Повышение качества высшего образования посредством использования социально-экономических мер воздействи

Повышение качества высшего образования посредством использования социально-экономических мер воздействи

Повышение качества высшего образования посредством использования социально-экономических мер воздействия


Антонова А.А. (студент), к.п.н. Румянцев С.А. (ст. преподаватель)


На данный момент качественное образование является достаточно актуальным для повышения конкурентоспособности специалиста на рынке труда. Образование направленно на решение комплекса задач: развивает знания, развивает природные задатки, способствует росту интеллектуального и научно-производственного потенциала общества, личности и т.д.

До 1991 года заказчиком и контролером образовательных учреждений, начиная с детского сада и заканчивая университетом, являлось государство. Сейчас перед обществом встает проблема платного образования. Внедрение платного образования приводит к тому что государство снижает свою ответственность за качество образования [3].

Анализ проблем в современном высшем образовании, позволяет сделать следующие предположения:

1. Большинство современных высших учебных заведений перешло на смешанную схему финансирования, при которой часть составляют бюджетные места, а часть приходится на платное образование. При этом плата за обучение и проживание в общежитиях растет с каждым годом. В некоторых ВУЗах вообще нет бюджетных мест или только на определенные специальности ограниченном количестве.

2. Поступить на платное обучение не очень сложно, нет большого конкурса. Обратная картина наблюдается при поступлении на бюджетные места, потому что, во-первых, их количество ограниченное, во-вторых, часть бюджетных мест занимают льготники.

3. Присутствует вероятно в некоторых частных вузах и коррупционная составляющая проблемы.

4.Качество обучения стало хуже, так как основное внимание в некоторых учреждениях вероятно направлено не на обучение хороших специалистов, знающих свое дело, не на развитие науки, а на увеличение размера прибыли. Чем больше студентов, тем больше прибыль. Как следствие в некоторых вузах студентов перестают отчислять за неуспеваемость, как следствие возможно падение качества образования и появление специалистов имеющих диплом не подкрепленный знаниями. Это в свою очередь понижает престиж диплома о высшем образовании, так как некоторые работодатели уже могут предполагать, что не все оценки из приложения к диплому на самом деле соответствуют действительным знаниям соискателя, причем под эти подозрения в той или иной мере могут подпадать все соискатели.

Таким образом, изменения в системе образования могут идти в разрез со статьей 43 конституции РФ: «каждый имеет право на образование, каждый в праве на конкурсной основе бесплатно получить высшее образование в государственном или муниципальном образовательном учреждении» [2]. Как следствие, человек не может быть лишен своего законного права на образование потому только, что у его родителей нет средств.

Сложившаяся ситуация может привести к тому, что специалистов знания которых соответствуют диплому о высшем образования может стать меньше, как следствие меньшее количество человек может быть способно вкладывать свои знания в инновации и развитие страны.

В.В. Путин отметил «доступность и качество образования прямо влияют на наши национальные перспективы» [1]. Однако анализ ситуации, позволяет предположить, что несмотря на процессы реформирования образования, происходящие внашей страны в последние годы, качество образования как центральная проблема реформирования, остается без недостаточно должного внимания.

На основе анализа различных источников [1,2,3 и др.] можно сделать следующие предложения, вероятно способные исправить ситуацию:

  1. Сократить число высших учебных заведений в России, за счет вузов не отвечающих требованиям системы высшего образования, путем создания критериев отбора, как для университетов, так и для других вузов, претендующих на статус государственных. При этом под сокращение можно предложить подвести вузы не обладающие достаточным количеством помещений, квалифицированных преподавателей, дающих фиктивные знания.

  2. Создать необходимые условия для развития научных исследований в государственных университетах. Для этого необходимо увеличить финансирование. Повысить оплату труда профессорско-преподавательского состава, соответствующую их профессиональному уровню, как следствие освободить время, затрачиваемое на работу, для проведения научных исследований.

  3. Увеличить число бюджетных мест, либо уменьшить стоимость платного образования, чтобы вузы имели возможность набирать избыточное количество студентов, чтобы иметь резервы для отчисления студентов за неуспеваемость без последующего сокращения преподавательских часов, как фактор мотивации к качественному обучению для студентов.

  4. В связи с увеличением объема знаний, ориентировать образование на подготовку специалистов к дальнейшему качественному самообразованию.

  5. Развивать образовательное программное обеспечение.

  6. Повысить стипендию до прожиточного минимума.

  7. Повысить престиж высшего образования в обществе, посредством повышения зарплат для дипломированных специалист.

Предложенные рекомендации могут позволить повысить качество образования.

Список литературы:

  1. Федеральная программа развития образования.(МАРО)//Россия-2010.- М.

  2. Конституция РФ, ст. 43.

  3. ru.wikipedia.org – анализ числа учебных заведений







Авторы: Антонова А.А. (студент), к.п.н. Румянцев С.А. (ст. преподаватель)

Источник: Молодежь. Наука. Инновации: Сборник статей Международной научно-практической конференции (Пенза, 2012 г.) – РГУиТП, 2012.




Короткая ссылка на новость: https://psyholo.ru/~w9A4K

Рейтинг@Mail.ru