А.А. Черёмина (студент), С.А. Румянцев (к.п.н.)
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПОДДЕРЖАНИЯ ПОЗИТИВНОГО ЭМОЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ У ДЕТЕЙ
г. Пенза, ФГБОУ ВО МГУТУ им. К. Г. Разумовского (ПКУ)
В настоящее время внедряются новые стандарты в детских учреждениях, в которых были заложены основные принципы дошкольного образования: [1], «полноценного проживания ребёнком всех этапов детства (младенческого, раннего и дошкольного возраста), обогащения (амплификации) детского развития;
-индивидуализации дошкольного образования;
-содействия и сотрудничества детей и взрослых, признания ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений;
-поддержки инициативы детей в различных видах деятельности;
-формирования познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности;
- возрастной адекватности (соответствия условий, требований, методов возрасту и особенностям развития);
- занятия требованиями к условиям реализации Программы, обеспечивающими социальную ситуацию развития личности ребёнка, ключевого места в структуре Стандарта» [1].
Анализ ряда источников [2,3], а также опыт профессиональной деятельности позволил разработать и предложить для использования в теории свободного воспитания следующие положения:
Ценность личности в соответствии, с которым ребенок признавался «исходным моментом», целью и результатом педагогического процесса.
Ценность детства в соответствии, с которой педагог не должен подходить к оценке периода дошкольного детства с практичными мерками. Требование «вернуть детям детство» было высказано К.Н. Вентцелем [3], в связи с превращением детских садов вместо подготовки к школе. В соответствии с этим принципом взрослые должны предоставить все условия для полноценного детства, у ребенка должна быть возможность реализовывать свои творческие идеи.
Природосообразность определяет создание условий для развития личности в соответствии ее естественной внутренней сущности.
Отечественная теория свободного воспитания ориентировала педагогов на помощь в формировании личности с учетом естественных тенденций и природных темпов ее развития.
Принцип свободы. Педагогический процесс должен исключать всякое принуждение. В детском учреждении должна быть создана атмосфера доброжелательности, веры в возможности ребенка.
Свобода выбора определяет свободу ребенка, как право «идти своей дорогой», при таком понимании свободы она неразрывно связано с ответственностью личности за совершаемый ею выбор.
Социальная среда. Необходимость изучения среды, из которой ребенок приходит в воспитательное учреждение, оказание помощи при адаптации к новым условиям, использование положительных воздействий социальной среды.
Приведем пример из опыта работы семейного детского сада, организованного супругами Вентцель [3] «Три раза в неделю 17 детей в возрасте от 3,5 до 7 лет собирались для совместных игр и занятий. Организаторы подчеркивали, что специально обучать их каким-либо работам или играм не намерены. Целью было дать детям возможность выразить свои естественные потребности в движении, деятельности, знакомстве с природой и общении с другими детьми. Эта идея была новаторской для массовой практики дошкольного воспитания, которая ориентировалась на проведение регламентированных занятий и игр» [3].
Работа детского сада была согласована между родителями и руководителями, при этом были определены приоритеты:
Развитие индивидуальности каждого ребенка.
Создание естественной доброжелательной атмосферы.
Воспитание у детей интереса друг к другу, симпатии, товарищеских отношений.
Для каждого дня было установлено определенное занятие: лепка, рисование или работа с бумагой. Но начало занятия определялось не руководительницей, а желанием детей. При рисовании детям была предоставлена полная свобода в выражении своих представлений. Проводилась систематическая работа по накоплению детьми представлений об окружающем.
Все это способствовало, по мнению родителей, полноценному проживанию детьми детства, удовлетворению естественных потребностей в движении, познании и общении. При этом обеспечивались условия для развития ребенка в соответствии с его индивидуальностью.
Сейчас особое внимание уделяется созданию условий для игры и труда. Считается, что труд детей может и должен быть не только свободным и творческим, но и общественно полезным.
А так же могут быть полезны совместные дидактические игры, которые могут помочь детям развить внимание, взаимопомощь, коммуникативность, что необходимо в развитии детей дошкольного возраста.
Мы выделили ряд игр, которые способствуют этому:
Настольные игры, цель которых научить ребенка считать, ориентироваться на карте, взаимодействовать друг с другом. («Помоги зайчику добраться до дома», «Волк и семеро козлят», «Лесенки и горки»)
Подвижные игры, цель которых удовлетворение естественных потребностей в движении, познании и общении. («Гуси волк», «Кондолы», «У медведя во бору…»)
Словесные игры, цель которых научить детей оценивать свои и чужие поступки, и почувствовать результат собственных поступков.
Например: внести игрушку и поставить перед детьми проблему
(почему кукла Маша плачет? Кто отнял у куклы Маши игрушку? Зачем забрали игрушку?) и дети смогут поделиться; кто отнял игрушку, зачем он это сделал, и как исправить ошибку, чтобы перестала плакать кукла Маша, и не был обижен тот, кто не правильно поступил.
Сюжетные игры, цель которых развивать у ребенка воображение и социализацию. («Дочки матери», «Больница», «Мы шоферы», «Мы строители»)
Художественное творчество детей, цель которых развитие творческих способностей и свобода самовыражения.
Мы считаем, что совокупность этих игр помогает развивать индивидуальность каждого ребенка, сохранить природосообразность (что заложено природой в каждом ребенке).
Подобная форма воспитания может позволить сохранить детям детство, и дать им прожить его как заложено природой.
Список литературы:
1.Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации. Приказ МИНОБРНАУКИ от 17 октября 2013 г. N 1155 (для дошкольных образовательных организаций)
2. Вентцель К.Н. Теория свободного воспитания и идеальный детский сад.
3. Шацкий С.Т. Педагогические взгляды и деятельность.
4. Вентцель К.Н. Новые пути воспитания и образования детей.