиц и приведенные выше высказывания можно вывести новую схему повторений:

повторение

время

1

сразу после проучки

2

10-20 минут после прошлого повторения

3

через 8 часов (важно чтобы было в день проучки, если невозможно то хотя бы просто перед сном).

4

через сутки

5

через неделю

6

через месяц

7

через шесть месяцев.



Рациональность этих схем объясняется учеными тем, что повторить материал вовремя гораздо быстрее, чем выучить его заново после забывания.

Можно предположить объяснение эффективности этой схемы повторений. Из графика Эббенгауза видно что в именно в первые дни идет основное забывание материала, затем забывание значительно замедляется. При очередном повторении мы должны полностью пройти весь материал. Тот процент, который мы помнили на этот момент, уже хранится в долговременной памяти, к нему мы добавили количество процентов материала равное 100% минус процент который мы помнили на момент повторения; большая часть примерно 75% вновь внесенного материала вскоре снова забудется а 25% вновь внесенного материала прочно засядет в долговременной памяти. Таким образом, после 7 повторений распределенных в течение полугода мы прочно запомним на очень длительный период времени (почти на всю жизнь) почти 100% повторяемого материала.

Используя график Эббинагауза можно для иллюстрации нарисовать следующий график:

Здесь нарисованы несколько графиков Эббингауза. Каждый последующий график как бы накладывается на предыдущий (для каждого последующего графика осью абсцисс будет являться предыдущая линия Эббингауза).

Такая схема хороша тем, что дает гарантированное знание на долгие годы.

Данная схема повторений непроста в применении тем, что необходимо следить за своевременностью повторения каждого вопроса по каждому предмету, что многие студенты делать сами по всей вероятности не будут. Они будут учить только непосредственно перед экзаменом, контрольной, зачетом и так далее. Именно поэтому необходимо в таких группах студентов вводить жесткий контроль за обучением. Формы такого контроля давно разработаны – это всевозможные контрольные, коллоквиумы, опросы.

Необходимо обеспечить равномерное распределение изучение учащимися материала в течение всего семестра.

Для достижения этой цели и соблюдения выше выведенной таблицы повторений можно предложить следующую систему повторений, основанных на постоянных всевозможных зачетах, коллоквиумах (причем каждый раз в опросах должны участвовать).

Основной материал можно изучать на лекциях, практиках, лабораторных работах.

«Скорость изложения материала лектором в среднем темпе превышает скорость конспектирования в относительном измерении более чем в 10 раз» - (8.1). «Восприятие, например лекции, построено так, что почти все внимание сосредоточенно на составлении конспекта. … В результате 90% внимания затрачивается на запись, а на понимание услышанного и записанного уделяется 10%.» - (8.2). В таком случае получается, что на лекции студент занимается в основном просто «писаниной», особенно по трудным предметам. В этом случае нарушается такой принцип обучения как «Принцип сознательности и активности» -(9.1) («Подлинную сущность человеческого образования составляют глубоко и самостоятельно осмысленные знания, приобретаемые путем интенсивного напряжения собственной умственной деятельности» - (9.1)). Из приведенного выше можно сделать вывод о том, что система, при которой использование конспектирования за лектором снижает эффективность обучения. Избежать этого можно, если на лекции каждому учащемуся будут предлагаться распечатанные лекции, в которых будут выделены основные моменты и структурирован материал (в этом случае будет еще использован и «принцип наглядности обучения» - (9.2) ). Такие лекции естественно должны безвозмездно выдаваться студентам. Лекции в соответствии с принципом доступности и сознательности и активности должны читаться с такой скоростью, чтобы учащиеся успевали понять, о чем идет речь, задать вопросы по материалу.

Известно, что при длительной работе наступает утомление и отвлечение внимания. К тому же, восприятие больших кусков информации подряд, труднее, чем более маленьких. «Для взрослых целесообразны перерывы на 10-15 минут каждые 40-50 минут»-(4.2). «Отвлечение внимания, утомление, необходимость переключения наступают через 15-20 минут» - (4.3). «Скрытое затвердевание знаний происходит в течение 10-20 минут» - (6.2). Исходя из этих высказываний, можно сделать вывод, что одно занятие не должно превышать 15-50минут.

Для выполнения первого повторения, сразу после усвоения материала, можно предложить следующее строение занятие:

1) Лекция, которая не должна превышать 15-45 минут в зависимости от сложности и законченности материала. (После чего лектор может покинуть аудиторию, а работу с учащимися продолжат ассистенты).

2) Сразу после лекции целесообразно дать учащимся дополнительное время в размере 5-35 минут для самостоятельного усвоения непонятых на лекции моментов.

3) После чего проводится письменный опрос по корневым моментам лекции. После чего работы собираются.

4) После этого дается еще некоторое время для просмотра и повторения лекции.

( Такое занятие может иметь такой вид 1) 20м 2) 10м 3) 10м 4) 10м).

Таким образом, будет осуществляться первое необходимое повторение материала. Если же материал слишком сложен для усвоения в течение одного занятия и требует учета явления реминисценции и предварительных повторений перед полным заучиванием, то необходимо, за несколько дней до этой лекции, выделять дополнительные занятия в размере не превышающем в сумме по времени основного занятия (это следует из высказывания «Предварительное повторение материала, который подлежит заучиванию ( повторение без заучивания), экономит время на его усвоение в том случае, если число таких предварительных повторений не превышает их количества, необходимого для полного заучивания материала наизусть» - (7.2)).

Такой подход позволяет не только добиться обязательного первого повторения материала, но добиться такого принципа как «установка на запоминание» ( «запоминание лучше происходит в том случае, если человек ставит перед собой соответствующую мнемическую задачу» - (7.3). «обязательно нужно создавать психологический настрой на … прочное усвоение изучаемого материала» - ( 6.3). ). То есть мы добиваемся выполнения «Закона готовности к запоминанию». «Установка на запоминание, как правило, значительно улучшает работу памяти» - (4.4). А так как проверка знаний будет проводится «здесь и сейчас», то есть сразу после осмысления, то можно рассчитывать на максимальную отдачу учащихся, конечно при должной мотивации, то есть зависимости успешности учащихся от их оценок за контрольные.

После такой лекции необходимо сделать перерыв 10 -20 минут, после которого снова будет проведен контрольный письменный опрос по этой лекции, и должно быть выделено время для повторения материала. На этот опрос должно выделяться время примерно равное первому опросу и повторению. В такие перемены с целью избежания того что учащиеся будут готовиться к предстоящему опросу необходимо их занять чем-то: прием пищи, выполнение физических упражнений, и так далее.

В этом случае мы обеспечим второе повторение. ( для удобства проверки таких контрольных лучше проводить их на компьютерах). Второй письменный опрос также будет дополнительной мотивацией, которая побудит учащихся к более качественной проработке материала во время после первой контрольной.

Далее восьмичасовое, суточное, недельное, повторение проводится аналогично второй контрольной работе.

Месячное и полугодовое повторение можно предложить проводить во время коротких ежемесячных экзаменационных сессий. Это позволит связать материал в более крупные куски. ( Можно предложить такое расположение ежемесячных сессий: 3 недели обычная учеба по шести дневной системе, четвертая неделя сдача экзаменов ( по несколько в день) и в конце недели каникулы примерно 3-4дня).

Для достижения наибольшего эффекта можно проводить занятия не подряд, а разбросать на весь день, с большими перерывами на самостоятельное время, развлечения. Естественно, такое возможно, только если учебное заведения типа интерната, военное училище, где учащиеся живут тут же, и в обычных университетах при условии, что общежитие или квартиры студентов находятся в том же корпусе или очень близко от них. Такие учреждения в идеале могут представлять мини учебные городки, в которых должны присутствовать радом все спортивные, развлекательные, и оздоровительные комплексы. Естественно, такие учебные заведения будут весьма дорогостоящими.

При невозможности такой организации быта студентов можно просто проводить учебный день в две смены: утром и вечером, а днем свободное время.

При обучении в таких учебных заведениях в случаях несостыковки расписаний проведения занятий преподавателями можно предложить использовать формы дистанционного обучения (с помощью локальной мини компьютерной сети учебного заведения).

Выше приведенные вырезки из литературы, в какой то степени являются обобщенными, а для конкретных случаев, конкретных предметов можно предложить создание в таких учебных заведениях научных групп, которые будут исследовать вопросы распределения материла, продолжительность и время проведения таких занятий для конкретных случаев, изучаемых предметов, конкретных тем.

Такие учебные заведения будут в некоторой степени ограничивать самостоятельную работу учащихся, но обеспечат усвоение на очень длительный срок знания.

Литература:

1. Тони Бьюзен «Учебник быстрого чтения» ПОПУРИ Минск 2001. 1) – стр.13.

2. С.Л.Рубинштейн «Основы общей психологии» С-П,Москва, Харьков, Минск ПИТТЕР 2002. 1) стр.284.

3. Алан Бэддели «Ваша Память. Руководство по трунеровке и развитию» ЭКСМО-ПРЕСС 2001. 1) стр80. 2) стр.123.

4. «Как улучшить память» автор составитель А.Е.Польский Минск ХАРВЕСТ 2002год. 1) стр.102. 2)стр.105. 3) стр180. 4) стр.65.

5. Тони Бьюзен «Супер-память. Как быстро добиться серьезных успехов в развитии памяти» ПОПУРИ Минск 2003. 1) стр.90.

6. И.Ф.Харламов «Педагогика» Москва ЮРИСТЪ 1997 год. 1) стр.278-279. 2) стр.280. 3) стр278.

7. Р.С.Немов «Психология» том 1 Москва ВЛАДИС 2001 . 1) стр.239. 2) стр. 238-239. 3) стр.240.

8. Э.В.Минько, А.Э.Минько «Ускоренное конспектирование и чтение» » Москва, С-П, Нижний Новгород, Воронеж, Ростов-на-Дону, Екатеринбург, Самара, Киев, Харьков, Минск ПИТТЕР 2003. 1) стр.20. 2) стр.118.

9. И.П.Подласый «Педагогика» Москва ВЛАДИС 2000. 1) стр.446. 2) стр.448.




Автор: к.п.н. , магистр психологии Румянцев Сергей Александрович

Короткая ссылка на новость: https://psyholo.ru/~XlZ8Y

--> !!!!!!!!!!!! Получить консультацию ПСИХОЛОГА: просто напишите в Telegram по номеру:+7 977 922 25 37 (консультация по видеосвязи 5к в час)

Психолог • КПТ • ПСИХОАНАЛИТИК • НЛП • Магистр психологии • Кандидат наук
Москва лично или Онлайн-консультации

Приветствую вас! Рад, что вы здесь.

Меня зовут Сергей Румянцев — я профессиональный психолог, психоаналитик, магистр психологии и кандидат наук. Почти 20 лет я в профессии. Преподавал психологию в вузе, обучал будущих психологов, а последние 10+ лет исключительно работаю в индивидуальном консультировании, помогая людям.

Работаю в интегративном подходе: в основном использую
КПТ, НЛП, коучинг, психоанализ, арт-терапия, экзистенциальный и семейный подход, менторинг, гипнотерапия — всё в зависимости от вашего запроса и особенностей.

🎓 Образование и опыт

- С 2003 года работал на факультете «Психология».
- С 2006 года — аспирантура факультета "Психология" и преподавание.
- После получения учёной степени — доцент в госвузе, преподавал весь курс психологии и консультирования (в том числе действующим психологам-заочникам).
Более 15 лет частной практики, консультирую, помогаю людям.

Я учёный. История психологии разворачивалась на моих глазах — я участвовал в ней как преподаватель, исследователь, практик и лектор.

Образование

🎓 Высшее психологическое образование: МГУ ТУ (г. Москва), ПГПУ
🎓 Аспирантура факультета "Психология", кандидат наук
🎓 Десятки курсов, переподготовок и повышений квалификации по направлениям:
КПТ, НЛП, коучинг, психоанализ, гипноз, семейная терапия и др.

-----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Мой подход

Использую современные методы психологического консультирования, комбинирую и интегрирую их под клиента.
Чаще всего применяю КПТ.
Полезны также: Арт-терапия (в качестве заданий), НЛП и коучинг, Экзистенциальная психология, Психоанализ и Гештальт-психология, Гипноз. Комбинация методов позволяет всесторонне рассмотреть проблему и решить поставленные задачи.

Я работаю экологично и бережно, полная конфиденциальность

Со всем кругом интересующих вас вопросов — с уважением к вашим ценностям и взглядам.
В рамках коучинга — при вашем запросе и желании, могу также дополнительно, помимо консультирования, дать прямые рекомендации и направить саморазвитие в наиболее эмоционально-оптимальном направлении.

----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Направления консультирования:

- гармонизация эмоциональных состояний

- поиск партнёра, одиночество

- межполовые отношения и коммуникации

- коучинг поиска партнёра (мужчины и женщины)

- отношения в паре, конфликты, ревность, абьюз

- осознание и устранение ограничивающих убеждений

- проработка травм, последствий манипуляций

- отсутствие друзей, токсичные связи

- саморазвитие, рост, смысл жизни

- восстановление ресурса, мотивация

- уверенность, самооценка, принятие себя

- работа с агрессией, тревогой, виной, обидой

- антиманипулирование и управление границами

- навязчивые мысли, внутренние конфликты

- технологии пикап-коучинга (в том числе с научной базой)

- и многое другое — по вашему запросу

-----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Связь Telegram / WhatsApp: +7 977 922 25 37 - просто напишите в мессенджере

-----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Можете подробно описать вашу ситуацию — я отвечу, работаю ли в нужном направлении. Конфиденциальность — гарантирована.

🎁 Бесплатная установочная онлайн-сессия (20 минут). Напишите в мессенджере, что вы на бесплатную установочную сессию — и мы согласуем время.
Это взаимно полезная беседа, чтобы определить комфорт и формат.

Разовые консультации — также доступны

Онлайн и очно
Личный приём — Москва, м. Шаболовская, район Нескучного сада, Академии наук

-----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Дополнительный формат: «Психолог на связи» — сопровождение в чате

Иногда одной сессии в неделю — недостаточно.
Я предлагаю дополнительный формат, который уже помог многим клиентам:
сопровождение в переписке через Telegram или WhatsApp.

Что это такое:

Вы пишете в момент, когда нужно

Я отвечаю вдумчиво, в течение 24 часов

Можно задавать вопросы, делиться мыслями, получать рекомендации

Это полноценное психологическое сопровождение

Включает коучинговую составляющую и поддерживающий анализ

Подходит:

- тем, кто хочет быть услышанным здесь и сейчас
- тем, кто предпочитает текстовое общение
- тем, кто пока не может посещать сессии, но хочет двигаться

Стоимость: 14 000 ₽ в месяц (или 5000 р в неделю)
(≈ менее 470 ₽ в день за профессиональное внимание и поддержку)

Подключение — через Telegram:+7 977 922 25 37

-----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Помимо приложенных к анкете прошел, дополнительное образование и приобрел профессиональные компетенции с выдачей диплома в рамках повышения квалификации и профессиональной переподготовки по направлениям:

Психотерапевтические подходы и консультирование:

Психологическое консультирование, психокоррекция, психотерапия

Кризисная психология

Психодинамический подход

Когнитивно-поведенческая терапия

Схема-терапия

Экзистенциальная и экзистенциально-нарративная психология

Теория и практика консультирования в сексологии и спорте

Семейная психология

Особенности работы с пищевыми и поведенческими расстройствами

Песочная терапия

Сказкотерапия

Дефектология

Психологическая помощь с тревожностью, самоповреждением

Перинатальная психология

Основы АВА-терапии

Арт-терапия и творческие методы:

Арт-терапия

Метафорические ассоциативные карты (МАК)

Библиотерапия

Вязание как метод арт-терапии

Сценарное мастерство и трансформационные игры

Личностное развитие и эмоциональная сфера:

Эмоциональный интеллект

Психология самооценки и самосострадания

Психология стресса и психосоматика

Психология конфликта

Гендерная психология

Имиджмейкинг и эстетика виртуального общения

Психология и технологии:

Киберпсихология

Психология интернет-коммуникаций

Психология потребительского поведения

Профайлинг и психология в криминалистике

Коучинг, коммуникации и управление:

Коучинг в государственных и коммерческих организациях

Основы коучинга и дизайн коучинговой программы

Медиация и антикризисные коммуникации

Маркетинговые и управленческие стратегии

Управление человеческими ресурсами

Agile и современные подходы к управлению проектами

-----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

ПОДРОБНО:

Получил высшее психологическое образование в государственном вузе, также закончил очную аспирантуру факультета психологии (3 года) государственного университета.
Прошёл очно-вечернюю длительную проф. переподготовку, очное обучение на факультете дополнительных педагогических профессий (психология) государственного вуза (3 года, с 2002 года).
Прошёл разнообразное обучение (переподготовки, повышения квалификации) по различным направлениям консультирования.

Имею официальные дипломы, подтверждающие право ведения профессиональной деятельности в области различных направлений психологии. Являюсь магистром психологии, имею учёную степень кандидата наук.

Использую современные методы психологического консультирования, комбинирую и интегрирую различные методы. Чаще всего в большинстве случаев более всего подходит КПТ. Очень часто оказываются полезны, в целях рекомендаций по самокоррекции различные направления арт-терапии в качестве заданий, НЛП и коучинг. Реже но достаточно часто применяется экзистенциальная психология, НЛП, психоанализ и гештальт-психология для поиска первопричин. Особую роль играет Гипноз и НЛП, которые могут оказаться стратегически и глубоко эффективными. Использование различных методов психологического консультирования позволяют всесторонне рассмотреть проблему и решить поставленные задачи.

Экологично работаю со всем кругом интересующих Вас вопросов и тем, бережно и с чуткостью к Вашим особенностям, ценностям, взглядам и убеждениям. Помимо психологического консультирования, по своим темам могу дать при вашем желании и запросе в рамках коучинга прямые рекомендации и направить саморазвитие по наиболее эмоционально-оптимальному пути.

Направления консультирования:
- гармонизация эмоциональных состояний;
- поиск партнера, одиночество;
- меж половые отношения и коммуникации;
- коучинг поиска партнера для мужчин и женщин - то есть могу консультировать, научить и руководить в процессе коррекции использования технологий и саморазвития (конкретные кейсы или общее саморазвитие в направлении), либо проработаем опыт, либо научу видеть и отличать технологии (на конкретных Ваших кейсах), чтобы иметь возможность поддаваться или противостоять, чтобы избежать обмана и манипуляций и управлять своей жизнью; а также проработка последствий и травм;
- отношения в паре, конфликты, проблемы в паре, проработка ревности, проработка абьюзивных отношений;
- помогу увидеть, осознать, услышать и ощутить причины, ограничивающие возможность достижения счастья и построения здоровых отношений, а также вы сможете устранить эти ограничения и наконец начать осознанно двигаться к конструированию счастливых отношений;
- отсутствие друзей, проработка токсичности;
- гармонизации личности и достижение счастья;
- расстановка локальных приоритетов и сложный стратегический выбор;
- развитие уверенности в себе, улучшение самооценки или наоборот коррекция самооценки, в процессе поиска и коррекции деструктивных мешающих убеждений;
- вы сможете полюбить и принять себя, или скорректировать свое отношение к людям, для улучшения отношений;
- саморазвитие, личностный рост, улучшение качества жизни;
- коррекция эмоциональных переживаний;
- возвращение в ресурсное состояние и обретения смысла жизни,
- мотивация, стимуляция интереса, что может позволить оптимизировать работу мозга;
- помогу разобрать и избавиться от навязчивых мыслей;
- работа с агрессией;
- разрешение конфликтов;
- помогу изыскать психологические ресурсы для продвижения к Вашим целей и исполнению желаний;
- оптимизации саморазвития;
- антиманипулирование;
- вы сможете осознать свои ограничивающие убеждения, а также проработать и освободиться от них, и начать эффективно влиять на свою жизнь;
- мы сможем проработать негативные эмоции, чувства, опыт, мешающие радоваться жизнью: грусть, страхи, гнев, вину, тревогу, стыд;
- осознать причины конфликтов, перестать беспокоиться и встать над ситуациями;
- помимо консультирования уже в рамках обучения: Хорошо владею, могу видеть, выявлять, обучать, тренировать использованию в качестве ведущего или ведомого для обоих полов технологий поиска партнера - пикап коучинг -это НЛП технологии и технологии взаимоотношений особой направленности, основанное на развитии интуиции и эмпатии, с огромным накопленным энтузиастами интересным опытом, кладезь знаний которые можно перенести в науку, собственно говоря поэтому я эту тему и разрабатываю с научно-практической точки зрения;
- и любые другие вопросы при желании.

-----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Дополнительные курсы:

Agile: основы гибкого управления проектами
Антикризисные коммуникации: как сохранить репутацию
Базовый курс по нарративному подходу в психологии
Библиотерапия как метод психологической коррекции
Вязание как метод арт-терапии
Детская психология: диагностика особенностей развития, психологическая помощь и психокоррекция
Дефектология: теория и методика преподавания в образовательной организации
Использование сказкотерапии с тревожными детьми в дошкольных образовательных организациях
Киберпсихология. Психологические основы переработки информации и поведения человека в интернете
Клиническая психология: организация реабилитационной работы в социальной сфере
Когнитивно-поведенческая терапия детей и подростков
Когнитивное развитие и творческий потенциал: сопровождение на всех возрастных этапах
Корпоративная культура как фактор эффективности современной организации
Коучинг в государственных организациях: работа с руководителями высшего звена
Коучинг в коммерческих организациях: работа с топ-менеджментом
Коучинг: основные элементы и техники
Кризисная психология: актуальные вопросы и новые методы работы
МАК: Метафорические ассоциативные карты в работе помогающего специалиста
Маркетинговые коммуникации
Массовая культура и искусство в современном обществе
Мастерство визуального контента: мобильное фото и видео редактирование
Медиация
Метод сказкотерапии в работе с детьми младшего и среднего возраста
Организация деятельности педагога-психолога в образовательной организации
Организация деятельности психолога в социальной сфере
Основы АВА-терапии
Основы гендерной психологии
Основы гештальт-терапии с практикой применения в образовательном процессе
Основы зоопсихологии
Основы имиджмейкинга
Основы коучинга как инструмент саморазвития
Основы схема-терапии: когнитивно-поведенческое направление
Основы управления контекстной рекламой: настройка, аналитика, оптимизация
Основы управления научными исследованиями и разработками
Особенности психологического консультирования при нарушениях пищевого поведения
Перинатальный психолог: психологическое сопровождение беременности, родов и послеродового периода женщины
Песочная терапия в работе с детьми
Подходы к обучению критическому мышлению и решению проблем
Принятие управленческих решений на основе анализа деятельности предприятия
Проведение эффективной конкурентной разведки
Профайлинг: основные концепции, методы и области практического применения
Профессиональное наставничество проектной команды
Профессиональные аспекты управления персоналом в подразделении интернет-маркетинга
Профессиональные основы совершенствования методов проведения фундаментальных и прикладных социологических исследований
Психодинамический подход в консультировании
Психологическая помощь детям с антивитальными переживаниями и самоповреждающим поведением методом когнитивно-поведенческой терапии
Психологическая помощь людям с различного рода зависимостями
Психологическая помощь с учетом гендерных аспектов
Психологическое консультирование в сексологии
Психологическое консультирование в спорте
Психологическое консультирование, психокоррекция, психотерапия
Психология и профайлинг: современные методы и техники в криминалистике
Психология интернет-коммуникаций: влияние социальных сетей на личность
Психология конфликта
Психология потребительского поведения: ключ к эффективному управлению розничным бизнесом
Психология самооценки и самосострадания
Психология стресса
Психолого-педагогическая диагностика и коррекция когнитивных процессов
Развитие эмоциональных и социальных навыков как ключевых компетенций в управлении карьерой
Разработка и проведение тренинга
Связи с общественностью и реклама: стратегии и инструменты влияния
Семейная психология
Система эффективного дизайна коучинговой программы
Системы менеджмента ISO 14001:2015 И OHSAS 45001:2018 разработка и интеграция
Сложные клиенты в психологическом консультировании
Современное медиапланирование
Современные маркетинговые инструменты и технологии
Современные методы арт-терапии: базовые техники
Современные методы и техники конкурентного анализа в условиях цифровой экономики
Современные методы управления на основе проектного подхода
Современные технологии и сервисы цифрового маркетинга
Современные технологии привлечения, подбора и адаптации персонала
Стратегии анализа и принятия решений
Стресс и психосоматика
Схема-терапия как способ помощи в работе с расстройствами пищевого поведения
Сценарное мастерство: понятия, жанры, анализ
Теория и методика перинатальной психологии
Теория и методика проведения научных исследований и разработок
Теория и практика психологического консультирования в сексологии
Техники продаж
Трансформационные игры как инструмент развития инновационного мышления
Управление деловой репутацией: взаимодействие с лидерами мнений
Управление человеческими ресурсами и развитие организационного потенциала
Экзистенциальная психология: техники экзистенциального подхода в психологическом консультировании
Экзистенциально-нарративный подход в исследовании личности
Экспериментальные методы исследования: виды, классификация, анализ данных
Эмоциональный интеллект- (EQ)
Эстетика виртуального общения: стилистический анализ интернет-коммуникации

Работаю в направлениях: Интегративный подход, Коучинг, Когнитивно-поведенческая терапия (КПТ), Нейролингвистическое программирование (НЛП), Психоанализ (классический), Системная семейная терапия, Экзистенциальная психотерапия, Гештальт-терапия, Гипнотерапия, Сексология, Арт-терапия.
Город: г. Москва
Регистрация: 10 лет и 2 месяца на сайте, Сейчас на сайте

Рейтинг@Mail.ru