К вопросу о технологиях формирования основ педагогического мастерства учителя

К вопросу о технологиях формирования основ педагогического мастерства учителя

К вопросу о технологиях формирования основ педагогического мастерства учителя


Румянцев С.А.

В условиях инновационного развития школы повышение эффективности обучения основано на развитии педагогического мастерства педагога. «Оптимальная педагогическая стратегия в формировании самоконтроля разграничение контролирующих и оценивающих функций взрослого и ребенка. … пока человек не достигнет способности полностью самостоятельно оценивать и направлять свое поведение» - (1). С учетом того, что ученик не имеет достаточного жизненного, педагогического опыта и соответствующего образования, целесообразно использование различных средств, облегчающих контроль обучения учителям. Таким средством может выступать различные готовые таблицы, выдаваемые учителю, с помощью которых он мог бы корректировать свои педагогические качества, как при подготовке к уроку, так и в ходе самообразования.

Очень важным в образовательном процессе является организация систематических повторений изученного материала: «повторение … необходимое условие прочного, глубокого и системного усвоения содержания обучения» - (2).

Для организации качественного и систематического повторения можно предложить использовать следующий бланк (рис 1), который печатается на листах формата А4.

Анализ ряда источников (Немов Р.С., Харламов И.Ф., Бэддели А., Бьюзон Т.) позволил выделить интервал времени необходимый для качественного сохранения в памяти ранее приобретенной информации и составить следующее утверждение: каждое последующее повторение должно быть произведено в срок не превышающий срока в 5 раз большего промежутка времени между позапрошлым и прошлым повторением (при этом первое повторение материала происходит сразу же после его изучения, а второе через 20 минут после прошлого повторения). На основе этого утверждения была составлена таблица, ставшая частью выше приведенного бланка (см. таблицу 1).

Номер по порядку. Название вопроса, берется либо из оглавления книги, либо придумывается самим учителем.

Предварительное изучение: предварительное обращение к материалу, облегчающее дальнейшее изучение.

Изучение материала.

1 (повторение сразу после изучения)

2 (через 20 минут после последнего повторения)

3 (через 1,6 часа после последнего повторения)

4 (через 7,7 часа после последнего повторения)

5 (через 1,5 суток после последнего повторения)

6 (через 7,4 суток после последнего повторения)

7 (через 1 месяц 7 суток после последнего повторения)

8 (через 5 месяцев 18 суток после последнего повторения)

9 (через 2 года 3 месяца после последнего повторения)

10 (через 10 лет 8 месяцев 13 дней после последнего повторения)

Таблица 1.

Бланк имеет 96 пронумерованных частей, каждая часть (см. таблицу 1) представляет собой область для замечаний по пунктам, вопросам, параграфам ( в среднем от 0,5 до 4 книжных или рукописных страниц). При этом отмечается время затраченное на повторение, и число последнего повторения (для этого удобно использовать датер).

Такой бланк вкладывается в каждую книжку которую человек изучает и в будущем планирует систематически повторять, или же хранится отдельно, если книжка является библиотечной.

В верхней строчке (см. таблицу 1) пишется название вопроса, либо его номер, это позволит производить повторения путем вспоминания, то есть без обращения к источнику с дальнейшей коррекцией допущенных ошибок.


Рис. 1.

Время затраченное на повторения выбирается исходя из требуемого качества знаний, по умолчанию его можно предложить считать 1/10 от времени затраченного на изучение материала, то есть получится сколько человек затратил на изучение материала, столько же в сумме он потратит на его повторение в длительном периоде.

Использование таких бланков существенно влияет на систематичность повторений, повышает качество сохранения знаний учащимися и формирует умения самоконтроля и основы педагогического мастерства учителя.


Автор: к.п.н. , магистр психологии Румянцев Сергей Александрович


Литература: 1. Педагогический энциклопедический словарь / Гл. ред. Б.М. Бим-Бад; Редкол.: М.М. Безруких, В.А. Болотов, Л.С. Глебова и др. – М.: Большая Российская энциклопедия, 2002. – 528 с.: ил.


Автор: к.п.н. , магистр психологии Румянцев Сергей Александрович

Источник: Повышение профессионального мастерства участников образовательного процесса как ведущее условие обеспечения качества образования: Материалы межрегиональной научно-практической  конференции (Пенза, 2005 г.). Часть 2 – Пенза:  ИПКиПРО, 2005. – С. 60-63.

Короткая ссылка на новость: https://psyholo.ru/~BKskb

Последние новости