Улучшение связи теории и практики посредством структуризации учебного материала

Улучшение связи теории и практики посредством структуризации учебного материала

В настоящее время мире существует огромное количество информации. Количество информации настолько велико, что даже по большинству узких специальностей просто невозможно изучить всю имеющуюся у человечества информацию не только за 5 лет обучения в вузе, но и за всю жизнь.

Современные производство требует высококвалифицированные кадры, это накладывает на современное образование определенные требования. Современное образование должно быть прочным, обеспечивать знания специалисту на весть срок его профессиональной деятельности, обеспечить наличие у выпускника вуза навыков его профессиональной деятельности, и научить работать с обширными источниками информации. Также необходимо чтобы знания полученное в вузе было практически применимыми.

Можно предложить следующую структуризацию получаемых студентами знаний по каждой теме: 1. Теоретическая часть. Здесь должна быть раскрыта используемая терминология, основные теоретические моменты, позволяющие специалисту ориентироваться в данной области, также общая теоретическая информация. 2. Практическая часть. Здесь можно предложить давать примеры и способы решения профессиональных задач, конкретные советы по решению профессиональных проблем, чтобы после обучения в вузе и начала профессиональной деятельности специалист мог бы открыть учебные материалы оставшиеся после обучения в вузе и применить знания конкретно на практике, без сложной умственной обработки. Также здесь же можно разместить профессиональные задачи, на которых студент мог бы потренироваться в нахождении решений в каждой конкретной жизненной ситуации. 3. Для внесения мотивации в обучение в 3й части можно предложить знания по темам интересным, по мнению преподавателя, именно в данной социальной группе. 4. Научная часть. Здесь можно раскрыть направления развития науки, новые веяния и т.д.

Каждый пункт при такой структуризации материала можно предложить тоже разбить на 2 части. В 1й части можно раскрыть общие моменты, то есть материал в общем, охватывающий все случаи, и частности, то есть все или часть возможных частных случаев.

Очень важно чтобы данные полученные в вузе знания сохранились на всю жизнь специалиста, для этого можно предложить конкретную систему повторений которую студент мог бы использовать в течении всей жизни.

К сожалению, вузовский курс не может охватить, раскрыть полностью все моменты решения профессиональных задач, поэтому необходимо, чтобы студент, получив в вузе не только навыки профессиональной деятельности, но и навыки эффективного самообучения.

Очень часто в современному специалисту в ходе своей профессиональной деятельности приходится иметь дело с вопросами, выходящими за пределы его профессиональных знаний. В XXIв. перегруженном информацией большинство хороших специалистов не можгут позволить себе тратить много времени на изучение предметов отличающихся от его узкой специальности, здесь и играет колоссальную роль правильная и эффективная структуризация материала.

Для эффективной структуризации материала и быстрого поиска информации, можно предложить снабжение учебных пособий оглавлениями различной глубины, наличие тематических сносок и т.д. При этом материал должен быть хорошо структурирован, поэтому можно предложить оформление материала в виде списков, причем списки должны быть удобными для использования. «Кратковременную память характеризует ... объ­ем. Он ... равен от 5 до 9 единиц информации ...» (Немов). Поэтому для повышения скорости работы с материалом можно преложить составлять и использовать списки, не превышающие кратковременную память человека, то есть 1-7 элементов в списке.

Лучше если информация будет перед глазами при решении профессиональных задач, поэтому можно предложить использовать в учебных пособиях конкретные таблицы, мозговые карты систематизирующие и рассматривающие материал с разных сторон. Поэтому при создании учебных и практических пособий можно порекомендовать делать большое количество съемных приложений к каждому из учебно-практических и практических пособий, из картона синтетических материалов, хорошо структурированных, выделенных различными цветами, разбитых в списки или таблицы.

Для структуризации и удобства использования информации огромную помощь могут оказать современные информационные технологии, позволяющие очень качественно оформить и структурировать материал, при помощи различных издательских систем и редакторов. Информационные технологии позволяют структурировать огромное количество книг (100-30000 на одном лазерном диске – это примерно 9млн печатных страниц) по конкретной узкой специальности и оформить их в удобном виде. Можно предложить создать институт по созданию таких обширных информационных энциклопедий - группу вместе работающих педагогов, психологов, программистов. Их деятельностью может служить создание таких энциклопедий для каждой профессии, одной такой энциклопедии хватит на изучение на всю жизнь большинству профессионалов, а удобный поиск необходимой в данный момент информации может стимулировать самообучение и дальнейшее повышение квалификации специалиста. Такие информационные технологии при правильном составлении значительно могут ускорить работу каждого специалиста, позволяя ему практически мгновенно находить интересующую и необходимую ему именно в данный момент информацию. Получается, что каждый конкретный практический момент специалиста подкрепляется единовременно необходимой и расширяющей кругозор в данной профессии теоретической информацией, также необходимая для корректного практического случая профессиональной деятельности информация может быть легко найдена. Теория, единовременно подкрепленная практикой, и практика, единовременно подкрепленная теорией, могут значительно повысить качества знаний и умений специалиста.

Такой подход может значительно улучшить качество и производительность труда, того или иного специалиста.

Автор: к.п.н. , магистр психологии Румянцев Сергей Александрович

Короткая ссылка на новость: https://psyholo.ru/~12nGy

Рейтинг@Mail.ru