Универсальная система изучения учебного материала

Универсальная система изучения учебного материала

Универсальная система изучения учебного материала.


Человек в современном мире окружен огромным числом информации. Двадцать первый век накладывает все большие требования к образованию человека. Уровень знаний требуемых от людей растет с каждым днем. Современная школа обеспечивает учащихся общими знаниями, средние и высшие специальные учебные заведения обеспечивают студентов специальным образованием. Каждый день учащиеся получают довольно большое число информации, от них требуют знания, но никто в большинстве случаев их конкретно не обеспечивает знаниями о том как им нужно заучивать данный материал. Большинство методом проб и ошибок сами вырабатывают для себя алгоритм изучения материала, многие просто читают лекции; те кто действительно хотят эффективно улучшить качество заучивания материла обращаются к педагогической литературе и литературе рассматривающие проблемы и законы памяти человека. Такой литературы много в каждом книжном магазине, каждой библиотеке, но что оказывается практически ни в одном источнике нет конкретного универсального алгоритма, плана изучения того или иного материала, почти во всех источниках раскрывающих вопросы памяти приводится в основном теории памяти и некоторые общие рекомендации по изучению материала и обучению. Для того чтобы самостоятельно выделить такой алгоритм из большого числа источников необходимо потратить на это много времени, некоторые вообще бросают эту затею.

Проанализировав ряд источников (см. список литературы) затрагивающих вопросы памяти можно выделить такую примерную универсальную систему обучения.


Основной алгоритм такого обучения можно условно разделить на две части:

1) Знакомство, изучение, заучивание, закрепление материала.

2) Сохранение и дополнительное закрепление знаний.

Очень важно чтобы этот алгоритм не воспринимался как нечто не движимое , этот алгоритм надо воспринимать мобильно исходя из каждого конкретного случая.

1) Знакомство, изучение, заучивание, закрепление материала.

Изучение можно разделить условно на 3 этапа:

1,1) Знакомство с материалом.

1,2) Предварительная проучка проработка материала.

1,3) Окончательная проучка.

1,4) Закрепление.

Здесь в каждом конкретном случае определенные пункты должны пропускаться.

1,1) Знакомство с материалом – это может быть урок в школе, лекция в вузе и т.п. Если материал очень простой этот пункт может стать одновременно и 3-м пунктом. При самостоятельной проучке учебного материала этот пункт может быть условно опущен.

1,2) Предварительная проучка, проработка материала.

1.2.1) «непроизвольное запоминание может оказаться эффективнее произвольного» - (5,1). «..запоминание , включенное в какую-нибудь деятельность, оказывается особенно эффективным, вскрывает характер зависимости запоминания от деятельности, в ходе которой оно совершается» - (5.2). «Рациоанльное распределение повторений содействует и более экономичному заучиванию, и более длительному запоминанию» - (5.3). Из выше сказанного следует что при предварительной проучке следует использовать непроизвольное запоминание (Например при изучении той или иной программы на компьютере следует после ознакомления с учебным материалом не просто начать учить его, а лучше выбрать себе какой-нибудь учебный проект и выполнить его). Здесь необходимо осторожно подходить к такому виду проработки материала, чтобы защитить себя от бестолковой траты времени.

1.2.2) «Материал лучше запоминается в том случае если,… при заучивании материала он внимательно прочитывается минимальное количество раз с разбивкой на смысловые фрагменты и затем воспроизводится путем активных повторений, повторений с подглядыванием». «При концентрированном запоминании знания переходят в оперативную, кратковременную память и быстро забываются. Рассредоточенное же запоминание способствует переводу знаний в память долговременную» - (4.2). Следовательно, при невозможности использования непроизвольного запоминания одним из наиболее эффективным методом является метод предварительного заучивания, которое растянуто во времени проучка с использованием активных повторений.

1.2.3) сюда возможно включение и других медодов изучения материала, главное чтобы выполнялось (4.2). Это такие пункты как проработка лекций с подчеркиванием, выделением главной мысли, систематизация материала, проработка на ЭВМ с целью придания наглядности и так далее.

1,3) Окончательное заучивание.

При предварительной проучке особенно 1-м способом возможно что какие-нибудь важные моменты материала были упущены в применении и следовательно нужно их найти и выучить именно для этого можно выделить этот пункт – окончательное заучивание. После этого заучивания материал должен быть уже полностью усвоен и легко воспроизводиться при необходимости. При этом наиболее целесообразно использовать заучивание с воспроизведением материала ( «лучшим средством запоминания изученного материала является его активное воспроизведение» - (4.2)).

4) Дополнительное закрепление материала может понадобиться когда материал особенно трудный, а также когда при заучивании были нарушены законы эффективного запоминания и заучивание было недостаточно глубоким («Знании, полученные с помощью простого зубрения, почти неизбежно забываются совершенно бесследно. У.Джеймс» - (6.1). При дополнительном закреплении можно исправить подобную ошибку).

2) Сохранение и дополнительное закрепление знаний.

Теперь второй пункт. То есть мы имеем уже заученный, разобранный материал нам необходимо обеспечить его сохранность в течение всей остальной жизни.

Известно что в большом количестве случаев большинство видов материала после проучки без дальнейшего повторения и использования не вспомнится полноценно – «…. не повторяющиеся эпизоды показывали выраженное забывание в течение четырех лет (забывалось 65 процентов материала)» - (3.1).

Для того чтобы полноценно сохранить материал в памяти необходимо либо использовать, либо повторять проработанный материал. В школе 10 лет, обучение в вузе 5 лет прежде чем человек сможет полноценно использовать то чему его научат в школе и вузе пройдет 15 лет. Следовательно, либо использование учебного материала должно быть предусмотрено в течение всего периода обучения либо он должен повторяться. «Припоминание события способствует его повторению и снижает темп забывания. …

Даже однократной проверки было достаточно, чтобы снизить забывание, в то время как эпизоды, проверенные четыре и более раз, показывали вероятность забывания в течение четырех лет всего лишь порядка 12 процентов, что могло служить дополнительным свидетельством эффективности постоянного напоминания для сохранения воспоминания». – (3.1).

В книгах «Как улучшить память» автор составитель А.Е.Польский Минск ХАРВЕСТ 2002год и Тони Бьюзен «Супер-память. Как быстро добиться серьезных успехов в развитии памяти» ПОПУРИ Минск 2003 предлагается следующие схемы повторений:

1) «

повторение

время

первое

сразу после прочтения

второе

через 20м после прошлого повторения

третье

через 8 часов

четвертое

через сутки ( лучше перед сном).

» -(1.1).

2). «1-й повтор 10 минут, 2-й повтор 24 часов, 3-й повтор 1 неделя, 4-й повтор 1 месяц, 5-й повтор 6 месяцев.» -(2.1).

Проанализировав эти моменты можно вывести новую схему повторений:

повторение

время

1

сразу после проучки

2

10-20 минут после прошлого повторения

3

через 8 часов (важно чтобы было в день проучки, если невозможно то хотя бы просто перед сном).

4

через сутки

5

через неделю

6

через месяц

7

через шесть месяцев.


Если записать полученные промежутки времени в часах, то получим следующий ряд чисел: 0; 0,166-0,3330,25; 8; 24; 168; 744; 4464. График повторений будет иметь вид:

32; 3; 7; 4,43; 6 – это отношения последующего и предыдущего срока. Если исключить из этого ряда первое число, так как оно очень сильно выделяется из ряда и является особым случаем.

Полученный ряд 3; 7; 4.43; 6. Среднее арифметическое этих чисел 5, получается, что каждый последующий срок повторения превышает предыдущий примерно в 5 раз. Таким образом, логически продолжив прошлую таблицу, получим следующее ее продолжение, из расчета на всю жизнь человека;

8

через 2,5 года

9

через 12,5 лет

10

через 62,5 лет

Новый график будет иметь вид:

Таким образом, получается, что 10 повторений достаточно чтобы гарантированно помнить проученный материал всю жизнь (этот материал после 10 повторения сохранится в памяти до 480лет). Это конечно имеет приближенный характер и требует исследований для каждого конкретного материала (предмета, типа материала, логичности материла, заинтересованности изучающего в материале и так далее). Все же эта общая картина проста для применения человеком в течение всей жизни и с определенным процентом точности обеспечивает качество знания материла и главное человек, который будет пользоваться этой системой обучения, будет четко знать, когда ему нужно, что-либо повторить.

«важно не просто прочитать текст, а повторить его, хотя бы мысленно»-(1;2). «Повторение может быть двух родов, из которых одно мы называем активным, а другое пассивным… Активное повторение состоит в том что ученик самостоятельно, не воспринимая впечатлений из внешнего мира, воспроизводит в самом себе следы воспринятых прежде представлений. Это активное повторение гораздо действеннее пассивного…Ушинский…» - (4.1). Из этих высказываний следует что для повторений наиболее целесообразно использовать воспроизведение материала с последующим исправлением ошибок воспроизведения.


Таким образом из первых двух пунктов мы можем составить следующий план заучивания материала при помощи которого любой человек даже никогда не изучавший педагогику и психологию сможет полноценно и с экономией времени и сил заучить и сохранить необходимый ему учебный материал:

Заучивание материала.

1)Ознакомление с материалом.

Лекция, практика, предварительное чтение, урок и так далее.


2)Предварительное заучивание материала.

Должно быть растянуто на длительный срок – от нескольких дней и более.

Метод:

использование непроизвольного запоминания.

метод активных повторений

проработка лекций с подчеркиванием

систематизация материала

проработка на ЭВМ

и другие.

3)Окончательное заучивание учебного материала.

Полное заучивание материла, после этого учебный материал должен легко воспроизводится.

Метод: активное воспроизведение.


4)Закрепление материала.

Исправление нарушений эффективного запоминания.

Метод: как во 1-м, 2-м и 3-м пункте.

Сохранение заученного материала.

1 повторение

сразу после полного заучивания

2 повторение

10-20 минут после прошлого повторения

3 повторение

через 8 часов (важно чтобы было в день заучивания, если невозможно то хотя бы просто перед сном).

4 повторение

через сутки

5 повторение

через неделю

6 повторение

через месяц

7 повторение

через шесть месяцев.

8 повторение

через 2,5 года

9 повторение

через 12,5 лет

10 повторение

через 62,5 лет

Замечания:

При использовании этой таблицы необходимо исходить из каждого конкретного случая и не использовать ее как догмат. (Например при активном использовании в течение жизни заученного материала такую часть этой системы обучения как сохранение можно вообще опустить так как материал уже активно и регулярно повторяется).

Для эффективного использование этой таблицы необходимо использовать и законы эффективного обучения.


«Универсальным средством и главным способом формирования системы научных знаний является определенным образом организованное обучение» - (7.1). «Большую регулятивную и стимулирующую роль в обучении играет осуществление контроля за качеством овладения изучаемым материалом и побуждение … к самоконтролю» - (4.3). Для регулирования правильного и своевременного использования данной таблицы можно предложить разбивать изучаемый материал на смысловые единицы вопросы (например 1-4 страницы печатного текста) и записывать время заучивания и повторения в специальную тетрадку или файл на компьютере и регулярно проверять не подошло ли время повторить материал.

Такая система обучения проста в применении любым школьником если он будет иметь перед глазами выше приведенную таблицу и контролировать свое обучение.

Что важно использование такой системы обучения обеспечит гарантированное знание всего материла и аббитуриент скажем поступая в вуз сможет четко сказать какой материал он четко и что важно системно и последовательно знает. При необходимости он сможет расширить какой-либо вопрос без лишней траты времени на ту или иную проработку уже когда-то заученного материала. Если ввести такие записи в школе у учителя появится новый вид контроля за знаниями учащихся. Тетрадки для таких записей можно распечатывать в типографии в виде первой колонки приведенной таблицы и пустой второй колонки для каждого вопроса с последующим занесением во вторую колонку записей в виде текущей даты, затраченного времени, и даты намечающего следующего необходимого обращения к данному учебному вопросу.

Такие таблицы можно будет прилагать к учебникам, рабочим тетрадям, к лекциям, просто использовать в школе, вузе.


Используемая литература:

«Как улучшить память» автор составитель А.Е.Польский Минск ХАРВЕСТ 2002год. 1) стр.105.2)стр.104.

Тони Бьюзен «Супер-память. Как быстро добиться серьезных успехов в развитии памяти» ПОПУРИ Минск 2003. 1) стр.90.

Алан Бэддели «Ваша Память. Руководство по трунеровке и развитию» ЭКСМО-ПРЕСС 2001. 1) стр.123.

И.Ф.Харламов «Педагогика» Москва ЮРИСТЪ 1997 год. 1) стр.152. 2) стр.153.3) стр.160.

С.Л.Рубинштейн «Основы общей психологии» С-П,Москва, Харьков, Минск ПИТТЕР 2002. 1) стр.273. 2) стр.274.3) стр.276.

А.А.Реан, Н.В.Бордовская, С,И.Розум «Психология и педагогика» С-П,Москва, Харьков, Минск ПИТТЕР 2000. 1) стр 90.

7. И.П.Подласый «Педагогика» Москва ВЛАДИС 2000. 1) стр.451.





Автор: к.п.н. , магистр психологии Румянцев Сергей Александрович
Короткая ссылка на новость: https://psyholo.ru/~HVCMI

--> !!!!!!!!!!!! Получить консультацию ПСИХОЛОГА: просто напишите в Telegram по номеру:+7 977 922 25 37 (консультация по видеосвязи 5к в час)

Психолог • КПТ • ПСИХОАНАЛИТИК • НЛП • Магистр психологии • Кандидат наук
Москва лично или Онлайн-консультации

Приветствую вас! Рад, что вы здесь.

Меня зовут Сергей Румянцев — я профессиональный психолог, психоаналитик, магистр психологии и кандидат наук. Почти 20 лет я в профессии. Преподавал психологию в вузе, обучал будущих психологов, а последние 10+ лет исключительно работаю в индивидуальном консультировании, помогая людям.

Работаю в интегративном подходе: в основном использую
КПТ, НЛП, коучинг, психоанализ, арт-терапия, экзистенциальный и семейный подход, менторинг, гипнотерапия — всё в зависимости от вашего запроса и особенностей.

🎓 Образование и опыт

- С 2003 года работал на факультете «Психология».
- С 2006 года — аспирантура факультета "Психология" и преподавание.
- После получения учёной степени — доцент в госвузе, преподавал весь курс психологии и консультирования (в том числе действующим психологам-заочникам).
Более 15 лет частной практики, консультирую, помогаю людям.

Я учёный. История психологии разворачивалась на моих глазах — я участвовал в ней как преподаватель, исследователь, практик и лектор.

Образование

🎓 Высшее психологическое образование: МГУ ТУ (г. Москва), ПГПУ
🎓 Аспирантура факультета "Психология", кандидат наук
🎓 Десятки курсов, переподготовок и повышений квалификации по направлениям:
КПТ, НЛП, коучинг, психоанализ, гипноз, семейная терапия и др.

-----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Мой подход

Использую современные методы психологического консультирования, комбинирую и интегрирую их под клиента.
Чаще всего применяю КПТ.
Полезны также: Арт-терапия (в качестве заданий), НЛП и коучинг, Экзистенциальная психология, Психоанализ и Гештальт-психология, Гипноз. Комбинация методов позволяет всесторонне рассмотреть проблему и решить поставленные задачи.

Я работаю экологично и бережно, полная конфиденциальность

Со всем кругом интересующих вас вопросов — с уважением к вашим ценностям и взглядам.
В рамках коучинга — при вашем запросе и желании, могу также дополнительно, помимо консультирования, дать прямые рекомендации и направить саморазвитие в наиболее эмоционально-оптимальном направлении.

----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Направления консультирования:

- гармонизация эмоциональных состояний

- поиск партнёра, одиночество

- межполовые отношения и коммуникации

- коучинг поиска партнёра (мужчины и женщины)

- отношения в паре, конфликты, ревность, абьюз

- осознание и устранение ограничивающих убеждений

- проработка травм, последствий манипуляций

- отсутствие друзей, токсичные связи

- саморазвитие, рост, смысл жизни

- восстановление ресурса, мотивация

- уверенность, самооценка, принятие себя

- работа с агрессией, тревогой, виной, обидой

- антиманипулирование и управление границами

- навязчивые мысли, внутренние конфликты

- технологии пикап-коучинга (в том числе с научной базой)

- и многое другое — по вашему запросу

-----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Связь Telegram / WhatsApp: +7 977 922 25 37 - просто напишите в мессенджере

-----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Можете подробно описать вашу ситуацию — я отвечу, работаю ли в нужном направлении. Конфиденциальность — гарантирована.

🎁 Бесплатная установочная онлайн-сессия (20 минут). Напишите в мессенджере, что вы на бесплатную установочную сессию — и мы согласуем время.
Это взаимно полезная беседа, чтобы определить комфорт и формат.

Разовые консультации — также доступны

Онлайн и очно
Личный приём — Москва, м. Шаболовская, район Нескучного сада, Академии наук

-----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Дополнительный формат: «Психолог на связи» — сопровождение в чате

Иногда одной сессии в неделю — недостаточно.
Я предлагаю дополнительный формат, который уже помог многим клиентам:
сопровождение в переписке через Telegram или WhatsApp.

Что это такое:

Вы пишете в момент, когда нужно

Я отвечаю вдумчиво, в течение 24 часов

Можно задавать вопросы, делиться мыслями, получать рекомендации

Это полноценное психологическое сопровождение

Включает коучинговую составляющую и поддерживающий анализ

Подходит:

- тем, кто хочет быть услышанным здесь и сейчас
- тем, кто предпочитает текстовое общение
- тем, кто пока не может посещать сессии, но хочет двигаться

Стоимость: 14 000 ₽ в месяц (или 5000 р в неделю)
(≈ менее 470 ₽ в день за профессиональное внимание и поддержку)

Подключение — через Telegram:+7 977 922 25 37

-----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Помимо приложенных к анкете прошел, дополнительное образование и приобрел профессиональные компетенции с выдачей диплома в рамках повышения квалификации и профессиональной переподготовки по направлениям:

Психотерапевтические подходы и консультирование:

Психологическое консультирование, психокоррекция, психотерапия

Кризисная психология

Психодинамический подход

Когнитивно-поведенческая терапия

Схема-терапия

Экзистенциальная и экзистенциально-нарративная психология

Теория и практика консультирования в сексологии и спорте

Семейная психология

Особенности работы с пищевыми и поведенческими расстройствами

Песочная терапия

Сказкотерапия

Дефектология

Психологическая помощь с тревожностью, самоповреждением

Перинатальная психология

Основы АВА-терапии

Арт-терапия и творческие методы:

Арт-терапия

Метафорические ассоциативные карты (МАК)

Библиотерапия

Вязание как метод арт-терапии

Сценарное мастерство и трансформационные игры

Личностное развитие и эмоциональная сфера:

Эмоциональный интеллект

Психология самооценки и самосострадания

Психология стресса и психосоматика

Психология конфликта

Гендерная психология

Имиджмейкинг и эстетика виртуального общения

Психология и технологии:

Киберпсихология

Психология интернет-коммуникаций

Психология потребительского поведения

Профайлинг и психология в криминалистике

Коучинг, коммуникации и управление:

Коучинг в государственных и коммерческих организациях

Основы коучинга и дизайн коучинговой программы

Медиация и антикризисные коммуникации

Маркетинговые и управленческие стратегии

Управление человеческими ресурсами

Agile и современные подходы к управлению проектами

-----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

ПОДРОБНО:

Получил высшее психологическое образование в государственном вузе, также закончил очную аспирантуру факультета психологии (3 года) государственного университета.
Прошёл очно-вечернюю длительную проф. переподготовку, очное обучение на факультете дополнительных педагогических профессий (психология) государственного вуза (3 года, с 2002 года).
Прошёл разнообразное обучение (переподготовки, повышения квалификации) по различным направлениям консультирования.

Имею официальные дипломы, подтверждающие право ведения профессиональной деятельности в области различных направлений психологии. Являюсь магистром психологии, имею учёную степень кандидата наук.

Использую современные методы психологического консультирования, комбинирую и интегрирую различные методы. Чаще всего в большинстве случаев более всего подходит КПТ. Очень часто оказываются полезны, в целях рекомендаций по самокоррекции различные направления арт-терапии в качестве заданий, НЛП и коучинг. Реже но достаточно часто применяется экзистенциальная психология, НЛП, психоанализ и гештальт-психология для поиска первопричин. Особую роль играет Гипноз и НЛП, которые могут оказаться стратегически и глубоко эффективными. Использование различных методов психологического консультирования позволяют всесторонне рассмотреть проблему и решить поставленные задачи.

Экологично работаю со всем кругом интересующих Вас вопросов и тем, бережно и с чуткостью к Вашим особенностям, ценностям, взглядам и убеждениям. Помимо психологического консультирования, по своим темам могу дать при вашем желании и запросе в рамках коучинга прямые рекомендации и направить саморазвитие по наиболее эмоционально-оптимальному пути.

Направления консультирования:
- гармонизация эмоциональных состояний;
- поиск партнера, одиночество;
- меж половые отношения и коммуникации;
- коучинг поиска партнера для мужчин и женщин - то есть могу консультировать, научить и руководить в процессе коррекции использования технологий и саморазвития (конкретные кейсы или общее саморазвитие в направлении), либо проработаем опыт, либо научу видеть и отличать технологии (на конкретных Ваших кейсах), чтобы иметь возможность поддаваться или противостоять, чтобы избежать обмана и манипуляций и управлять своей жизнью; а также проработка последствий и травм;
- отношения в паре, конфликты, проблемы в паре, проработка ревности, проработка абьюзивных отношений;
- помогу увидеть, осознать, услышать и ощутить причины, ограничивающие возможность достижения счастья и построения здоровых отношений, а также вы сможете устранить эти ограничения и наконец начать осознанно двигаться к конструированию счастливых отношений;
- отсутствие друзей, проработка токсичности;
- гармонизации личности и достижение счастья;
- расстановка локальных приоритетов и сложный стратегический выбор;
- развитие уверенности в себе, улучшение самооценки или наоборот коррекция самооценки, в процессе поиска и коррекции деструктивных мешающих убеждений;
- вы сможете полюбить и принять себя, или скорректировать свое отношение к людям, для улучшения отношений;
- саморазвитие, личностный рост, улучшение качества жизни;
- коррекция эмоциональных переживаний;
- возвращение в ресурсное состояние и обретения смысла жизни,
- мотивация, стимуляция интереса, что может позволить оптимизировать работу мозга;
- помогу разобрать и избавиться от навязчивых мыслей;
- работа с агрессией;
- разрешение конфликтов;
- помогу изыскать психологические ресурсы для продвижения к Вашим целей и исполнению желаний;
- оптимизации саморазвития;
- антиманипулирование;
- вы сможете осознать свои ограничивающие убеждения, а также проработать и освободиться от них, и начать эффективно влиять на свою жизнь;
- мы сможем проработать негативные эмоции, чувства, опыт, мешающие радоваться жизнью: грусть, страхи, гнев, вину, тревогу, стыд;
- осознать причины конфликтов, перестать беспокоиться и встать над ситуациями;
- помимо консультирования уже в рамках обучения: Хорошо владею, могу видеть, выявлять, обучать, тренировать использованию в качестве ведущего или ведомого для обоих полов технологий поиска партнера - пикап коучинг -это НЛП технологии и технологии взаимоотношений особой направленности, основанное на развитии интуиции и эмпатии, с огромным накопленным энтузиастами интересным опытом, кладезь знаний которые можно перенести в науку, собственно говоря поэтому я эту тему и разрабатываю с научно-практической точки зрения;
- и любые другие вопросы при желании.

-----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Дополнительные курсы:

Agile: основы гибкого управления проектами
Антикризисные коммуникации: как сохранить репутацию
Базовый курс по нарративному подходу в психологии
Библиотерапия как метод психологической коррекции
Вязание как метод арт-терапии
Детская психология: диагностика особенностей развития, психологическая помощь и психокоррекция
Дефектология: теория и методика преподавания в образовательной организации
Использование сказкотерапии с тревожными детьми в дошкольных образовательных организациях
Киберпсихология. Психологические основы переработки информации и поведения человека в интернете
Клиническая психология: организация реабилитационной работы в социальной сфере
Когнитивно-поведенческая терапия детей и подростков
Когнитивное развитие и творческий потенциал: сопровождение на всех возрастных этапах
Корпоративная культура как фактор эффективности современной организации
Коучинг в государственных организациях: работа с руководителями высшего звена
Коучинг в коммерческих организациях: работа с топ-менеджментом
Коучинг: основные элементы и техники
Кризисная психология: актуальные вопросы и новые методы работы
МАК: Метафорические ассоциативные карты в работе помогающего специалиста
Маркетинговые коммуникации
Массовая культура и искусство в современном обществе
Мастерство визуального контента: мобильное фото и видео редактирование
Медиация
Метод сказкотерапии в работе с детьми младшего и среднего возраста
Организация деятельности педагога-психолога в образовательной организации
Организация деятельности психолога в социальной сфере
Основы АВА-терапии
Основы гендерной психологии
Основы гештальт-терапии с практикой применения в образовательном процессе
Основы зоопсихологии
Основы имиджмейкинга
Основы коучинга как инструмент саморазвития
Основы схема-терапии: когнитивно-поведенческое направление
Основы управления контекстной рекламой: настройка, аналитика, оптимизация
Основы управления научными исследованиями и разработками
Особенности психологического консультирования при нарушениях пищевого поведения
Перинатальный психолог: психологическое сопровождение беременности, родов и послеродового периода женщины
Песочная терапия в работе с детьми
Подходы к обучению критическому мышлению и решению проблем
Принятие управленческих решений на основе анализа деятельности предприятия
Проведение эффективной конкурентной разведки
Профайлинг: основные концепции, методы и области практического применения
Профессиональное наставничество проектной команды
Профессиональные аспекты управления персоналом в подразделении интернет-маркетинга
Профессиональные основы совершенствования методов проведения фундаментальных и прикладных социологических исследований
Психодинамический подход в консультировании
Психологическая помощь детям с антивитальными переживаниями и самоповреждающим поведением методом когнитивно-поведенческой терапии
Психологическая помощь людям с различного рода зависимостями
Психологическая помощь с учетом гендерных аспектов
Психологическое консультирование в сексологии
Психологическое консультирование в спорте
Психологическое консультирование, психокоррекция, психотерапия
Психология и профайлинг: современные методы и техники в криминалистике
Психология интернет-коммуникаций: влияние социальных сетей на личность
Психология конфликта
Психология потребительского поведения: ключ к эффективному управлению розничным бизнесом
Психология самооценки и самосострадания
Психология стресса
Психолого-педагогическая диагностика и коррекция когнитивных процессов
Развитие эмоциональных и социальных навыков как ключевых компетенций в управлении карьерой
Разработка и проведение тренинга
Связи с общественностью и реклама: стратегии и инструменты влияния
Семейная психология
Система эффективного дизайна коучинговой программы
Системы менеджмента ISO 14001:2015 И OHSAS 45001:2018 разработка и интеграция
Сложные клиенты в психологическом консультировании
Современное медиапланирование
Современные маркетинговые инструменты и технологии
Современные методы арт-терапии: базовые техники
Современные методы и техники конкурентного анализа в условиях цифровой экономики
Современные методы управления на основе проектного подхода
Современные технологии и сервисы цифрового маркетинга
Современные технологии привлечения, подбора и адаптации персонала
Стратегии анализа и принятия решений
Стресс и психосоматика
Схема-терапия как способ помощи в работе с расстройствами пищевого поведения
Сценарное мастерство: понятия, жанры, анализ
Теория и методика перинатальной психологии
Теория и методика проведения научных исследований и разработок
Теория и практика психологического консультирования в сексологии
Техники продаж
Трансформационные игры как инструмент развития инновационного мышления
Управление деловой репутацией: взаимодействие с лидерами мнений
Управление человеческими ресурсами и развитие организационного потенциала
Экзистенциальная психология: техники экзистенциального подхода в психологическом консультировании
Экзистенциально-нарративный подход в исследовании личности
Экспериментальные методы исследования: виды, классификация, анализ данных
Эмоциональный интеллект- (EQ)
Эстетика виртуального общения: стилистический анализ интернет-коммуникации

Работаю в направлениях: Интегративный подход, Коучинг, Когнитивно-поведенческая терапия (КПТ), Нейролингвистическое программирование (НЛП), Психоанализ (классический), Системная семейная терапия, Экзистенциальная психотерапия, Гештальт-терапия, Гипнотерапия, Сексология, Арт-терапия.
Город: г. Москва
Регистрация: 10 лет и 2 месяца на сайте, Сейчас на сайте

Рейтинг@Mail.ru